Наталья Панфёрова
Занимательная артикуляционная гимнастика для детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Занимательная артикуляционная гимнастика
для детей дошкольного возраста
По большому счету, человек разговаривает «головой» - именно в коре головного мозга рождается замысел высказывания, подбираются нужные слова, отдается приказ мышцам артикуляционного аппарата произнести тот или иной звук. Но и мышцы эти должны быть готовы к правильному произнесению звуков. Раньше наши бабушки и дедушки «играли» с младенцами во всякие непонятные «жужжалочки» и «трещотки», пальчиком по губам, чтобы получалось странное «брим-брим». А вообще-то это и были самые первые артикуляционные упражнения, развивающие силу и подвижность губ, щек, языка. Ребенок и не знал, что он сейчас занимается логопедическими упражнениями.
Публикация «Занимательная артикуляционная гимнастика для детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2018
Итак, артикуляционные (логопедические) упражнения.
Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений, определенных положений и развитие силы мышц органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Правила проведения….
1. Мы, логопеды, говорим родителям «Заниматься гимнастикой нужно ежедневно». Точно. Только лучше, если ребенок будет думать, что он играет с мамой 2-3 раза в день, между делом: почистили зубки утром и поиграли заодно перед зеркалом с губами и язычком. Или же это может быть «очень серьезным делом» - «Мы делаем зарядку для языка. Ведь даже удавы делают зарядку для хвоста!». В общем, мама лучше знает, как ей преподнести своему ребенку эту идею – тренировать органы артикуляции (рассказывать сказку про веселый язычок, который живет в домике за белым заборчиком из зубов, читать забавные стишки для каждого упражнения, или «взять на слабо» - «А ты так можешь?») и при этом весело проводить время.
2. Заниматься лучше всего сидя перед зеркалом – перед большим можно сидеть рядом с ребенком, а если взять в руки маленькие зеркала – то садитесь друг напротив друга, чтобы ребенок в зеркале видел себя, а поверх зеркала – маму, как получается у нее. Зачем нужно зеркало? Для того, чтобы зрительно контролировать движения языка в полости рта, ведь сделать это на ощупь очень трудно даже взрослому. А некоторые упражнения, особенно простые, доступные ребенку 2-3х лет (на развитие силы мышц губ, челюстей, щек) можно выполнять даже на прогулке. Другие же упражнения (на развитие дыхания, с мыльными пузырями, с корабликами или же те, где ребенок может помочь своему языку руками) можно выполнять сидя в ванне.
3. За один раз не следует брать больше 3-4х упражнений, причем новым может быть только одно. То, что получается легко и просто выполняется меньше, более сложные упражнения выполнять тщательнее, добиваясь качественного выполнения.
4. Статические упражнения (там, где нужно удерживать одну позу) выполняются по 5-10 секунд, время удержания позы увеличивать постепенно. Динамические упражнения (с переключением органов артикуляции с одной позы на другую) выполняются под счет по 5-7 раз.
5. Сначала взрослый объясняет последовательность выполнения упражнения (например, «нужно улыбнуться, показать зубки, поставить их друг на друга…», потом нужно показать упражнение на себе и предложить ребенку повторить.
6. Если ребенку нужно поставить какие-либо звуки и для этого требуется провести подготовительную работу – посмотрите «Комплексы упражнений» для нужных звуков – свистящих, шипящих и соноров. Если же вашему малышу 2-3 годика, и вы хотите подготовить органы артикуляции к произношению звуков заранее, чтобы избежать в дальнейшем встреч с логопедом – вам подойдут более простые упражнения на развитие губ, щек, дыхания.
В наше время взрослые забыли об этих простых замечательных играх. Исправлять нарушения речи приходится педагогам-логопедам. Для того, чтобы упражнения не казались скучными и однообразными, они придумывают разные сказки. Вот одна из них – «Сказка о трудолюбивой божьей коровке». По большому счету, человек разговаривает «головой» - именно в коре головного мозга рождается замысел высказывания, подбираются нужные слова, отдается приказ мышцам артикуляционного аппарата произнести тот или иной звук. Но и мышцы эти должны быть готовы к правильному произнесению звуков. Раньше наши бабушки и дедушки «играли» с младенцами во всякие непонятные «жужжалочки» и «трещотки», пальчиком по губам, чтобы получалось странное «брим-брим». А вообще-то это и были самые первые артикуляционные упражнения, развивающие силу и подвижность губ, щек, языка. Ребенок и не знал, что он сейчас занимается логопедическими упражнениями.
Итак, артикуляционные (логопедические) упражнения.
Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений, определенных положений и развитие силы мышц органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Правила проведения….
1. Мы, логопеды, говорим родителям «Заниматься гимнастикой нужно ежедневно». Точно. Только лучше, если ребенок будет думать, что он играет с мамой 2-3 раза в день, между делом: почистили зубки утром и поиграли заодно перед зеркалом с губами и язычком. Или же это может быть «очень серьезным делом» - «Мы делаем зарядку для языка. Ведь даже удавы делают зарядку для хвоста!». В общем, мама лучше знает, как ей преподнести своему ребенку эту идею – тренировать органы артикуляции (рассказывать сказку про веселый язычок, который живет в домике за белым заборчиком из зубов, читать забавные стишки для каждого упражнения, или «взять на слабо» - «А ты так можешь?») и при этом весело проводить время.
2. Заниматься лучше всего сидя перед зеркалом – перед большим можно сидеть рядом с ребенком, а если взять в руки маленькие зеркала – то садитесь друг напротив друга, чтобы ребенок в зеркале видел себя, а поверх зеркала – маму, как получается у нее. Зачем нужно зеркало? Для того, чтобы зрительно контролировать движения языка в полости рта, ведь сделать это на ощупь очень трудно даже взрослому. А некоторые упражнения, особенно простые, доступные ребенку 2-3х лет (на развитие силы мышц губ, челюстей, щек) можно выполнять даже на прогулке. Другие же упражнения (на развитие дыхания, с мыльными пузырями, с корабликами или же те, где ребенок может помочь своему языку руками) можно выполнять сидя в ванне.
3. За один раз не следует брать больше 3-4х упражнений, причем новым может быть только одно. То, что получается легко и просто выполняется меньше, более сложные упражнения выполнять тщательнее, добиваясь качественного выполнения.
4. Статические упражнения (там, где нужно удерживать одну позу) выполняются по 5-10 секунд, время удержания позы увеличивать постепенно. Динамические упражнения (с переключением органов артикуляции с одной позы на другую) выполняются под счет по 5-7 раз.
5. Сначала взрослый объясняет последовательность выполнения упражнения (например, «нужно улыбнуться, показать зубки, поставить их друг на друга…», потом нужно показать упражнение на себе и предложить ребенку повторить.
6. Если ребенку нужно поставить какие-либо звуки и для этого требуется провести подготовительную работу – посмотрите «Комплексы упражнений» для нужных звуков – свистящих, шипящих и соноров. Если же вашему малышу 2-3 годика, и вы хотите подготовить органы артикуляции к произношению звуков заранее, чтобы избежать в дальнейшем встреч с логопедом – вам подойдут более простые упражнения на развитие губ, щек, дыхания.
В наше время взрослые забыли об этих простых замечательных играх. Исправлять нарушения речи приходится педагогам-логопедам. Для того, чтобы упражнения не казались скучными и однообразными, они придумывают разные сказки. Вот одна из них – «Сказка о трудолюбивой божьей коровке».