Марина Добрина
Проект «Эти мудрые русские сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад комбинированного вида №71
Творческий проект
в старше - подготовительной группе «Улыбка»
«Эти мудрые русские народные сказки»
Подготовила и провела воспитатель
Добрина М. В.
«Благодаря сказке ребёнок познаёт
мир не только умом, но и сердцем».
В. А Сухомлинский.
Актуальность.
Жили – были… Каждый ребенок слышит эти слова с удовольствием, теплотой и надеждой на что – то новое, интересное.
Публикация «Проект „Эти мудрые русские сказки“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Темочки
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь.
Сказка не только развлекает его, но и воспитывает эстетически, нравственно, развивает умственно. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия (честность, доброта, человеколюбие, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребёнка. Сказка, её композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определённые по своей нравственной сути образа, выразительный язык, динамика событий, особые причинно- следственные связи и явления, доступные пониманию ребёнка, - всё это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребёнка.
Сказка- источник народной мудрости. Она учит доброте, смелости и честности. Порицая зло и несправедливость, сказка вызывает у ребёнка сочувствие к обиженным героям и тем самым содействует формированию гражданственности. Сказку справедливо можно считать одним из важных воспитательных средств. Сказки помогают обогащать ребёнка эмоциями, развивать воображение, творческое мышление, речь, подводить детей к логическим суждениям. Они служат могучим действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Благодаря сказке ребёнок узнаёт, что жизнь подобна путешествию, полному неожиданных открытий и приключений: что в любой миг мир может заговорить, потому что он- живой, и поэтому важно бережно и чутко относиться ко всему вокруг. Благодаря сказке ребёнок понимает, что жизненный путь труден, что он не простой и гладкий; что каждое испытание помогает стать сильнее; что самое ценное зарабатывается трудом, а доставшееся легко и даром, может так же быстро исчезнуть. Сказка намекает, что сделать правильный выбор помогает любящее сердце, а не расчётливый ум. И подсказывает, что добро всегда побеждает, а справедливость действенней грубой силы. Сказка учит детей учиться, познавать себя самого и мир вокруг.
Сказка является одним из самых доступных средств для духовно-нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители.
В настоящее время сказка, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Этому способствовали современные книги и мультфильмы, часто искажающие первоначальный смысл произведения, превращающие сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Такая трактовка навязывает детям определенные образы, которые лишают их глубокого и творческого восприятия сказки.
- Детство – ответственный этап в становлении личности и ее нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях доброго отношения к людям, развитию высоких чувств и стремлений.
- Знание сказок окажет неоценимую помощь в приобщении ребенка и к истокам национальной культуры.
Причины (проблема) :
отсутствие времени у родителей и желания, чтобы что- то почитать детям;
замена обычных, так близких и понятных сказочных героев новыми персонажами в литературе на экране телевизора (смурфики, лунтики, смешарики, суперсущества);
не понимание родителями роли книги в развитии детей
внедрение новых информационных ресурсов в жизнь детей, компьютеризация – вытесняет чтение и даже просмотр мультфильмов;
не посещение библиотеки, как родителями, так и детьми;
не информированность родителей о том, какие книги покупать и читать детям в различные возрастные периоды.
Проблема сохранения интереса у детей к русскому народному творчеству сегодня актуальна как никогда. Техника (аудио-, видео-, компьютерная, дающая готовые слуховые и зрительные образы, особым способом воздействующая на людей, ослабила интерес к книге и желание работы с ней. Плоды этого мы уже пожинаем сегодня: низкий уровень развития речи, воображения, восприятия, коммуникативных навыков, нравственных устоев.
Не отрицая прогресс, в результате выявленной проблемы решила эффективно внедрять в работу с дошкольниками русское народное творчество, познакомить с колоритом, красотой и своеобразностью фольклора.
Цель:
Через русское народное творчество формировать думающего, чувствующего, любящего и активного человека, готового к творческой деятельности в любой области.
Задачи:
• Закреплять и развивать у детей устойчивый интерес к книге, воспитывать любовью художественному слову.
• Знакомить детей с разными видами жанров.
• Помогать ребёнку не только осмысливать поступки персонажей (героев, но и их мысли, чувства, воспитывать умение видеть скрытые причины поступков.
• Помогать ребёнку осознавать его собственное эмоциональное отношение к героям сказок.
• Обращать внимание детей на язык литературного произведения, авторские и народные приёмы изображения.
• Развивать и воспитывать воссоздающее воображение, умение мысленно представлять себе события и героев произведения
Тип проекта :
групповой, познавательно-творческий
Продолжительность: долгосрочный: ноябрь 2013 год- май 2014 год
Участники проекта : воспитатель, дети старше- подготовительной группы.
Образовательные области интегрированные: "Коммуникация", "Познание", "Чтение художественной литературы", "Социализация", "Художественное творчество", "Музыка".
Гипотеза: Через русские народные сказки формировать думающего, чувствующего, любящего и активного человека, умеющего правильно относиться к миру.
Предполагаемый результат:
• Развитый интерес и стремление к постоянному общению с книгой, удовлетворение при слушании русских народных сказок.
