Елена Бочкарёва
Использование экологических лэпбуков в совместной работе учителя-логопеда и воспитателя логопедической группы
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование экологических лэпбуков в совместной работе
учителя-логопеда и воспитателя логопедической группы»
В условиях реализации нового федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (ФГОС) педагогу приходится искать новые средства обучения, которые соответствуют новым требованиям и целям обучения. Важным аспектом современного Российского образования является «научить учиться самому».
Публикация «Использование экологических лэпбуков в совместной работе учителя-логопеда и воспитателя логопедической группы» размещена в разделах
- Логопедические игры
- Лэпбук. Лэпбуки на все темы
- Работа логопеда. Логопедия
- Экологические лэпбуки
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Перед педагогом стоит задача научить дошкольника ставить перед собой цели и задачи, находить способы их решения, а главное находить нужную информацию для решения поставленного вопроса среди огромного множества источников информации. Всем нам известно, что лучше запоминается то, что нам интересно, что было эмоционально окрашено. Как же сделать так, чтобы пройденный материал остался в памяти ребёнка, чтобы он мог научиться пользоваться теми знаниями, которые получил на занятиях по определенной теме, чтобы он захотел самостоятельно расширить свои горизонты по данному вопросу. Одним из способов достижения этой цели служит методика создания лэпбука.
Лэпбук - инновационная технология в развитии профессионально – педагогической компетенции педагогов ДОУ в условиях введения ФГОС.
В начале, давайте разберемся, что же означает понятие «лэпбук». Лэпбук — это коллекция книжек с кармашками и окошечками, которые дают возможность размещать информацию в виде рисунков, небольших текстов, книжек, вертушек в любой форме и на любую тему. Это книга, которую дети собирают совместно со взрослыми (педагогами и родителями, склеивают ее отдельные части в единое целое, креативно оформляют, используя всевозможные цвета и формы. На каждом этапе работы делают кармашки для игр, подбирают игры, загадки, скороговорки, картинки и другой материал.
В лэпбук собирается материал по какой-то определенной теме, например: «Деревья. Лес», «Зима» и др. При этом готовый лэпбук - это не просто поделка. Это заключительный этап работы, которую взрослый и ребенок проделали по теме.
Чаще всего основой для лэпбука является твердая бумага или картон.
Каждый лэпбук уникален, нет правильного или неправильного метода его создания, ведь все зависит от того, как воспринимается заданная тема, какие средства используются для достижения своих целей. Для работы над лэпбуком подходит все : цветная бумага; как вырезанные, так и нарисованные самостоятельно картинки; фото; рукописные или распечатанные тексты; блокноты; вертушки…
Надо помнить, что лэпбук - это не просто книжка с картинками. Это учебное пособие. Поэтому надо продумать, что он должен включать в себя, чтобы полностью раскрыть тему. А для этого нужен план того, что вы хотите в этой папке рассказать.
Лэпбук – вид совместной деятельности взрослого и ребенка, эффективное средство для привлечения родителей к сотрудничеству.
Педагоги и родители обеспечивают поддержку:
• организационную (экскурсии, походы, прогулки);
• техническую (картинки, фото);
• информационную (сбор информации для лэпбука);
• мотивационную (поддерживание интереса, уверенности в успехе).
Работая со взрослыми, дети занимаются поиском, сбором информации, оформлением своей работы, учатся делать всю работу сообща, максимально хорошо, тем более, что работа над созданием лэпбука (от его проектирования до воплощения в жизнь) трудоемка как по времени, так и по содержанию.
Родителей к работе с папкой очень часто привлекают сами дети, когда просят сделать какую-то игру или карман для лэпбука, найти нужную картинку или стишок. Совместно мы оформляем лэпбуки для детей по лексическим темам.
Лэпбук :
- информативен;
- полифункционален (сочетание различного в одном) : способствует развитию творчества, воображения;
- пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера);
- обладает дидактическими свойствами, несет в себе способы ознакомления с речевым материалом;
- является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;
- вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части);
- его структура и содержание доступно детям дошкольного возраста;
- обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
Мы решили создавать лэпбуки по экологии.
Сегодня взаимодействие человека и природы превратилось в одну из актуальных тревожных проблем, поэтому важной задачей общества является формирование экологической культуры уже с дошкольного возраста.
В дошкольные годы необходимо воспитание потребностей, поведения и деятельности, направленных на соблюдение здорового образа жизни, улучшения состояния окружающей среды. Ребенок должен получить начальные сведения о природе и целесообразности бережного отношения к растениям, животным, о сохранении чистоты воздуха, земли, воды.
Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста мы строим на игровой основе, с большим включением разных видов игр, многие из которых впоследствии попадают на страницы лэпбука.
Игры мы разделили на группы :
- игры на ознакомление с многообразием животного и растительного мира;
- игры на ознакомление с явлениями природы;
- игры на формирование нравственного отношения к природе;
- игры на развитие и обогащение словаря;
- игры на формирование грамматического строя речи и др.
Лэпбук хорошо подходит для занятий в подгруппах, где одновременно заняты несколько детей. Можно выбрать игры под силу каждому (одним – кармашки с карточками, другим - «вертушку» с картинками, третьим – задания, подразумевающие умение читать и т. д.).
Игра - это эмоциональная деятельность: играющий ребенок находится в хорошем расположении духа, активен и доброжелателен.
Данная методика и техника обучения подходит для закрепления или обобщения и повторения, когда дети в определенной степени владеют информацией по заданной теме, но создавая лэпбук, им вместе со взрослыми приходится детализировать информацию по центральной теме лэпбука, креативно подходить к оформлению и объяснению как уже изученного, так и нового материала.
Вся работа с лэпбуком способствует обогащению словарного запаса, закреплению правильного звукопроизношения, развитию мышления, зрительного восприятия, памяти, внимания, мелкой моторики.
Создание лэпбука решает ряд задач современного образования, давая детям не только знания, но и обучая их всесторонне смотреть на проблему, ставить задачи и решать их, творчески подходить к вопросу организации и подбору информации.
i][/i]