Ирина Кириченко
Педагогический проект «Почему мы любим русские народные сказки» с детьми средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект с детьми средней группы
Актуальность
Космополитизм XXI века постепенно деформирует чувства патриотизма, любви к Родине в российском обществе. Ещё недавно наше поколение, вдохновлённое победой дедов над фашизмом, ставило интересы Родины и государства выше частных. Сейчас всё в корне изменилось. Массовая культура, информационное манипулирование сознанием личности, отсутствие национальной идеи – всё это ведёт к тому, что само слово «патриотизм» - теряет свой смысл. Чтобы избежать это, необходимо воспитывать патриотические чувства, нравственные устои и культуру поведения у детей уже в младшем возрасте.
Публикация «Педагогический проект „Почему мы любим русские народные сказки“ с детьми средней группы» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2015
Патриотическое воспитание возможно посредством любых видов народных сказок. Сказка - благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Сказка - это духовные богатства культуры, познавая которые, ребёнок познает сердцем родной народ. Дошкольный возраст - возраст сказки. Именно в этом возрасте ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть уверенным, что она найдёт в детях чутких, внимательных слушателей. И это будет способствовать развитию патриотических чувств.
Цель проекта : Формирование у детей любви к Родине посредством сказок, приобщение детей к общечеловеческим нравственным ценностям.
Задачи:
Образовательные:
- Учить детей понимать эмоциональное состояние героев сказок и своё собственное;
- Привлекать детей к воспроизведению образов, используя различные варианты;
- Закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности;
Развивающие:
- Развивать личностно-смысловую сферу (отношение детей к действительности, переживания и т. д.);
- Развивать групповую сплочённость, самооценку детей.
- При помощи сказочных произведений бороться с различными детскими «недугами». В частности посредством сказкотерапии работать с агрессивными, неуверенными, застенчивыми детьми; с проблемами стыда, вины, лжи, непринятием своих чувств;
Воспитательные:
- Воспитывать чувства привязанности и любви к своим близким;
- Воспитывать у детей уважение к самому себе;
- Пробуждать интерес к сказкам;
- Приобщать детей к процессу познания добра и зла, честности и справедливости;
Тип: социально-педагогический
Вид: ролево-игровой, межпредметный
Продолжительность проекта : долгосрочный
Возраст участников проекта : средний
Партнё ры: воспитатели, родители
Характер контактов: взаимодействие в рамках одной группы
Форма работы: групповая, фронтальная
Гипотеза
Патриотическое воспитание – это, прежде всего, воспитание чувства ответственности. Залог патриотизма - эмоциональная привязанность, чувство собственного достоинства, ответственность, честность. Народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Народные сказки – уникальный материал, позволяющий педагогу раскрыть детям такие морально-нравственные истины, как:
дружба помогает победить зло («Зимовье»);
добрые и миролюбивые побеждают («Волк и семеро козлят»);
зло наказуемо («Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка»).
Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Идеалом для девочек становится красна девица (умница, рукодельница, а для мальчиков - добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину). Подобного рода персонажи для ребёнка являются далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя свои дела и поступки. с действиями любимых героев. Идеал, приобретенный в детстве, во многом может определить личность.
Сказка не даёт прямых наставлений детям («Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения», но в её содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают.
Почему же сказка так эффективна при работе с детьми, особенно в дошкольном возрасте?
Во-первых, в дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребёнка, обладающей притягательной силой и позволяет ему свободно мечтать и фантазировать. При этом сказка для рёбенка не только вымысел и фантазия - это ещё и особая реальность, которая позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами и в доступной для понимания ребенка "сказочной" форме постигать взрослый мир чувств и переживаний.
Во-вторых, у маленького ребёнка сильно развит механизм идентификации, т. е. процесс эмоционального включения, объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоения его норм, ценностей, образцов. Поэтому, воспринимая сказку, ребёнок, с одной стороны сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не у него одного есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством ненавязчивых сказочных образцов ребёнку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребенок отождествляет себя с положительным героем.
Малыш должен отдаваться радости со всей детской непосредственностью. А сказка, как известно, это источник проявления всех чувств ребёнка, в том числе и радости. «Никогда не надо гасить детскую радость», - подчеркивала А. М. Виноградова. По её мнению в атмосфере радости легко зарождаются такие ценные душевные качества, как доброжелательность, отзывчивость, уверенность.
Основной целью проектного метода является развитие свободной творческой личности ребёнка.
Линии развития личности:
- Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
- развитие мышления и воображения;
- речевое развитие;
- эстетическое развитие;
- развитие эмоционально-ценностного отношения к русским народным сказкам.
Ожидаемый результат:
Реализация данного проекта позволит :
- заложить основу патриотического воспитания у детей, привить любовь к Родине;
- приобщить детей к общечеловеческим нравственным ценностям.
Методы проекта
познавательно-игровые занятия, игры – сказки, беседы, наблюдения, совместные игры.
Содержание проекта
1 этап. Подготовительный
Диагностика и определение уровня развития детей (характеристика речевых способностей; наблюдение за детьми в процессе выполнения заданий; оценка эмоциональной сферы каждого ребёнка).
Чтение сказок, прослушивание аудиозаписей сказок, просмотр сказок, изучение иллюстраций.
2 этап. Практический
Организационные формы работы
Разделы проекта Виды деятельности воспитателя Виды деятельности детей
Художественно – речевая деятельность Занятие по ФЭМП, развитию речи и
художественной литературы, по окружающему миру Рассказывают сказки, придумывают сказку по картинкам, делают выводы: чему учит сказка; развивают воображение, формируют знания
Настольный кукольный театр Показ сказок «Волк и семеро козлят»
«Репка», «Теремок» Обыгрывание ролей, распределение ролей; вывод: какой урок извлекли, какими моральными качествами наделены герои
Варежковый театр Показ сказки «Колобок», помогает детям делать выводы Озвучивают действия героев
Пальчиковый театр «Гуси - лебеди» показывает технику пальчикового театра Развивают мелкую моторику рук
Инсценировка сказок
«Теремок», «Репка» Помогает детям в распределении ролей, нацеливает на выводы «Превращение» в изображаемых персонажей, формулируют своё отношение к героям, делают выводы: чему учит сказка
Игровая деятельность Дидактические игры: «Узнай сказку»
«Собери сказку»
«Кто лишний». Воспитатель «вводит в сказку», используя «волшебный элемент» Размышляют, думают над вопросами; развивают память, мелкую моторику
Изобразительная деятельность Организует выставку работ, оказывает практическую помощь Выражают своё собственное отношение к героям сказок в виде рисунков и поделок
Работа с родителями Помогает в организации совместного досуга Инсценировка сказки «Теремок», совместный досуг «Путешествие по сказкам»
совместная изобразительная деятельность, изготовление поделок;
сочинение сказок на патриотическую тему
Заключительный этап:
В конце проекта организовали
Совместный досуг: «Путешествие по сказкам». Дети демонстрировали, что сделали своими руками: рисунки к сказкам, поделки; отвечали на вопросы викторины «Закончи сказку», высказывали своё мнение, что нового они узнали, чему научились; инсценировка сказки : «Теремок».
Литература
1. Азбука нравственного воспитания. Пособие для учителей. /Под ред. Каирова И. А., Богданова О. С. Москва: Творческий центр «Сфера», 1999г
2. Бударина Т. А., Маркеева О. А. «Знакомство детей с русским народным творчеством» СПб,2001.
3. Гаврилова И. Г. «Истоки русской народной культуры в детском саду» СПб «ДЕТСТВО ПРЕСС»2008.
4. Князева О. Л. М. Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» СПб,2004
5. Науменко Г. М. «Фольклорный праздник».-М., 2000
6. Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду/Под ред А. В. Орловой. М. - 2001.
7. Рябцев Ю. С. «Путешествие в Древнюю Русь. Рассказы о русской культуре».-М., 1998