Твердякова Лариса
Образовательный проект «Русские народные сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательный проект «Русские народные сказки»
Автор: Твердякова Л. Н., учитель-логопед МДОБУ комбинированного вида детский сад № 1 МО Кореновский район.
Тип проекта: комбинированный.
Участники проекта: учитель-логопед, родители, дети 5-7 лет группы для детей с ОНР МДОБУ комбинированного вида детский сад № 1 МО Кореновский район.
Срок реализации: 1 год
Условия реализации: заинтересованность детей и родителей, регулярность и систематичность, материальное обеспечение.
Актуальность
Публикация «Образовательный проект „Русские народные сказки“» размещена в разделах
Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. Родной язык является средством овладения знаниями, изучения всех учебных дисциплин в школьном и последующем образовании. На основе длительного изучения процессов мышления и речи Л. С. Выготский пришел к следующему выводу: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи» (Выготский Л. С. Умственное развитие в процессе обучения).
Наряду с общими элементами общественно-исторического опыта в языке есть элементы, присущие той или иной национальной культуре. В этом смысле А. А. Леонтьевым выделяется еще одна функция языка – национально-культурная. Она ярко охарактеризована и в работах К. Д. Ушинского, показавшего национальные особенности родного языка и его роль в воспитании национального самосознания.
Итак, учитывая комплексные нарушения речи, несовершенство высших психических функций, эмоционально-волевой сферы детей с общим недоразвитием речи, считаем проект по формирование импрессивной речи дошкольников с ОНР посредством знакомства с русскими народными сказками актуальным и необходимым в коррекционном процессе.
Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект: формирование импрессивной речи посредством знакомства дошкольников с русскими народными сказками.
Цель проекта:
формирование импрессивной речи у дошкольников с ОНР через создание оптимальных условий для всестороннего развития нравственно-патриотического потенциала дошкольника через грамотное построение целостного (коррекционного) педагогического процесса в дошкольном учреждении на основе синтеза опыта традиционной российской системы общественного дошкольного образования и обобщения, интеграции достоверных, научно-исторических материалов.
Задачи проекта
Для детей
• Расширять знания детей о русских народных сказках, их видах.
Развивать связную речь, речевой слух, общие речевые навыки (звукопроизношение, четкость дикции, интонационную выразительность речи).
• Формировать импрессивную речь и словарь детей по теме. Обучать
детей пересказу знакомой сказки с опорой на зрительные образы. Формирование способности передавать содержание без пропусков и искажений. Формирование представлений о главном в характере сказочных героев. Совершенствование грамматического строя речи.
• Развивать у детей внимание, выдержку, выносливость, координацию
движений, воображение.
• Продолжать развивать коммуникативные умения при помощи
театрализованной деятельности.
• Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности,
инициативности, ответственности, самостоятельности. Воспитание любви к чтению.
• Воспитывать интерес к истории Родины, чувства гордости за
русский народ. Воспитывать у детей соревновательные качества, чувства взаимовыручки, поддержки.
Для педагогов:
• разработать цикл НОД по мотивам русских народных сказок;
• разработать цикл игровых и интерактивных заданий и упражнений на основе развивающих игр;
• разработать формы взаимодействия и сотрудничества с родителями по теме «Русские народные сказки»;
• разработать конспект итогового мероприятия в форме интеллектуальной викторины «Что? Где? Когда?».
Для родителей:
• привлечь родителей к сотрудничеству с детским садом по формированию импрессивной речи у ребёнка;
• оказать по необходимости квалифицированную помощь родителям по формированию грамматически правильной связной речи у детей с ОНР;
• показать родителям значимость своевременного формирования импрессивной речи у детей дошкольного возраста.
• форма проведения итогового мероприятия проекта: презентация проекта, театрализованное представление по мотивам сказки «Курочка Ряба».
Новизна
• Применение систематизированного материала
• Удачная комбинация элементов опубликованных методик
• Обеспечение мотивации к процессу обучения
• Интеграция образовательных областей и чередование различных видов деятельности
• Использование цифровых образовательных ресурсов
Для реализации проекта материал подобран в соответствии с возрастом
и индивидуальными особенностями детей с ограниченными возможностями здоровья, разработан методический план работы.
Этапы проекта «Русские народные сказки»
1. Подготовительный этап:
• Ознакомление родителей с проблемой, целью и задачами проекта.
• Распределение заданий между участниками проекта.
• Подбор наглядно-дидактических материалов и оборудования для занятий и индивидуальной работы с детьми вне занятий.
• Разработка методических пособий, итоговой непосредственно образовательной деятельности по проекту.
2. Практический этап:
Реализация задач проекта «Русские народные сказки» предусматривает интеграцию всех образовательных областей по данной теме.
Интеграция образовательных областей по проекту
«Русские народные сказки»
Образовательная область Формы работы
Познавательное развитие
•Лабиринты:
«Какая дорожка никогда не приведет волка к козлятам?»
«Помоги мышке найти яичко».
«Помоги Маше перейти на другой берег».
«Помоги внучке прийти к дедушке с бабушкой».
«Помоги деду найти рукавичку».
• Дидактические игры:
«Что лишнее?»
«Найди отличия»
«Найди два одинаковых предмета».
«Отгадай загадки»
«Кто лишний».
«Определи, где, чей клубок».
«Кто спрятался за забором?».
«Лево – право».
• Интерактивные игры:
«Найди тень»
«Почини избушку лисы».
«Почини крышу зайкиного домика».
«Почини корзинку».
«Найди кусочек, который отрезали от репки».
«Что можно приготовить из яйца».
«Накорми животных».
• Времена года.
• Растительный мир.
• Животный мир.
• Посещение Кореновского историко-краеведческого музея.
• Посещение «Торжественного открытия международного дня детской книги» в детской библиотеке г. Кореновска.
• Упражнения:
Хватит ли козе капусты для всех козлят?
Расставьте в кружочки рядом с животными цифры от 1 до 5. Цифрой 1 обозначьте самого маленького из них.
«На какую фигуру похожа репка?».
Речевое развитие
• Дидактические и интерактивные игры:
«Что лишнее?»
«Помоги детенышам найти своих мам».
«Найди дерево».
«Кто где живет?».
«Из каких мы сказок?».
«Что сначала, что потом?»
«Строители».
«Один – много».
• Пересказ детьми сказок по плану, рисуночному плану, по вопросам.
• Чтение русских народных сказок.
Социально-коммуникативное развитие
• Чтение и анализ сказок «Волк и семеро козлят», «Репка», «Три медведя», «Два козлика», «Бобовое зернышко», «Ивашечка», «Братец Иванушка и сестрица Аленушка», «Гуси-лебеди»,«Лиса, заяц и петух», «Маша и медведь», «Репка», «Мужик и Медведь», «Ванюшка и царевна», «Пузырь, соломинка и лапоть», «Лисичка–сестричка и серый волк».
Физическое развитие.
• Соблюдение режима применения ИКТ в работе с детьми в соответствии с нормами СанПиН.
• Раскрашивание картинок по сказкам (мелкая мускулатура рук).
Художественно-эстетическое развитие.
• Плоскостное моделирование – составление сюжетов из мозаики по мотивам сказок.
• Конструирование из кубиков «Сложи картинку» по мотивам сказок.
• Слушание пьес «Баба Яга» из «Детского альбома» П. И. Чайковского, «Баба Яга» из альбома «Картинки с выставки» Мусоргского.
• Музыкально-ритмические движения
Музыкально-ритмическая физминутка «Что манит птицу?»
«Танец курочки и цыплят» муз. Г. Гусейнли, сл. Т. Муталлибова.
«Байновская кадриль» обр. М. Иорданского сборник «Топ-топ, каблучок» И. Каплунова, И. Новоскольцева, И. Алексеева.
• Пение
С. Ермолов группа «Учитель танцев» песня «Летом в деревне»
Песня «Веселая мышка»
Взаимодействие с семьёй
• Родительское собрание: "Работа по формированию импрессивной речи через знакомство с русскими народными сказками дошкольников с общим недоразвитием речи".
- Мастер-класс совместной деятельности детей и родителей по сказке «Колобок» (интерактивные игры и театрализованная деятельность).
• Консультации для родителей в уголке для родителей «Речецветик»:
1. Интерактивная природа русской народной сказки.
2. Русские народные сказки – средство развития речи детей.
3. Театрализованная деятельность в семье.
• Родительское собрание: Театрализованное представление для родителей по мотивам русской народной сказки «Курочка ряба».
Заключительный этап.
• Обработка и оформление материалов проекта;
• Оценка результатов работы всех участников проекта;
• Проведение открытого итогового мероприятия на РМО учителей-логопедов по проекту «Русские народные сказки» в форме интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?»
• Мультемедийная презентация проекта на районном методическом объединении учителей-логопедов и родительском собрании в ДОУ.
Выводы:
Реализация данного проекта будет способствовать развитию партнерских отношений ДОУ и семьи в воспитании патриотизма у дошкольников, повысить уровень формирования импрессивной и грамматически правильной связной речи у детей с тяжелыми нарушениями речи.
Проект обогатит восприятие самооценки каждого субъекта образовательного процесса и роли каждого в историческом развитии.
Проект можно рекомендовать для использования в других дошкольных образовательных организациях (в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья).