Галина Алексеева
Проект «Всё начинается с корней»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №4»
г. Сосновый Бор Ленинградской области
Познавательно - исследовательский проект
в подготовительной коррекционной группе
«Всё начинается с корней»
Выполнили воспитатели высшей категории:
Алексеева Галина Григорьевна
Кирпичёва Наталия Юрьевна
Учитель – логопед:
Полевая Ирина Алексеевна
2022 год
Актуальность проекта :
«Народ, не знающий своего прошлого,
не имеет будущего»
Михаил Ломоносов
Публикация «Проект „Всё начинается с корней“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Чуковский, К.И. Любимый писатель
- Чуковский. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2022
Россия — красивая, достойная и многогранная страна с многовековой историей, уходящей своими корнями глубоко в истоки. Президент Российской Федерации Владимир Путин объявил 2022 год - Годом культурного наследия народов России. Этот год проводится в целях популяризации народного искусства, сохранения культурных традиций, памятников истории и культуры, этнокультурного многообразия, культурной самобытности всех народов и этнических общностей Российской Федерации.
Культура – это огромное целостное явление, которое делает людей, населяющих определенное пространство, не просто населением, а народом, нацией. Она охватывает такие значимые стороны жизни, как язык, историю, образование, науку, религию, искусство, литературу, музыку, - всё то, что призвано сохранять и обеспечивать духовное развитие народа.
Современная культура России — это, прежде всего, наша речь, наши праздники, наши школы и университеты, наше отношение к родителям, к своей семье, к своему Отечеству, к другим народам и странам. Академик Д. С. Лихачев писал: «Если вы любите свою мать, вы поймете и других, любящих своих родителей, и эта черта будет вам не только знакома, но и приятна. Если вы любите свой народ, вы поймете и другие народы, которые любят свою природу, свое искусство, свое прошлое».
Мы, работники образования, как никто другой, понимаем, насколько важно привлечь внимание общественности к развитию и сохранению русской культуры и должны максимально воспользоваться представленной возможностью, чтобы заявить о себе и показать нашу деятельность как важную составляющую в общий вклад развития русской культуры.
В документах, определяющих развитие системы образования в Российской Федерации, отмечается потребность усиления внимания государства к такой важной подсистеме, как дошкольное образование. На современном этапе подчеркивается необходимость обновления и повышения качества образования, введения программно-методического обеспечения дошкольного образования нового поколения, направленного на выявление и развитие индивидуальных творческих и познавательных способностей детей. Свидетельство тому принятый Федеральный Государственный стандарт дошкольного образования. В рамках нового Федерального Государственного Образовательного Стандарта очень важное внимание уделяется качеству предоставления образовательных услуг в области дошкольного образования.
Проблема проекта :
Проблема патриотического воспитания детей становится одной из актуальных. Актуальность ее заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.
В настоящее время наблюдается стремление к возрождению культурных традиций нашего народа. В законе «Об образовании в РФ» акцентируется внимание на необходимость передачи молодому поколению лучших традиций российского народа, построенных на общечеловеческих и национальных ценностях.
Приобщение к культуре и традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Именно в этом возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и приумножать богатство. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. Нет сомнения в том, что уже в детском саду в результате целенаправленной воспитательной, систематической работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма. Мы живем в многонациональном государстве и необходимо, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, знал историю своей семьи, страны, мира, возлюбил свою родину, пришел к пониманию и осознанию собственной неповторимости, и значимости каждого человека, живущего на земле.
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников – это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу (селу, к родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации и толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.
Важнейшей составляющей нравственно- патриотического воспитания является приобщение ребенка к родному слову, формирование у него чувства языка. Если мы хотим растить людей культурных, образованных, умеющих высказать свои мысли, то с детства должны купать их в красивой, грамотной, богатой, сочной родной речи. Работа с семьей в области патриотического воспитания детей требуют серьезного осмысления нетрадиционных подходов и форм. Необходимо воспитывать детское самосознание через знакомство с русской культурой, приобщать к фольклору, знакомить национальными игрушками, праздниками, творениями художников, архитекторов, композиторов, значимыми событиями в истории страны.
На наш взгляд, сегодня мы очень правильно задумались о результате образования. Все современные федеральные документы, образовательные инициативы нашего Правительства обращают внимание на взгляд в будущее. Внимание государства и общественности направлено на важность развития и воспитания нового Человека, которому жить в 21 веке. «В первую очередь, главным результатом образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что, взаимодействуя с ребенком, необходимо опираться не только на достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся ребенку в будущем. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности». Очевидно, что в будущем более успешны будут инициативные самостоятельные, активные, общительные и творческие люди, обладающие такой интегральной характеристикой личности, как компетентность.
Наиболее актуальным методом в приобщении детей к социокультурным нормам, традициям семьи, государства, как важного этапа в общем развитии человека, является проектная деятельность. Она носит личностно - развивающий и гуманистический характер взаимодействия детей и взрослых. Ребёнок, ставший участником проекта, реализует свои возможности в разных видах деятельности. В народной подвижной игре, при беседах и рассказывании сказок разных народов России активизируется монологическая речь, поощряется словотворчество, желание высказаться. В изобразительной деятельности дети знакомятся с различными костюмами народов России. В музыкальной деятельности дети знакомятся с фольклором народов России. Всё это позволяет ребёнку прочувствовать наиболее глубоко чувство гражданственности и патриотизма. Нет сомнения в том, что в результате проекта у детей будут сформированы элементы гражданственности и патриотизма.
Предлагаем вашему вниманию проект, который посвящен развитию нравственно – патриотической основы детей дошкольного возраста.
Паспорт проекта :
По продолжительности: месяц (среднесрочный).
По содержанию: познавательно – исследовательский, творческий.
Участники проекта : дети подготовительной группы, воспитатели, учитель – логопед, родители.
Гипотеза: нравственное и патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольника, осуществляться в повседневной жизни, на непосредственно – образовательной деятельности по познанию окружающего мира. Наличие таких деятельностей является непременным условием полноценного нравственно - патриотического воспитания, осуществляемого в системе. В противном случае знания детей останутся путаными, отрывчатыми, неполными.
Цели и задачи проекта :
Цель проекта : развитие нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников через углубленное изучение традиций и культуры народов.
Задачи проекта :
Коррекционно – образовательные:
- приобщать детей к истокам русской народной культуры;
-способствовать возникновению стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
- расширять и обобщать представления детей об искусстве и промыслах,
традициях и обычаях народов России, семейных ценностях;
- расширять знания о символике государства, его социально – экономической значимости и природных богатствах;
- способствовать укреплению семейных связей разных поколений в процессе совместной деятельности;
Коррекционно – развивающие:
- развивать и обогащать словарный запас детей, связную речь (монологическую и диалогическую, умение анализировать и делать выводы;
- развивать психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение;
- способствовать развитию творческого воображения и фантазии детей, мелкой и крупной моторики рук.
Коррекционно – воспитательные:
- воспитывать у детей нравственно – патриотические чувства: любовь и привязанность к своим близким, дому, детскому саду, городу, родному краю;
- воспитывать уважительное и бережное отношение к традициям и обычаям русского народа, чувство гордости и ответственности за достижения страны и своих предков;
- воспитывать аккуратность, терпение, трудолюбие.
Ожидаемый результат нашего проекта :
Для детей:
- наличие у детей знаний об истории России, ее достопримечательностях, природных богатствах, культуре, национальных традициях, социально - экономической значимости, символике России;
- возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и
будущему родной страны;
- проявление чувства любви, гордости и уважения к своей стране,
ее жителям, ее культуре;
- развитие социальной компетентности и коммуникативности;
- проявление взаимопомощи, сотрудничества и партнерства всех участников
проектной деятельности.
Для родителей:
- повышение уровня знаний об истории, традициях, промыслах России;
- активное участие в жизнедеятельности ДОУ;
- формирование взаимопонимания детей и родителей.
Для педагогов:
1. Повышение теоретического уровня и профессиональности педагогов.
2. Внедрение инновационных технологий.
3. Пополнение «Копилки педагогических идей».
3. Личностный и профессиональный рост.
4. Самореализация.
Методы и формы работы:
- игровые: дидактические и подвижные игры, игры-забавы, пальчиковая гимнастика;
- словесные: чтение и рассказывание стихов, потешек, сказок; беседа, загадки, пословицы.
- наглядные: наблюдение, рассматривание, показ предметов, игрушек, использование иллюстраций, картин, фотографий.
-практические: наблюдение, совместные действия воспитателя и ребенка, выполнение трудовых поручений.
Мы разработали этапы работы по проекту :
1. Подготовительный (мотивационно – целевой) этап.
2. Основной (содержательно – организационный) этап.
3. Заключительный (результативный) этап.
Этапы проекта :
I. Подготовительный (мотивационно – целевой) этап:
- постановка целей и задач;
- составление плана работы над проектом;
- подбор наглядного и дидактического материала;
- подбор методической, научно-популярной, художественной литературы по данной теме;
- мониторинг детей по нравственно-патриотическому воспитанию;
- анкетирование родителей на тему «Растим будущего патриота»;
- создание предметно - развивающей среды: картотеки дидактических игр, атрибутов для сюжетно – ролевых игр, дополнение уголка нравственно – патриотического воспитания;
- подбор материала для продуктивной деятельности.
II. Основной (содержательно – организационный) этап:
Для подготовки главного проекта мы провели несколько мини-проектов по темам :
- Мой дом – моя семья;
- Детский сад – наш дом родной;
- Достопримечательности родного города;
- Москва – столица нашей Родины;
- Символика нашей Родины;
- Культура моей Родины (праздники, обычаи, традиции, народные промыслы);
- Красота русской природы;
- Праздник «Осенняя ярмарка».
На этом этапе было проведено много подготовительной работы:
непосредственно – образовательная деятельность по теме, исследовательские задания.
Беседы и занятия с детьми по темам:
• беседы о семейных праздниках и традициях: «Моя семья», «Расскажи про свою бабушку», «Кто главный в семье?», «У тебя есть сестра или брат?», «Любимое место в Сосновом Бору», «Где вы любите отдыхать».
• решение проблемных ситуаций: «Найди на карте наш детский садик», беседа – размышление: «Зачем нужна семья?».
• чтение художественной литературы: стихи, пословицы, поговорки, загадки;
• чтение сказок: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Крошечка Хаврошечка», «Гуси-лебеди», «Наш дедушка», «Аленушка», «Папу с мамой берегу», Татьяна Агибалова «В семейном кругу», «Что может быть дороже семьи?», Я. Л. Аким «Мужчина в доме», «Мой брат Миша», Л. Н. Толстой «Дед», Былины о русских богатырях;
Дидактические игры:
• «Наша страна», «Малая Родина», «Назови кто», «Расскажи о своей семье», «Вчера – сегодня», «У кого – какой домик», «Народные промыслы», «Продолжи пословицу», «Найди отличия», «Найди ошибки художника», игры-головоломки, лабиринты, игры на смекалку.
Развивающие игры:
• «Скажи слово», «Скажи наоборот», «Придумай предложение», «Что сначала, что потом?», «Собери пазлы».
Сюжетно – ролевые игры:
• «Семья», «Детский сад», «Мы- моряки», «Летчики».
Игра – драматизация:
• «Заюшкина избушка», «Теремок», «Гуси лебеди».
• рассматривание географических карт и знакомство с расположением России и Ленинградской области;
• рассматривание иллюстраций и фотографий по теме проекта;
• знакомство с народной музыкой, играми народным костюмом;
• знакомство с символикой России (герб, флаг, гимн);
• просмотр развивающих презентаций: «Мой любимый город», «Моя Родина – Россия», «Символы России», развивающих мультфильмов: «Я расскажу вам про Россию», «Мы живем в России».
• показ слайд – шоу «Как люди на Руси жили раньше»;
• прослушивание гимна России, разучивание стихов и песен о России;
Художественно-эстетическая деятельность:
• рисование: «Составь узор», «Моя семья», «Кремль, «Сказка «Теремок»;
• раскраски «Мой город», «Флаг России»;
• альбом детских рисунков «Моя Родина», «Наши добрые дела»;
• аппликация: «Матрешки», коллективная аппликация «Андерсенград», «Флаг России»;
• лепка: «Матрешки», «Русская изба»;
• конструирование: «Мой дом», «Школа», «Парк»;
• Утренняя гимнастика (артикуляционная);
• Пальчиковая гимнастика: «Помощники», «Дружная семья», «Не плачь куколка моя».
Физическое развитие:
• Подвижные игры: «Самый меткий», «Самый смелый», «У медведя во бору», «Гуси – лебеди», «Горелки», «Золотые ворота», «Ручеек»;
• Физкультминутки, музыкальные минутки, релаксация;
пальчиковые игры «Семья», «Кто живет у нас в квартире»;
• Гимнастика после пробуждения с элементами дыхательной гимнастики и самомассажа: «Веселые ребята», «Забавные художники, «Чтобы быть здоровыми», «Идем в поход», «Собираем орехи».
• Гимнастика для глаз.
Большую подготовку в реализации проекта мы осуществляли в тесном сотрудничестве с родителями. Мы запланировали следующую работу:
• родительское собрание «Растим будущих патриотов»;
• консультации «Воспитание детей на традициях русской культуры», «Роль родителей в возрождении русских традиций», «Русская народная культура как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста»;
• обогащение образовательного пространства по теме «Нравственно- патриотическое воспитание детей»;
• оформление альбомов «Мое генеалогическое дерево», «Герб семьи, «Семейные традиции», оформление стенгазеты «Мой любимый город».
• создание видеоролика «Моя малая родина».
• Праздничное мероприятие «В избе дружат – живут не тужат».
Для реализации проекта были предложены домашние задания детям и родителям:
1. Узнать происхождение своей фамилии и сделать генеалогическое дерево своей семьи.
2. Придумать герб своей семьи.
3. Сделать коллаж или стенгазету «Мое семейное хобби».
4. Изготовление макета русской избы.
5. Оформление выставки «Золотые руки мастеров».
III. Заключительный (результативный) этап:
- на этом этапе был проведен праздник «В избе дружат – живут не тужат», а также организована выставка поделок «Золотые руки мастеров», создан макет русской избы, изготовлены подарки.
- после окончания проекта был проведен итоговый мониторинг детей.
Родители стали активными участниками встреч и помощниками
педагогов в развитии у детей патриотического самосознания, а так же
доброжелательных отношений взаимопомощи, взаимоуважения и
творчества.
Таким образом, можно подвести итог нашего проекта :
- дети познакомились с культурным наследием страны (костюмы,
ремесло, строения, праздники, традиции, обычаи, декоративно-прикладное искусство);
- дети познакомились с историей России, ее географическим расположением на глобусе, символикой России;
- у детей активизировалась гражданская позиция и появились
патриотические чувства к своей семье, природе родного края, своей
Родине;
- у детей появились навыки социальной компетентности.
Итак, в заключении хочется сказать, что воспитание Нравственно- патриотических чувств представляет собой совокупность общечеловеческих ценностей: понятия любви, дружбы, добра, истины. Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии нравственной основы личности. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека. Ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально, формируется ценностное отношение к окружающему, закладываются основы нравственно – патриотической позиции личности, которые проявляются в любви к своей Родине, в бережном отношении к природе, культуре, в осознании неразрывности с ней. Человек привязан к своей Родине, и эта связь определяет его мировоззрение. Повышение уровня гражданского сознания – необходимое условие для повышения культурного уровня общества. Культура – это путь к укреплению государственности и патриотизма.
В дальнейшем планируем продолжать работу по этому направлению.
«Память - основа совести и нравственности,
память - основа культуры, „накопленной“ культуры,
память - одна из основ поэзии - эстетического понимания культурных ценностей. Хранить память, беречь память — это наш нравственный долг перед самими собой и перед потомками.
Память — наше богатство».
Д. С. Лихачев
Список использованной литературы:
1. Александрова Е. Ю., Гордеева Е. П., Постникова М. П. Система патриотического воспитания в ДОУ, планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий. М. : Учитель, 2007.
2. Н. В. Алешина «Патриотическое воспитание дошкольников» Баранникова О. Н. Уроки гражданственности и патриотизма в ДОУ: практическое пособие. М. : АРКТИ, 2007.
3. Белая К. Ю. Художественно-эстетическое и социально-нравственное воспитание дошкольника, М. : Школьная пресса, 2007.
4. Зеленова Н. Г. Мы живем в России: старшая группа. Мы живем в России: подготовительная к школе группа. М. : Скрипторий. 2003,
5. Кондрыкинская Л. А. С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. М. : Сфера, 2005.
6. Логинова Л. В. Что может герб нам рассказать… Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию. М. : Скрипторий 2003.
7. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. /Авт. - сост. Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. М., 2006.
8. Метод проектов//Российская педагогическая энциклопедия. Т. 1. М 1993. С. 567.
9. ФГОС. Приказ Министерства Образования и науки от 17 октября 2013 г. https://yandex.ru/yands
10. Алешина Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом и страной
(патриотическое воспитание). Конспекты занятий. – М. : УЦ
«Перспектива», 2011
11. Князева О. Л. ; Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа развития личностной культуры дошкольников. Издательство «Детство - пресс»,2004
12. Комарова Т. С., М. Б. Зацепина. Интеграция в системе воспитательно-
образовательной работы детского сада. Пособие для педагогов
дошкольных учреждений. –М. : Мозаика-Синтез, 2010
13. Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей
старшего дошкольного возраста. – М. -2005
14. Новицкая М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду.