Получи документы

Взаимодействие учителя-логопеда с родителями детей, имеющих речевые нарушения

Елена Нестерова
Взаимодействие учителя-логопеда с родителями детей, имеющих речевые нарушения
▼ Скачать + Заказать документы

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИМИ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ

Актуальность проблемы семейного воспитания детей с нарушениями речевого развития определяется успешной работой с семьями воспитанников дошкольного образовательного учреждения.

Родители нередко самопроизвольно отстраняются от работы по исправлению речевых дефектов у детей, так как не владеют необходимыми педагогическими знаниями и умениями, как правило, они испытывают трудности от того, что не могут найти свободного времени для занятий с ребенком дома. Осознанное включение родителей в совместный с учителем–логопедом коррекционный процесс позволяет значительно повысить эффективность работы.

Темочки:

Практический опыт работы ДОУ позволяет сделать вывод о том, что современным родителям нужна постоянная помощь учителя-логопеда для решения проблем речевого развития ребенка. Сотрудничество семьи и учителя-логопеда становится все более востребованным.

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» - указано, что одна из основных задач, стоящих перед детским садом, - «взаимодействие с семьей для обеспечения семейного воспитания детей с нарушениями речи».

Учебный год для логопеда начинается, когда ребёнок поступил на логопункт детского сада: встаёт задача поближе познакомиться с каждой семьёй, наладить непосредственный контакт, дать почувствовать, что в детском саду всех волнуют их проблемы. Обследование семьи проводится комплексно: логопедом, воспитателями и психологом.

Контингент дошкольников с общим и фонетико-фонематическим недоразвитием речи представлен, главным образом, детьми с остаточными проявлениями органического поражения центральной нервной системы.

Это обуславливает частое сочетание у них стойкого речевого дефекта с различными нарушениями психической деятельности. Успешная логопедическая коррекция в этих случаях часто становится возможной только при наличии медикаментозного лечения. Поэтому логопед здесь действует совместно с невропатологом. Не всегда родители положительно и правильно воспринимают такую информацию от логопеда. Поэтому консультация у невропатолога необходима. Беседа с родителями каждого ребёнка должна быть индивидуальной. В процессе беседы с родителями я стремлюсь не только раскрыть структуру дефекта, но и наметить пути наиболее быстрого его устранения. Как я убедилась, лучше не просто сообщать родителям диагноз и решение специалистов, а доступным языком рассказать об особенностях их ребёнка, объяснить, как нужно с ним заниматься и на что следует обратить внимание. При этом всегда учитываются условия жизни каждой семьи, её состав и культурный уровень, количество детей, для того, чтобы советы не оказались для семьи трудновыполнимыми, и у родителей не возникало чувства вины перед ребёнком и собственной беспомощности.

Таким образом, преодоление недоразвития речи является комплексной медико-педагогической проблемой. Знание родителями основ медикаментозного лечения общего и фонетико-фонематического недоразвития речи, несомненно, способствует повышению эффективности логопедической работы.

Н. Ф. Виноградова, Н. Г. Година, Л. В. Загик и другие отечественные педагоги настаивали на разнообразии форм и методов работы учителя – логопеда ДОУ с родителями.

Формы работы с родителями.

1. Консультации.

Рекомендуются при работе на логопункте, где родители получают возможность кратковременной личной консультации.

Консультации должны быть предельно чёткими, содержать только необходимый родителям конкретный материал и проводиться не для “галочки”, а для пользы дела. Наиболее актуальные темы для консультаций, которые интересуют основное количество родителей:

- «Артикуляционная гимнастика»;

- «Развитие мелкой моторики»;

- «Выполнение домашнего задания»;

- «Развитие внимания и мышления»;

- «Речевые игры дома»;

- «Как следить за автоматизацией звука в домашних условиях»;

- «Как научить ребёнка читать».

2. Беседы.

Особенности семейного воспитания потребности родителей в знаниях можно выявить при помощи беседы, важнейший признак которой двусторонняя активность. Вначале года, после обследования детей, логопед знакомит родителей с результатами. С родителями каждого ребёнка, имеющего речевое нарушение, ведётся отдельный разговор. Родные ребёнка узнают о пробелах в его развитии, получают советы, рекомендации. Беседу нужно вести тактично: её задача в том, чтобы помочь семье в воспитании ребёнка. От того, как протекают первые встречи логопеда с родителями, будет зависеть, наладится ли в дальнейшем их сотрудничество. Для темы беседы не нужно брать большой объём материала. Следует ограничиться узким кругом вопросов и не злоупотреблять научной терминологией, и если использовать её, то с пояснениями. Рабочие термины педагогов могут быть непонятны родителям далёким от педагогической науки и создадут барьер в общении.

