Приложение МААМ

Проект «Куклотерапия» для учащихся 7–18 лет с ОВЗ

Плясунова
Проект «Куклотерапия» для учащихся 7–18 лет с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы

УТВЕРЖДАЮ

Директор ОГКУСО «Реабилитационный центр

для детей и подростков с ограниченными возможностями

«Остров детства»

___ Е. А. Чернышова

«___» ___ 20 г.

Социально-реабилитационный

проект

"Куклотерапия"

Возраст получателей социальных услуг 7 - 18 лет

Срок реализации программы 1 год

Составитель:

Плясунова Татьяна Владимировна

педагог дополнительного образования

с. Новый Дол

Пояснительная записка

Куклотерапия – это один из видов арт-терапии, использующий кукол в качестве основного приема взаимодействия ребенка и взрослого.

Этот метод позволяет решить важные задачи коррекционно-реабилитационной и психологической помощи детям с ОВЗ, в том числе детям-инвалидам. С помощью технологии куклотерапии в одинаковой степени формируются коммуникативные и социо-эмоциональные навыки детей.

Кукла для ребенка – это игрушка, которую можно превратить в символического партнера, друга или идентифицировать с собой. Игры с куклами помогают ребенку преодолевать речевые трудности, страхи, зажатость. Через игровые сценарии дети становятся коммуникабельными, эмоционально раскрываются.

Для эффективной реабилитации (абилитации) детей с ОВЗ, детей-инвалидов, детей из малообеспеченных семей, находящихся в трудной жизненной ситуации подобная терапия улучшит социальную адаптацию, поможет в устранении болезненных переживаний, быстрой утомляемости, невнимательности.

Проект «Куклотерапии» разработан педагогом дополнительного образования, руководителем творческого объединения «Пуговка» ОГКУСО РЦ «Остров детства».

Срок реализации данного проекта 1 год- с января по декабрь 2024 года.

Цель труда педагога – оказание своевременной всесторонней помощи особому ребёнку, которая даёт ему возможность проживать полноценную жизнь, радоваться каждому моменту, мечтать о будущем, строить планы и целенаправленно воплощать их рядом и вместе со своими сверстниками.

Цель проекта «Куклотерапия»:

Создание условий для детей с ОВЗ, детей-инвалидов, детей, оставшимся без попечения родителей, находящихся в трудной социальной ситуации, в ликвидации болезненных переживаний, укреплении психического здоровья, оказании помощи в социальной адаптации.

Задачи проекта «Куклотерапия»:

совершенствование мелкой моторики рук и координации движений;

развитие посредством куклы способов выражения эмоций, чувств, состояний, движений, которые в обычной жизни по каким-либо причинам ребёнок не может или не позволяет себе проявлять;

обучение способам адекватного телесного выражения различных эмоций, чувств, состояний и др. ;

овладение навыками общения (ведь с игрушкой легче разговаривать);

достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции, с помощью игры с куклой ребенок расстается с агрессивностью, тревожностью, страхами, застенчивостью, ревностью.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

Предполагается, что в результате проведённой работы, у детей в личностном и познавательном плане произойдут существенные изменения. Те дети, которые имели трудности в коммуникации и социализации, покажут следующие успехи:

- адаптация у этих детей должна проходить более спокойно,

- предполагается развитие диалогической речи на более высоком уровне.

По результатам коррекции должны произойти значительные улучшения в эмоциональном и личностном развитии детей. Предполагается, что у детей произойдет снижение напряженности, тревожности. А также ожидаются результаты повышения самооценки и веры в свои собственные возможности, развитие уверенности в отношениях со сверстниками и взрослыми.

Педагоги, работая с детьми с ОВЗ, часто сталкиваются с разнообразными трудностями: как завоевать доверие ребенка, что поможет лучше и глубже понять и изучить внутренний мир «особого» ребенка. Метод куклотерапии как раз и является одним из самых «работающих», увлекательно-познавательным и эмоционально окрашенным в приемах направлений арт-терапии. Ведь именно через игру с куклами дети наиболее эффективно усваивают знания и приобретают коммуникативные навыки. Кроме того, возможность самому творить чудо, оживляя кукол, вызывает у ребенка неподдельный восторг.

Куклы, изготовленные детьми интерната вместе с педагогом дополнительного образования, позволяют разнообразить содержание занятий и в дальнейшем использовать кукол для участия в кукольном театре, разыгрывать небольшие эпизоды и сценки, применять кукол в занятиях с педагогом-психологом, дефектологом, логопедом и т. д.

Форма занятийи этапы реализации проекта

В ходе реализации проекта планируется проводить с детьми индивидуальные, подгрупповые и групповые занятия.

Этапы реализации проекта:

1. Подготовительный: знакомство с историей кукол, спецификой их выполнения, назначением и применением, а также с инструментами и материалами, необходимыми для работы. Обучение основам ручного шитья, навыкам работы стканями, иглой, ножницами и другими инструментами. Обучение основам работы за швейной машиной. Обучение декоративному оформлению изделия или поделки.

2. Промежуточный: изготовление выбранной куклы, ее «оживление».

3. Итоговый: использование кукол по назначению (игра, выставка, конкурсы, кукольный спектакль).

План работы

№ п/п Месяц Название куклы Содержание занятий Используемые материалы

1. Январь Вальдорфская кукла 1. Презентация истории и создания куклы.

2. Выбор модели.

3. Подготовка материалов и выкройки.

4. Изготовление куклы. Ткани для тела куклы и одежды, материал для волос, материал-наполнитель

2. Февраль Кукла Масленичка 1. Фото презентация об истории и строении куклы.

2. Выбор модели.

3. Подготовка материалов.

4. Изготовление куклы. Ткани для тела куклы и одежды (для этой куклы использовать натуральные –х/б, трикотаж, основа для куклы – деревянная палочка

3. Март Кукла-игрушка из чулка (набивная) 1. Создание проекта куклы.

2. Подготовка материалов.

3. Изготовление куклы. Ткани для изготовления этих кукол можно использовать любые, для тела использовать капрон, для набивки – холофайбер, вату и др.

4. Апрель Кукла Пасха 1 Презентация истории куклы.

2. Подготовка материалов.

4. Изготовление куклы. Использовать натуральные ткани и нитки (х/б, трикотаж и др., для украшения куклы можно использовать декоративные тесьму, ленты, бусины

5. Май Кукла для кукольного театра

(дед или баба) 1. Презентация истории кукольных театров.

2. Выбор модели.

3. Подготовка материалов и выкройки.

4. Изготовление куклы. Ткани для изготовления этой куклы можно использовать любые. Добавить украшения, декоративные элементы, аксессуары (например, бабушка с корзинкой или узелком)

6. Июнь Кукла Петрушка (для кукольного театра) 1. Беседа об истории куклы Петрушка.

2. Подготовка материалов и выкройки.

4. Изготовление куклы. Ткани для изготовления этой куклы можно использовать любые. Добавить украшения, декоративные элементы, аксессуары.

7. Июль Кукла Травница 1. Презентация истории кукол народных обычаев и обрядов.

2. Выбор модели.

3. Подготовка материалов.

4. Изготовление куклы. Подобрать для изготовления куклы натуральные ткани (х/б, лен, трикотаж и др., нитки, ленты или тесьма, вата или чесаный лен (пакля); для наполнения куклы понадобятся лечебные душистые травы

8. Август Лисичка

(для кукольного театра) 1. Знакомтсво с разнообразием кукол животных, используемых в кукольных спектаклях.

2. Подготовка материалов и выкройки.

4. Изготовление куклы. Ткани для изготовления этой куклы можно использовать любые. Можно добавить украшения, декоративные элементы, аксессуары.

9. Сентябрь Кукла Зерновушка 1. Знакомство с народными куклами.

2. Выбор модели.

3. Подготовка материалов.

4. Изготовление куклы. Подобрать для изготовления куклы натуральные ткани (х/б, лен, трикотаж и др., нитки, ленты или тесьма, вата или чесаный лен (пакля); для наполнения куклы понадобится зерно или крупа

10. Октябрь Кукла Тильда (классическая) 1. Фото презентация куклы.

2. Выбор модели.

3. Подготовка материалов и выкройки.

4. Изготовление куклы. Ткани для изготовления этой куклы можно использовать любые. Добавить украшения, декоративные элементы, аксессуары.

11. Ноябрь Тильда Ангел 1. Самопрезентация "Любимая кукла".

2. Выбор модели и выкройки. Делается по выкройке Тильды классической, с добавлением элемента - крыльев. 3. Подготовка материалов.

4. Изготовление куклы. Ткани для изготовления этой куклы можно использовать любые. Добавить украшения, декоративные элементы, аксессуары.

12. Декабрь "В гостях у сказки" Подготовка кукольного спектакля:

1. Составление сценария.

2. Подбор актёров.

3. Репетиции сказки.

4. Спектакль. Театральная ширма, декорации и костюмы.

Список

использованных документов и источников информации

1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб. : Питер, 2008. 45 с.

2. Спиваковская А. С. – Нарушение игровой деятельности. М., изд. МГУ, 1980.

3. ТухватуллинаЗ. Г. «Театр для детей с ОВЗ»

[Электронный ресурс] // Мультиурок. – URL: https://multiurok.ru/files/tieatr-dlia-dietiei-s-ovz.html.

4. Грей И. Мягкие игрушки, куклы и марионетки/ Пер. с англ. А. С. Трошина. - М. : Просвещение, 1979.

5. Дайн Г. Л. Русская народная игрушка. - М. : «Легкая и пищевая промышленность», 1981.

6. Дворецкая Г. Играйте в куклы - на здоровье// Мурманский вестник, 6.05.2006.

7. Копытин А. И. Многообразие форм арт-терапевтической работы // Практикум по арт-терапии / Под ред. А. И. Копытина. СПб. : Питер, 2000.

8. Лебедева Л. Д. Лечение с увлечением // Школьный психолог. 2000, № 4.

9. Мухина В. С. Дети и куклы: таинство взаимодействия// Народное образование, №5, 1997

10. Мухина В. С. Игрушка как средство психического развития ребенка// Вопросы психологии, №2, 1988.

Публикации по теме:

Исследовательский проект учащихся 4 класса «Цветочные часы» Конкурс исследовательских проектов младших школьников «Юный первооткрыватель» Номинация «Растения вокруг нас» Тема: «Цветочные часы.

Куклотерапия в работе с детьми старшего дошкольного возраста Куклотерапия в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Игрушка, сделанная ребенком с помощью взрослого, является не только результатом.

Проект для учащихся, воспитанников с ОВЗ 4 группы «Никто не забыт-ничто не забыто!»Проект для учащихся, воспитанников с ОВЗ 4 группы «Никто не забыт-ничто не забыто!» Информационная карта Проекта Тип проекта: информационно-практико-ориентированный, групповой Продолжительность Проекта долгосрочный Полное.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Проект «Куклотерапия» для учащихся 7–18 лет с ОВЗ
Опубликовано: 31 января 2025 в 10:49
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Куклотерапия» для учащихся 7–18 лет с ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем Плясунова (УИ 2940329) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
01 февраля 2025 суббота
Последний месяц зимушки — февраль.
02 февраля 2025 воскресенье
Вот ёжик — ни головы, ни ножек!
Победа в Сталинградской битве!
Знакомимся с таинственным миром болот!
*



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД