татьяна попова
Проект «Экологическая среда в помещениях ДОО. Инновационные подходы к созданию развивающей среды на прогулочных площадках»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
«Экологическая среда в помещениях ДОО. Инновационные подходы к созданию развивающей среды на прогулочных площадках»
Мир, окружающий ребёнка - это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума.
В. Сухомлинский
Темочки:
- Оформление детских садов
- Оформление участков и площадок детского сада
- Природа, планета Земля, экология
- Проекты по благоустройству территории участков детских садов
- Проекты, проектная деятельность
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Экология, природа. Проекты
- Темочки
В «Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования» одним из основных принципов дошкольного образования является «формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности».
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к “рукотворному миру”, к себе и к окружающим людям; возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания.
По требованиям «Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» к результатам освоения Программы воспитанники должны быть любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы.
Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, то есть у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Задачи экологического воспитания - это задачи создания и реализации воспитательно-образовательной модели, при которой у дошкольников формируются экологические знания, любовь к природе, стремлении беречь, приумножать ее, формирование умений и навыков деятельности в природе.
Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация и экологизация развивающей среды.
С точки зрения экологического образования среда в дошкольном учреждении должна способствовать:
— познавательному развитию ребенка (создание условий для познавательной деятельности, экспериментирования с природным материалом, систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы; формирование интереса к явлениям природы, поиску ответов на интересующие ребенка вопросы и постановке новых вопросов);
— эколого-эстетическому развитию (привлечение внимания ребенка к окружающим природным объектам, формирование умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм; предпочтение объектам природы перед искусственными предметами);
— оздоровлению ребенка (использование экологически безопасных материалов для оформления интерьеров, игрушек; оценка экологической ситуации территории дошкольного учреждения; грамотное оформление, озеленение территории; создание условий для экскурсий, занятий на свежем воздухе);
— формирования нравственных качеств ребенка (создание условий для регулярного ухода за живыми объектами и общения с ними, воспитания чувства ответственности, желания и умения сохранить окружающий мир природы);
— формированию экологически грамотного поведения (навыков рационального природопользования; ухода за животными, растениями, экологически грамотного поведения в природе);
— экологизации различных видов деятельности ребенка (создание условий для самостоятельных игр, опытов с природным материалом, использование природного материала на занятиях по изодеятельности и т. п.).
В настоящее время дошкольные учреждения отличаются друг от друга по материальным возможностям, по первоначальному уровню экологизации развивающей предметной среды, направлениям деятельности педагогического коллектива. Эти обстоятельства объясняют необходимость вариативного подхода к организации развивающей предметной среды, которая должна соответствовать целям и задачам конкретного педагогического коллектива на данном этапе работы.
Эколого – развивающее пространство детского сада является одним из условий нравственного и экологического воспитания детей.
Создание развивающей среды не только в помещениях детского ада, но и на прогулочной территории позволяет проводить разнообразную работу с детьми. С. Н. Новосёлова определяет развивающую среду «как систему материальных объектов деятельности ребёнка, функционально моделирующую содержание развития его духовного, физического облика; обогащенная среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка». К. Д. Ушинский считал, что нравственность является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством. В. А. Сухомлинский, разработав воспитательную систему всестороннего развития личности, считал, что её системообразующий признак – нравственное воспитание. Специфика программы С. Н. Николаевой «Юный эколог» в том, что содержание отражает «биоцентрический взгляд на природу и прослеживает взаимосвязь организма со средой обитания». Решить эти вопросы можно при наличии в жизненном пространстве детей в достаточном количестве самих объектах природы, находящихся на участке ДОУ.
Работая по нравственному и экологическому образованию детей, изучая новые инновационные подходы, возникла необходимость расширения содержания данного направления.
В основу создания развивающей среды заложена идея интеграции, поэтому одним из ведущих аспектов педагогической деятельности является связь нравственного и экологического образования с другими направлениями, что является актуальным для данного проекта. Исследования О. А. Сафоновой доказывают важность интегральной модели качества дошкольного образования.
Созданная таким образом эколого-развивающая среда обеспечивает инновационные подходы к нравственному и экологическому образованию дошкольников. Она выстроена с учё том ряда особенностей:
- приоритетного осуществления экологического развития и наличия проблемы обеспечения психологического благополучия и здоровья детей;
- регионального компонента (ближайшее природное окружение, природные факторы);
- ресурсного обеспечение педагогического процесса (условия в ДОО);
- удовлетворенность родителей работой ДОО.
Новизна проекта заключается в организации современных экологических пространств; использовании технологии метода проекта для повышения качественного уровня развития детей; доброжелательного отношения к природному миру; выработке стратегии сотрудничества.
Научность и обоснованность предлагаемой инновации
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста – в соответствии с концепцией автора программы "Юный эколог" С. Н. Николаевой – предполагает формирование осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые его окружают и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
Поэтому воспитание дошкольников необходимо проводить с учетом возрастных особенностей по двум направлениям: формирование экологических знаний и экологически правильного, доброжелательного отношения к природным объектам. Для того, чтобы научить детей правильно относиться к природе, любить её, заботиться о ней, необходимо дать им определенные знания о живой и не живой природе в специально созданной эколого – развивающей среде.
