Скрипникова Татьяна Ивановна
Проект «Времена года» для второй младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Краткая аннотация проекта
Реализация данного проекта предусматривается в младшей группе нашего дошкольного учреждения. Основными участниками проекта являются дети, их родители, педагоги.
Данный проект направлен на формирование у детей культуры поведения.
Актуальность проекта.
Публикация «Проект „Времена года“ для второй младшей группы» размещена в разделах
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Времена года. Проекты, планы, тематические недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
В период дошкольного детства формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Необходимо создавать условия для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам фауны.
Основная цель проекта: Формирование начальных представлений о временах года.
Задачи проекта:
1. Формирование первичных представлений об особенностях природы.
2. Формирование позитивных установок к различным видам труда.
3. Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками.
4. Владение речью как средством общения, развитие связной речи.
Вид проекта:
по продолжительности – долгосрочный;
по доминирующей деятельности – практико-ориентированный;
по количеству участников – групповой.
Продолжительность: 2020-2021 учебный год.
Участники проекта: дети второй младшей группы, воспитатели, родители.
Методы обучения
В процессе реализации проекта используются методы, в основе которых лежит способ организации занятия (словесные, наглядные, практические методы обучения).
Словесный метод: беседа; рассказ, объяснения; обсуждение; привлечения индивидуального опыта ребёнка; чтение художественной литературы.
Наглядный метод: наглядные материалы; демонстрационные материалы.
Практический метод: познавательно-исследовательские работы.
Благодаря специально разработанным занятиям, играм и упражнениям у детей формируются эмоционально-мотивационные установки по отношению к себе, к сверстникам и взрослым.
Формы работы
с детьми:
• беседы;
• занятия;
• рассматривание альбомов, картин, иллюстраций;
• выставки детских работ по проекту «Времена года»;
• дидактические и сюжетно-ролевые игры по проекту;
• заучивание стихов, пословиц, поговорок;
• творческая речевая деятельность;
• утренники, развлечения;
• конкурсы;
• театрализованная деятельность;
• сочинение рассказов и сказок о природе;
• видео просмотры.
с родителями:
• наглядная пропаганда;
• беседы и консультации;
Этапы реализация проекта
Первый этап – подготовительный
1) Создание условий для реализации проекта;
2) Подбор и изучение литературы по воспитанию коммуникативных способностей у детей.
3) Диагностика уровня сформированности навыков поведения, взаимоотношения и эстетических представлений у детей;
4) Разработка перспективного планирования по развитию этикета в младшем дошкольном возрасте;
5) Подбор игр по воспитанию культуры поведения;
6) Организация развивающей среды.
Второй этап – основной
1) Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта;
2) Проведение тематического занятия;
3) Художественно-продуктивная, игровая деятельность детей.
Третий этап – заключительный
1) Подведение итогов работы над данным проектом;
2) Анализ результативности.
Ожидаемый результат
1. Научить замечать красоту родной природы.
2. У детей возникло желание отображать увиденное при помощи рисования, лепки.
3. Дети стали чаще прибегать к активной речи, как средству общения и выражения своих чувств.
4. Станут получать удовольствие от заботы об объектах как живой, так и неживой природы.
5. Родители получат новые знания об некоторых методиках проведения целевых прогулок и применят полученные знания на практике.
Пути реализации:
«Осень разноцветная: сентябрь – ноябрь 2020 года»
Программное содержание: формирование первичных представлений об осени и его признаках; помочь детям увидеть красоту и разнообразие осенний природы; развитие познавательной активности, логического мышления, воображения, речи; воспитание любви и бережного отношения к родной природе.
Рассматривание иллюстраций, обследование муляжей и трафаретов овощей, фруктов, грибов, листьев
Беседы: «Золотая осень», «Овощи», «Фрукты», «Цветы осенью», «Ягоды», «Поздняя осень», «Животный и растительный мир осеннего леса». «Жизнь природы осенью», «Овощи и фрукты на нашем столе». «Где растут фрукты?», «Для чего нужно кушать фрукты?», «Где спрятались витамины?» «В осеннем лесу», «Осень. Что ты о ней знаешь?», «Как правильно одеваться осенью на прогулку?»
Экспериментирование «Мягкое – твёрдое», «Можно ли рисовать соком». «Тонет – не тонет».
Дидактические игры «Что где растет», «Собираем урожай», «Овощи и фрукты», «Чего не стало», «Узнай по запаху», «Узнай по вкусу», «Чудесный мешочек». «Времена года», «Собери картинку», «Расскажем мишке о красоте осенней природы», «Найди дерево по описанию», «С какой ветки детки», «Что где растёт».
Сюжетно-ролевые игры: «Овощной магазин», «Наш огород», «Делаем салат», «Готовим овощной суп». Совместное украшение группы к осеннему празднику.
Чтение и заучивание стихотворений об осени: Ю. Тувим «Овощи», А. К. Толстой «Осень, обсыпается весь наш бедный сад…».
Чтение детям: И. Соколов-Микитов «Листопадничек», «Осень в лесу», «Золотая осень». Н. Сладков «Осень на пороге», М. Лесовая «Листья солнцем налились».
Пальчиковые игры. «Дождик», «Ёжик», «Рябинки», «Опята», «Падают листья», «Это деревья в лесу», «Дождик». «Мы капусту рубим», «Заяц и кочан капусты».
Рисование «Разноцветный ковер из листьев». «Осенний листопад». «Осенний дождик»
Аппликация «Большие и маленькие яблочки». «Консервируем фрукты»
Лепка «Угостим мишку», «Морковка для зайчика»
Целевая прогулка по территории детского сада. Наблюдение за сезонными изменениями в природе на участке детского сада Сбор природного материала на прогулке. Посильное оказание помощи в уборке листьев с площадки. Сбор гербария.
Подвижные игры. «Огуречик, огуречик», «Перенеси овощи из обруча в обруч», «Съедобное – несъедобное», «Где мы были, что делали», «Повтори движения» (трудовые действия: полив, копание, срывание). «Ветер и листья», «Найди свой домик».
«Волшебница-зима: декабрь – февраль 2020 года»
Программное содержание: формирование первичных представлений о зиме и её признаках; помочь детям увидеть красоту и разнообразие зимней природы; развитие познавательной активности, логического мышления, воображения, речи; воспитание любви и бережного отношения к родной природе.
Наблюдения на прогулке за зимними явлениями природы, за птицами: голубями, воронами синичками, снегирями, за деревьями: елью, клёном, берёзой, рябиной.
Беседы «Идёт волшебница-зима», «Подкормим птиц зимой», «В январе, в январе много снега во дворе…», рассматривание картин и иллюстраций по теме проекта; Чтение рассказа Л. Воронковой «Снег идёт», «Деревья зимой». Рисование «Деревья на нашем участке», «Ёлочка», «Ветка рябины», «Снегири», «Снеговики», «Звери зимой».
Конструирование «Ёлочки в зимнем лесу».
Чтение худ. литературы: И. Токмакова «Снегири», С. Маршак «Где обедал воробей», Л. Воронкова «Снег идет», «Мы кормушку смастерили…» З. Александрова, «Покормите птиц зимой», «Кормушка» А. Яшина, «Снегопад» И. Миролюбова, «Посмотрите, сколько снега!» И. Шевчук, «Зимний лес» и др.
Заучивание стихотворений И. Е. Ильиной «Наша ёлка», «Мы белые снежинки» А. Твардовский и др.
Дидактические речевые игры: «Найди пару», «Подбери словечко», «Узнай по описанию»; игровое задание «Какая птичка лишняя».
Рассматривание картин, открыток, календарей на тему «Зима», «Зимующие птицы», «Деревья зимой».
Слушание произведений: «Ёлочка», муз. М. Краева. Пение. «Зима», муз. В. Карасёвой, сл. Н. Френкель; «Наша ёлочка», муз. В. Карасёвой. Хороводы: «Танец около ёлки», муз. Р. Равина; «Помирились», муз. Т. Вилькорейской. Дид. игра: «Узнай и спой песенку по картинке».
Изготовление цветных льдинок и украшение ими участка детского сада.
Сюжетно-ролевая игра: «Праздник Новый год».
Подвижные игры: «Птички и автомобиль», «Голуби и воробьи», «Раз, два, три – к дереву беги».
Взаимодействие с родителями.
1. Оформление выставки рисунков и поделок.
2. Консультация для родителей по темам «Научите детей слушать звуки природы».
3. Приобретение родителями кормов для птиц (семечек, пшена, сала);
4. Постройка группой родителей полосы снежных построек в виде полосы препятствий: «Дракона» (для пролезания, «Цветочек» для метания в цель, «Змейка» для ходьбы по ограниченной поверхности) и горки.
