Елена Нестерова
Взаимодействие учителя-логопеда с родителями детей, имеющих речевые нарушения
▼ Скачать + Заказать документы
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИМИ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ
Актуальность проблемы семейного воспитания детей с нарушениями речевого развития определяется успешной работой с семьями воспитанников дошкольного образовательного учреждения.
Родители нередко самопроизвольно отстраняются от работы по исправлению речевых дефектов у детей, так как не владеют необходимыми педагогическими знаниями и умениями, как правило, они испытывают трудности от того, что не могут найти свободного времени для занятий с ребенком дома. Осознанное включение родителей в совместный с учителем–логопедом коррекционный процесс позволяет значительно повысить эффективность работы.
Публикация «Взаимодействие учителя-логопеда с родителями детей, имеющих речевые нарушения» размещена в разделах
- Консультации логопеда для родителей
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
Практический опыт работы ДОУ позволяет сделать вывод о том, что современным родителям нужна постоянная помощь учителя-логопеда для решения проблем речевого развития ребенка. Сотрудничество семьи и учителя-логопеда становится все более востребованным.
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» - указано, что одна из основных задач, стоящих перед детским садом, - «взаимодействие с семьей для обеспечения семейного воспитания детей с нарушениями речи».
Учебный год для логопеда начинается, когда ребёнок поступил на логопункт детского сада: встаёт задача поближе познакомиться с каждой семьёй, наладить непосредственный контакт, дать почувствовать, что в детском саду всех волнуют их проблемы. Обследование семьи проводится комплексно: логопедом, воспитателями и психологом.
Контингент дошкольников с общим и фонетико-фонематическим недоразвитием речи представлен, главным образом, детьми с остаточными проявлениями органического поражения центральной нервной системы.
Это обуславливает частое сочетание у них стойкого речевого дефекта с различными нарушениями психической деятельности. Успешная логопедическая коррекция в этих случаях часто становится возможной только при наличии медикаментозного лечения. Поэтому логопед здесь действует совместно с невропатологом. Не всегда родители положительно и правильно воспринимают такую информацию от логопеда. Поэтому консультация у невропатолога необходима. Беседа с родителями каждого ребёнка должна быть индивидуальной. В процессе беседы с родителями я стремлюсь не только раскрыть структуру дефекта, но и наметить пути наиболее быстрого его устранения. Как я убедилась, лучше не просто сообщать родителям диагноз и решение специалистов, а доступным языком рассказать об особенностях их ребёнка, объяснить, как нужно с ним заниматься и на что следует обратить внимание. При этом всегда учитываются условия жизни каждой семьи, её состав и культурный уровень, количество детей, для того, чтобы советы не оказались для семьи трудновыполнимыми, и у родителей не возникало чувства вины перед ребёнком и собственной беспомощности.
Таким образом, преодоление недоразвития речи является комплексной медико-педагогической проблемой. Знание родителями основ медикаментозного лечения общего и фонетико-фонематического недоразвития речи, несомненно, способствует повышению эффективности логопедической работы.
Н. Ф. Виноградова, Н. Г. Година, Л. В. Загик и другие отечественные педагоги настаивали на разнообразии форм и методов работы учителя – логопеда ДОУ с родителями.
Формы работы с родителями.
1. Консультации.
Рекомендуются при работе на логопункте, где родители получают возможность кратковременной личной консультации.
Консультации должны быть предельно чёткими, содержать только необходимый родителям конкретный материал и проводиться не для “галочки”, а для пользы дела. Наиболее актуальные темы для консультаций, которые интересуют основное количество родителей:
- «Артикуляционная гимнастика»;
- «Развитие мелкой моторики»;
- «Выполнение домашнего задания»;
- «Развитие внимания и мышления»;
- «Речевые игры дома»;
- «Как следить за автоматизацией звука в домашних условиях»;
- «Как научить ребёнка читать».
2. Беседы.
Особенности семейного воспитания потребности родителей в знаниях можно выявить при помощи беседы, важнейший признак которой двусторонняя активность. Вначале года, после обследования детей, логопед знакомит родителей с результатами. С родителями каждого ребёнка, имеющего речевое нарушение, ведётся отдельный разговор. Родные ребёнка узнают о пробелах в его развитии, получают советы, рекомендации. Беседу нужно вести тактично: её задача в том, чтобы помочь семье в воспитании ребёнка. От того, как протекают первые встречи логопеда с родителями, будет зависеть, наладится ли в дальнейшем их сотрудничество. Для темы беседы не нужно брать большой объём материала. Следует ограничиться узким кругом вопросов и не злоупотреблять научной терминологией, и если использовать её, то с пояснениями. Рабочие термины педагогов могут быть непонятны родителям далёким от педагогической науки и создадут барьер в общении.
3. Семинары - практикумы.
Логопеду важно построить данную форму работы так, чтобы она не была формальной, а по возможности привлекала родителей для решения проблем.
На семинарах-практикумах проводится обучение родителей приемам коррекционно-развивающей работы с ребенком-логопатом
и формирование у родителей представления о готовности ребенка к обучению в школе.
4. Посещение родителями индивидуальных занятий.
Основное внимание родителей обращалось на необходимость комбинации речевых упражнений с заданиями, на развитие психических процессов. Взрослые обучались практическим приёмам работы с ребёнком.
