Елена Панфёрова
Экспериментальный проект «Воздух» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Проекта : «Воздух»
Актуальность: воздух – это волшебник, который способен совершать много чудес. Он может поднять с морского дна затонувший корабль, сделать возможным плавный полет дирижабля и стремительное движение самолетов. Дошкольник прожил на свете уже несколько лет и привык встречаться с воздухом везде.
Но научиться самостоятельно, изучать его свойства, узнавать то, о чем раньше не задумывался или не догадывался ребенку еще не по силу.
Публикация «Экспериментальный проект „Воздух“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Взрослые привыкли передавать ребенку знания в основном через глаза и уши. А вот если они проходили через руки, через деятельность, то мы смогли бы подарить каждому ребенку радостное удивление, пытливый анализ, первый окрыляющий успех естествоиспытателя.
Развить у ребенка внимание, мышление, речь. Пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умение делать открытие и увлекаться наша задача.
В настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. А таким методом и является экспериментирование.
Развить у ребенка внимание, мышление, речь, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умение делать открытие и увлекаться – это наша задача.
В настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. А таким методом и является экспериментирование. Проект «Невидимка, который нужен всем» поможет выявить уровень сформированности представлений о воздухе у детей, обучить их исследовательской деятельности, развить познавательный интерес и любознательность
Тип проекта : экспериментальный
Длительность: долгосрочный сентябрь-май
Цель проекта : с помощью экспериментов (опытов) выявить уровень сформированности представлений о воздухе у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи проекта :
1. Обучать детей исследовательской (поисковой) деятельности, развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за реальными природными объектами и к практическому экспериментированию с ними.
2. Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.
3. Учить объяснять наблюдаемое и фиксировать результаты доступными методами, принимать и ставить перед собой цель эксперимента, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.
4. Расширять представления о значимости воздуха в жизни человека, сформировать представления детей о кислороде и углекислом газе. Развивать экологическое сознание.
Участники проекта : воспитатель, родители, дети старшей группы №1
Сроки реализации проекта : сентябрь-май
Результат: После завершения проекта дошкольники смогут :
• проявлять интерес к миру природы, самостоятельно формулировать вопросы и искать на них ответы (самостоятельно и совместно с взрослыми);
• осуществлять поиск информации (самостоятельно и совместно с взрослыми);
• собирать, обобщать и оценивать факты, формулировать и представлять собственную точку зрения (самостоятельно и совместно с взрослыми);
• проявлять элементарные навыки рационального природопользования.
Описание форм образовательной деятельности
Сентябрь - октябрь
1 – 2 неделя.
Проект начинается с обобщения и уточнения представление детей о функциях и свойствах воздуха (диагностика на начало проекта). Заложить в детях представления о том, что людям необходим воздух для жизни.
3 – 4 неделя.
Проведение анкетирования для родителей по теме «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми в центре реабилитации» и обобщение результатов.
5 - 6 неделя.
Воспитатель проводит консультацию для родителей «Эксперимент в центре реабилитации и дома», где уточняет важность проектной деятельности в работе с дошкольниками.
7 - 8 неделя.
Знакомство с материалом и оборудованием для исследовательской деятельности. Поддержать и развить интерес у ребёнка к исследованиям, опытам, открытиям.
Ноябрь - декабрь
1 – 2 неделя.
Расширить представление детей о свойствах воздуха : невидим, не имеет запаха, не имеет вес.
На первоначальном этапе работа начинается с того, что воспитатель ставит перед детьми задачу обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойства - невидимость. Дети проводят опыт и делают вывод.
• Для чего нам нужен воздух?
Воспитатель предлагает детям сделать глубокий вдох, и затем выдох. Воздух нам нужен, чтобы дышать. Мы вдыхаем и выдыхаем воздух.
• Имеет ли свой запах воздух?
Дидактическая игра «Узнай по запаху». Дети проводят игру и делают соответствующие выводы, что если в помещении ели апельсин, использовали духи или что-то еще, то воздух имеет запах этого вещества или продукта. Имеет ли свой запах воздух? (Нет.)
3 – 4 неделя.
