Марина Стадник
Проект «Вторичное использование бумажного сырья — сохранение лесного богатства» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
I. Введение
Актуальность
Экологическое образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития. Крупицы экологических знаний, полученные в детстве, помогут ребенку ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать её. Но главное, положат начало осознанному отношению к природе, определению своего места в ней в будущем. Потребности в бумажных изделиях возрастают с каждым днём, и с каждым же днём возрастают масштабы вырубленных лесов. Чтобы сохранить лес, дать ему время на полноценное восстановление, целесообразно придумать способы вторично перерабатывать бумагу и картон. Переработка макулатуры имеет большое значение, так как позволяет экономить древесное сырьё.
Публикация «Проект „Вторичное использование бумажного сырья — сохранение лесного богатства“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Дикие животные. Проекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Мусор. Защитим природу от мусора
- Мусор. Проекты, проектная деятельность
- Поделки из бумаги
- Проекты
- Старшая группа
- Экология, защита природы. Проекты
- Темочки
Актуальность исследования состоит в том, что в наши дни потребительское отношение к природе, расходование ее ресурсов без осуществления мер по их восстановлению уходят в прошлое. Обычно, когда какие-либо вещи или материалы приходят в негодность, мы их выбрасываем. Однако многое можно использовать повторно или отправить на переработку, чтобы получить новые материалы. Это экономно и наносит меньше вреда окружающей среде.
II. Методический паспорт проекта
Объект исследования: вторичное сырье.
Предмет исследования: переработка макулатуры и получение из нее новой бумаги.
Цель проекта: Формирование экологической культуры, экономного, бережного отношения к изделиям из бумаги и картона у детей старшего дошкольного возраста. Развитие навыков самостоятельной исследовательской деятельности (выдвижение гипотез, планирование и проведение практической работы, подтверждающей высказанную гипотезу).
Гипотеза: Можно ли в действительности получить бумагу из вторичного сырья?
Задачи проекта:
Познакомить детей с процессом вторичной переработки бумажного сырья на производстве.
Развивать практические исследовательские умения и навыки у детей старшего дошкольного возраста.
Продолжать формировать представления о роли леса в жизни человека.
Воспитывать бережное отношение к лесному богатству нашего края.
Способствовать расширению педагогического сотрудничества детей и родителей в процессе совместной творческой исследовательско-экспериментальной деятельности.
Создать из вторичного сырья (бумаги) модели фруктов для игр, персонажей для пальчикового и плоскостного театров, гриба для декорации к сказке «Грибок-Теремок», подарков родителям (папье-маше).
Ожидаемые результаты:
В результате проделанной работы изучить с детьми историю возникновения бумаги, познакомить их с технологией производства бумаги на целлюлозном бумажном комбинате (виртуальная экскурсия). Познакомить со способом вторичной переработкой бумаги и её дальнейшим использованием. Изучив различные источники, опробовать один из методов изготовления бумаги в условиях детского сада.
III. Теоретическое изучение материалов о бумаге.
Данный проект о бумаге. Такой нужной, необходимой, знакомой и близкой, волшебной и прекрасной. Эта добрая спутница письменности, литературы, мысли хранит грустный секрет – каждое второе срубленное дерево на Земле погибает ради изготовления бумаги. 125 миллионов деревьев в год!
Стоит ли бумага таких жертв?
Сначала мы с группой стали изучать информацию, которую находили в Интернете и из книг. Так мы узнали, что каждые 147 часов уничтожается леса равные по размеру лесам Нижегородской области.
Мы очень любим лес. Воздух в лесу такой чистый, прозрачный, ароматный, что невозможно надышаться! Благодаря лесу каждый из нас дышит воздухом, а значит, живет. Если лес будет уничтожен, то исчезнет жизнь на Земле.
Почему же люди изготавливают бумагу из древесины?
В настоящее время бумага на 98% получается из древесины, что ведет к сильному истреблению лесов. К тому же бумажные комбинаты жутко загрязняют окружающую среду, ведь для производства бумаги из древесины используется слишком много химикатов. Большую часть бумаги, которую мы используем сейчас, можно назвать «химической бумагой».
Из бесед и видеороликов мы узнали, что на выращивание деревьев уходят сотни лет, однако твердая древесина пользуется таким спросом, что во всем мире площади этих лесов неуклонно сокращаются. Чтобы сохранить деревья и леса, очень важно перерабатывать бумагу для повторного использования.
И мы решили в группе получить бумагу из вторичного сырья.
IV. Практическая часть «Как мы получали бумагу»
Этапы проекта:
I. Подготовительный.
II. Основной (практический).
III. Заключительный.
I. Подготовительный этап:
1. Анализ проблемы проекта: выявление и формулировка проблемы. Корректное направление детей для решения проблемы. Наводящие вопросы;
2. Создание банка идей и предложений: дискуссия между детьми, беседа с воспитателями, дома с родителями;
3. Составление и обсуждение поэтапного плана проекта;
4. Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта;
5. Подбор видеофильмов и презентаций. Подбор методической, справочной литературы по тематике проекта;
6. Совместное с родителями планирование образовательной и творческой деятельности детей в условиях детского сада и дома: отклик на совместное планирование
II. Основной этап. Реализация проекта.
Мероприятия с детьми
1. Познавательное занятие «Волшебный мир дерева». Цель: расширить представления детей о дереве, его качествах и свойствах. Приложение 1.
2. Экспериментирование «Виды бумаги и картона». Цель: Формировать представления детей о свойствах и видах бумаги. Пополнять знания детей характеристиках бумаги, развивать аналитическое мышление, память, внимание, наблюдательность Приложение 2.
3. Просмотр презентации «Бумажные деревья или с чего всё начиналось», «Из истории бумаги», «О макулатуре», «Зеленое богатство России!». Цель: Познакомить детей с историей возникновения бумаги.
4. Беседы: «Из истории бумаги», «О макулатуре», «Зеленое богатство России!». Цель: Воспитывать бережное отношение к лесному богатству страны. Приложение 3.
5. Практическое занятие «Изготовление бумаги в условиях детского сада». Цель: Развивать практические исследования, умения и навыки Приложение 4.
6. Сбор макулатуры в группе.
Мероприятия совместно с родителями[/b]
1. Социологический опрос на тему «Что вы знаете о вторичном использовании бумажного сырья?»
Приложение 5
2. Конкурс рисунков на тему «Берегите лес». Приложение 6.
3. Конкурс поделок из бросового материала «Вторая жизнь бумаги и картона».
Приложение 7.
4. Сбор макулатуры.
Вместе с проведением практической работы по получению бумаги из старых газет и журналов и изготовлением моделей подарочных медальонов, кукол для плоскостного и пальчикового театра (папье-маше, мы узнали много интересного о бумаге.
Наша гипотеза полностью подтвердилась. Изготовленные из бумаги ручной работы экологические поделки в защиту леса работают! Они громче всяких слов привлекают внимание людей к проблеме леса. Когда человек берет в свои руки использованное бумажное сырье и перерабатывает его для вторичного использования, он сохраняет лесное богатство нашей необъятной родины - России.
Сердце Дерева в бумаге, он начинает задумываться, спрашивает себя: «А стоит ли бумага жизни дерева?». Мы думаем, не стоит. Переработав старые газеты и другую бумагу, и используя их второй раз, мы действительно сберегли одно дерево. Если мы будем постоянно перерабатывать использованную бумагу, то спасем наши леса от вырубки. Из вторичного сырья действительно можно получить бумагу.
Экспериментально-исследовательская деятельность
«Изготовление бумаги в условиях детского сада»
Цель: Получить бумагу в условиях детского сада из использованных газет и исписанных тетрадных листов.
Для реализации поставленной цели были проведены опыты:
Опыт № 1. Получение бумаги.
Опыт № 2. Получение цветной бумаги.
Опыт № 3. Получение бумаги из тетрадных листов.
Опыт № 4. Получение белой бумаги.
Определение дальнейших перспектив. Учитывая, что использованная бумага может перерабатываться, сохраняя при этом свои свойства, мы предлагаем: продолжить вторичную переработку макулатуры и организовать изготовление поздравительных открыток к календарным праздникам из бумаги, полученной от вторичной переработки макулатуры.
Социологический опрос родителей на тему
«Что вы знаете о вторичном использовании бумажного сырья?»
Цель опроса: выявление осведомленности детей и родителей об использовании вторичного бумажного сырья (макулатуры).
Семьям было предложено ответить на следующие вопросы:
1. Как известно, бумагу получают из древесины, запасов которой с каждым годом становится всё меньше и меньше, а потребность бумаги возрастает. Какое решение данной проблемы вы можете предложить?
2. Известно ли вам, для производства чего используют макулатуру?
3. Считаете ли вы необходимым участие в сборе макулатуры?
III. Заключительный
1. Презентация продуктов проекта. Размышления над новым знанием и опытом.
2. Обсуждение проделанной работы друг с другом, с воспитателями и родителями.
3. Подготовка вопросов для детей о проделанной работе. Совместно с детьми оформляют выставку.
4. Вопросы, о чем бы еще хотели узнать дети.
5. Беседы с детьми дома о проекте. Посещение выставки поделок и рисунков. Обмен мнениями.
V. Выводы и предложения
В результате проделанной работы мы изучили историю возникновения бумаги, познакомились с технологией производства бумаги на целлюлозно-бумажном комбинате.
Дети активно и с большим интересом участвовали во всех мероприятиях. Предлагали свои версии по вторичному использованию бумаги.
Изучив различные источники, мы опробовали один из методов изготовления бумаги в условиях детского сада. Используя старые газеты и исписанные тетрадные листы, нам удалось получить бумагу разного качества, а при помощи красителей, отбеливателя мы смогли получить бумагу разного цвета.
Учитывая, что использованная бумага может перерабатываться, сохраняя при этом некоторые свойства, мы предлагаем: шире вести разъяснительную работу среди детей дошкольного и школьного возраста по сбору и сдаче макулатуры, участвовать в акциях: «Отходы в доходы», «Книжке – вторую жизнь».
Родители дают детям разнообразную и доступную информацию обо всем, что касается проекта. Организовывают эксперимент и практическое занятие. Помогают в подборе информации. Участвую в предложенных мероприятиях (рисование плакатов, поделки из бумаги).
Результатом проектной деятельности стало:
обогащение познавательного опыта ребенка в отношении бережного отношения к природе;
возникновение стойкого интереса к экономии бумаги и картона;
активизация познавательной и исследовательской деятельности ребенка;
создание модели фруктов и овощей, декораций и персонажей для театрализованной деятельности (папье-маше).
VI. Заключение
Таким образом, дети познакомились с изготовлением бумаги в условиях детского сада. Полученную бумагу можно использовать для бытовых нужд, а также для детского творчества, что позволит сэкономить семейный бюджет и природные ресурсы нашей страны.
В результате социологического опроса, проведённого среди родителей нашего дошкольного образовательного учреждения, выяснилось, что большинство семей осознают необходимость личного вклада в дело сохранения лесных богатств и готовы принимать активное участие в сборе и сдаче макулатуры.
Мы считаем, что использование вторичного бумажного сырья в масштабах целого государства и отдельных регионов позволяет сохранить лесные ресурсы.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Сценарий игры – викторины
по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста на тему «Здравствуй, лес, здравствуй, матушка природа»
Цель: формирование экологических знаний, нравственно – ценностного отношения к природе.
Задачи:
Образовательные: расширять представления о лесе и его обитателях.
Развивающие: развивать познавательный интерес, любознательность, обогащать словарный запас детей.
Воспитательные: воспитывать любовь к природе, понимание необходимости сохранения его целостности, умение вести себя в лесу.
Предварительная работа: экскурсия в лес, просмотр иллюстраций с изображением различных видов деревьев, просмотр альбомов «Дикие животные», «Птицы», «Насекомые», конкурс рисунков о природе, чтение произведений русских писателей и поэтов о природе.
Оборудование: круги зеленого и красного цвета, картинки с изображением животных, насекомых, птиц, грибов, цветов, «шапочки» ягод, цветы, вырезанные из картона по количеству детей, листья деревьев (клена, дуба, березы, осины, карточки с изображением следов животных, жетоны, корзинка с природным материалом.
Участники: ведущий, дети, Лесовичок, лиса.
Приложение 2
Экспериментально-исследовательская деятельность
«Изготовление бумаги в условиях детского сада»
Цель: Получить бумагу в условиях детского сада из использованных газет и исписанных тетрадных листов.
Для реализации поставленной цели были проведены опыты.
Опыт № 1. Получение бумаги.
Чтобы получить бумагу в домашних условиях из бумажных отходов, была применена следующая методика.
Что делать:
1. Разорвать бумагу на мелкие кусочки (не больше, чем 2х2 см) и поместить их в таз. Налить в таз воды и оставьте на ночь.
2. Добавить большое количество воды и размолоть бумагу миксером так, чтобы можно было различить мелкие кусочки или волокна бумаги. Сделать, таким образом, полное ведро пульпы.
3. Согнуть квадратную или круглую рамку.
4. Натянуть на рамку одну штанину колготок. Концы завязать.
5. Наполнить таз пульпой и погрузить в него рамку.
6. Аккуратно поднять рамку, держа ее горизонтально. Не дотрагивайся до нее и не капай на нее водой!
7. Положить рамку на пять минут на ровную поверхность, а затем повесить для просушки.
8. Через несколько часов лист бумаги высохнет. Аккуратно отделить его тупым ножом от рамки.
Вывод: Первый опыт был проведён со старыми газетами. В результате получилась бумага серого цвета, мягкая и тонкая. Полученную бумагу можно использовать для бытовых нужд (туалетная бумага, салфетки, как обёрточный материал).
Опыт № 2. Получение цветной бумаги.
Для того, чтобы получить цветную бумагу, было применено окрашивание ранее полученной пульпы красителем (зеленка, гуашь).
Вывод: была получена цветная бумага. Такую бумагу можно использовать для детского творчества.
Опыт № 3. Получение бумаги из тетрадных листов.
Чтобы получить бумагу в домашних условиях из чистых тетрадных листов, была применена эта же методика.
Вывод: бумага получилась более нежная и бело-голубоватого цвета.
Опыт № 4. Получение белой бумаги.
Чтобы получить белую бумагу, мы в приготовленную пульпу из исписанных тетрадных листов добавили хлорный отбеливатель.
Вывод: получилась бумага белого цвета.
Приложение 3
Цикл бесед с детьми по тематике проекта.
Беседа 1. «Из истории бумаги». Просмотр передачи «Шишкин лес» (https://www.youtube.com/watch?v=7hJabTxo0jU)
- Ребята, как вы думаете, из чего изготавливают бумагу?
- Хотите узнать, где и когда появилась первая бумага?
Вы думаете, что бумагу всегда изготовляли из древесины. Но это не так. Возраст бумаги более 2 000 лет, и только 155 лет назад бумагу стали изготавливать из древесины!
Впервые бумага появилась в Китае.
Делали её сначала так: клочки шелковой ваты, тряпье, старые рыболовные сети измельчали и бросали в чан с водой, взбалтывали, пока не получалась однородная, водянистая кашица, которую черпали бамбуковой сеткой. Осадок, оставшийся лежать ровным слоем на сетке, просушивали. Так и получалась первая бумага.
Сотни лет китайцы скрывали секрет изготовления бумаги, ведь бумага была на вес золота. Постепенно искусство делать бумагу распространилось по всему миру.
До середины 19 века большая часть всей бумаги в мире делалась именно из тряпья, старой одежды.
Когда люди стали использовать бумагоделательные машины, тряпок стало катастрофически не хватать.
В поисках нового сырья для бумаги экспериментаторы пускали в дело солому, капусту, кожу животных, торф, шерсть и даже гнезда ос! Даже был случай, когда в качестве сырья для упаковочной бумаги была использована египетская мумия! Именно тогда люди попытались получить бумагу из древесины, и у них это очень хорошо получилось.
1857 год – это год рождения технология изготовления бумаги из древесины. Если бы только люди могли заглянуть в будущее и увидеть, какой вред принесет планете эта технология!
Беседа 2. «О макулатуре». Просмотр документального фильма (https://www.youtube.com/watch?v=w_Sm14n-tqg)
Мы уверены, что в скором будущем люди откажутся от производства бумаги из древесины. К сожалению, по той же причине, по которой они отказались от использования тряпья – нехватка сырья. Только вот, когда не стало хватать тряпок для производства бумаги, экология не пострадала. Тряпки – не лес. Но мы не хотим ждать, пока человечество одумается и прекратит вырубку лесов. Каждый из нас может помочь лесу, если будет бережно относиться к уже использованной бумаге – макулатуре.
Свалки завалены использованной бумагой – коробками, бумажными пакетами, тетрадями, книгами.
Из 1 тонны макулатуры можно изготовить 25 000 школьных тетрадей, которыми можно обеспечить десятки тысяч школьников!
В Германии, например, не выбрасывают бумагу – даже упаковку из-под пиццы они не выбросят, а бережно сложат и сдадут для переработки.
В Германии самый высокий уровень сбора макулатуры.
Но и в России набирает силу экологическое движение. В 2011 году стартовал Общероссийский проект «Спаси дерево», в рамках которого каждая третья пятница месяца была объявлена Единым днем сбора макулатуры.
Беседа 3. «Зеленое богатство России!» Просмотр видеоролика (https://www.youtube.com/watch?v=K2pz6M3cNxc)
Россия – великая лесная держава, половина всей земли ее покрыта лесом. Одна пятая часть всех лесов в мире – это наши русские леса. Целых 8 миллионов квадратных километров! Но качество русских лесов ухудшается очень быстро, они теряют свои экологические свойства – способность производить чистую воду и воздух. Основная причина проблем – деятельность человека.
У нас в России сейчас более чем 90 процентов леса вырубается методом сплошной вырубки, в результате чего почва разрушается, и леса не могут восстанавливаться.
Что может случиться с планетой, если лес будет уничтожен? Прекратится жизнь на Земле, потому что дышать будет нечем. Лес производит кислород, поглощает загрязнения воздуха, хранит влагу, регулирует климат. Ежегодно растения планеты выделяют в атмосферу свыше 25 миллиардов тонн кислорода. Лес – это чудо чудесное, радость в жизни! Я очень люблю лес. Летом мы всей семьей ходим в лес по грибы, собираем ягоды, лечебные травы, ходим в походы. Зимой катаемся на лыжах. Воздух в лесу такой чистый, прозрачный, ароматный, что невозможно надышаться!
Так почему люди губят лес ради изготовления бумаги?
Факты об уничтожении леса
Ежегодно вырубается 17 миллионов гектаров тропических лесов - из существующих 2-х миллиардов. Если так будет продолжаться, через 100 лет лес исчезнет!
Каждую секунду с лица Земли исчезает лес размером с футбольное поле!
На сегодняшний день Россия занимает первое место в мире по объемам и темпам вырубки лесов.
Чтобы на месте уничтоженного леса вырос новый должно пройти 80-100 лет.
Приложение 4
Приложение 5
Социологический опрос родителей
Цель: выявление осведомленности родителей об использовании вторичного бумажного сырья (макулатуры).
1. Бумагу получают из древесины, а запасов леса с каждым годом становится все меньше. Какое решение проблемы вы можете предложить?
2. Известно ли вам, как на производстве используют макулатуру?
3. Считаете ли вы необходимым участие в сборе макулатуры?
Приложение 6
ВЫСТАВКА РИСУНКОВ
Приложение 7
ПРОДУКТЫ ПРОЕКТА
Организованная творческая деятельность
«Роспись «Небесной посуды»
Спасенные нами деревья
Берегите лес, ребята!
Берегите лес, ребята!
Он нам дарит кислород.
В нем еще живут зверята
Разных видов и пород.
По утру поют нам птицы,
А листва укроет в зной,
И пыльца цветов на лицах
Оставляет запах свой.
Берегите лес, ребята!
И не жгите в нём костры!
Благодарны будут звери,
И деревья, и кусты. Олег Уральский