Татьяна Дианова
Проект «Юный метеоролог» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Проект в старшей группе
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
«Крапивинский детский сад №1 «Солнышко»
Проект
«Юный метеоролог».
Разработала: Дианова Т. Н.
Крапивинский МО 2023
СОДЕРЖАНИЕ
Характеристика проекта 3
Актуальность 4
Цель 5
Задачи 5
Ожидаемые результаты 5
Организация работы по проекту 6
Перспективный план работы 7
Выводы и практическая значимость проекта 10
Список литературы 11
Публикация «Проект „Юный метеоролог“ в старшей группе» размещена в разделах
- Метеостанция, метеорологи. Проекты
- Погода и природные явления
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» декабрь 2023
Характеристика проекта
Продолжительность проекта : краткосрочный (с 18.09. – 27. 10. 2023г).
Вид проекта : познавательно - исследовательский
Участники проекта : дети, воспитатели, родители.
Возраст детей: дети старшей группы.
Руководитель: воспитатель Дианова Татьяна Николаевна.
Актуальность
«Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».
К. Е. Тимирязев
В дошкольном возрасте закладывается фундамент конкретных представлений и знаний о природе и явлениях погоды. В рамках современных требований ФГОС ДО организации обучения детей основам экологии и природопользования педагогам ДОУ необходимы новые формы работы, которые создадут благоприятные условия для решения проблемы экологического воспитания. Одной из таких форм работы становится создание экологического пространства детского сада и проектная деятельность, которая делает более привлекательной и интересной для детей изучение многих тем, в том числе наблюдения за погодой.
Важной составной частью работы по экологическому воспитанию дошкольников может стать метеостанция (метеоплощадка). Метеостанция должна давать возможность познакомить детей с основными стандартными метеорологическими приборами, с методикой и техникой наблюдений и обработки их результатов. Метеостанция должна обеспечить проведение наблюдений, практических работ, организовать систематические наблюдения за погодой, сезонными явлениями в окружающей природе, а также изучение микроклимата территории детского сада.
Почему мы считаем, что такой способ взаимодействия с детьми, как наблюдение за погодой, актуален?
Во-первых, знакомый старшим дошкольникам процесс наблюдения за явлениями погоды можно сделать интересным, оборудовав на территории дошкольного учреждения метеорологическую станцию.
Во-вторых, занятия юных метеорологов, которые дети воспринимают как новую интересную ролевую игру, помогут познакомить их с метеорологическими приборами и способами их применения на практике;
В-третьих, у детей в ходе организованной деятельности будут развиваться умения выявлять проблему, наблюдать, проводить эксперимент, анализировать, обобщать, делиться полученной информацией.
Цель проекта : создание предметно - развивающей среды для познавательной и исследовательской деятельности старших дошкольников, формирование у дошкольников элементарных представлений о погоде и ее значении в жизни человека.
Задачи:
• познакомить с профессией метеоролога;
• формировать представление о значении погоды в жизни человека, растительного и животного мира (народные приметы о погоде);
• познакомить - детей с приборами – помощниками: термометром, флюгером, дождемером, барометром, компасом, гигрометром, ветряным рукавом, солнечными часами;
• обучение детей снятию показаний приборов, сравнению их между собой;
• формировать представления о четырех частях света;
• познакомить детей с назначением метеорологической станции.
Планируемые результаты:
Дети:
Дети получат элементарные представления о погоде и значении ее в жизни человека, о профессии метеоролога :
Приобретут навыки использования приборов для наблюдения за погодой;
Будут иметь простейшие представления о температуре воздуха, о направлении и силе ветра, о частях света;
Познакомятся с приметами, пословицами, поговорками о погоде.
Родители:
Родители будут привлечены к изготовлению метеорологических приборов и установке их на участке группы;
Примут участие в создании книги «Народные приметы о погоде».
Этапы реализации проекта :
Подготовительный:
Создание необходимых условий для реализации проекта.
Подбор наглядно-дидактических пособий, художественной литературы, необходимого методического и демонстрационного материала
Разработка плана работы с детьми по проекту в образовательной деятельности и режимных моментах.
Основной:
Изготовление приборов – помощников;
Работа на метеостанции, с картой погоды и с дневником наблюдений;
Опыты и эксперименты с детьми.
Наблюдение за явлениями природы.
Рассматривание картин, иллюстраций, чтение х/литературы
Заключительный:
Подготовка отчета с презентацией.
Создание лэпбука
План работы по проекту
Неделя Мероприятия Задачи
1 неделя
18.09 – 22.09 Что такое метеоплощадка? Познакомить с метеоплощадкой и её оборудованием.
История зарождения метеорологии,
как науки» Познакомить с метеорологией,
профессией метеоролога.
Знакомство с солнечными часами Расширять знания детей о различных видах часов.
Ветер – это
движение воздуха. Продуктивная
деятельность: изготовление игрушек для игры с ветром. Познакомить детей с таким природным явлением, как
ветер, причинами его возникновения, ролью в жизни
живых организмов, в том числе и человека
2 неделя
25.09 -29.09 Наблюдение и беседа на прогулке.
«Что такое погода»? Учить детей наблюдать явления природы, определять погоду;
обучать работе с приборами: термометром, флюгером.
Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями, анализировать результаты
наблюдений и делать выводы;
Воспитывать дружеские взаимоотношения в процессе работы.
«Знакомство с прибором
«Ловец облаков». Углублять и систематизировать знания о круговороте воды в природе, дать представление о процессе образования облаков с помощью опыта, познакомить с видами облаков и с прибором метеостанции «ловец облаков».
Как рождается дождь. Измерение, количества выпавших осадков (осадкомер) Дать детям представление о количестве воды на земле; её состоянии в разные времена года. Познакомить с образованием дождя, его характером, в зависимости от сезона. Значение дождя для животных и растений
Организованная образовательная деятельность на тему «Сентябрь – златоцвет»; стихи: З. Федоровской «Сентябрь – первый месяц осени» чтение рассказа И. Соколова – Микитова «Лес осенью». Познакомить детей с народным названием месяца, народными приметами («В лесу много рябины – осень будет дождливая, мало – сухая» и др.).
3 неделя
02.10 -06.10 Дид. игра «Не зевай» (времена года, месяцы –
называй) Закреплять названия месяцев, времен года и их
последовательность. Развивать внимательность,
любознательность.
Дид. игры: «Когда это бывает?»; «Что сначала, что потом»; кроссворд «Осень». Познакомить детей с народным названием месяца,
Народными приметами.
(«Гуси летят – зимушку на хвосте тащат», «Если листопад пройдет скоро, надо ожидать крутой зимы»).
«Что такое компас?»
Практикум работы с измерительным
прибором. Формировать представления о
частях света, знакомство с компасом
Чтение художественной
литературы Развивать художественное
восприятие произведений
поэтов и художников, изображающих явления природы. Систематизировать и углублять представления
детей о погоде, о приметах.
4 неделя
09.10 -13.10 Рисование на тему «Унылая пора». «Приметы осени» Учить отражать в рисунке осенние явления.
Опыт с термометром «Как измерить температуру воздуха»
Правила пользования термометром
Дать детям представление о температуре воздуха. Познакомить с термометром, его устройством и применением
Научить отсчитывать температуру воздуха по термометру
Сюжетно - ролевая игра
«Метеобюро» Расширять знания детей о
профессиях, связанных
с исследованием погоды.
Эксперимент «Ходят капельки по кругу»
Дать знания о дожде, как о природном явлении. Познакомить с условиями дождя, его характером в зависимости от сезона.
5 неделя
16.10 -20.10 «Для чего нужен барометр?»
Наблюдение «Народные барометры». Познакомить с прибором
барометром, работа с ним.
Учить детей наблюдать за
воробьями
Знакомство с гигрометром, определение принципа работы гигрометра.
Познакомить детей с понятием «гигрометр»;
Активизировать мыслительную деятельность детей в процессе исследования; учить сравнивать, делать выводы.
Совместная деятельность с детьми: «Как заполнять календарь погоды». Дидактическая игра «Какая погода сейчас» Познакомить детей с календарем погоды, условными обозначениями; учить рисовать значки; развивать
интерес к наблюдениям за природой.
Совместная деятельность с детьми: Рисование Учить детей отображать в рисунке погодные явления,
приметы; развивать творчество.
6 неделя
23.10 -27.10 Чем измерить скорость
ветра? Познакомить с анемометром, со
способом определения скорости
ветра.
Изготовление флюгера. Учить детей изготавливать флюгер
Систематические
Наблюдения на
метеоплощадке. Закреплять навык фиксирования
результатов наблюдений.
Чтение пословиц, поговорок и загадок о природе
Обобщить знания детей о живой и неживой природе, развивать познавательную активность.
Воспитывать любовь к природе.
Результаты работы по проекту
Таким образом, по результатам проведенной работы можно сделать вывод, что мероприятия проекта смогли сделать более интересными традиционные наблюдения за погодой.
За время реализации проекта у дошкольников значительно повысился уровень развития познавательной сферы, улучшились практические навыки пользования метеорологическими приборами и навыки фиксации результатов наблюдений.
Дети узнали какие бывают метеоприборы, научились ими пользоваться. Тема проекта оказалась интересна дошкольникам, особенно эксперименты и практические работы.
Приобрели навыки работы с календарём наблюдений. Результаты стали заноситься в календарь.
Дети с увлечением выполняли задания, отгадывали загадки, играли, учились пользоваться незнакомыми до тех пор метеорологическими приборами, стали использовать народные приметы по определению погоды.
Работой метеоплощадки заинтересовались не только дети, но и их родители. Они остались довольны, что их дети занимаются интересным делом.
Литература
1. Дыбина О. В. «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников» – М. : ТЦ Сфера, 2010. – 192 с.
2. И. А. Иванова Естественно - научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. - М. : ТЦ Сфера,2004. – 224 с.
3. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду. – М. : Просвещение, 2000.
4. Николаева С. Н. Юный эколог – М. : Мозаика-Синтез, 2010.
5. Интернет ресурсы.