Елена Новикова
Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя разновозрастной группы компенсирующей направленности для детей с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со взрослыми и сверстниками, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
В нашем детском саду функционирует одна разновозрастная группа для детей с ограниченными возможностями в речевом развитии. Занятия проводятся с учетом лексических тем, которые дети проходят с логопедом группы. Воспитатели постоянно пополняют, уточняют и активизируют словарный запас воспитанников, в процессе всех режимных моментов (во время дежурства, на прогулке, во время трудовой и самостоятельной деятельности детей); систематически контролируют грамматическую правильность речи детей, в течение всего времени общения с воспитанниками.
Темочки:
- Группы компенсирующей направленности
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
Слайд 2,3
Для осуществления данной работы, наша коррекционная группа оснащена логопедическим уголком.
Основную работу по формированию речевых навыков проводит учитель-логопед, а воспитатели включаются в неё на этапе закрепления уже сформированных навыков.
Сделать занятие с детьми интересным, более развлекательным, обучать, играя.
Слайд 4,5,6
На своих занятиях широко использую игровые приемы обучения. Глубоко убеждена, что именно они обеспечивают успех занятия, делают их увлекательными и желанными для детей. Вспомните, как загораются глаза у детей, какое нетерпеливое ожидание чего-то приятного, радостного светится в них, когда вы говорите: «А сейчас мы с вами, ребята, поиграем в одну интересную игру!»
Слайд 7
Активно применяю в коррекционно-развивающей работе компьютерные
технологии. Наблюдая за действиями сказочных героев на экране
компьютера, ребенок повторяет необходимые артикуляционные
упражнения.
Слайд 8
Отдельно хотелось бы остановиться на играх для развития мелкой моторики рук. Уникальность этих игр, состоит в том, что в них обычные бытовые предметы превращаются в увлекательные и полезные игрушки.
Слайд 9
В каждое занятие включаем пальчиковые игры, так как давно установлена связь между состоянием мелкой моторики и развитием речи.
Слайд 10
Основную работу по формированию речевых навыков проводи учитель-логопед, а воспитатель включается в нее на этапе закрепления уже сформированных навыков.
Слайд 11
Преемственность в работе логопеда и воспитателя предполагает не только совместное планирование, но и обмен информацией, обсуждение достижений детей, как в речи, так и на других занятиях.
Слайд 12
Вместе с этим чётко разграничены функции учителя-логопеда и воспитателей, чтобы исключить возможность дублирования коррекционного материала. Для этого воспитатели присутствуют на занятиях логопеда, а тот в свою очередь посещает отдельные занятия воспитателей с целью контроля за качеством речи детей, а также оказания методической помощи.
Слайд 13,14
Артикуляционная гимнастика в форме игры вызывает у ребёнка больший интерес, чем простое повторение мимических движений за взрослым.
Слайд 15,16,17
В своей работе при проведении и изготовлении игр, наглядных пособий к ним, опираюсь на возрастные особенности восприятия и мышления детей, уровень автоматизированности речевых навыков, уровень самостоятельности, речевой опыт, чтобы они были понятны и доступны детям.
Слайд 18
Формы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей логопедических групп :
Выполнение воспитателем заданий учителя-логопеда в вечернее время
Применение воспитателями комплексов самомассажа на физкультминутках.
Взаимопосещение занятий.
Оформление картотек по разным разделам коррекционной работы.
Консультации «Логопедическая гостиная».
Планирование и проведение итоговых мероприятий после прохождения лексической темы.
Взаимодействие логопедов и воспитателей в разработке тем по самообразованию.
Совместный выпуск журнала для родителей о детях «Почемучки», «Веселый язычок».
Слайд 19
Этот журнал выпускается каждый квартал. В нем мы рассказываем родителям некоторые теоретические аспекты развития и воспитания ребёнка, помещаем интересные высказывания детей, заметки родителей о семейном воспитании, рассказы воспитателей о жизни детей в группе.
Слайд 20
Тематика бесед «Логопедической гостиной» :
Сентябрь. Итоги диагностики, планирование работы на учебный год.
Октябрь. Формирование речевого дыхания.
Ноябрь. Использование самомассажа в коррекции речи.
Декабрь. Развитие монологической речи и творческого воображения детей посредством сочинения сказок.
Январь. Формирование лексико-грамматических категорий детей посредством дидактических игр.
Февраль. Обогащение словаря детей в процессе их социально-эмоционального развития.
Март. Совершенствование диалогической речи дошкольников посредством драматизации русских народных сказок.
Апрель. Эти трудные звуки.
Май. Подведение итогов коррекционной работы.
Слайд 21
В начале учебного года учитель-логопед знакомит родителей с результатами обследования, проводит совместное обсуждение путей реализации поставленных задач по реабилитации детей с речевыми нарушениями.
Слайд 22
В своей работе активно применяю работу с родителями. Знакомлю родителей
с играми на развитие фонематического слуха, на развитие лексико-грамматических категорий и развитие пространственных представлений,
развивать умение играть в речевые игры и донести умение играть в данные игры способствуя правильной речи. Использую эти приемы на инд. консультациях, род. собраниях, практикумах для родителей.
Слайд 23
Активно применяем комплексы массажных мероприятий. Самомассаж мышц
артикуляционного аппарата, предложенный Архиповой Е. Ф., Блыскиной И. В., Микляевой Н. В. позволяет укрепить слабую артикуляцию ребёнка, улучшить кровоснабжение, а в результате позволяет ускорить процесс постановки звуков.
Слайд 24
На физкультминутках воспитатели применяют комплексы, включающие не только самомассаж артикуляционного аппарата, но и самомассаж пальцев рук, аурикулы.
Слайд 25,26
Речедвигательные упражнения с элементами психогимнастики проводятся воспитателем также на свежем воздухе во время прогулок, которые:
• развивают общую, мелкую и артикуляционную моторику;
• стимулируют речевое развитие;
• повышают работоспособность головного мозга;
• оказывают оздоравливающее и тонизирующее воздействие на весь организм;
• нормализуют психическую и двигательную активность ребёнка, приводят к улучшению настроения.
Слайд 27
В вечернее время выделяются часы для работы воспитателя с подгруппами или отдельными детьми по коррекции (развитию) речи в соответствии с заданием учителя-логопеда. Воспитатель планирует свою работу с учетом требований, как типовой комплексной программы, так и речевых возможностей детей и их продвижения в освоении коррекционной программы, реализуемой логопедом в соответствии с характером речевого нарушения.
Слайд 28
Вот так незаметно, играя, дети учатся правильно говорить.
Слайд 29
Только тесная взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателей позволяет добиваться положительных результатов в коррекции речи дошкольников.
Слайд 30
Спасибо за внимание.