Калинина Кристина
Проект «Юные Метеорологи»
▼ Скачать + Заказать документы
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Автор проекта : Калинина К. В., воспитатель
Тема проекта : «Юные метеорологи»
Вид проекта : долгосрочный, познавательно-исследовательский.
Участники проекта : дошкольники 6-7 лет, их родители, педагоги ДОУ.
Время проведения проекта : 1.09.2020-31.08.2021г
Проблема: поверхностные знания о природных явлениях, влиянии погоды на жизнь человека и животного мира.
Темочки:
- Метеостанция, метеорологи. Проекты
- Погода и природные явления
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Цель проекта : Формирование у детей элементарных представлений о погодных явлениях и их значении в жизни человека.
Задачи проекта.
Задачи:
-Упорядочить знания дошкольников о сезонных явлениях природы;
Формировать представление о значении погоды в жизни
человека,
-Познакомить детей с приборами – помощниками: компасом,
термометром,барометром, снегомером, дождемером, гигрометром,
флюгером, ветряным рукавом, солнечными часами;
- Познакомить с профессией метеоролога или синоптика.
Организовать работу на метеоплощадке для систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы
Объект исследования: окружающая природа в целом и е сезонные изменения.
Предмет исследования: сезонные изменения в живой и неживой природе
доступные изучению дошкольников их измерение и фиксация.
Работа над проектом строилась на следующих принципах
принцип индивидуализации – раскрытие личностного потенциала каждого ребенка;
принцип проблемности – активизация мыслительных функций, стимулирование работы познавательных процессов, развитие творческих способностей;
принцип доступности – учет реальных умственных возможностей детей дошкольного возраста, уровня их подготовленности и развития;
принцип сотрудничества – ориентация на приоритет личности, создание благоприятных условий для ее развития.
Предполагаемый результат: Дети должны получить элементарные представления о погоде, сезонных явлениях и значении их в жизни человека, о профессии метеоролога; Дети должны приобрести знания об устройстве некоторых измерительных приборов и навыки их использования для наблюдения за погодой; Сформировать у детей простейшие представления о температуре воздуха, о давлении, о направлении ветра и их значении для окружающей среды; Расширить знания о народных приметах, пословицах, поговорках о природе и погоде и отражении этих знаний в литературных источниках. Определить новую проблему: «Какая погода ожидает нас в будущем?»
Практическая значимость проекта :
Для воспитанников процесс наблюдения за явлениями погоды должен стать значительно более интересным, при условии оборудования на территории дошкольного учреждения элементарной метеорологической площадки;
Полученные знания юных метеорологов, помогут превратить занятия в новую интересную ролевую игру, познакомить детей с метеорологическими приборами и способами их применения на практике;
У детей в ходе реализации проекта будут развиваться исследовательские умения (умение выявлять проблему, наблюдать, проводить эксперимент, анализировать, обобщать); Занятия и исследования на метеоплощадке будут способствовать развитию эмоциональной сферы детей и их коммуникативных навыков.
В основе проекта «Юные метеорологи» лежат следующие принципы:
принцип интеграции. Определяет глубину взаимосвязи разнообразной деятельности детей
принцип природосообразности. Этот принцип предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей детей. Опирается на зону ближайшего развития.
принцип сотрудничества. Предполагает признание ценности совместной деятельности детей и взрослых, например: экскурсии, целевые прогулки, опыты, взаимодействие с родителями. принцип системности. Деятельность планируется систематически; усвоение материала в определнном порядке, доступность и привлекательность необходимой информации. Весь материал составляет систему в тематическом планировании программы. принцип от простого к сложному. Начинаем с простых понятий, заканчиваем серьезными умозаключениями. принцип наглядности. Этот принцип реализуется с помощью различных пособий и развивающей среды. Он соответствует основным формам мышления дошкольника: наглядно-действенное, наглядно-образное.
Интеграция образовательных областей:
Речевое развитие:
* использование речи как средства общения и передачи информации;
* обогащение активного словаря;
* развитие речевого творчества; знакомство с книжной культурой
Познавательное развитие
* развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; * формирование познавательных действий; * развитие воображения и творческой активности; * формирование первичных представлений о себе, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира * формирование представлений о малой родине, о социокультурных ценностях народа, о традициях и праздниках.
Физическое развитие:
* приобретение опыта в двигательной деятельности детей: * развитие таких физических качеств, как ловкость, координация и др; * овладение подвижными играми с правилами; * становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; * становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами.
Перспективный план реализации проекта :
Этапы
Содержание работы
Сроки
1 этап. Подготовительно- проектировочный 1. Составление перспективного и календарного планирования
2. Подбор учебно-дидактического, художественного и демонстрационного материала
3. Подбор оборудования для метеонаблюдений и материалов для изготовления метеоприборов детьми На усмотрение педагога
2 этап. Собственно- исследовательский, практический 1. В соответствии с определенным временем года реализация перспективного планирования посредством: ООД, бесед с детьми, творческого конструирования, наблюдений, опытов и экспериментов в группе и на метеоплощадке, ведение дневника наблюдений, чтения художественной и научно- публицистической литературы.
2. Совместные с родителями конкурсы, проекты, досуги и экскурсии Календарный год (может быть 1 или 2 года в зависимости от интереса участников
3 этап. Обобщающе- результативный 1. Презентация метеоплощадки «Юные метеорологи»
2. Сборник «Народная мудрость» - подборка загадок, пословиц, примет и народных традиций.
3. Энциклопедия «Природа и погода»
4. Создание картотеки опытов и экспериментов В зависимости от начала реализации проекта (важно – попрошествии всех 4 времен года)
Формы работы в проекте :
Беседы с детьми:
Беседы эвристические;
Беседа с использованием видео-презентации;
Беседа с использованием дидактического материала (иллюстраций, игр, макетов и др.);
Беседа с использованием «Календаря природы», «Лунного календаря».
Образовательная деятельность:
Лаборатории «Наши первые открытия»;
Игры наметеоплощадке;
Занятие в творческой художественной лаборатории.
«Эко-бук»
Образовательная деятельность в режимных моментах:
Чтение художественной литературы;
Викторины, конкурсы загадок и др. ;
Дидактические игры;
Подвижные игры;
Народные игры;
Лего-технология
Экскурсия-путешествие по экологической тропе на территории детского сада;
Мастерские детского творчества;
Самостоятельная исследовательская деятельность.
Формы взаимодействия с родителями:
Выставки работ детско-родительского творчества;
Творческие мастерские;
Беседы и консультации.
Содержание работы:
В дошкольном воспитании в процесс освоения природы включается элемент ее познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанно-правильного поведения в природной среде. Современная напряженная экологическая обстановка требует новых подходов к проблемам экологического воспитания. Наш детский сад ориентируется на активное приобретение воспитанниками навыков экологической культуры и повышение экологической грамотности всех субъектов эколого-образовательного пространства. Педагоги нашего МБДОУ стараются найти новые средства экологического воспитания, которые помогли бы в обучении детей основам экологии и природопользования. Одной из таких форм работы стала проектная деятельность, которая сделала более привлекательной и интересной для детей изучение многих тем, в том числе наблюдения за погодой.
Метеоплощадка : термометр, барометр, гигрометр, дождемер, флюгер, ветряной рукав, снегомер, компас, солнечные часы, метеобудка, скворечник, кормушки. Цветник, стенд магнитно-меловой, осадкомер, линейка для измерения снежного покрова, ограждение разноцветным заборчиком.
Компьютер, проектор, DVD проигрыватель и диски, мини-библиотека (вДОУ).
Лаборатории «Наши первые открытия» : термометры (водные, комнатные, колбы разные, фильтры, воронки, мерные емкости, красители пищевые, водорастворимые вещества, лейки, пульверизаторы, компасы, лупы, мини-огород, семена и др.
Творческая лаборатория:ножницы, клей, краски, бумага, карандаши, нитки, бросовый материал (коробки, стаканы, ленты, пакеты и др.)
Перспективный план образовательной работы над проектом
«Юные метеорологи»
в соответствии с календарной сменой времен года.
1 природный сезон изучения «ОСЕНЬ»
№ Тематика мероприятия Содержание работы Форма проведения
1 Что такое погода?Устройства для метеонаблюд- йМетеоЗонд и МетеоСпутник
Познакомить детей с современными способами метеонаблюдений – метеозонд представляет собой небольшой беспилотный воздушный шар (аэростат, к которому прикреплена аппаратура, измеряющая метеоусловия и параметры, находясь непосредственно на заданной высоте в воздухе
2. Это искусственный спутник, которые выводится ракетоносителем на орбиту Земли, где вращаясь по орбите измеряет многие метеорологические данные Земли, которые обрабатываются и используются для составления прогноза погоды на Беседа с использованием презентации
2 Явления в природе осенью:
1. Облачность
2. Туман.
3. Иней.
4. Листопад. 1. Рассказать какие бывают облака и как связано их появление с другими погодными явлениями-дождими, снегопадами и др.
2. Объясняем такое загадочное явление природы, как туман
3. Знакомим слушателей с причинами, по
которым утром на траве и ветках деревьев образуется иней.
4. Рассказываем о том, почему осенью опадают листья с деревьев. Беседа с использованием презентации
Чтение худ. лит- ры,
Занятия на метеоплощадке
3 Гигрометр- прибор для измерения влажности воздуха Познакомить с прибором для измерения влажности воздуха Рассмотреть, что собой представляет гигрометр, познакомить со способом определения влажности воздуха Рассказать где человек использует этот прибор Беседа с использованием презентации,
Занятия в лаборатории «Наши первые открытия»
Занятие на метеоплощадке
4 «Золотая осень» Народные приметы Знакомить с народными приметами, которые помогут предсказать осеннюю погоду Беседа с использованием «Календаря природы», «Народного» и «Лунного календаря»
5 «Животные - барометры» Звери- метеорологи Знакомить с приметами, связанными с поведением зверей, которые помогают предсказать погоду
1. Рассказать о диких зверях и их способностях предсказывать погоду. Беседа
Занятие в творческой лаборатории
Чтение худ. лит- ры
6 «Растения- синоптики, которые предсказывают погоду» «Деревья, травы и цветы…» Знакомить с приметами явлениями, связанными с деревьями, травами и цветами, которые помогут предсказать погоду 1. Рассказать о деревьях (Ель, каштан и ива) и их способностях предсказывать погоду 2. Рассказать о растении – Вьюнок и его способностях предсказывать погоду Беседа
Занятия в лаборатории «Наши первые открытия»
Чтение худ. лит- ры
7 Погода и человек Рассказать о том: Как человек использует информацию о погодных явлениях? Какие правила поведения диктует погода? Беседа с использованием презентации
2 природный сезон изучения «ЗИМА»
8 Календари Познакомить детей с разными календарями и дневниками наблюдений, которые использовал человек в разные времена и о их значении Беседа с использованием презентации
9 Явления в природе зимой:
1. Снег.
2. Морозные узоры.
3. Ледостав
4. Северное сияние 2. Рассказываем о том, как в облаках под действием низких температур образуются красивые снежинки.
3. Объясняем, кто рисует на окнах красивые узоры в сильный мороз.
4. Зимой реки и озра покрывает слой льда, объясняем причины возникновения этого явления.
5. Рассказать как происходит это сияние, где его можно наблюдать Беседа с использованием презентации
Чтение худ. лит-ры,
Занятия в лаборатории «Первые открытия»
10 Снегомер Познакомить с прибором для измерения уровня снега, Проанализировать какие приборы можно использовать в зимний период на метеоплощадке Практическое использование прибора
11 Явления в природе зимой:
1. Снег.
2. Морозные узоры.
3. Ледостав
4. Северное сияние 2. Рассказываем о том, как в облаках под действием низких температур образуются красивые снежинки.
3. Объясняем, кто рисует на окнах красивые узоры в сильный мороз.
4. Зимой реки и озра покрывает слой льда, объясняем причины возникновения этого явления.
