Оксана Кутрань
Взаимосвязь тифлопедагога и учителя-логопеда в работе с детьми с нарушениями зрения и речи
▼ Скачать + Заказать документы
Специфичность коррекционной работы с детьми с дефектами в развитии состоит во взаимосвязи и преемственности в работе всех специалистов. Только при тесном сотрудничестве и единстве требований педагогов возможно преодоление имеющихся у детей нарушений.
Поиски эффективных методов и приемов не утратили своей актуальности.
Публикация «Взаимосвязь тифлопедагога и учителя-логопеда в работе с детьми с нарушениями зрения и речи» размещена в разделах
- Дефектология. Материалы для дефектологов
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа тифлопедагога. Тифлопедагогика
- Темочки
И сегодня мне хочется показать опыт взаимодействия двух специалистов нашего Учреждения – тифлопедагога и учителя-логопеда, которые в системе специальных занятий осуществляют комплексный многосторонний подход к коррекции зрительных и речевых нарушений у детей дошкольного возраста.
Все те, коррекционные задачи, которые ставит на своих занятиях каждый из нас, решаются параллельно и во взаимосвязи с коррекционными задачами своего коллеги.
Для этой цели было разработано комплексное тематическое планирование коррекционной и воспитательно-образовательной работы с детьми с нарушениями зрения и речи, где отразились цели и задачи всех коррекционно-педагогических служб – дефектологической (тифлопедагогика и логопедия, психологической, физкультурно-оздоровительной, образовательной.
На примере одной лексической темы вы можете проследить взаимосвязь задач тифлопедагога, учителя-логопеда и воспитателя, которая в результате их решения приводит к целостному восприятию детьми конкретной темы.
В практической деятельности реализация этого плана выглядит следующим образом.
Например, в разделе ориентировки в микро- и макропространстве тифлопедагог учит детей правильно определять, дифференцировать и называть пространственные направления, обозначать расположение объектов на плоскости, находить путь по схемам, планам, лабиринтам, что сопровождается в речи детей использованием различных предлогов и наречий. А это составляет один из разделов логопедической работы. В свою очередь, учитель-логопед на своих занятиях при автоматизации и дифференциации звуков использует ориентировку на плоскости, предлагая детям выложить картинки или предметы с определенным звуком в правом верхнем углу стола, в левом нижнем или в центре стола и т. д.
Тифлопедагог на занятиях по ориентировке в пространстве при составлении маршрута, по которому дети находят в окружающем пространстве кабинета, группы заданные объекты, тренирует их не только в дифференцировке основных направлений пространства, развивая при этом глазодвигательные функции, но и отрабатывает одновременно введение в самостоятельную речь детей поставленных звуков.
В чем еще можно проследить тесную взаимосвязь тифлопедагога и учителя-логопеда? При использовании лексических тем. На своих занятиях учитель-логопед в рамках заданной лексической темы активизирует речевую активность детей, пополняет активный и пассивный словарь детей новыми словами, формирует грамматический строй речи, используя процессы словообразования и словоизменения.
Например, тифлопедагогическая задача ориентировки на теле человека решается на лексических занятиях у логопеда: «Я – человек. Части тела» с использованием в речи грамматических категорий, а также в играх, типа «Назови часть тела, в названиях которых есть заданный звук».
Тифлопедагог может использовать лексические темы на своих занятиях по социально-бытовой ориентировке, где учит детей полисенсорному обследованию различных предметов и материалов, используя при этом все сохранные анализаторы (слух, осязание, вкус, обоняние, правильно пользоваться предметами быта, понимать их назначение. Все свои действия при этом педагог и дети максимально оречевляют, что ведет к развитию связной речи. На занятиях этого вида тифлопедагог накапливает знания детей о тех или иных явлениях и событиях окружающей жизни, учит детей активному общению и взаимодействию с окружающими людьми, с природой и самим собой, что ведет к успешной социализации таких детей в общество.
У тифлопедагога и учителя-логопеда существует одна общая задача – развитие мелкой моторики и графомоторных навыков для подготовки руки ребенка к письму. И здесь мы решили использовать рабочую тетрадь Л. М. Граба «Развиваем графические навыки», поделив между собой задания, кстати, которые представлены по лексическим темам. Логопед берет на свои занятия такие задания: «Дорисуй и раскрась недостающие детали у предметов», «Выложи фигуру из палочек по образцу», «Нарисуй картинку по точкам», «Нарисуй выражение лица человека по образцу», «Укрась картинку», Преврати геометрическую фигуру в предмет» и т. д. Тифлопедагог «Обведи и заштрихуй по образцу», «Нарисуй траекторию движения различных предметов», «Нарисуй по клеткам», «Дорисуй вторую половину симметрично», «Раздели изображение на равные части», «Графический диктант на клетке», «Найди дорогу по лабиринту», «Нарисуй план расстановки мебели в комнате по образцу». Такие задания способствуют развитию координированности движений руки, развивают ориентировочные действия на плоскости листа, развивают зрительное восприятие и внимание, а также тренируют важнейшие зрительные функции: выделения, прослеживания, фиксации и локализации. Ведь именно развитие кинестетического контроля за движением руки при выполнении практического действия является важнейшим средством компенсации и коррекции зрительной недостаточности.
В заключение несколько слов хочется сказать об обязательном проведении в процессе и тифлопедагогических, и логопедических занятий различного рода гимнастик:
- зрительных, для снятия напряжения с глаз, расслабления глазных мышц и тренировки глазодвигательных функций;
- пальчиковых, для активизации тонкой моторики пальцев рук;
- двигательных, для снятия статического напряжения на весь организм ребенка и смены динамических поз.
Комплексное воздействие логопедических и тифлопедагогических средств на детей со зрительной и речевой патологией является необходимой мерой для их успешного развития. Получается неразрывная цепочка специальных педагогических воздействий, результатом которых является и правильная речь, и улучшение зрительных функций и развитие всех познавательных процессов наших «особенных» детей.