Проявление дошкольниками нарастающего интереса к познанию окружающего мира, желание защитить природу, недостаточный уровень знаний родителей в вопросах организации экологического пространства в помещении детского сада, актуальность оформления прогулочной территории, проблемы загрязнения территории, всё это привело к необходимости поиска новых путей решения проблемы.
Познание детьми основ экологической культуры, нравственных норм и правил во многом зависит от педагога и родителей. Сотрудничество, благодаря которому развивается взаимопонимание, сочувствие, согласие, так необходимые при формировании экологической культуры, эффективней всего может проявляться в совместной деятельности. Особенно ценен труд детей совместно с взрослыми, направленный на улучшение окружающей среды (озеленение, очистка территории, благоустройство, т. к. именно через деятельность человек воздействует на окружающую среду.
Поэтому эколого-развивающаяся среда, совместные природоохранные мероприятия должны выступить не только условием творческого саморазвития личности ребёнка, но и показателем профессионализма педагогов и родителей.
На сегодняшний день эффективным остаётся форма совместной деятельности детей и взрослых - технология – метод проекта, которая позволит нам решить данные проблемы.
2017 – 2018 учебный год педагогический коллектив начал свою работу с того, что в нес изменения в образовательную программу : внеся в программу вопросы по экологическому воспитанию дошкольников. Годовой план был разработан с учетом изменений в образовательной программе.
Разрабатывая данный проект, мы планировали, что проект будет долгосрочным, не на один год, ставили перед собой следующие цели и задачи:
Цель проекта - формирование качественного уровня нравственной и экологической культуры дошкольников через создание инновационных экологических пространств.
Задачи :
Рассмотреть теоретические основы построения эколого-развивающей среды и воспитательно-образовательной работы в современном ДОУ.
2. Спроектировать модель воспитательно-образовательного процесса и нового образа дошкольного учреждения «Детский сад – эталон экологической культуры».
3. Определить формы и методы работы по экологизации развивающей среды ДОУ
4. Организовать на уровне дошкольной организации распространение передового педагогического опыта по экологизации работы ДОУ.
Экологическое воспитание осуществляется в детском саду через весь педагогический процесс – в повседневной жизни и на занятиях. В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет природное окружение в детском саду. Это уголки природы во всех группах, правильно оформленный и возделанный участок, дающие возможность постоянного непосредственного общения с природой; организация систематических наблюдений за природными явлениями и объектами, приобщение детей к регулярному труду. На участке можно создать специальную площадку природы, естественный уголок с дикорастущими растениями, наметить экологическую тропу, выделить уголок помощи живому “Айболит”, уголок “Зеленой аптеки” и т. д. Дети дошкольного возраста становятся более грамотными в области экологии, а именно: у дошкольников сформирована система знаний об экологических проблемах современности и путей их разрешения, мотивы, привычки, потребности экологической культуры, здорового образа жизни, развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды в рамках детского сада. Ну а самое главное в экологическом воспитании – личная убежденность педагога, его умение заинтересовать весь коллектив, пробудить у детей, воспитателей и родителей желание любить, беречь и охранять природу и тем самым быть эталоном для подражания для дошкольников.
Что же такое «экологизация»? Как гласят словари, это распространение и пропаганда взглядов, связанных с сохранением живой среды.
Вот те инновации, которые мы применяем в экологизации нашего дошкольного учреждения:
1. Здоровье сберегающие технологии.
Пальчиковые игры (различные мозаики нового вида; приспособления для пальцев – для пальчиковых игр, «дорожки закаливания» (с ними дети занимаются после дневного сна).
2. Проектная деятельность.
В нашем детском саду создаются проекты на различные темы. А именно, например, проект под названием «Люблю березку русскую». В течение этого проекта мы с детьми проводим различные мероприятия, играем в дидактические и подвижные игры, проводим исследования, читаем книги о природе, рассматриваем альбомы, картинки. говорим о здоровье, т. е. вся наша деятельность в это время посвящается экологии и здоровью.
3. Информационные технологии.
Компьютер привлекателен для детей, использование анимации, слайдовых презентаций, фильмов позволяют вызвать активный познавательный интерес у детей к изучаемым явлениям. Способы визуальной поддержки материала позволяют добиться длительной концентрации внимания воспитанников, а также одновременного воздействия сразу на несколько органов чувств ребёнка, что способствует более прочному закреплению новых получаемых знаний. Благодаря компьютеру, интернету мы с детьми смотрим много разных фильмов и презентаций об экологии, об охране природы и о здоровом образе жизни.
4. Познавательно-исследовательская деятельность.
Широко применяем экспериментальную деятельность, активным участником которой выступает ребёнок. Непосредственное участие ребёнка в ходе эксперимента позволяет ему воочию увидеть процесс и результаты. Например, эксперимент о наблюдении трех состояний воды, или же в течение дня три раза мерим свою температуру тела, и результаты вносим в наши дневники и т. д.
Таким образом, видно, что экологизация как ведущий аспект инновационной деятельности развивается эффективно. Ну а самое главное в экологическом воспитании – личная убежденность педагога, его умение заинтересовать весь коллектив, пробудить у детей, воспитателей и родителей желание любить, беречь и охранять природу и тем самым быть эталоном для подражания для дошкольников.