• Умение осознавать и оценивать мотивы поступков героев, их переживания, мысли чувства.
• Активное проявление себя в разных видах художественной деятельности.
Презентация проекта :
1. Оформление мини-музея «Эти мудрые русские народные сказки.
2. Презентация результатов проекта.
Продукт проектной деятельности :
1. Рисунки, поделки, работы по аппликации, конструированию по сказкам
2. Спортивный досуг «Путешествие в сказку»
Основные этапы реализации проекта :
Подготовительный:
- Подбор методической, художественной литературы, иллюстративного, музыкального материала по теме проекта;
- Выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта;
- Подбор материала для изобразительной и продуктивной деятельности;
- Составление плана работы.
- Обосновать цель проекта.
-Определить задачи и ожидаемый результат проекта.
Основной:
Практическая реализация проекта
В начале проекта проводиться беседа «Эти мудрые русские сказки».
Название сказки (срок проведения) Форма и содержание деятельности Задачи
«Гуси –лебеди»
«Маша и медведь»
( Ноябрь: 1 и 2 неделя) Чтение:
- русских народных сказок,
рассматривание иллюстраций художников.
- беседы по прочитанным сказкам
Игра
- словесная игра «Какой герой» (отражение характерных особенностей героя)
Непосредственная образовательная деятельность:
1. Коммуникация: Знакомство детей с русской народной сказкой «Гуси-лебеди». (р/р)
2. Познание: «Гуси-лебеди» (оригами).
3. Художественное творчество: «Красивая лебедь» (лепка).
4. Познание: «Знакомство с народным костюмом» (ознаком. с окруж.)
5. Художественное творчество: «Укрась сарафан» (рисование)
6. Художественное творчество: «Кокошник» (аппликация)
Свободная деятельность:
Раскраски по сказке «Гуси-лебеди».
Изготовление книги «Гуси-лебеди».
-Познакомить с определением – народные сказки.
-Учить понимать и оценивать характер и поступки героев.
-Развивать логическое мышление, память и сообразительность.
-Воспитывать любовь к художественной литературе, к сказкам. Учить рассказывать знакомые сказки.
-Воспитывать чувство доброты, сопереживания ко всему живому и прекрасному, что нас окружает.
-Развивать выразительность речи, художественные способности ребёнка.
-Развивать умение передавать чувства.
-Учить отражать содержание сказок в играх, драматизациях, театральной деятельности.
-Обеспечить нравственное воспитание, чувство патриотизма.
-Развивать интерес к театрально-игровой деятельности.
-Развивать познавательный интерес.
-Воспитание культуры поведения.
-Учить детей работать дружно, учить договариваться между собой, сопереживать своим товарищам.
-Познакомить с культурой и обычаями русского народа.
-Воспитывать литературно -художественный вкус, способность понимать образность и выразительность языка сказок.
Развивать связную речь, обогащать словарный запас.
-Воспитание любви и уважения к русской народной культуре.
«Морозко»
(Ноябрь 3 неделя, декабрь)
Чтение:
- русской народной сказки,
рассматривание иллюстраций художников.
- беседа по сказке
Непосредственная образовательная деятельность:
1. Познание: «Знакомство с жилищем русского народа» (ознаком. с окруж.)
2. Художественное творчество «Русская народная изба» (лепка предметов быта)
Театрализованная деятельность
-инсценировка сказки «Морозко»
(Новогодний утренник)
«Кощей бессмертный»
«Финист ясный сокол»
(декабрь, январь) Чтение:
- русских народных сказок,
рассматривание иллюстраций художников.
- беседы по прочитанным сказкам
Непосредственная образовательная деятельность:
1. Коммуникация: «Пересказывание отрывка сказки Финист ясный сокол». (р/р)
2. Познание + Художественное творчество (интегрированное)
«Сундук и яйцо Кощея Бессмертного» (лепка и конструирован.)
Игра:
«К какой сказке иллюстрация?»
Свободная деятельность:
Раскраски по сказке «Кощей бессмертный».
«Волшебное кольцо»
«Летучий корабль»
(Февраль) Чтение:
- русских народных сказок,
рассматривание иллюстраций художников.
- беседы по прочитанным сказкам
Игра: «Изобрази сказочного героя».
Непосредственная образовательная деятельность:
1. Художественное творчество: «Кошечка и собачка» (оригами)
2. Художественное творчество «Корабль – летучий» (коллективная аппликация)
«По щучьему велению»
(март, апрель) Чтение:
- русских народных сказок,
рассматривание иллюстраций художников.
- беседы по прочитанным сказкам
Игра: «Отгадай сказочного героя».
Непосредственная образовательная деятельность:
1. Коммуникация: «Знакомство с русской народной сказкой «По щучьему велению». (р\р)
2. Художественное творчество: «Щука» (лепка).
Свободная деятельность:
Раскраски по сказке «По щучьему велению».
Развлечение:
Спортивный досуг «Путешествие в сказку»
Заключительный этап:
1. Оформление мини-музея «Эти мудрые русские народные сказки»
2. Подведение итогов проектной деятельности.
3. Презентация результатов проекта