Татьяна Шпилева
Проект «Эти удивительные животные»
▼ Скачать + Заказать документы
Автор проекта : воспитатель Шпилева Татьяна Викторовна.
Исполнитель проекта : воспитатель подготовительной группы Шпилева Татьяна Викторовна.
Продолжительность проекта : долгосрочный.
Тип проекта : творческий, информационно - практико-ориентированный
Участники проекта : дети, педагоги, родители.
Охватываемые образовательные области: речевое развитие социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Возраст детей: 6-7лет
Темочки:
«Актуальность проекта : Речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Поэтому, очень важно создавать условия для хорошо связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей.
Для развития речи ребенка необходим богатый чувственный опыт, получаемый им от восприятия различных предметов, мира природы, общественной жизни. Особую роль природы в развитии связной речи подчеркивал К. Д. Ушинский. Он считал логику природы самой доступной, наглядной и полезной для ребенка.
Живая природа – это удивительный, сложный и многогранный мир. Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нём лучшие чувства. Ознакомление с природой является средством развития речи детей и познанием окружающего мира. В процессе обогащения сознания детей различным познавательным содержанием, происходит расширение, закрепление и активизация словаря, совершенствуется грамматический строй речи, дети общаются друг с другом и с воспитателями, оформляют свои мысли и высказывания
Проблема: Современные дети в силу своей чрезмерной активности
самостоятельно не всегда могут найти ответ на интересующие их вопросы. Интерес их неустойчив. Познавательная активность чаще всего непроизвольная. Речь слабо развита.
Основная цель проекта :
Развитие связной речи в процессе экологического воспитания дошкольника
Задачи:
1. Развивать у детей особенности связной, диалогической и монологической речи. Активизировать словарь детей.
2. Формировать у детей эмоциональное, положительное отношение к природе.
3. Закрепить знания детей о животных, отражать в рисунках и поделках свои знания.
4. Учить сочинять экологические сказки, составлять загадки, придумывать небылицы, рассказывать сообщения.
5. Развивать внимание, память, мышление, эстетический вкус.
6. Воспитывать у детей любовь к природе и бережное к ней отношение.
Принципы:
• Принцип позитивности - создание поддерживающей, доброжелательной атмосферы помощи, сотрудничества.
• Принцип индивидуального подхода - максимальный учет психологического своеобразия и индивидуального опыта каждого ребенка.
• Принцип развития и саморазвития личности - активизация творческих возможностей, способности к самопознанию и самоусовершенствованию, саморегуляции.
Этапы проекта :
Проект включает в себя три основных этапа:
Подготовительный: постановка целей и задач, определение методики работы, предварительная работа с педагогами, детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов.
Деятельностный
• ознакомление детей с художественной литературой;
• проведение бесед;
• рассмотрение картин и беседы по их содержанию;
• сочинение экологических сказок, составление загадок, придумывать небылицы;
• работа с родителями (разработка рекомендаций и их презентация);
• проведение совместно-организованной деятельности;
• проведение мероприятия;
• просмотр и обсуждение мультипликационных фильмов по теме;
• творческие работы с детьми на тематику.
Завершающий: подведение итогов работы, обобщение результатов в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов и, по возможности, составление рекомендаций.
Форма реализации проекта : создание альбомов по блокам проекта.
Работа с родителями: подготовка с детьми сообщений по блокам проекта. Буклет. «Развитие речи детей через ознакомление с миром природы»
Ожидаемые результаты:
• Дети проявляют устойчивый, познавательный интерес к познанию животного мира.
• Могут прогнозировать негативные воздействия человека на окружающую среду.
• Проявляют чувство гордости и восхищение красотой животного мира.
• Сформированы навыки диалогической и монологической речи.
• Дети уверенно высказываются, отстаивают свою точку зрения, сравнивают, анализируют, обобщают, устанавливают причинно-следственные связи.
• Повысилась экологическая культура, как детей, так и взрослых.
• Улучшились отношения детей друг с другом.
• Установлено деловое взаимодействие с родителями.
• Принимали активное участие в конкурсе рисунков и поделок.
• Составляли рассказы, загадки и небылицы.
• Родители активно участвуют в реализации проекта
• Педагоги повысят свою компетентность по теме проекта.
• Пополнится педагогическая копилка НОД.
Литература.
1. Алексеева М. М. Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М. Академия, 2000, с. 400.
2. Глухов В. П. Методика формирования связной речи дошкольников с ОНР. — М. АРКТИ, 2004.
3. Лопатина А. Скребцова М. Экологическое воспитание дошкольников. Конспекты занятий, сказки, стихи, игры и задания. Издательство: Амрита-Русь, 2010, с. 128.
4. Маханева М. Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста: Методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы. — М. АРКТИ, 2004.
5. Молодова Л. Методика работы с детьми по экологическому воспитанию: Пос. для воспитателей ДОУ и учителей нач. шк. Издательство: Интерпрессервис, 2005, с. 512.
6. Николаева С. Н. Обзор зарубежных и отечественных программ экологического образования и воспитания детей // Дошкольное воспитание, 2002 г. #8470;7.
7. .Павлова Л. Игры как средство эколого-эстетического воспитания ж// Дошкольное воспитание, 2002 г. #8470;10, с. 40.
8. Соломенкова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Издательство: Мозаика-Синтез, 2009, с. 112.
СИСТЕМНАЯ ПАУТИНКА ПО БЛОКУ.
Первый блок «Звери».
Речевое развитие
Чтение: Песенки, потешки русского народа: «Лиса рожью шла»
«О лисице» : Ирис Ревю. «Заботливая мамаша». Георгий Скребицкий
Познакомить с произведениями Танасайчука.
Д/ игры: «Какое животное я загадала?». «Чья мама?», «Назови кто, чем питается»,
«Чей хвост», «Узнай по описанию», «У кого какое жилище? «Кто, где живет?»,
НОД. Составление описательного рассказа о любимом зверьке.
«Животные – наши помощники».
Сообщения детей о зверях.
Обсуждение пословиц: «Кошке игрушки, а мышке слезки». «Корова на дворе, еда на столе». «Собака человеку неизменный друг». «Конь бежит – земля дрожит». «Корову палкой бить – молока не пить». «Старая собака понапрасну не лает». «Через силу и конь не скачет».
«Зайца ноги носят, волка зубы кормят, лису хвост бережет». «Глядит лисой, а пахнет волком». «Бойся тигра, а не его следов».
Социально-коммуникативное развитие.
Беседы на тему: «Правила поведения при общении с животными», «Каким животным поставлены памятники», «Нужны ли нам хищники», «Зачем беречь и охранять животных». Имитация: «Как щенок узнал, кто главнее», «Покажи лесного зверя», Э. Шим «Заяц и Крот». Э. Шим. «Заяц и ежик».
Д/ И: «Накорми животное», «Собери семью», «Рассели животных», «Чей детеныш». «Кто, где живет», «Что лишнее», «Сложи картинку». «Что сначала, что потом», «Угадай и назови»,
«Рассели животных по домам», «Зоологическое лото», «Разрезные картинки».
Сюжетно-ролевая игра «Ветеринарная лечебница».
Познавательное развитие
НОД «Домашние животные», «Кто такие звери», «Дом для зверей», «Лес - многоэтажный дом».
Просмотр мультипликационных фильмов: «С Чевостиком на ферме», «Дикие животные»
Просмотр познавательных фильмов для детей: «Интересные факты о собаках», «Интересные факты о кошках», «Медведь», «Белый медведь», «Слоны», «Дельфины», «Киты».
Презентации: о животных
Художественно-эстетическое развитие
Лепка: «Зоопарк»
Рисование: «Мой любимый зверь»
Создание альбома: «Звери»
Слушанье песен: «Голодная кошка и сытый кот» В. Солманова.
«От носика до хвостика» Парцхаладзе. «Песенка про животных», «Молодая лошадь»,
«Кто пасется на лугу».
Физическое развитие
Считалки: «Шла коза по мостику», «Конь ретивый», «Свинка ходит по бору».
Пальчиковая гимнастика «Котята».
Физкультминутки: «Кони», «Козлик», «Зайчата», «Слон», «Котик», «Козлик»,
«Пес Барбос», «Кролики».
Подвижные игры: «Охотники и зайцы», «Мышеловка», «Медведь».
Игры на снижения психоэмоционального напряжения: «Тигр на охоте», «Доброе животное», «Зайчики».
СИСТЕМНАЯ ПАУТИНКА ПО БЛОКУ.
Блок «Птицы».
Речевое развитие
Чтение: Стихотворение Т. Евдошенко «Берегите птиц». Виктор Корболеев «Берегите птиц». Виталий Бианки. Рассказ: «Сумасшедшая птица». Николай Сладков. «Зимние долги».
Клаус Руге. «Перелётные птицы». Рассказ Льва Толстого «Птичка». Виталий Бианки «Лесные домишки».
Пословицы: «Лес без птиц и птицы без леса не живут».
«Знает птица, что без Родины не годится».
«Всякая птица своим пером гордится».
«Всякая птица по-своему поет».
«Всякая птица своим клювом сыта».
«У каждой пташки — свои замашки».
НОД. Придумывание детьми сказки «Если был бы я птицей…».
НОД «Составление описательного рассказа о птице».
Сообщения детей о птицах.
Социально-коммуникативное развитие
Беседы на тему: «Нужны ли птицы людям».
Дидактические игры: «Кто где живёт», «Зимующие и перелётные птицы», «Летает, плавает, бежит», «Откуда птица прилетела?», «Чей клюв?».
Оформление выставки «Птицы такие разные».
Рассматривание картин, иллюстраций по теме.
Познавательное развитие
Просмотр мультипликационных фильмов из серии «В мире дикой природы», «Гнезда», «Чей нос лучше», «Это, что за птица?».
Презентации: «Птицы лесов"» «Водоплавающие птицы», «Птицы открытых пространств», «Птицы болот», «Интересные факты о птицах», «Гнезда птиц».
НОД «Какие бывают птицы».
Художественно-эстетическое развитие
Лепка: «Птицы».
Рисование: «Моя любимая птица».
Оригами «Птица».
Аппликация «Лебеди».
Слушанье песен: «Птички», «Я из бумаги вырезала птиц», «Расскажите птицы»,
«Кто же такие птички», «Села птичка на ветку».
Выставка совместных рисунков детей и родителей «Птицы – наши друзья».
Физическое развитие
Подвижные игры: «Пчёлки и ласточки», «Лётал, лётал воробей», «Зайди в свой домик»,
«Сова», «Пингвины на льдине», «Стая», «Лягушки и цапли», «Кукушка».
Игры на снижения эмоционального напряжения: «Полет птицы», «Спаси птенца».
Пальчиковая гимнастика: «Птички», «Голуби», «Прилетайте птички».
Физкультминутки: «Лебеди», «Аист», «Скачет шустрая синица», «Лебеди», «Птички».
СИСТЕМНАЯ ПАУТИНКА ПО БЛОКУ.
Блок «Насекомые и пауки».
Речевое развитие
Чтение А. Бианки «Как муравьишка домой спешил», «Паучок – пилот»,
Г. Глушнёв «Кузнечик и кузнечики», С. Михалков «Академия наук»,
Г. Скребицкий «Счастливый жучок», В. Зотов из книги «Лесная мозаика» («Божья коровка», «Кузнечик», «Майский жук», К. Ушинский «Пчёлки на разведках», «Пауки».
Познакомить с произведениями В. Танасайчука.
С/И «Закончи предложение», «Один – много», «Назови ласково», «Подбери признак».
Пословицы: «Одна пчела немного меду натаскает». «Пчела мала, да и та работает». «Слетелись как мухи на мед». «Шуршат, как тараканы за печкой».
НОД «Сказка о насекомом».
Сообщение детей о насекомых и пауках.
Социально-коммуникативное развитие.
Рассматривание иллюстраций по теме.
Игры-имитации: «Бабочки порхают», «Кузнечики прыгают», «Цветы», «Паучки».
«Пчелки собирают нектар», «Встреча бабочки и цветка», «Затоптанные цветы», «Сердитый муравей», «Летающая бабочка».
Д/И ««Собери насекомое» из многоугольников; «Хорошо или плохо». «Четвёртый лишний».
Познавательное развитие
Просмотр мультипликационных фильмов: «Муравьишка - хвастунишка», «Уроки живой природы – бабочки», «Фиксики - пчела», «Зачем пчелам мед», «В мире дикой природы Жуки».
Развивающие видео: «Осы», «Тараканы», «Как зимуют насекомые», «Самые большие насекомые».
Презентации: «Как появляется бабочка», «Кузнечик», «Насекомые», «Пауки».
НОД «Кто такие насекомые», «Кто такие пауки».
Беседы на тему: «Кто такие насекомые?», «Где дом у насекомых?», «Кто, как, где спит?», «Кто живёт в подземном царстве?», «Бывают ли насекомые детёнышами?», «Насекомые в природе нашего края», «В чём польза насекомых?», «Опасные насекомые».
Художественно-эстетическое развитие
Лепка: «Насекомые».
Рисование: «Насекомые на лугу». «Паучок на паутинке».
Аппликация: «Божья коровка».
Слушанье песен: Н. Римский-Корсаков «Полет Шмеля», С. Прокофьев «Детская музыка» - №7 «Шествие кузнечиков», Р. Шуман «Бабочки», «В траве сидел кузнечик».
Физическое развитие
Подвижные игры: «Бабочки», «Бабочки и птицы», «Медведь и пчелы».
Пальчиковые игры: «Пчела», «Божья коровка», «Комар», «Паучок».
Физкультминутки: «Видишь, бабочка летает», «Кузнечик», «Бабочка».
СИСТЕМНАЯ ПАУТИНКА ПО БЛОКУ.
Блок «Рыбы».
Речевое развитие
Чтение: Николай Носов «Карасик», «Как на свете появились летающие рыбы»;
Кхмерская сказка «Почему карась широкий и плоский»; Сказка Сергей Баруздин «Почему рыбы молчат»; Заходер «Почему рыбы молчат».
Д/ игры: «Подскажи словечко», «Ходит, плавает, летает».
НОД. Придумывание сказки «Непослушная рыбка»
НОД. Пересказ сказки «Две рыбки».
Социально-коммуникативное развитие
Рассматривание иллюстраций, книг.
• Д/ И: «Рыбалка», «Четвертый лишний», «Чей силуэт», «Выложи рыбку из палочек»,
• «Отгадай загадку».
Познавательное развитие
Просмотр мультипликационных фильмов: «Почему рыбы не разговаривают», «Кто живет в реке», «Рыбка».
Познавательное видео: «Интересные факты о рыбах», «Самые большие рыбы»,
«Рыбы речные и морские».
Презентации: «Удивительные факты», «Акулы».
Беседы на тему: «Рыбы», «Как спят рыбы».
НОД «Кто такие рыбы».
Художественно-эстетическое развитие
Пластилинография: «Море».
Рисование «Рыбки».
Аппликация «Рыбки».
Слушанье песен: «Песенка про рыб», «Рыбки», «А рыбы плавают вот так», «А я рыбка».
Физическое развитие
• Подвижные игры: «Караси и щука», «Рыбак и рыбки», «Рыбалка», «Море волнуется».
o Физкультминутки: «Рыбы», «Рыбки весело играют», «На закате дремлет пруд».
o Пальчиковая гимнастика: «Пять рыбок», «1,2. рыбку я поймал опять».
Игра на снижения эмоционального напряжения «Море».