СВЕТЛАНА СУСЛОВА
Проект «Волшебница вода» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Управление образования
администрации Сергиево-Посадского муниципального района
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 39»
141302, Московская область, г. Сергиев Посад,
ул. Леонида Булавина, д. 10/2
Тел. / факс: 8(496) 542-54-27,8(496) 542-54-07
Email : jeltsova39@mail.ru
Творческий проект
«Вода – источник жизни»
Публикация «Проект „Волшебница вода“ (старшая группа)» размещена в разделах
Подготовили: воспитатель Суслова С. Ю.
воспитатель Левчанина М. Ю.
г. Сергиев Посад
август 2018г.
Вид проекта :
исследовательски – творческий
Продолжительность
краткосрочный
Участники проекта :
воспитатели, дети 5-6 лет
Сроки реализации:
23 июля – 3 августа
Актуальность
Проект разработан в силу особой актуальности проблемы МОЖЕТ ЖИТЬ БЕЗ ВОДЫ, А ВОДА – ЧАСТЬ ПРИРОДЫ. Вся наша жизнь связана с природой. Всё больше загрязняются воздух и вода. С заводов и фабрик попадают в реки и озёра сточные воды и мусор, брошенный по берегам рек. Вода несёт жизнь и растениям, и животным, и людям. Её требуется очень много, она нужна не только для питания, без неё не умоешься, не постираешь.
Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют отныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения.
Прогрессирующее ухудшение здоровья взрослых и детей способствуют различные загрязнения почвы, воды и воздуха, в результате чего люди питаются недоброкачественными продуктами, пьют плохую воду, дышат воздухом с большой примесью выхлопных газов.
Современное содержание воспитательно – образовательной работы с детьми дошкольного возраста предполагает гуманизацию всего педагогического процесса. Огромная роль в организации этой проблемы отводят экологическому образованию детей. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Кроме того, экологическое образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития.
Формирование у детей знаний о различных явлениях окружающей природы должно сочетаться с пониманием ценности природы для общества и человека, с овладением нормами поведения в природной среде. Это достигается путем решения задач воспитания экологической культуры дошкольников.
Воспитание экологической культуры – долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой. Понимание элементарных связей, существующих в природе, чувство сопереживания всему, действенная готовность его созидать, восприятие красоты природы – вот составляющие экологической культуры. Детям необходимо прививать навыки экологически грамотного отношения в быту, научить бережно и экономно относиться к воде. Обратить внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Все это подчеркивает актуальность данного проекта.
Реализация проекта «Волшебница вода» осуществляется в процессе организации совместной деятельности взрослого и детей во второй половине дня по перспективному планированию 1раз в неделю. Во время занятия проводится 2-3 эксперимента в зависимости от сложности в форме игры – экспериментирования. Организация опытно – экспериментальной деятельности проходит в форме партнерства взрослого и ребенка, что способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умению принять решение, пробовать делать что – то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, способствует эмоциональному комфорту, развитию социальной и познавательной деятельности.
Постановка проблемы
Развитие познавательной активности детей. Вовлечь детей в активное освоение окружающего мира, помочь им овладеть способами познания связей между предметами и явлениями. Умение собирать информацию, находить множество решений. Решать проблему на основе логических алгоритмов, через способность к анализу и синтезу, с умением анализировать и делать вывод, фиксируя свои исследования (метод исследовательского поиска по А. И. Савенкову).
В проекте используется метод педагогической интеграции.
Проблема
Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни человека, об основных источниках загрязнения воды, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения воды.
Цель
Формирование у детей осознанного, бережного отношения к воде, как важному природному ресурсу, то есть воспитание экологического сознания. Выявление утечки чистой воды и практических дел, направленных на сбережение запасов чистой воды.
Задачи
1. Систематизировать и расширить представления детей о свойствах воды.
2. Способствовать формированию позитивного отношения к воде (познавательного, бережного, созидательного).
3. Развивать умение формулировать проблему, анализировать ситуации, планировать эксперимент, продумывать ход деятельности для получения желаемого результата, делать выводы на основе практического опыта.
4. Активизировать природоведческий словарь ребенка.
5. Воспитывать любознательность, обращая внимание на значение воды для растений, животных и человека.
Старшая группа
1. Способствовать формированию представлений о воде как среде обитания растений, животных, человека.
2. Научить устанавливать сходство и различие свойств воды в разных агрегатных состояниях.
