Евгения Аксентьева
Проект «Воздух и ветерок» в первой младшей группе
▼ Скачать
МБОУ «Малоенисейская СОШ» - структурное подразделение
в 1 младшей группе
Тема: «Воздух и Ветерок»
Руководитель: Аксентьева Е. Ю., воспитатель
Паспорт проектной работы
Название проекта Воздух и Ветерок
Руководитель проекта Аксентьева Евгения Юрьевна
Публикация «Проект „Воздух и ветерок“ в первой младшей группе» размещена в разделах
- Ветер. Изучаем свойства ветра
- Воздух. Свойства воздуха
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2022
Состав проектной группы Воспитанники 1 младшей группы
Этапы работы над проектом
1. Теоретическая часть
2. Экспериментальная часть
Краткое описание Данный исследовательский проект является краткосрочным, основан на эксперименте. С помощью опытов сформированы знания о воздухе и его свойствах.
Вид проекта Исследовательский, экспериментальный
Цель проекта Подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг нас.
Задачи проекта
• Изучить теоретическую сторону вопроса
• Познакомить детей с понятием «воздух»
• Формировать знания детей о свойствах воздуха : прозрачный, невидимый, может двигаться.
• Развивать познавательный интерес к экспериментированию через вовлечение их в проведение опытов.
Необходимое оборудование Воздушные шарики
Трубочки
Вертушки – солнышки
Целлофановые пакеты
Введение
Современному обществу нужны личности, способные к познавательно – деятельной самореализации, к проявлению исследовательской активности. Дошкольники, по своей природе, любознательны, постоянно задают вопросы, им все хочется знать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Именно в этом возрасте создаются предпосылки для развития познавательных интересов, поэтому детей нужно включать в осмысленную деятельность, в процессе которой они смогут обнаружить новые сведения и свойства предметов и явлений. А. П. Усова отмечает, что экспериментирование является ведущей деятельностью в период дошкольного детства, как никакой метод соответствует этим возрастным особенностям и позволит расширить кругозор детей, получить представления о различных сторонах изучаемого объекта, активизирует мыслительные процессы, стимулирует речевое развитие. Если ребенок слышит и делает все сам, то усвоит все прочно и надолго. С детьми младшей группы можно проводить исследовательские эксперименты по знакомству с объектами неживой природы. Предлагаемый проект «Воздух и Ветерок» позволит обогатить знания и представления детей о воздухе, его свойствах, действиях с ним, повысит словесную активность и поисковую деятельность.
Объект исследования – воздух и его свойства
Предмет исследования – воздух
Цель исследования: Подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг нас.
Задачи:
• Изучить теоретическую сторону вопроса
• Познакомить детей с понятием «воздух»
• Формировать знания детей о свойствах воздуха : прозрачный, невидимый, может двигаться.
• Развивать познавательный интерес к экспериментированию через вовлечение их в проведение опытов.
Для реализации поставленных задач выбраны следующий методы:
Теоретические
• Беседа на тему «Воздух»
• Чтение стихов, сказок.
• Рассматривание иллюстраций с изображением качающихся от ветра деревьев.
Глава I. Теоретическая часть
1.1 Что такое воздух?
Беседа «О воздухе»
Цель: дать детям представление о воздухе : невидимый, прозрачный, бесцветный.
Воспитатель предлагает детям посмотреть по сторонам и поискать гостя. (Дети никого не находят). Воспитатель объясняет, что в гости пришел воздух, предлагает поискать его. Как мы можем найти воздух? (подуть на ладошки, помахать руками). Почему мы не видим воздух? (Ответы детей). Объяснить детям, что воздух невидимый, прозрачный, бесцветный.
Стихи про воздух.
1. Воздух – это то, чем дышим.
Через воздух звук мы слышим.
В воздух, в небо и в полёт
Улетает самолёт.
Птица в воздухе летает.
Разным воздух наш бывает,
Воздух может быть прозрачным,
Пахнуть может дымом дачным.
Может пахнуть апельсином,
Кофе, завтраком, бензином.
Он из фена вылетает,
Теплым он тогда бывает.
А когда вокруг мороз,
Щиплет больно он за нос.
Шторой в комнате играл,
Бурю в море он поднял
Воздух разный, он такой!
Где найдем его с тобой.
Марина Андреева.
2. Он – прозрачный невидимка,
Легкий и он окутывает нас.
Он в лесу густой, душистый,
Как целительный настой
Пахнет свежестью смолистой,
Пахнет дубом и сосной.
Летом он бывает теплым,
Веет холодом зимой.
Когда иней лег на стекла
Пышной белой бахромой.
Мы его не замечаем,
Мы о нем не говорим.
Просто мы его вдыхаем-
Он ведь нам необходим.
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
А. С. Пушкин
Рассматривание иллюстраций с изображением качающихся от ветра деревьев.
Глава II. Практическая часть
2.1. Экспериментальная часть
Экспериментальная часть проекта была проведена в групповой комнате. С детьми 1 младшей группы «Капельки»
2.1.1. Проведение опытов с воздухом
Тема НОД: «Воздух и Ветерок»
Цель: Подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг нас.
Программные задачи:
1. Развивать речевую активность детей, побуждать их вступать в диалог.
2. Формировать представления детей о ветре, его свойстве, расширять представления о взаимосвязи и происходящих явлениях в опыте.
3. Воспитывать желание к экспериментальной и опытнической деятельности.
Оборудование и материалы:
Игрушка – медвежонок, воздушные шарики, трубочки, вертушки - солнышки, целлофановые пакеты.
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие, речевое развитие, коммуникативное развитие, экспериментирование, игровая.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций с изображением качающихся от ветра деревьев. В ходе прогулки обратить внимание детей на погоду: как колышутся на деревьях листочки от ветра, как ветер гонит облака. Какой ветер по ощущениям : бывает тёплый, ласковый - весной, летом, и холодный, неприятный - осенью, зимой. Чтение загадок, сказок.
Ход занятия:
I. Вводная часть
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами побудем волшебниками. Вы согласны?
Дети: Да.
Раздаётся стук в дверь.
Воспитатель: Ой, ребята, кто – то стучит, пойду, посмотрю, кто к нам пришел?
Воспитатель: Здравствуйте, проходите!
Детки, посмотрите, кто к нам пришел?
Воспитатель: К нам в гости пришел медвежонок. Посмотрите на медвежонка, он почему – то грустный.
Что случилось? Скажи мне на ушко.
Воспитатель: Детки, медвежонок говорит, что его друг Ветерок спрятался и он не может его найти. Медвежонок из – за этого очень расстроился. Давайте попробуем его найти в нашей группе, может быть, он где-то здесь спрятался?
Дети ищут, не находят и садятся на стульчики.
II. Основная часть
Воспитатель: Дети, где же можно найти ветерок?
Дети: Ветерок можно найти на улице.
Воспитатель: Правильно. Мы его можем увидеть?
Дети: Можем.
Воспитатель: Да, дети, мы можем ветер не только увидеть, но ещё и услышать.
Давайте расскажем медвежонку, как можно увидеть и услышать ветер?
Дети: Ветер может шуметь, гудеть, качать деревья.
Воспитатель: Правильно, а ещё он может завывать, развивать флаги, свистеть. Ветер многое умеет делать.
Опыт № 1
В группу «влетает» воздушный шарик.
Воспитатель: Детки, посмотрите, ветерок побывал у нас в группе и принес нам воздушный шарик.
Воспитатель: Мне кажется, что наш медвежонок хочет что-то сказать.
Он сказал, что у него тоже есть шарик, только он не такой большой (показываю детям шарик медвежонка).
Воспитатель: Что же случилось с шариком нашего гостя?
Дети: Шарик сдулся.
Воспитатель: Как вы думаете, что надо сделать, чтобы шарик снова стал большим и красивым?
Дети: Его нужно надуть воздухом.
Воспитатель: Давайте его надуем.
Воспитатель: Когда шарик надувается, то воздух как бы ловится и запирается в нём. Если шарик сильно надуть, он может лопнуть, потому что воздух весь не поместится. Так что главное - не перестараться.
Посмотрите, какие большие и красивые у всех шарики, давайте с ними поиграем «Не падай, шарик» (игра проводится 2-3 раза)
Воспитатель: Воздух есть в каждом человеке, потому что мы им дышим, воздух есть вокруг нас.
Воспитатель: Детки, медвежонок спрашивает, как же узнать, что воздух есть везде?
Сейчас мы с вами станем волшебниками и покажем нашему медвежонку, что воздух есть везде и сможем сами сделать ветерок.
Опыт №2
Воспитатель: Сейчас мы с вами покажем нашему гостю интересную игру. Мы будем ловить воздух, я вам раздам пакеты, и мы попытаемся воздух поймать (ловим воздух целлофановыми пакетами).
Воспитатель: Воздух можно поймать, хотя он не видим для нас. Ветерок — это тоже движение воздуха. Давайте подуем на свою ладошку. Чувствуете, ветерок на нее полетел. Это воздух. Что это? (спрашиваю каждого ребенка).
Дети: Это воздух.
Воспитатель: Сейчас мы с вами ещё раз покажем медвежонку ветерок.
Опыт № 3
На столиках лежат трубочки для каждого ребёнка. У воспитателя коробочка с вертушками-солнышками.
Воспитатель: Давайте подуем через трубочку на солнышки, что получается?
Дети: Солнышки крутятся
Воспитатель: Да, чем сильнее вы дуете, тем быстрее крутятся солнышки.
III. Заключительная часть
Воспитатель: Воздух везде! Мы дышим им на улице, дома, в садике и когда спим. Воздух вокруг нас и внутри нас. Мы вдыхаем его внутрь себя, когда делаем вдох (дети делают вдох, и выдыхаем, когда делаем выдох (дети делают выдох). Мы дышим воздухом, и не только мы, но и все живые существа вокруг – всем нужен воздух, чтобы дышать.
Воспитатель: Вот мы и нашли друга медвежонка Ветерка, его не видно, но мы можем его почувствовать, услышать и даже с ним поиграть.
Воспитатель: Детки, как вы думаете, где больше всего ветерок любит гулять?
Дети: Ветерок больше всего любит гулять на улице.
Воспитатель: Правильно, ветерок приглашает всех нас на улицу поиграть с вертушками и весёлыми мешочками и воздушными шариками.
Заключение
Дети, благодаря поисково-экспериментальной деятельности, приобрели определенные знания по теме «Воздух». У них появилось желание узнавать новое посредством опытов, появился интерес к деятельности. Реализуемый проект показал, что детям нравится получать знания посредством проведения опытов. Эти знания более прочные. В процессе данной деятельности повысились любознательность, речевая активность.
Список литературы
1. Мотылёва Э. И. «Большая книга экспериментов для дошкольников». М., 2009г. ;
2. Дыбина О. В. Рахманова Н. П. Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О. В. Дыбиной. – 2-е изд., испр. – М. : ТЦ Сфера, 2010 г.
3. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. - М. : ТЦ Сфера, 2005.
4. Дыбина О. В. Ребёнок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. - М. : Мозаика-Синтез,2006