Екатерина Павелко
Проект «Русские народные сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
«Русские народные сказки»
2 младшая группа
Сроки реализации проекта :
Проект :
краткосрочный (2 недели);
познавательный;
творческий;
групповой.
Участники проекта :
Дети: воспитанники второй младшей группы «Гномики»
(возраст воспитанников 3-4 года).
Родители воспитанников группы.
Гипотеза проекта :
Публикация «Проект „Русские народные сказки“» размещена в разделах
Изучение русских народных сказок позволит детям в игровой форме познакомиться с традициями и обычаями русского народа, расширит их кругозор, будет способствовать развитию личности ребенка, развитию его творческих, нравственных качеств.
Цель проекта :
Изучение влияния русских народных сказок на развитие нравственных качеств детей дошкольного возраста.
Задачи проекта :
1. Формировать у детей знания о русских народных сказках.
2. Воспитывать интерес к русскому народному творчеству.
3. Прививать любовь к книге.
4. Развивать речь, активизировать словарный запас.
5. Развивать творчество, фантазию, воображение.
6. Укреплять взаимоотношения с родителями.
Планируемый результат:
развитие интереса к русской литературе;
развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков;
совершенствование звукопроизношения, выразительности и связной речи детей.
содействие творческому развитию детей;
развитие эмоциональной отзывчивости;
гармонизация отношений между взрослыми и детьми.
Актуальность проекта :
В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов, западной культуры у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому считаю, что уже с дошкольного возраста необходимо показывать нравственную суть каждого поступка.
Путь для решения этой проблемы мы решили начать через приобщение детей к русскому фольклору, через знакомство с русскими народными сказками, так как считаем, что по своей сущности сказка вполне отвечает природе ребенка; близка его мышлению, представлению и как считают многие педагоги и психологи является азбукой нравственности. В сказках перед умственным взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами; в них дети получают блестящие образцы нравственности и морали. Образы героев русских народных сказок – и положительные и отрицательные – прочно входя в жизнь детей, раскрывают перед ними в доступной форме понятия добра и зла, воспитывают добрые чувства. Через сказку познают культуру нашего народа.
План проекта.
1-й этап
Подготовительный
2-й этап
Реализация проекта
3-й этап
Итоговый
Формулировка цели и задач проекта.
Составление плана реализации проекта «Русские народные сказки».
Чтение русских народных сказок дома и в саду.
Рассматривание иллюстраций в книгах «Русские народные сказки».
Знакомство с русскими народными сказками в группе и дома.
Просмотр мультфильмов по сказкам.
Чтение стихов про героев сказок.
Инсценирование русских народных сказок с использованием различных видов театров.
Разучивание потешек.
Дидактические игры.
Загадывание загадок по сказкам.
Подвижные игры.
Раскрашивание персонажей сказок.
Составление сказок из кубиков.
Выкладывание сказок из пазлов.
Настольные игры.
Дидактические игры.
Консультации для родителей. Выставка книг по русским народным сказкам.
Изготовление картотеки дидактических игр, кукольных театров.
Выставка рисунков «Мой любимый сказочный герой» (совместно с родителями).
Перспективное тематическое планирование
(для реализации проекта).
Образовательная область С детьми Родителям
Социально-коммуникативное развитие 1. Кубики и пазлы по разным сказкам.
2. Непосредственно образовательная деятельность по сказкам «Лиса, заяц и петух», «Репка», «Сказка спешит к нам в гости».
1. Консультация на тему: «Роль сказки в развитии дошкольника».
2. Рекомендации по домашнему чтению.
Познавательное развитие 1. Беседы с детьми о прочитанных сказках. 2. Рассматривание иллюстраций с изображением героев сказок. Консультация на тему: «Сказка в жизни ребенка».
Речевое развитие 1. Чтение, обсуждение и пересказ сказок.
2. Загадки о сказочных героях.
3. Дидактические игры: «Расскажи сказку по серии картинок», «Составь сказку», «Назови сказку».
4. Драматизация сказок.
5. Чтение и заучивание стихов, потешек о героях сказок. Разучивание стихов (на выбор) автора А. Барто.
Физическое развитие Подвижные игры «У медведя во бору», «Карусель», «Зайка беленький сидит», «Нет у зайки рукавиц».
Художественно-эстетическое развитие
1. Непосредственно образовательная деятельность: рисунок «Мой любимый сказочный герой».
2. Прослушивание русских народных сказок на диске.
1. Совместное рисование любимого сказочного героя.
2. Помощь в организации выставки книг.
Свою работу над проектом мы начали с составления плана реализации проекта «Русские народные сказки».
Сказки имеют большой психологический смысл и обладают большой привлекательностью и ценностью для ребенка. К. Бюлер называл дошкольный возраст возрастом сказок. Это наиболее любимый ребенком литературный жанр. Поэтому мы знакомили детей с русскими народными сказками, читая книги, просматривая мультфильмы.
А так же читали и заучивали наизусть стихи о героях сказок : «Мишка», «Зайка»; Заучивали потешки «Идет коза рогатая», «Петушок», «Сорока — сорока». Дети их не только рассказывали наизусть, но и сопровождали рассказ движениями по тексту.
Наше знакомство со сказками так же проходило через их драматизацию с использованием разных видов театров: «Театр шапочек», «Театр живой руки».
С целью закрепления знаний о русских народных сказках используем дидактические игры: «Встречи героев», «Звукорежиссеры»,
«Расскажи сказку по картинке» и другие.
Дидактические игры развивают речь, мышление, воображение.
Для активизации мыслительных процессов, развития речи, памяти загадывали загадки, которые показали, насколько хорошо дети знают русские народные сказки.
Провели с детьми беседу о правилах безопасного поведения дома и на улице.
Вспомнили знакомые сказки, где герои попадали в беду по различным причинам: «Гуси-лебеди» — нельзя оставаться на улице одному, это опасно. В сказке «Маша и медведь» — нельзя убегать от взрослых далеко, можно потеряться. А в сказке «Волк и семеро козлят» — выяснили то, что нельзя никому открывать дверь, если остаешься один дома.
Дети активное участие принимают в подвижных играх: «У медведя во бору», «Зайка беленький сидит», «Нет у зайки рукавиц». В организации игр используем шапочки для героев.
Активное участие принимали воспитатели, родители и дети в создании выставки рисунков «Мой любимый сказочный герой».
Данная деятельность способствовала возникновению интереса и желания у родителей принять участие в проекте, сблизила детей, родителей и воспитателей нашей группы.
В самостоятельной деятельности:
- дети раскрашивали иллюстрации из сказок;
- составляли сказки с помощью пазлов, кубиков;
- строили из крупного строителя «Теремок» и заселяли в него героев сказок.
Сказки развивают образное и логическое мышление ребенка, его творческие способности, речь, знакомятся с окружающим миром.
Провели выставку домашних книг и книг детского сада по русским народным сказкам с участием родителей.
Заключение.
В данном проекте нашло подтверждение то, что совокупность различных методов и приемов, предметная среда, общение являются внутренними движущими силами речевого и умственного развития дошкольников.
В проекте принимали участие все дети группы. У детей повысился уровень знаний русских народных сказок, расширился кругозор, речь детей стала более насыщенной и выразительной.
Создание на занятии благоприятной психологической атмосферы способствовало обогащению эмоционально-чувственной сферы ребенка.
Особую роль в своей педагогической работе нужно отводить просвещению родителей, консультациям по использованию в воспитании сказок, разъяснить им большую значимость семейного чтения, подчеркивая его весомость при формировании у ребенка нравственных положительных эмоций. В дальнейшем эта работа повлияет на то, что дети будут стремиться к сочинению собственных сказок, а их словесное творчество поможет углубленному восприятию литературных произведений. Чтение сказок может стать доброй семейной традицией, создает теплую, задушевную атмосферу в доме.
Проведённое в данном проекте исследование подтверждает, что систематическое привлечение сказки в педагогический процесс может быть важнейшим источником и резервом успешного речевого и эмоционального развития дошкольника.