«Весна-красна: март – май 2021 года»
Программное содержание: формирование первичных представлений о весне и её признаках; помочь детям увидеть красоту и разнообразие весенней природы; развитие познавательной активности, логического мышления, воображения, речи; воспитание любви и бережного отношения к родной природе.
Наблюдения на прогулке за растениями, деревьями, птицами, первоцветами.
Беседы «Весна-красна», Беседа по картине «Весна», «Мир первоцветов»;
Чтение худ. литературы: В. Сутеев «Весной»; О. Высотская «Разговор с весной», «Мимоза»; И. Токмакова «Весна»; П. Соловьёва «Подснежник»; Потешки «Дождик, дождик, пуще», «Божья коровка»; Л. Толстой «Птица свила гнездо»; В. Бианки «Как звери и птицы весну встречают», «Пчёлки», «Экологические сказки», «Муравьишко», «Бабочка» В. Сутеева, «Муха-Цокатуха» К. И. Чуковского, «Маленькие друзья» и др.
Артикуляционная гимнастика «Птички поют громко и тихо»
Дидактические речевые игры: «Узнай по описанию»; «Большое – маленькое» (дерево, растение, насекомое, птица, животное); «Один-много»; «Узнай по описанию» (загадки); «Назови своё любимое насекомое, жука и расскажи, чем он тебе нравится».
Настольно-печатные игры: Лото «Первоцветы»; Разрезные картинки «Собери и назови» (насекомое, птицу, растение, дерево).
Рассматривание альбомов о первоцветах, насекомых, деревьях, птицах с подгруппой детей и индивидуально.
Рисование «Деревья весной», «Одуванчики в траве», «Божьи коровки».
Лепка «Божьи коровки».
Пальчиковые игры: «Сорока-ворона», «Воробей».
Взаимодействие с родителями.
Консультация для родителей по темам «Научите детей видеть красоту родной природы».
Совместное с детьми наблюдение за первоцветами, насекомыми, птицами, деревьями и кустарниками на прогулке, беседы с детьми.
Пополнение книжного уголка литературой по теме проекта.
«Ах, лето: июнь – август 2021 года»
Программное содержание: формирование первичных представлений о лете и его признаках; помочь детям увидеть красоту и разнообразие летней природы; развитие познавательной активности, логического мышления, воображения, речи; воспитание любви и бережного отношения к родной природе.
Дидактические игры: «Подбери серединку к цветку и бабочке»; «Собери картину»; «Выложи узор по схеме»; «Съедобное – несъедобное», «С какого дерева листочек»; «Назови дерево»; «Какого цветка не стало».
Беседа «Лето красное пришло», «Лето и мы», «Правила поведения в лесу».
Работа с календарём погоды.
Наблюдение за неживой природой, за изменением растительного мира под воздействием тепла, за птицами, насекомыми на участке, за облаками и тучками, за птицами, за ветром, за солнцем.
Рассматривание книги «Времена года», альбомов.
Экспериментирование: «Дуем, дуем ветерок», «Сыпучий песок», «Мокрый песок», «Рисуем на песке».
Игры с песком: «Готовим угощение для игрушек», «Башня».
Игры с водой: «Плывет, плывет кораблик», «Ветерок (сдуй лодочку)».
Составление описательных рассказов по картинкам.
Заучивание стихотворений о лете («Одуванчик» Е. Серова, «Дождик», «Ромашки» З. Александровой) объяснение смысла,
Загадки о летних явлениях в природе.
Пальчиковые игры: «Солнышко-ведрышко», «Бабочка». Чтение потешек «Радуга-дуга, не давай дождя…».
Подвижные игры: «У медведя во бору», «Лохматый пес», «Солнышко и дождик», «Карусель»; «Медведь и пчелки»; Игра-ситуация «Солнечные зайчики»;
Аппликация «Божьи коровки» (Коллективная работа, «Гусеница»)
Рисование: «Одуванчики», «Солнышко лучистое, улыбнулось весело» (на песке).
Лепка «Ежик», «Солнышко»,
Слушание и исполнение – Детские песни о лете
Работа с родителями: Консультация для родителей «Безопасность детей летом», «Безопасность ребёнка на улице».
Заключительный этап
Оформление фото - выставки по материалам проекта
Выставка детских рисунков.
Презентация проекта- фото отчёт «Времена года».