Марина Гусева
Проект «Занимательная математика на песке» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Современная психолого-педагогическая наука неоспоримо доказала, что усвоение системы математических знаний оказывает существенное влияние на умственное и психическое развитие дошкольника; определила, что для детей дошкольного возраста овладение элементарными математическими знаниями имеет познавательное, образовательное значение, а также является одним из условий готовности ребёнка к школьному обучению (А. М. Леушина, Т. В. Тарунтаева и др.).
Публикация «Проект „Занимательная математика на песке“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Математика. Проекты
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Проекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2019
В условиях развития вариативности и разнообразия дошкольного образования в последнее десятилетие происходит внедрение в практику работы дошкольных образовательных учреждений альтернативных образовательных программ и технологий, реализующих различные подходы к вопросам образования и развития ребенка дошкольного возраста. Кроме этого федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования требуют “принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей”, о котором говорится в п. 2.4 федеральных требований. Интеграцию можно реализовать по-разному, но базироваться она должна на самом близком для дошкольника – на игре. А что может быть ближе, чем игра в песок. Песок – необыкновенно приятный материал. Когда мы погружаем руки в сухой песок, появляется нечто похожее на рябь на воде, рождается образ пустыни. Смешанный с водой, песок темнеет и приобретает качества земли. В это время ему можно придать форму.
Во время игр с песком и водой происходит реальное «проживание», проигрывание, проговаривание, пересказ всевозможных ситуаций, а это упрощает процесс понимания, усвоения, запоминания. На основе этого принципа осуществляется взаимный переход воображаемого в реальное и наоборот. А ещё игры с песком насыщены разными эмоциями: восторгом, удивлением, волнением, радостью. Я считаю, что всё это дает возможность использовать игры с песком для развития, обогащения познавательного интереса ребенка; т. е. использовать технологию «Игры с песком» для ФЭМП. Кроме этого, игры с песком и водой помогают дошкольникам не бояться совершения ошибок, от которых, как известно, не застрахован никто. Как часто мы наблюдаем нервное беспокойство ребенка, если он что — то нарисовал или написал на листе неправильно!
Ему хочется сразу перевернуть листок, стереть ошибку резинкой или зачеркнуть «неправильное» так сильно, чтобы его не стало видно. В работе с песком все проще : если ты сделал что — то не так, проведи ладошкой по песку и начни сначала. Это свойство песка особенно полезно ведь дети не будут нервничать, бояться сделать ошибку, а будут с интересом и удовольствием участвовать в образовательной деятельности.
Кроме этого:
- через игры с песком существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать;
- мощно развивается «тактильная» чувствительность;
-формируются игровые и коммуникативные навыки ребенка;
- в играх с песком интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, а также речь и моторика;
- песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, помогает снять напряжение.
Доказано, что дети, которые активно играли в детстве в песке, чаще вырастают уверенными и успешными взрослыми.
Поэтому перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу дает дополнительный эффект. С одной стороны, существенно повышается мотивация ребенка к занятиям. С другой стороны, более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов.
Вид проекта :
1. По количеству участников: групповой.
2. По доминирующей в проекте деятельности : игровой, исследовательский;
3. По содержанию: естественно - научный, социально-педагогический;
4. По контингенту участников: дети дошкольного возраста (старшая, подготовительная группа).
5. По характеру контактов: в рамках группы.
Продолжительность проекта : долгосрочный (сроки реализации проекта-учебный год).
Участники проекта : дети старшей группы, воспитатели, родители
Цель проекта : Формирование элементарных математических представлений, развитие познавательной активности, исследовательской деятельности, интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста посредством использования технологии «Игры с песком».
Задачи проекта по образовательным областям
ОО «Социально – коммуникативное развитие»
1. Развитие детской самостоятельности и инициативы, стремления к активной деятельности.
2. Вызывать стремление поддерживать чистоту и порядок в группе, соблюдать правила безопасного поведения во время игр с песком.
3. Развивать внимание, умение понимать поставленную задачу, воспитывать усидчивость.
ОО «Познавательное развитие»
1. Формирование у детей математических представлений (конкретные величины, числа, геометрические фигуры) и способов познания действительности (счёт, измерение, простейшие вычисления).
2. Развитие сенсорных (предметно-действенных, логических способов познания математических свойств и отношений, а также освоение детьми экспериментально-исследовательских способов познания математического содержания (воссоздание, экспериментирование, моделирование).
3. Развитие интеллектуально-творческих проявлений детей : находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений задач.
ОО «Речевое развитие»
1. Обогащать речь детей, учить обозначать результаты сравнения словами.
2. Совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях: существительные с числительными (шесть ракушек, четыре геометрические фигуры и т. д.)
3. Развивать умение поддерживать беседу.
4. Учить детей решать спорные вопросы с помощью речи: убеждать доказывать, обьяснять.
ОО «Художественно-эстетическое развитие»
1. Развивать способность наблюдать.
2. Развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, уподобление (на что похоже, выделение характерных признаков, обобщение.
3. Формировать умение организовывать свое рабочее место, сохранять рабочее место в чистоте.
4. Совершенствовать изобразительные навыки, обогащать сенсорный опыт.
5. Развивать эстетические чувства, эмоции.
Научная новизна и отличительная особенность:
Новизной и отличительной особенностью данного проекта, является использование технологии «Игры с песком» не просто для стимуляции эмоционального состояния ребёнка, но и для развития познавательной активности, исследовательской деятельности детей, формирования системы знаний, направленных на всестороннее развитие ребенка, его интеллектуальных способностей и позитивных качеств.
Ожидаемые результаты проекта :
1. У детей сформированы математические представления (конкретные величины, числа, геометрические фигуры) и способы познания действительности (счёт в пределах 10, размерные отношения между предметами, простейшие вычисления);
2. Развито умение считать в прямом и обратном порядке (в пределах 10, считать предметы на ощупь.
3. Сформировано представление о равенстве, понимание того, что число не зависит от величины предметов, расстояния между предметами, их расположения, формы, а также направления счета.
4. Развита геометрическая зоркость, умение понимать смысл пространственных отношений.
5. Развиты сенсорные и логические способы познания математических свойств и отношений, а также экспериментально-исследовательские способы познания математического содержания (воссоздание, экспериментирование, моделирование);
6. Развиты интеллектуально-творческие и речевые проявления детей.
7. Дети самостоятельны и инициативны с развитым чувством собственного достоинства, самоуважения и уважения к другим детям, стремятся к активной деятельности.
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап
Содержание работы Сроки
Изучение теоретической части развития вопроса. Разработка проекта, постановка цели и задач проекта. Июнь
Подбор наглядного, дидактического материала, игр согласно комплексно – тематического принципа планирования. Создание картотеки обучающих игр. Создание соответствующей предметно-развивающей среды.
Июнь-июль
Подбор информации для родителей: наглядно – текстовая информация, консультации, рекомендации и т. д. Август
Основной этап
Тема Сроки Методический приём Цель
«День знаний»
4 неделя августа 4 неделя августа
Беседы, объяснение, показ Развитие сенсорных (предметно-действенных, логических способов познание математических свойств и отношений, а также освоение детьми экспериментально-исследовательских способов познания математического содержания (воссоздание, экспериментирование, моделирование);
Развитие детской самостоятельности и инициативы.
.
Работа с родителями Беседы с родителями по организации учебно-воспитательной работы с детьми.
«Осень»
2-4 неделя сентября 1 неделя
сентября Д/и «Безопасный песок» Познакомить детей со свойствами песка.
Познакомить детей с правилами безопасной работы с песком.
2 неделя сентября Д/и «Разноцветные листочки» Упражнять в сравнении двух групп предметов, разных по цвету, форме.
Понимать и использовать в речи слова:
больше, меньше, поровну, столько – сколько.
3 неделя сентября Д/и «Сколько фруктов ты достал из песка?» Учить понимать значение итогового числа, полученного в результате счёта предметов в пределах 5.
Упражнять в умении отвечать на вопрос «Сколько».
Воспитывать культуру поведения на занятии, стремление активно участвовать в игровых заданиях
4 неделя сентября Д/и «Выложи песком такую же фигуру»
Упражнять в различении геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник.
Упражнять в назывании геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник и названии цветов: красный, синий, зелёный и др.
Работа с родителями Консультация «Игры с песком» для ФЭМП.
«Я вырасту здоровым»
1-2 неделя октября 1 неделя октября Д/и «Что где находится» Упражнять в определении пространственных направлений от себя.
2 неделя октября Д/и «Фигуры на песке» Закреплять умение различать плоские геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.
Закреплять умение называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.
Формировать умение слушать ответы друг друга.
«День народного единства»
3 неделя октября – 2 неделя ноября 3 неделя октября Д/и «Дорожки из песка» Упражнять в сравнении двух предметов по величине (длине, ширине, высоте).
Обозначать результаты сравнения соответствующими словами: длинный – короткий, длиннее – короче, широкий – узкий и т. д.
Воспитывать дружелюбие, активное участие в решении проблем.
4 неделя октября
Д/и «Посади морковку» Развивать умение определять пространственное направление от себя.
Развивать умение обозначать словами пространственное направление от себя: вверху, внизу, справа, слева, впереди, сзади.
Продолжать знакомить детей с правилами безопасной работы с песком.
1 неделя ноября Д/и «Составь узор» Совершенствовать умение различать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник независимо от размера.
Продолжать учить называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.
Формировать навыки безопасного поведения во время игр с песком.
2 неделя ноября Д/и «Что изменилось»
Показать образование числа 9 на основе сравнения двух групп предметов.
Учить считать в пределах 9.
Воспитывать желание помогать, быть полезным
«Новый год»
3 неделя ноября – 4 неделя декабря 3 неделя ноября
Д/и «Угадай сколько» Закреплять умение считать в пределах 9, познакомить с порядковым значением числа.
Учить отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?».
Воспитывать умение сосредотачиваться на задании. Приучать к выполнению действий по сигналу.
4 неделя ноября Д/и «Достань столько же» Познакомить с образованием числа 10, учить считать в пределах 10.
Учить соблюдать правила поведения за столом во время занятия.
Продолжать знакомить детей с правилами безопасной работы с песком.
1 неделя декабря Д/и «Спрячь игрушку» Совершенствовать умение определять пространственное направление от себя: вверху, внизу, слева, справа, впереди, сзади.
Продолжать учить детей отвечать на вопросы полными ответами; активизировать в речи слова вверху, внизу, слева, справа, впереди, сзади.
2 неделя декабря Д/и «Чего больше» Формировать представления о равенстве и неравенстве двух групп предметов на основе счета.
Учить соблюдать правила игры и планировать последовательность действий для достижения результатов. Учить играть в команде.
Продолжать знакомить детей с правилами безопасной работы с песком.
3 неделя декабря Д/и «Чудесный мешочек с песком» Познакомить с цилиндром. Учить различать шар и цилиндр.
Учить внимательно слушать педагога, не перебивать педагога и сверстников, когда они ведут обсуждение, дожидаться своей очереди. Учить отвечать на вопросы, предварительно подняв руку и дождавшись разрешения ответить.
4 неделя декабря
Д/и «Найди в песке столько же» Упражнять в счете и отсчете предметов в пределах 8 по образцу.
Учить составлять рассказ-описание по образцу, употребляя в речи прилагательные: красивая, яркая, зелёная, красная, новогодняя и др.
«Зима»
1-4 неделя января 1 неделя января Д/и «Разные фигуры», «Нарисуй как я», «Какая фигура больше» Учить сравнивать три предмета по величине, рисовать их в убывающей и возрастающей последовательности.
Формировать навык самостоятельного обследования предметов (сенсомоторные действия). Продолжать учить проявлять инициативу в организации игр со сверстниками.
2 неделя января Д/и «Достань из песка столько предметов, сколько звуков ты услышишь» Упражнять в счёте звуков в пределах 9.
Развивать умение на слух считать количество звуков.
3 неделя января Д/и «Чудесный песочек» Упражнять в умении различать знакомые геометрические фигуры.
Упражнять в умении называть знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.
4 неделя января Д/и «Отгадай сколько»
Упражнять в счёте предметов на ощупь в пределах 10.
Формировать умение активно участвовать в играх. Воспитывать добрые отношения к сверстникам.
«День защитника Отечества»
1-3 неделя февраля 1 неделя февраля Д/и «Угадай, что спрятано в песке» Развитие умения представлять предметы по их словесному описанию.
2 неделя февраля Д/и «Разноцветные полоски из песка» Учить сравнивать 8-9 предметов по ширине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности.
Учить обозначать результаты сравнения словами: широкий, уже, самый узкий. Шире, самый широкий.
Продолжать учить различать цвета и оттенки песка на слух.
3 неделя февраля Д/и «Дорожка из счётных палочек» Учить ориентироваться на плоскости; развивать умение дослушать до конца задание; развивать мелкую моторику рук, путём взаимодействия пальчиков с песком, счётными палочками и мелкими игрушками.
«Международный женский день»
4 неделя февраля –1 неделя марта 4 неделя февраля Д/и «Идём в гости» Учить двигаться в заданном направлении (вперед, назад, налево, направо).
Активизировать в речи слова: вперед, налево, направо.
1 неделя марта Д/и «Правильно пойдешь, секрет найдешь» Закреплять умение двигаться в заданном направлении.
Учить в игре и на занятиях действовать слаженно, в команде, не перебивать сверстников.
«Народная культура и традиции»
2-4 неделя марта 2 неделя марта Д/и «Сравни количество. Чего больше, а чего меньше»
Закреплять представление о том, что результат счета не зависит от величины предметов.
Продолжать знакомить детей с правилами безопасной работы с песком.
3 неделя марта Д/и «Цветочки вдоль дорожки» Показать независимость результата счета от расстояния между предметами (в пределах 10).
Учить в игре и на занятиях действовать слаженно, в команде, не перебивать сверстников.
4 неделя марта
Д/и «Бабочки летают»
Закреплять представление о том, что результат счета не зависит тот расстояния между предметами (в пределах 10).
Продолжать знакомить детей с правилами безопасной работы с песком.
«Весна»
1-2 неделя апреля 1 неделя апреля Д/и «Зайчик прыгает» Совершенствовать представления о значении слов далеко-близко.
Продолжать учить использовать в речи слова далеко-близко.
2 неделя апреля Д/и «Сколько шаров» Закреплять навыки количественного и порядкового счета в пределах 10.
Учить доброжелательно относиться к сверстникам, играть вместе, благодарить за помощь на занятии и в игровой деятельности.
«День Победы»
3 неделя апреля – 1 неделя мая 3 неделя апреля Д/и «Достань из песка столько предметов, сколько звуков услышишь» Упражнять в счете и отсчете предметов на слух, на ощупь (в пределах 10).
Учить внимательно слушать фонограмму, угадывать по звучанию вид инструмента.
4 неделя апреля Д/и «Разноцветные полоски из песка» Упражнять в умении сравнивать предметы по величине (в пределах 10, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности.
Продолжать учить результаты сравнения словами: самый большой, меньше, еще меньше, самый маленький, больше.
1 неделя мая
Ре
Д/и «Решение логических задач» Учить детей находить по описанию местонахождение игрушки, повторять название цвета и геометрической фигуры.
«Лето»
2-4 неделя мая
2 неделя мая Д/и «Узор в геометрической фигуре» Ориентировка на плоскости, развивать умение видеть углы и середину фигуры, развивать воображение и фантазию, умение подбирать различный материал, развитие мелкой моторики рук.
3 неделя мая Д/у «Найди цифру» Развитие мелкой моторики рук; развитие внимания и терпения; продолжать разделять числа на чётные и нечётные.
4 неделя мая Д/у «Весёлые раскопки» Активизировать социально – эмоциональный опыт детей путём расширения их представлений об окружающем мире; развитие тактильно – кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук.
Работа с родителями Фотовыставка «Успехи детей»
Заключительный этап
№п/п Форма работы Срок
1 Выступления на семинаре-практикуме Апрель
2 Анализ и обобщение материала, составление отчётов Май
3 Выступление на итоговом родительском собрании (отчет о проделанной работе) Май
Список используемой литературы
1. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 3-е изд., испр. И доп. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2015. – 368 с.
2. Ерофеева, Т. И. и др. Математика для дошкольников : книга для воспитателей детского сада. / Т. И. Ерофеева, А. Н. Павлова, В. Н. Новикова. –М. : Просвещение. 1992.
3. Тихомирова Л. Ф. Упражнения на каждый день: Логика для младших школьников: Популярное пособие для родителей и педагогов /Л. Ф. Тихомирова. – Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2003. –144. ил. – (Развивающее обучение. Практические задания).
4. Фидлер М. Математика уже в детском саду : Пособие для воспитателя дет. сада /Пер. с польск. О. А. Павлович. –М. : Просвещение, 1981.
5. Михайлова З. А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. -СПб. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008. -384
6. Беженова М. А. -Веселая математика. /М. А. Беженова. -Д. : Сталкер, 1998.
7. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Практикум по песочной терапии / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. - СПб. ТЦ «Язык», 2001. - 146 с. Большебратская Э. Э. Песочная терапия. - Петропавловск, 2010
8. Кузуб, Н. В., Осипук, Э. И. В гостях у Песочной Феи / Н. В. Кузуб, Э. И. Осипук. - СПб. ТЦ «Сфера», 2011. - 126 с.
9. Андрунь, С. Чудеса из песка / С. Андрунь // Обруч. - 2007. - № 3. - С. 18-21Ольга Новиковская. 2010. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников.
10. Марина Федосеева. Занятия с детьми 3-7 лет по развитию эмоционально-коммуникативной и познавательной сфер средствами песочной терапии.
11. https://detsad-kitt.ru- ДЕТсад
12. https://forcel.ru- Челябинский дошкольный портал
13. https://www.detsadd.narod.ru-В помощь воспитателю
14. https://vospitatel.com.ua- Воспитатель
15. https://www/ourkids.info
16. https://maam.ru
17. https://nsportal.ru/detskiy-sad/
18. https://www.doumarx.ru
19. https://www.dohcolonoc.ru
20. https://www.turchak.ru
21. https://ped-kopilka.ru/
22. https://mishutka
23. https://doshkolata.ru
24. https://planetadetstva.net/vospitatelam/