3. Дать представление о процессе перехода воды из одного агрегатного состояния в другое, о процессе конденсации
4. Расширить представление о значении воды в разных агрегатных состояниях для природы и человека (под снегом и льдом сохраняется тепло, достаточное для жизни).
Предполагаемый результат
• Воспитание у детей бережного отношения к объектам окружающего мира, умения видеть красоту окружающего мира.
• Формирование представлений о некоторых природных объектах, явлениях, закономерностях; привитие навыков экологически грамотного поведения в природе и в быту.
• Умения прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде; желания предпринимать определенные действия по ее сохранению и улучшению.
• Обогащение словаря, развитие наблюдательности, любознательности, интереса к познавательной деятельности.
• Ребенок может ставить проблему, находить пути решения, планировать, самостоятельно работать с информацией, быть ответственным партнером, уважать мнение собеседника.
• Появление стимула для работы и познания с удовольствием, с желанием; формирование у детей опытно – исследовательских навыков.
Взаимодействие с родителями
1. Обращение к родителям стать активными участниками экологического проекта. Создание альбома «Мир воды»
2. Консультация для родителей «Роль семьи в развитии познавательной активности»
3. Создание лэпбука «Эта удивительная вода»
4. Составление описания игр с водой
5. Консультация по теме: «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»
6. Изготовление книжки – раскраски с рассказами: «вода в жизни человека»
7. Создание альбома «Вода вокруг нас»
8. Посещение библиотеки для накопления информации по данной теме.
Взаимодействие с педагогами
1. Методические рекомендации по теме.
2. Привлечение воспитателей, музыкального руководителя.
3. Консультация для педагогов «Уголок экспериментирования в детском саду».
4. Составление планирования работы с детьми по экспериментированию.
5. Составление конспектов для работы с детьми старшего возраста по данной теме.
6. Открытое мероприятие на уровне района.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА :
Подготовительный этап проекта :
1. Подобрать и изучить методическую литературу по теме проекта.
2. Пополнить развивающую среду:
• Подбор художественной литературы по теме;
• Подбор энциклопедий, карт, схем; Тематические картинки «Берегите воду»; интересные факты о воде: «Это интересно»
• Составление картотек загадок, ребусов, стихов, поговорок;
• Составление картотеки опытов с водой;
• Подготовка оборудования для опытов с водой.
Основной этап проекта :
1. Разработать перспективный план занятий познавательного цикла.
2. Подготовить информацию для родителей по темам:
• Эксперимент в детском саду;
• Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников;
• Почему воду нужно беречь?
• Кружок «Почемучки» - опыты с водой;
• Заучивание стихов о воде по пиктограмме.
• Провести презентацию занятия «Вода в жизни человека».
Исследовательский этап проекта в старшей группе
Вид деятельности Интеграция образовательных областей Совместная деятельность взрослого и детей Работа с родителями
Игровая «Физическая культура», «Художественное творчество», «Познание», «Музыка», «Социализация», «Здоровье». Дидактические игры: «Отвечай быстро», «Четвертый лишний», «Да – нет», «Пишущая машинка», «Капитан укладывает чемодан», «Кто быстрее соберет?», «Круги на воде». Игры с водой, игры со снегом. Помощь в подготовке необходимого оборудования для проведения опытов с водой.
Посещение с ребенком детской библиотеки для накопления информации о воде
Создание коллажа «Круговорот воды в природе».
Двигательная «Физическая культура», «Социализация», «Здоровье». Подвижные игры: «Ходят капельки по кругу», «Ручеек», «Мы – водные животные». «Караси и щука», «На болоте».
Познавательно - исследовательская «Познание», «Коммуникация», «Безопасность». Эксперимент: «Какой бывает вода?» (теплой, холодной, горячей).
Эксперименты: «Вода способна смачивать и очищать предметы», «Как выйти сухим из воды», «Поверхностное натяжение воды».
Занятие «Кому нужна вода?» Опыты: «Вода нужна всем», «Растения пьют воду», «У растения внутри есть вода».
Рассматривание снежинок. Опыты: «Пар – это вода», «Лед – это вода», «Иней», «Превращение в воду».
Занятие «Поможем воде стать чистой» Опыт «Очистка грязной воды». Занятие «Берегите воду». Занятие «Ручейки и озера» Занятие «Кто живет в реке» (с элементами театрализации); Составление рассказа по картине И. И. Левитана «Большая вода».
Трудовая «Труд» Создание ледяных построек, украшение территории детского сада разноцветными льдинками.
Коммуникативная «Коммуникация», «Здоровье» Беседы: «Где живут капельки», «Чем отличается вода в морях и океанах от речной, озерной?», «Какие свойства воды ты знаешь?», «Зачем человеку вода?». «Что растет в воде?
Чтение (восприятие художественной литературы) «Чтение художественной литературы» Н. А. Рыжова «История одного пруда», «Жила – была Река», «Как люди речку обидели».Некрасов «Дед Мазай и зайцы»; Муур «Крошка Енот и тот кто сидит в пруду»
Продуктивная «Художественное творчество» Ручной труд (конструирование из бумаги) «Белая кувшинка» Рисование «Три состояния воды»
Музыкальная «музыка» Использование музыки: ходьба по лужам, ручья, реки, озера. Утренняя гимнастика с клоуном Плюх: «Пингвинчики»
Совместная деятельность с детьми
1. Чтение художественной литературы о природе: Г. -Х. Андерсен «Русалочка», сказка «День рождения Дельфиненка», «Сказки и были о морях и океанах», стихи А. С. Пушкина «О море», Н. А. Рыжова Не просто сказки…Экологические рассказы, сказки», К. Чуковский «Мойдодыр», Некрасов «Дед Мазай и зайцы», «Дюймовочка» Андерсана.
2. Использование фольклорных материалов.
3. Рассматривание энциклопедии «Жизнь в пресной воде», «Водоемы».
4. Беседы на темы:
• Какие водоемы на нашей планете ты знаешь?
• Чем отличается вода в морях и океанах от речной, озерной?
• Какие свойства воды ты знаешь?
• Зачем человеку нужна вода?
• А еще кому нужна вода?
• Что было бы, если бы с земли ушла вода?
5. Рассматривание иллюстраций с изображением реки, озера, моря; предметных картинок с сюжетами использования воды.
6. Составление кроссвордов, ребусов.
7. Отгадывание загадок.
8. Наблюдения за природными явлениями, связанными с водой (изморось, иней, сосульки, капель, ручейки и т. д.).
9. Экскурсии.
10. Просмотр диафильмов о природе; сказка «Весёлый огород».
11. Игры – эксперименты, игры – опыты.
12. Подвижные игры: «Караси и щука», «На болоте», «Ручеек», «Капельки», «Удочка»
13. Моделирование «Вода для растений и животных», «Что произойдёт, если вода исчезнет с нашей планеты»
14. Составление памятки «Правила поведения на воде».
15. Дидактические игры: «Отвечай быстро», «Четвертый лишний», «Да – нет», «Кто быстрее соберет». «Подскажи словечко», «Круги на воде», игры с водой, игры со снегом.
Заключительный этап проекта :
1.
Конечный продукт проекта :
1. Методические разработки занятий
2. Методические рекомендации
Список используемой литературы:
1. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» : Методическое пособие. – СПб. : ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2011.
2. А. И. Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» : Пособие для работников дошкольных учреждений. – М. : ТЦ Сфера, 2003.
3. Коломина Н. В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2004.
4. Дыбина О. В., Поддъяков Н. Н., Рахманова Н. П., «Ребенок в мире поиска»6 Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста / Под ред. О, В. Дыбиной. – М. : ТЦ Сфера, 2009.
5. Горбатенко О. Ф. «Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях» Волгоград 2006
6. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Неизведанное рядом» : Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О. В. Дыбиной. – 2-е изд., испр. – М. : ТЦ Сфера, 2011.
7. Барышникова Г. Б. «Наша зеленая планета». Познавательные игры, конкурсы и праздники для начальной школы. /Г. Б. Барышникова; худож. С. В. Павлычева – Ярославль: Академия развития, 2007.
8. Скорлупова О. А. «Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Вода». – М., ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2005.
9. Шорыгина Т. А. «Беседы о воде в природе» Методические рекомендации. – М., ТЦ Сфера, 2013.
10. С. Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». Москва «Просвещение», 2005.
11. О. А. Воронкевич «Детские экологические проекты» Санкт-Петербург «Детство –Пресс» 2014
12. Журнал «Ребенок в детском саду» №3 2006
13. Н. Н. Авдеева, Г. Б. Степанова «Жизнь вокруг нас» Ярославль. – 2003.
14. Виноградова Н. Ф. «Рассказы – загадки о природе: книга для детей 5- 6 лет / Н. Ф. Виноградова. – 2-е изд. дораб. – М. : Вентана – Граф, 2012.