5. Анкетирование.
Немалую роль в совместной, комплексной работе логопеда и семьи может сыграть анкетирование родителей. При помощи анкетирования можно узнать состав семьи, особенности семейного воспитания, положительный опыт родителей, их трудности, ошибки. Отвечая на вопросы анкеты, родители начинают задумываться о проблемах воспитания, об особенностях воспитания ребёнка. Важным для педагогов является вопрос, направленный на выявление потребности родителей в педагогических знаниях. Например, «по каким вопросам в обучения ребёнка вы хотели бы получить рекомендацию логопеда». Родители говорят о том, какие проблемы их волнуют, а я эти вопросы беру на вооружение при планировании работы с родителями и детьми. Рекомендуется начинать анкету с введения, в которой указано кто и для чего проводит опрос. Особенно, на мой взгляд, очень эффективно проводить анкетирование родителей вначале учебного года, которые помогают их адаптации, а так же более успешному взаимодействию с ними. Также я провожу анкетирование в конце учебного года, чтобы выявить отношение родителей.
6. Тетрадь для выполнения домашних заданий.
Она служит для нас «телефоном доверия», в котором взрослый может написать любой вопрос, сомнение относительно качества выполнений заданий ребёнком. Тетрадь заполняется логопедом два - три раза в неделю, для того, чтобы занятия в семье проводились систематично и не в ущерб здоровью ребёнка. В зависимости от тяжести нарушения речи задания в тетради даются не только по звукопроизношению, но и по формированию словаря, грамматических умений и навыков на развитие внимания и памяти. Если задание большое, то лучше давать его по частям, чтобы не вызвать негативной реакции ребёнка по отношению к процессу обучения.
7. Родительские собрания.
Они необходимы для привлечения родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка.
(Темы собраний: «Знакомство родителей с результатами диагностики на начало учебного года», «Совместная работа детского сада и родителей по подготовке ребенка к обучению в школе», «Развитие мелкой моторики и подготовка руки к письму», «Итоги коррекционной работы за год»).
8. Дни открытых дверей.
Родители посещают индивидуальные и подгрупповые занятия, смотрят, как дети занимаются, что им необходимо закрепить дома, над чем еще поработать.
9. Вспомогательные наглядные средства:
- специальные «логопедические уголки»;
- информационные стенды;
- пособия, памятки.
Логопеду и воспитателям чрезвычайно важно разъяснить родителям детей, имеющих речевые нарушения, необходимость усиленной, ежедневной работы со своим ребёнком по заданию педагогов. Только в таком случае возможны наилучшие результаты. Если родители сами не в состоянии оценить ситуацию и понять важность своей роли в обучении и воспитании ребёнка, то педагогам следует помочь им стать самыми заинтересованными, активными и действенными участниками коррекционного процесса.
Приложения:
1. Анкета для родителей, имеющих детей с речевыми нарушениями (на начало учебного года).
2. Анкета для родителей, имеющих детей с речевыми нарушениями (на конец учебного года).
Приложение 1
Анкета на начало года
Уважаемые родители! Заполните, пожалуйста, анкету, которая поможет специалистам лучше узнать Вашего ребенка и спланировать работу с учетом его индивидуальных особенностей.
1. Фамилия, имя ребенка___
2. Кто из членов семьи больше других уделяет внимание ребенку и как занимается с ним?___
3. Много ли вопросов задает Ваш ребенок? Что его интересует?___
4. Что беспокоит Вас в речевом развитии ребенка?___
5. Исправляете ли Вы его речевые ошибки?___
6. Как ребенок относится к своему речевому дефекту (не замечает; замечает, но не реагирует; замечает и переживает? ___
7. Согласны (не согласны) повторять пройденный на занятиях логопеда материал и закреплять пройденные логопедом звуки___
8. Какие темы Вы хотели бы обсудить со специалистами детского сада?
___
9. Какие формы работы с родителями Вас больше всего устроили бы? (Родительские собрания, индивидуальные консультации логопеда, совместные логопедические занятия, наблюдение за ребенком на обычном логопедическом занятии, печатная информация)___
10. Консультации каких специалистов Вы хотели бы получить? (логопед, психолог, воспитатель, медицинский персонал) ___
Спасибо!
Приложение 2
Анкета на конец года
Уважаемые родители! Убедительно просим изучить предлагаемую анкету и максимально полно ответить на вопросы.
1. Какие занятия в детском саду не нравятся ребенку и почему? ___
2. Какие занятия любит посещать ребенок? ___
5. Нравится ли ребенку посещать логопедические занятия? ___
6. Каковы речевые недостатки, по вашему мнению, были у вашего ребенка в начале учебного года:
- звукопроизношение___
- лексика (словарный запас)___
- грамматический строй речи (умение строить фразу)
7. Изменения в развитии ребенка в данное время:
в звукопроизношении и развитии речи ___
в подготовке к обучению грамоте ___
8. Удовлетворены ли Вы работой учителя-логопеда с вашим ребенком на логопункте: ___
10. Какие другие особенности ребенка, по Вашему мнению, требуют коррекции или развития (внимания, воображения, память, усидчивость, умение общаться, самообслуживание и прочее?___
11. Ваши замечания, пожелания, предложения___
Спасибо за сотрудничество!