Елена Мишина
Проект «Взаимосвязь учителя — логопеда и воспитателей логопедической группы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель проекта :
Формирование звукопроизносительной и слуховой дифференциации звуков Ш-С на индивидуальных занятиях по звукопроизношению у детей и в группе, развивая взаимосвязь логопеда и воспитателей в работе над дифференциацией Ш-С.
Задачи: Учить выделять и различать звуки Ш-С на уровне слога, слова, словосочетания, предложения, текста на индивидуальных занятиях с использованием дидактических игр. Формировать умение уточнять и сопоставлять звуки Ш-С с опорой на слуховое, зрительное восприятие и тактильные, кинестетические ощущения. Обучать простым формам звукового анализа и синтеза слов с помощью специальных игр и упражнений. Развивать фонематический слух и восприятие на занятиях с использованием ИКТ. Совместно с воспитателями воспитывать стремление пользоваться правильной речью на занятиях и в повседневной деятельности.
Публикация «Проект „Взаимосвязь учителя — логопеда и воспитателей логопедической группы“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Проекты, проектная деятельность
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2019
Актуальность проекта : Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения в дальнейшем. Если вовремя не устранить нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов и др., то у детей дошкольного возраста возникают трудности общения с окружающими, а в дальнейшем определенные изменения личности на пути развития “ребенок - подросток - взрослый”, когда закомплексованность человека будет мешать ему учиться и в полной мере раскрывать свои природные способности и интеллектуальные возможности. Поиски эффективных приемов и методов коррекции речи не утратили своей актуальности. В последнее время в дошкольных образовательных учреждениях вопросу взаимосвязи и преемственности в работе всех специалистов уделяется особое внимание. Особенно актуально это звучит для логопедических групп. Только при тесном сотрудничестве и единстве требований педагогов возможно преодоление имеющихся у детей дефектов речевого развития. В логопедической группе особенно важно насколько тесно сотрудничают учитель-логопед и воспитатели. Воспитатель активно участвует в коррекционном процессе, способствуя устранению речевого дефекта и нормализации психики проблемного ребёнка в целом.
Мною было замечено, что на индивидуальных занятиях дети правильно проговаривают поставленный звук, а вот в свободной речи дети по привычке говорят вместо Ш-С. Трудности в овладении звукопризносительной и слуховой дифференциацией сходных звуков требуют новых подходов к организации индивидуальных логопедических занятий. Для автоматизации и дифференциации звуков Ш-С, совместно с воспитателями были разработаны и подобраны дидактические, компьютерные игры для того, чтобы дети играли в них не только на индивидуальных занятиях, но и в свободной деятельности в группе.
Данная работа проводится логопедом и воспитателями в тесном содружестве, стремлении к созданию единого подхода в коррекционно-воспитательной работе. Этому способствует совместное изучение содержания программы обучения и воспитания в ДОУ, составление совместного плана работы. Логопед и воспитатель активно участвуют в коррекционном процессе, способствуя устранению речевого дефекта ребёнка в целом. В своей работе мы руководствуемся общедидактическими принципами, при этом некоторые из них наполняются новым содержанием. Это – принципы системности и последовательности, принцип индивидуального подхода. Принцип системности и последовательности предполагает адаптацию содержания, методов и приёмов деятельности логопеда и воспитателя к требованиям, предъявляемым задачами конкретного этапа логопедического воздействия. Принцип индивидуального подхода предполагает учёт индивидуально-речевых особенностей детей. Это объясняется наличием различных по структуре и тяжести речевых нарушений у детей и не одновременностью их преодоления на логопедических занятиях.
Для удобства работы нами были разработаны:
1. Перспективный план взаимодействия логопеда с воспитателями.
2. Тетради взаимосвязи учителя логопеда с воспитателями группы компенсирующей направленности для организации коррекционно-развивающей работы во второй половине дня.
Деятельность учителя-логопеда предусматривает - коррекцию звукопроизношения.
Задачи, над которыми работают воспитатели.
-Постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики.
- Закрепление произношения поставленных логопедом звуков.
Коррекционно-развивающая деятельность в индивидуальной форме проводится воспитателем, как в первой, так и во второй половине дня. Ежедневно воспитатель занимается с 2–3 детьми и проводит артикуляционную гимнастику, задания на автоматизацию и дифференциацию звуков, а также задания по тем разделам программы, которые дети усваивают с наибольшим трудом. Нами разработаны картотеки игр, как логопеда, так и воспитателя.
Только тесная взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателей позволяет добиваться положительных результатов в коррекции речи дошкольников.
У нас выработался такой вариант взаимодействия, при котором воспитатели закрепляют учебный материал логопедических занятий, развивая у детей способности применять полученные знания и сформированные умения и навыки.
Новизна: Комплексный подход к проведению индивидуальных занятий по дифференциации звуков ш-с с использованием дидактических игр и ИКТ (игровых компьютерных технологий).
Ожидаемые результаты: Совершенствование умений и навыков дифференцировать звуки Ш-С в слогах, словах, предложениях, тексте. Формирование практических умений и навыков пользоваться правильной речью.
В процессе занятий по дифференциации звуков использованы дидактические и компьютерные игры. От этого занятия становятся более интересными, развивающими и познавательными для детей.
1этап - Подготовительный
1. Разработка проекта.
2. Подбор литературы по данной теме.
3. Создание специальных презентаций - игр и упражнений по данной теме
4. Информирование родителей о предстоящей работе.
5. Совместно с воспитателями разработать и наглядно оформить игры на дифференциацию звуков Ш-С.
6. Диагностика состояния фонематических процессов (умения выделять и различать звуки ш-с).
7. Подготовка компьютерной версии материала к занятиям.
Консультация для родителей на тему: «Профилактика нарушения письменной речи. Дефект оглушения согласных звуков у детей!»
Консультация для воспитателей «Закрепление у детей речевых навыков
на индивидуальных и фронтальных занятиях, в режимных моментах»
Консультирование воспитателей по разработке игр по дифференциации звуков Ш-С.
Создание компьютерной презентации игр и сказок.
Настроить родителей на предстоящую работу, дать рекомендации по выполнению домашних заданий.
Создание атмосферы сотрудничества.
2 этап – практический
1. Дифференциация изолированных звуков ш -с
2. Дифференциация звуков ш-с в слогах, словах.
3. Дифференциация звуков ш-с в слогах, словах.
4. Дифференциация звуков ш-с в словах, словосочетаниях.
5. Дифференциация звуков ш-с в словосочетаниях, предложениях.
6. Дифференциация звуков ш-с в предложениях, связной речи.
3 этап – обобщающий
1. Исследование использования полученных умений и навыков в повседневной деятельности
2. Отзывы воспитателей о ходе речевой деятельности ребёнка.
3. Отзывы родителей о ходе речевого развития ребёнка.
4. Анализ результатов проектной деятельности.
5. Наблюдение ребёнка в игровой деятельности, на занятиях.
Диагностика развития фонематических процессов (умения выделять и различать звуки с-ш).
Анкетирование родителей
Презентация проекта.
5неделя проекта
Перенос полученных знаний и умений во все виды деятельности.
Высокий уровень развития фонематического восприятия.
Адекватное использование звуков ш – с в спонтанной речи.
Обобщение результатов проектной деятельности.
Перспективы проекта
Результаты работы подтвердили гипотезу о том, что развитие функции фонематического восприятия и внимания с применением дидактических игр и ИКТ способствует совершенствованию звукопроизносительной и слуховой дифференциации звуков Ш-С. Проведённая работа повысила внимание воспитателей, родителей и детей к красивой и правильной речи. А подобранные мною игры будут полезны для коллег-логопедов, для воспитателей логогрупп.