3. Семинары - практикумы.

Логопеду важно построить данную форму работы так, чтобы она не была формальной, а по возможности привлекала родителей для решения проблем.

На семинарах-практикумах проводится обучение родителей приемам коррекционно-развивающей работы с ребенком-логопатом

и формирование у родителей представления о готовности ребенка к обучению в школе.

4. Посещение родителями индивидуальных занятий.

Основное внимание родителей обращалось на необходимость комбинации речевых упражнений с заданиями, на развитие психических процессов. Взрослые обучались практическим приёмам работы с ребёнком.

5. Анкетирование.

Немалую роль в совместной, комплексной работе логопеда и семьи может сыграть анкетирование родителей. При помощи анкетирования можно узнать состав семьи, особенности семейного воспитания, положительный опыт родителей, их трудности, ошибки. Отвечая на вопросы анкеты, родители начинают задумываться о проблемах воспитания, об особенностях воспитания ребёнка. Важным для педагогов является вопрос, направленный на выявление потребности родителей в педагогических знаниях. Например, «по каким вопросам в обучения ребёнка вы хотели бы получить рекомендацию логопеда». Родители говорят о том, какие проблемы их волнуют, а я эти вопросы беру на вооружение при планировании работы с родителями и детьми. Рекомендуется начинать анкету с введения, в которой указано кто и для чего проводит опрос. Особенно, на мой взгляд, очень эффективно проводить анкетирование родителей вначале учебного года, которые помогают их адаптации, а так же более успешному взаимодействию с ними. Также я провожу анкетирование в конце учебного года, чтобы выявить отношение родителей.

6. Тетрадь для выполнения домашних заданий.

Она служит для нас «телефоном доверия», в котором взрослый может написать любой вопрос, сомнение относительно качества выполнений заданий ребёнком. Тетрадь заполняется логопедом два - три раза в неделю, для того, чтобы занятия в семье проводились систематично и не в ущерб здоровью ребёнка. В зависимости от тяжести нарушения речи задания в тетради даются не только по звукопроизношению, но и по формированию словаря, грамматических умений и навыков на развитие внимания и памяти. Если задание большое, то лучше давать его по частям, чтобы не вызвать негативной реакции ребёнка по отношению к процессу обучения.

7. Родительские собрания.

Они необходимы для привлечения родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка.

(Темы собраний: «Знакомство родителей с результатами диагностики на начало учебного года», «Совместная работа детского сада и родителей по подготовке ребенка к обучению в школе», «Развитие мелкой моторики и подготовка руки к письму», «Итоги коррекционной работы за год»).

8. Дни открытых дверей.

Родители посещают индивидуальные и подгрупповые занятия, смотрят, как дети занимаются, что им необходимо закрепить дома, над чем еще поработать.

9. Вспомогательные наглядные средства:

- специальные «логопедические уголки»;

- информационные стенды;

- пособия, памятки.

Логопеду и воспитателям чрезвычайно важно разъяснить родителям детей, имеющих речевые нарушения, необходимость усиленной, ежедневной работы со своим ребёнком по заданию педагогов. Только в таком случае возможны наилучшие результаты. Если родители сами не в состоянии оценить ситуацию и понять важность своей роли в обучении и воспитании ребёнка, то педагогам следует помочь им стать самыми заинтересованными, активными и действенными участниками коррекционного процесса.

Приложения:

1. Анкета для родителей, имеющих детей с речевыми нарушениями (на начало учебного года).

2. Анкета для родителей, имеющих детей с речевыми нарушениями (на конец учебного года).

Приложение 1

Анкета на начало года

Уважаемые родители! Заполните, пожалуйста, анкету, которая поможет специалистам лучше узнать Вашего ребенка и спланировать работу с учетом его индивидуальных особенностей.

1. Фамилия, имя ребенка___

2. Кто из членов семьи больше других уделяет внимание ребенку и как занимается с ним?___

3. Много ли вопросов задает Ваш ребенок? Что его интересует?___

4. Что беспокоит Вас в речевом развитии ребенка?___

5. Исправляете ли Вы его речевые ошибки?___

6. Как ребенок относится к своему речевому дефекту (не замечает; замечает, но не реагирует; замечает и переживает? ___

7. Согласны (не согласны) повторять пройденный на занятиях логопеда материал и закреплять пройденные логопедом звуки___

8. Какие темы Вы хотели бы обсудить со специалистами детского сада?

___

9. Какие формы работы с родителями Вас больше всего устроили бы? (Родительские собрания, индивидуальные консультации логопеда, совместные логопедические занятия, наблюдение за ребенком на обычном логопедическом занятии, печатная информация)___

10. Консультации каких специалистов Вы хотели бы получить? (логопед, психолог, воспитатель, медицинский персонал) ___

Спасибо!

Приложение 2

Анкета на конец года

Уважаемые родители! Убедительно просим изучить предлагаемую анкету и максимально полно ответить на вопросы.

1. Какие занятия в детском саду не нравятся ребенку и почему? ___

2. Какие занятия любит посещать ребенок? ___

5. Нравится ли ребенку посещать логопедические занятия? ___

6. Каковы речевые недостатки, по вашему мнению, были у вашего ребенка в начале учебного года:

- звукопроизношение___

- лексика (словарный запас)___

- грамматический строй речи (умение строить фразу)

7. Изменения в развитии ребенка в данное время:

в звукопроизношении и развитии речи ___

в подготовке к обучению грамоте ___

8. Удовлетворены ли Вы работой учителя-логопеда с вашим ребенком на логопункте: ___

10. Какие другие особенности ребенка, по Вашему мнению, требуют коррекции или развития (внимания, воображения, память, усидчивость, умение общаться, самообслуживание и прочее?___

11. Ваши замечания, пожелания, предложения___

Спасибо за сотрудничество!

Публикации по теме:

Взаимосвязь в работе логопеда и воспитателей с детьми, имеющими речевые нарушения Видео Успешное преодоление речевого недоразвития возможно при условии тесной взаимосвязи и преемственности в работе всего педагогического коллектива,.

Беседа логопеда с родителями «Нарушения речи. Причины и ранняя коррекция» Беседа логопеда с родителями. Нарушения речи. Причины и ранняя коррекция. За последние годы значительно возрос процент детей с речевыми.

Консультация «Взаимодействие учителя-логопеда с семьёй в коррекционно-развивающем обучении воспитанников» Взаимодействие учителя-логопеда с семьёй в коррекционно-развивающем обучении воспитанников. Подготовила: Н. А. Ферд, учитель – логопед старшей.

Взаимодействие с родителями, имеющими ребенка с нарушением зрения. «Имитация нарушенного зрения»Взаимодействие с родителями, имеющими ребенка с нарушением зрения. «Имитация нарушенного зрения» Методическая разработка. Взаимодействие с родителями, имеющими ребенка с нарушением зрения. «Имитация нарушенного зрен я».Часто возникает.

План работы учителя-логопеда с родителями Месяц Содержание работы Сентябрь Родительское собрание «Результаты обследования речи детей» Родительское собрание «Выполнение домашних заданий».

Проект «Развитие познавательной сферы у детей, имеющих речевые нарушения» Вид проекта: практико-ориентированный проект, долгосрочный. Актуальность темы. Познавательная сфера детей с недостатками речевого развития.

Взаимодействие логопеда с родителями и воспитателями детей младшего дошкольного возраста .

Взаимодействие логопеда с родителями в реализации ФГОС ДО "Взаимодействие учителя-логопеда с родителями в реализации Федерального образовательного стандарта в дошкольном логопункте" Введение В основе.

Взаимодействие учителя логопеда и воспитателя в коррекционно-развивающей деятельности. Конспект занятия «Экскурсия в зоопарк» Закрепление правильного произношения звука [р] в словах и предложениях. Тема: «Экскурсия в зоопарк». Цели: - развитие правильного физиологического.

Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями и родителями в сопровождении безречевых детей раннего возраста Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями и родителями в сопровождении безречевых детей раннего возраста. «Говорить путано умеет всякий,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимодействие учителя-логопеда с родителями детей, имеющих речевые нарушения
Опубликовано: 17 ноября 2015 в 18:33
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Взаимодействие учителя-логопеда с родителями детей, имеющих речевые нарушения» (включая файлы) размещена пользователем Елена Нестерова (УИ 383147) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Календарь
03 марта 2025 понедельник
Сегодня дошкольник — завтра избиратель!
Выбираем спортивные дисциплины!
Праздник знатоков дикой природы!
Слушаем во все уши!
ВСЕ писатели на МААМ по фамилиям
04 марта 2025 вторник
Растим будущих инженеров!
Безопасная весна!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД