СВЕТЛАНА ПАУНЬКИНА
Взаимосвязь учителя-логопеда и воспитателя ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимосвязь учителя-логопеда и воспитателя ДОО (выступление на педагогическом совете ДОО)
В условиях логопункта ДОО очень важно взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями для скорейшего устранения речевого нарушения Совместная деятельность учителя-логопеда и воспитателя организуется в соответствии со следующими целями :
1. повышение эффективности коррекционно образовательной работы
2. исключение дублирования воспитателем занятий логопеда
Публикация «Взаимосвязь учителя-логопеда и воспитателя ДОУ» размещена в разделах
Логопед поддерживает тесную взаимосвязь с воспитателями подготовительных и старших групп,чьи дети посещают коррекционные занятия. Постоянно информирует их о том,какие звуки поставлены у того или иного ребенка, просит воспитателей в группе исправлять речь детей с целью автоматизации того или иного звука поставленного в речи.
В каждой группе есть папка «Советы логопеда» которую логопед пополняет дидактическим и речевым материалом. Воспитатель проводит занятия по развитию речи,ознакомлению с окружающим миром по особой системе,с учетом лексических тем, пополняя и активизируя словарь детей используя для этого режимные моменты. Воспитатель старается контролировать звукопроизношение,грамматически правильную речь в течении всего времени общения с ними.
Логопед на своих занятиях отрабатывает с детьми материал по звукопроизношению,звуковому анализу, одновременно знакомит детей с определенными лексико-грамматическими категориями.
При исправлении и формировании правильного звукопроизношения работа воспитателя и работа учителя-логопеда различаются по организации,методическим приемам и по продолжительности.
Основные отличия: учитель-логопед исправляет нарушения речи, воспитатель под руководством учителя- логопеда тоже активно участвует в коррекционном процессе, способствуя устранению речевого дефекта. Я в своей работе руководствуюсь принципами:
-- принцип системности и последовательности
--- принцип индивидуального подхода
Принцип системности и последовательности предполагает адаптацию содержания методов и приемов работы воспитателя к требованиям предъявляемыми задачами конкретного этапа логопедической работы.
Поэтапность в работе логопеда обусловлена тем,что усвоение элементов речевой системы протекает взаимосвязано и в определенной последовательности.
Учитывая эту последовательность, воспитатель должен подбирать для своих занятий доступный детям речевой материал, в котором содержатся уже усвоенные звуки и по возможности исключены еще не изученные.
Принцип индивидуального подхода предполагает учет речевых возможностей и особенностей детей. Это объясняется тем, что у детей присутствуют различные по тяжести и структуре речевые нарушения, а так же неодновременность их коррекции на логопедических занятиях. Этот принцип от воспитателей требует знания об изначальном состоянии речи каждого ребенка и уровня его актуального речевого развития. А следовательно использования этих знаний в своей работе.
Воспитатель планирует свою работу с учетом программных требований и речевых возможностей детей. Воспитатель обязан знать индивидуальные отклонения в формировании речи ребенка, слышать его дефекты, обращать внимание на чистоту произношения,а так же включать компоненты коррекционной помощи в общеобразовательный процесс своей группы.
В свою очередь, учитель –логопед на занятиях уделяет основное внимание коррекции звукопроизношения. Но если у ребенка недостаточно развиты грамматический строй, словарь, связная речь, то совершенствование этих сторон речи воспитатель включает в свой план работы.
Учитель - логопед рекомендует (как я вам всегда и говорю) проводить в утренние и вечерние часы комплексы артикуляционных и пальчиковых упражнений,а так же постоянно включать в работу чтение сказок,стихов, заучивание чистоговорок и загадок, а также выделение из текста слов с заданным звуком и т. д.
Логопед информирует воспитателей чьи дети зачислены на логопункт,о результатах коррекционной работы на определенном этапе. В свою очередь воспитатель делится с логопедом своими наблюдениями за речью детей в группе (вне логопедических занятий)
Подводя итог можно сказать, что работа воспитателя и учителя- логопеда должна быть скоординирована следующим образом.
1. Учитель-логоед формирует первичные речевые навыки у детей, подбирает для своих занятий материал максимально приближенный к темам изучаемым детьми на занятиях с воспитателем.
2. Воспитатель при проведении занятий, учитывает этапы проводимые с ребенком логопедической работы, уровни развития фонетико- фонематической и лексико- грамматической стороны речи, закрепляет сформированные речевые навыки.
Таким образом, только тесный контакт в работе логопеда и воспитателя может способствовать устранению различных речевых проблем у детей в дошкольном возрасте, а значит и дальнейшему полноценному обучению в школе.