Валентина Перницкая
Проект развития речи в первой младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
Выполнила воспитатель 1 младшей группы :
Перницкая В. Г.
Актуальность проекта
Одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве является овладение родной речью.
Публикация «Проект развития речи в первой младшей группе» размещена в разделах
Ведь речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации и пр. Другими словами, речь – это полиморфная (многообразная) деятельность. Овладение связной монологической речью является высшим достижением речевого воспитания дошкольников. Оно вбирает в себя освоение звуковой стороны языка, словарного состава, грамматического строя речи и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи : лексической, грамматической, фонетической. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Поэтому, очень важно создавать условия для хорошо связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей.
К сожалению, в современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью. Вот почему развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.
Зачастую, развитие связной речи не соответствует возрасту.
Паспорт проекта
Участники проекта : воспитанники, родители, педагоги.
Продолжительность проекта : 1 год.
Цель:
• Обеспечение своевременного и эффективного развития речи, как средства общения, познания, самовыражения ребёнка, становление разных видов детской деятельности, на основе овладения языком своего народа.
• Развитие фонематического слуха, развитие артикуляционной и мелкой моторики.
Задачи:
• Формировать структурные компоненты системы языка – фонетический, лексический, грамматический.
• Формировать навыки владения языком в его коммуникативной функции – развивать связную речь, две формы речевого общения – диалог и монолог.
• Определить основные методы, используемые в процессе речевого развития детей и разработать методику их комплексного применения.
• Обогатить словарный запас детей. Развивать образную и связную речь детей.
• Проследить динамику изменения уровня речевого развития в процессе работы по развитию речи.
• Обеспечить развивающую среду, насыщенную разнообразными игровыми материалами, способствующей становлению и развитию связной речи дошкольников.
• Осуществить взаимодействие с родителями с целью обогащения игрового опыта, речевой активности ребенка.
Принципы:
•комплексность использования методик по развитию речи, соответственно возрасту детей;
•систематичность и последовательность;
•индивидуально – дифференцированный подход.
Этапы реализации проекта :
1 этап – подготовительный;
2 этап – основной;
3 этап – заключительный (подведение итогов).
Ожидаемые результаты:
Для детей:
• Развитие речи как средства общения, познания, самовыражения ребёнка;
• Развитие фонематического слуха, развитие артикуляционной и мелкой моторики.
Для родителей:
• активная помощь и заинтересованность родителей в организации работы по развитию речи детей.
Для педагогов:
•создание благоприятной развивающей среды в группе;
•повышение профессионального мастерства педагогов в изучении, разработке и применении методов по развитию речи детей;
•создание единого воспитательно–образовательного пространства на основе доверительных партнерских отношений сотрудников ДОУ с родителями.
Механизм реализации проекта
Этапы проекта Сроки этапов проекта Задачи этапов проекта
I этап
(подготови-тельный) Сентябрь-2018 г 1. Выявить уровень развития связной речи детей.
2. Изучить насколько готовы родители к активному сотрудничеству.
3. Повысить уровень теоретической подготовленности педагогов
4. Изготовить дидактические пособия, необходимые для реализации проекта.
II этап
(основной) Октябрь-
2018 г
Май-
2019 г 1. Пополнить развивающую среду группы.
2. Осуществить взаимодействие с родителями с целью обогащения игрового опыта, речевой активности ребенка.
3. Познакомить детей с различными методами по развитию речи.
4. Развивать артикуляционную и мелкую моторику.
5. Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.
III этап
(заключи-тельный) май- 2019 г 1. Провести диагностику развития речи у детей.
2. Организовать открытый просмотр драматизации с участием детей, для родителей и воспитанников других групп.
3. Обобщить опыт работы.
Методы и приемы развития речи
Наглядные методы
(непосредственные, опосредованные) Непосредственные - экскурсии, осмотры помещения, рассматривание натуральных предметов.
Опосредованные - применение изоб-разительной наглядности.
Словесные методы Использование наглядных приемов: показ предметов, игрушек, картин, рассматривание иллюстраций.
Практические методы Применение различных дидактических игр, игр-драматизаций, инсценировок, дидактических упражнений, пластических этюдов, хороводных игр.
Репродуктивные методы Воспроизведение детьми речевого материала, готовых образцов.
Продуктивные методы Построение детьми собственных связных высказываний.
Методические приемы развития речи Словесные приемы - речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, оценка детской речи, вопрос.
Наглядные приемы - показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции.
Игровые приемы – словесные, наглядные
Работа с родителями
• Оформление информационного стенда для родителей в приёмной группы.
• Консультации: «Речевая среда в семье и ее влияние на развитие речи ребенка», «Роль родителей в развитии речи детей», ознакомление с особенностями речевого развития детей определённого возраста, беседы о развитии мелкой моторики «Играем с пальчиками».
• Индивидуальные беседы с родителями по итогам обследования развития речи детей.
• Консультирование родителей детей с проблемами в речевом развитии, (рекомендации посещения специалистов).
• Практические советы родителям – показ артикуляционных упражнений для произношения определённых звуков, игры и упражнения на закрепление пройденного материала.
• Показ открытых занятий по развитию речи.
• Совместное приобретение и изготовление игр и пособий по развитию речи.
В течение года
Прогноз
1. Развитие речи дошкольников : совершенствуются навыки диалогической речи, ее грамматический строй, речь становится эмоционально насыщенной, выразительной. Дети уверенно высказываются, отстаивают свою точку зрения.
2. Сплочение детей, родителей и педагогов в процессе активного сотрудничества.
3. Обогащение развивающей среды группы.
4. Повышение культурного уровня дошкольников
Критерии оценки результативности проекта
1. Диагностика детей группы
2. Анкетирование родителей
3. Фото- и видеоматериалы
4. Анализ проведенных мероприятий
5. Обобщение опыта
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников - М,; "Академия", 1998.
2. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду - М., "Просвещение", 1991
3. Калинченко А. В. Развитие игровой деятельности дошкольников - М., АЙРИС ПРЕСС, 2004
4. Ушакова О. С., Арушанова А. Г., Струнина Е. М. Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников - М., "Просвещение", 1996
5. Федоренко Л. П., Г. А. Фомичева Г. А., В. К. Лотарев В. К., А. П. Николаевича А. П., Методика развития речи детей дошкольного возраста/М. :1984. - 240с.
6. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения - Воронеж, НПО "МОДЭК", 1997
7. Шорохова О. А Речевое развитие ребенка - М., 2009