Плясунова
Проект «Куклотерапия» для учащихся 7–18 лет с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
УТВЕРЖДАЮ
Директор ОГКУСО «Реабилитационный центр
для детей и подростков с ограниченными возможностями
«Остров детства»
___ Е. А. Чернышова
«___» ___ 20 г.
Социально-реабилитационный
проект
"Куклотерапия"
Возраст получателей социальных услуг 7 - 18 лет
Срок реализации программы 1 год
Составитель:
Плясунова Татьяна Владимировна
педагог дополнительного образования
с. Новый Дол
Пояснительная записка
Куклотерапия – это один из видов арт-терапии, использующий кукол в качестве основного приема взаимодействия ребенка и взрослого.
Этот метод позволяет решить важные задачи коррекционно-реабилитационной и психологической помощи детям с ОВЗ, в том числе детям-инвалидам. С помощью технологии куклотерапии в одинаковой степени формируются коммуникативные и социо-эмоциональные навыки детей.
Кукла для ребенка – это игрушка, которую можно превратить в символического партнера, друга или идентифицировать с собой. Игры с куклами помогают ребенку преодолевать речевые трудности, страхи, зажатость. Через игровые сценарии дети становятся коммуникабельными, эмоционально раскрываются.
Для эффективной реабилитации (абилитации) детей с ОВЗ, детей-инвалидов, детей из малообеспеченных семей, находящихся в трудной жизненной ситуации подобная терапия улучшит социальную адаптацию, поможет в устранении болезненных переживаний, быстрой утомляемости, невнимательности.
Проект «Куклотерапии» разработан педагогом дополнительного образования, руководителем творческого объединения «Пуговка» ОГКУСО РЦ «Остров детства».
Срок реализации данного проекта 1 год- с января по декабрь 2024 года.
Цель труда педагога – оказание своевременной всесторонней помощи особому ребёнку, которая даёт ему возможность проживать полноценную жизнь, радоваться каждому моменту, мечтать о будущем, строить планы и целенаправленно воплощать их рядом и вместе со своими сверстниками.
Цель проекта «Куклотерапия»:
Создание условий для детей с ОВЗ, детей-инвалидов, детей, оставшимся без попечения родителей, находящихся в трудной социальной ситуации, в ликвидации болезненных переживаний, укреплении психического здоровья, оказании помощи в социальной адаптации.
Задачи проекта «Куклотерапия»:
совершенствование мелкой моторики рук и координации движений;
развитие посредством куклы способов выражения эмоций, чувств, состояний, движений, которые в обычной жизни по каким-либо причинам ребёнок не может или не позволяет себе проявлять;
обучение способам адекватного телесного выражения различных эмоций, чувств, состояний и др. ;
овладение навыками общения (ведь с игрушкой легче разговаривать);
достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции, с помощью игры с куклой ребенок расстается с агрессивностью, тревожностью, страхами, застенчивостью, ревностью.
Ожидаемые результаты реализации проекта:
Предполагается, что в результате проведённой работы, у детей в личностном и познавательном плане произойдут существенные изменения. Те дети, которые имели трудности в коммуникации и социализации, покажут следующие успехи:
- адаптация у этих детей должна проходить более спокойно,
- предполагается развитие диалогической речи на более высоком уровне.
По результатам коррекции должны произойти значительные улучшения в эмоциональном и личностном развитии детей. Предполагается, что у детей произойдет снижение напряженности, тревожности. А также ожидаются результаты повышения самооценки и веры в свои собственные возможности, развитие уверенности в отношениях со сверстниками и взрослыми.
Педагоги, работая с детьми с ОВЗ, часто сталкиваются с разнообразными трудностями: как завоевать доверие ребенка, что поможет лучше и глубже понять и изучить внутренний мир «особого» ребенка. Метод куклотерапии как раз и является одним из самых «работающих», увлекательно-познавательным и эмоционально окрашенным в приемах направлений арт-терапии. Ведь именно через игру с куклами дети наиболее эффективно усваивают знания и приобретают коммуникативные навыки. Кроме того, возможность самому творить чудо, оживляя кукол, вызывает у ребенка неподдельный восторг.
Куклы, изготовленные детьми интерната вместе с педагогом дополнительного образования, позволяют разнообразить содержание занятий и в дальнейшем использовать кукол для участия в кукольном театре, разыгрывать небольшие эпизоды и сценки, применять кукол в занятиях с педагогом-психологом, дефектологом, логопедом и т. д.
Форма занятийи этапы реализации проекта
В ходе реализации проекта планируется проводить с детьми индивидуальные, подгрупповые и групповые занятия.
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный: знакомство с историей кукол, спецификой их выполнения, назначением и применением, а также с инструментами и материалами, необходимыми для работы. Обучение основам ручного шитья, навыкам работы стканями, иглой, ножницами и другими инструментами. Обучение основам работы за швейной машиной. Обучение декоративному оформлению изделия или поделки.
2. Промежуточный: изготовление выбранной куклы, ее «оживление».
3. Итоговый: использование кукол по назначению (игра, выставка, конкурсы, кукольный спектакль).
План работы
№ п/п Месяц Название куклы Содержание занятий Используемые материалы
1. Январь Вальдорфская кукла 1. Презентация истории и создания куклы.
2. Выбор модели.
3. Подготовка материалов и выкройки.
4. Изготовление куклы. Ткани для тела куклы и одежды, материал для волос, материал-наполнитель
2. Февраль Кукла Масленичка 1. Фото презентация об истории и строении куклы.
2. Выбор модели.
3. Подготовка материалов.
4. Изготовление куклы. Ткани для тела куклы и одежды (для этой куклы использовать натуральные –х/б, трикотаж, основа для куклы – деревянная палочка
3. Март Кукла-игрушка из чулка (набивная) 1. Создание проекта куклы.
2. Подготовка материалов.
3. Изготовление куклы. Ткани для изготовления этих кукол можно использовать любые, для тела использовать капрон, для набивки – холофайбер, вату и др.
4. Апрель Кукла Пасха 1 Презентация истории куклы.
2. Подготовка материалов.
4. Изготовление куклы. Использовать натуральные ткани и нитки (х/б, трикотаж и др., для украшения куклы можно использовать декоративные тесьму, ленты, бусины
5. Май Кукла для кукольного театра
(дед или баба) 1. Презентация истории кукольных театров.
2. Выбор модели.
3. Подготовка материалов и выкройки.
4. Изготовление куклы. Ткани для изготовления этой куклы можно использовать любые. Добавить украшения, декоративные элементы, аксессуары (например, бабушка с корзинкой или узелком)
6. Июнь Кукла Петрушка (для кукольного театра) 1. Беседа об истории куклы Петрушка.
2. Подготовка материалов и выкройки.
4. Изготовление куклы. Ткани для изготовления этой куклы можно использовать любые. Добавить украшения, декоративные элементы, аксессуары.
7. Июль Кукла Травница 1. Презентация истории кукол народных обычаев и обрядов.
2. Выбор модели.
3. Подготовка материалов.
4. Изготовление куклы. Подобрать для изготовления куклы натуральные ткани (х/б, лен, трикотаж и др., нитки, ленты или тесьма, вата или чесаный лен (пакля); для наполнения куклы понадобятся лечебные душистые травы
8. Август Лисичка
(для кукольного театра) 1. Знакомтсво с разнообразием кукол животных, используемых в кукольных спектаклях.
2. Подготовка материалов и выкройки.
4. Изготовление куклы. Ткани для изготовления этой куклы можно использовать любые. Можно добавить украшения, декоративные элементы, аксессуары.
9. Сентябрь Кукла Зерновушка 1. Знакомство с народными куклами.
2. Выбор модели.
3. Подготовка материалов.
4. Изготовление куклы. Подобрать для изготовления куклы натуральные ткани (х/б, лен, трикотаж и др., нитки, ленты или тесьма, вата или чесаный лен (пакля); для наполнения куклы понадобится зерно или крупа
10. Октябрь Кукла Тильда (классическая) 1. Фото презентация куклы.
2. Выбор модели.
3. Подготовка материалов и выкройки.
4. Изготовление куклы. Ткани для изготовления этой куклы можно использовать любые. Добавить украшения, декоративные элементы, аксессуары.
11. Ноябрь Тильда Ангел 1. Самопрезентация "Любимая кукла".
2. Выбор модели и выкройки. Делается по выкройке Тильды классической, с добавлением элемента - крыльев. 3. Подготовка материалов.
4. Изготовление куклы. Ткани для изготовления этой куклы можно использовать любые. Добавить украшения, декоративные элементы, аксессуары.
12. Декабрь "В гостях у сказки" Подготовка кукольного спектакля:
1. Составление сценария.
2. Подбор актёров.
3. Репетиции сказки.
4. Спектакль. Театральная ширма, декорации и костюмы.
Список
использованных документов и источников информации
1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб. : Питер, 2008. 45 с.
2. Спиваковская А. С. – Нарушение игровой деятельности. М., изд. МГУ, 1980.
3. ТухватуллинаЗ. Г. «Театр для детей с ОВЗ»
[Электронный ресурс] // Мультиурок. – URL: https://multiurok.ru/files/tieatr-dlia-dietiei-s-ovz.html.
4. Грей И. Мягкие игрушки, куклы и марионетки/ Пер. с англ. А. С. Трошина. - М. : Просвещение, 1979.
5. Дайн Г. Л. Русская народная игрушка. - М. : «Легкая и пищевая промышленность», 1981.
6. Дворецкая Г. Играйте в куклы - на здоровье// Мурманский вестник, 6.05.2006.
7. Копытин А. И. Многообразие форм арт-терапевтической работы // Практикум по арт-терапии / Под ред. А. И. Копытина. СПб. : Питер, 2000.
8. Лебедева Л. Д. Лечение с увлечением // Школьный психолог. 2000, № 4.
9. Мухина В. С. Дети и куклы: таинство взаимодействия// Народное образование, №5, 1997
10. Мухина В. С. Игрушка как средство психического развития ребенка// Вопросы психологии, №2, 1988.