5. Рассказать как происходит это сияние, где его можно наблюдать Беседа с использованием презентации
Чтение худ. лит-ры,
Занятия в лаборатории «Первые открытия»
12 Человек- барометр Рассказать о том, как человеческий организм способен предсказывать погоду. Беседа с использованием презентации
13 «Зимушка- зима» Народные приметы Знакомить с народными приметами, которые помогут предсказать зимнюю непогоду Беседа с использованием «Календаря природы», «Народного» и «Лунного календаря»
14 «Животные - барометры» Домашние- метеорологи Знакомить с приметами, связанными с поведением зверей, которые помогают предсказать погоду
1. Рассказать о кошках и собаках и их способностях предсказывать погоду.
2. Подвести итоги и уточнить представления детей о поведении разных животных и их способностях предсказывать погоду. Беседа
Занятие в творческой лаборатории
Чтение худ. лит-ры
Викторины, конкурсы
15 «Растения- синоптики, которые предсказывают погоду» «Деревья, травы и цветы…» Знакомить с приметами явлениями, связанными с деревьями, травами и цветами, которые помогут предсказать погоду
1. Рассказать о деревьях (Ель, каштан и ива) и их способностях предсказывать погоду
2. Рассказать о растении – Вьюнок и его способностях предсказывать погоду Беседа
Занятия в лаборатории «Наши первые открытия»
Чтение худ. лит- ры
16 «Растения- синоптики, которые предсказывают погоду» «Комнатные растения» Знакомить с приметами явлениями, связанными с деревьями, травами и цветами, которые помогут предсказать погоду
1. Рассказать о комнатных растениях и их способностях предсказывать погоду
2. Подвести итоги и уточнить представления детей о растениях и их способностях предсказывать погоду.
3. Рассказать, как человек должен помочь растениям пережить зиму Беседа
Занятия в лаборатории «Первые открытия»
Чтение худ. лит-ры
Викторины, конкурсы
17 Погода и человек Рассказать о том: Как человек воспринимал и изображал погодные явления в искусстве? Какие правила поведения диктует погода по отношению к живым объектам природы? Беседа с использованием презентации
3 природный сезон изучения «ВЕСНА»
18.
Что такое погода? Уточнить какие бывают виды погодных явлений.
Рассмотреть, как погодные явления меняются в течение года? Беседа, загадки,
Дидактическая игра «Назови погодное явление»
19
Явления в природе весной:
1. Оттепель.
2. Ветер.
3. Облака.
4. Дождь. 1. Рассмотреть, что собой представляет оттепель, в результате чего она возникает
2. Рассмотреть, что собой представляет ветры, в результате чего оно возникает, что такое циклоны и антициклоны.
3. Рассмотреть, что представляют собой облака: как они образуются, какие виды облаков бывают и чем они отличаются друг от друга.
4. Описать процессы, которые приводят к образованию дождевых капель в облаках и выпадению их на землю в виде осадков. Беседа с использованием презентации
Чтение худ. лит- ры,
Занятия в лаборатории «Наши первые открытия»
20
Что такое компас? Формировать представление о частях света, познакомить с компасом. Обучать детей работе с компасом. Путешествие по экологической тропе на территории детского сада
21
Откуда дует ветер? Познакомить с приборами и приспособлениями для определения направления ветра (флюгеры) Рассмотреть, что собой представляет ветряной рукав, познакомить со способом определения направления ветра. Беседа с использованием презентации,
Занятие в творческой лаборатории
Занятие на метеоплощадке
22
Какие бывают термометры? Уточнить представления о термометрах, познакомить с уличным и комнатным термометрами и их различиями, а так же с водным и почвенным термометром Беседа с использованием презентации
Занятие на метеоплощадке
23
«Весна красна» Народные приметы Знакомить с приметами весны, которые могут предсказать погоду Беседа с использованием «Календаря природы», «Народного» и «Лунного календаря»
24
Для чего нужен барометр? Познакомить с прибором барометром, учить работе с ним. Беседа с использованием презентации
Занятие на метеоплощадке
25
«Животные - барометры» «Пернатые предсказатели Знакомить с приметами, связанными с птицами, которые могут предсказать погоду Рассказать о птицах и их способностях предсказывать погоду Беседа
Занятие в творческой лаборатории
Чтение худ. лит-
ры
26
«Растения- синоптики, которые предсказывают погоду» «Одуванчик» Знакомить с приметами, связанными с деревьями, которые могут предсказать погоду Рассказать о растении – одуванчик и его способностях предсказывать погоду Беседа
Занятия в лаборатории «Наши первые открытия»
Чтение худ. лит- ры
4 природный сезон изучения «ЛЕТО»
Тематика мероприятия Содержание работы
Форма проведения
27
Кто дает прогноз погоды жителям Якутии? Познакомить детей с работой метеостанции. Рассказать какие существуют приборы для измерения и наблюдения погоды. Кто такие метеорологи или синоптики, и зачем знать прогноз погоды? Беседа с использованием презентации
28.
Явления в природе летом:
1. Гроза
2. Град
3. Роса
4. Радуга 1. Рассматриваем, что собой представляет гроза и чем она сопровождается. Объясняем, что такое гром и молнии.
2. Рассказываем о причинах, по которым в тплую погоду на землю падают замрзшие капли воды.
3. Нужно объяснить, почему в результате разности температур растений и окружающего их воздуха, на листьях и траве начинает конденсироваться влага.
4. Радуга - это необычайно красивое погодное явление, которое очень легко объяснить с помощью физики. Беседа с использованием презентации
Чтение худ. лит- ры,
Занятия в лаборатории «Наши первые открытия»
29
«Дождемер»- водомер Познакомить с прибором для измерения количества осадков Рассмотреть, что собой представляет дождемер, познакомить со способом определения количества выпавших осадков (дождя) Беседа с использованием презентации,
Занятия в лаборатории «Наши первые открытия»
Занятие на метеоплощадке
30
Чем измерить скорость ветра? Познакомить с приборами и приспособлениями для силы ветра Рассмотреть, что собой представляет анемометр, познакомить со способом определения скорости ветра. Беседа с использованием презентации,
Занятия в лаборатории «Наши первые открытия»
Занятие на метеоплощадке
31
«Лето красное» Народные приметы Знакомить с народными приметами, которые помогут предсказать летнюю погоду Беседа с использованием «Календаря природы», «Народного» и
«Лунного календаря»
32
«Живые барометры» Насекомые предсказатели Знакомить с приметами, связанными с насекомыми, которые могут предсказать погоду
1. Рассказать о муравьях и их способностях предсказывать погоду.
2. Рассказать о бабочках и их способностях предсказывать погоду. Беседа
Занятие в творческой лаборатории
Чтение худ. лит- ры
33.
Погода и человек. Для чего нужны солнечные часы? Рассказать о том: Как погодные явления влияют на человека? Может ли человек повлиять на погодные явления? Познакомить с солнечными часами, учить работе с ним. Беседа с использованием презентации
Занятие на метеоплощадке
Литература:
1. О., для дошкольников; Москва Издат. «Сфера» 2013 г.
2. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду; Москва Издат. «Сфера», 2004г.
3. Масленникова О. М. Филиппенко А. А. Экологические проекты в детском саду; Волгоград, Издат. «Учитель» 2009г.
4. Методика ознакомления детей с природой в детском саду / Под ред. П. Г. Саморуковой/. Москва Издат. «Просвещение», 1992г.
5. Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой; Москва, Издат. «Педагогическое общество России», 2005г.
6. Ромодин В., РомодинаМ. Почему ветер дует? 40 опытов, экспериментов, удивительных фактов для детей от 5 до 7 лет;Санкт-Петербург, Издат. «Питер»; 2013 г.
7. Рыбаков Б. В. Народный календарь; Средний урал, 1980 г.
8. РыжоваН. А., Мусиенко С. И. Лаборатория в детском саду и дома. Методическое пособие и DVD-диск;Москва, Издат», 2009 г.
9. РыжоваН. А., Мусиенко С. И. Вода вокруг нас. Методическое пособие и DVD-диск; Москва, Издат. «Линка-Пресс», 2011 г.
10. РыжоваН. А., Мусиенко С. И. Воздух вокруг нас. Методическое пособие и DVD- диск;Москва, Издат. «Линка-Пресс», 2008 г.
11. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – Санкт-Петербург, Издат. Детство-пресс, 2008 г.
12. Энциклопедия окружающего мира; Москва, «Росмэн» 1997г.
13. https://сезоны-года. рф
14. https://refoteka.ru