Закрепить умение самостоятельно пользоваться чашечными весами. Предложить детям взвесить воздух и как это можно сделать при помощи весов. Воспитатель рассказывает детям, что воздух можно взвесить и другим методом…
Дети проверяют это на практике и делают вывод, что воздушные шарики без воздуха весят одинаково, так же, как и надутые.
5 - 6 неделя. Детям предлагается подумать, где можно найти много воздуха сразу? Отвечая на этот вопрос и проводя опыт, было установлено, что мы как бы ловим воздух и запираем его в воздушном шарике. Если шарик сильно надуть, он может лопнуть.
Рассказ воспитателя: «Первый воздушный шар». Первый воздушный шар построили братья Жозеф и Жак Монгольфье. Это было очень давно, в 1983 году. Шар был сделан из льняной ткани и бумаги. Братья наполнили его горячим воздухом, потому что горячий воздух легче холодного. Первыми пассажирами стали овца, утка и петух. Их полет продолжался восемь минут. После стали летать и люди, - первый человек летал двадцать пять минут. Теперь шары стали наполнять газами, так как они легче воздуха. Эти полеты стали популярным видом спорта. Воспитатель предлагает надуть шарик с помощью насоса.
7 - 8 неделя. Воспитатель интересуется у детей, в какой хорошо знакомой им игрушке много воздуха. Эта игрушка круглая, может прыгать, катиться, её можно бросать. А вот если в ней появится дырочка, даже очень маленькая, то воздух выйдет из неё и, она не сможет прыгать. Все ответы обобщаются и совместно с детьми делается вывод.
Январь - февраль
3 недели.
Взрослый помогает детям обнаружить воздух в предметах. После провидения опыта дети обсуждают, что это (воздух); откуда он взялся (вода вытеснила воздух). Рассматривают, что изменилось в предметах (намокли, стали тяжелее и пр.).
Предложить детям самостоятельно с помощью предметов доказать, что вокруг нас есть воздух. Дети выбирают любые предметы, показывают опыт самостоятельно. Делают вывод.
4 – 5 неделя. Предложить детям в помещении обнаружить атмосферное давление. Воспитатель показывает опыт, дети повторяют и делают вывод: вокруг нас воздух, и он давит на все предметы (это атмосферное давление).
6 - 7 неделя.
Обнаружить, что воздух при сжатии занимает меньше места. Сжатый воздух обладает силой, может двигать предметы. Воспитатель предлагает детям объяснить результаты опыта, рассказать о своих ощущениях при выполнении действий.
С помощью опытов закрепить у детей представление о том, что воздух может двигать предметы (парусные суда, воздушные шары и т. д.)
Март
1 неделя.
Обобщаются результаты исследований. Проводиться самостоятельная работа в уголке –лаборатории.
2 неделя.
• Познакомить детей с причинами возникновения ветра - движением воздушных масс;
• уточнить представления детей о свойствах воздуха : горячий поднимается вверх – он легкий, холодный опускается вниз – он тяжелый. Опытным путем доказать, что ветер- это движение воздуха.
Летит без крыльев и поет,
Прохожих задирает.
Одним прохода не дает,
Других он подгоняет. (Ветер)
Как вы догадались, что это ветер? Что такое ветер? Почему он дует? Дети делают опыт с помощью воспитателя и обобщают.
3 неделя.
• Как мы можем определить, есть ли на улице ветер? (По деревьям, с помощью вертушки, ленточки, флюгера на дому.)
• Какой бывает ветер? (Сильный, слабый, ураган, южный, северный.)
Дети на улице проводят опыт и делают соответствующие выводы. Дети предварительно на занятии по конструированию изготавливали вертушки.
4 неделя.
Ветер- это движение воздуха. Для этого опыта используются веера, сделанные заранее ребятами. Дети машут веером над водой. Почему появились волны? Веер движется и как бы подгоняет воздух. Воздух тоже начинает двигаться. Вывод: ветер - это движение воздуха.
Апрель
1 неделя.
Обобщаются результаты исследований. Открытое мини-занятие по экологии для родителей на тему: «Ветер».
2 неделя.
Предложить ребятам познакомиться с молнией, вернее, с ее родственницей. Опыт проводится в темной комнате. Шарики натирают шерстяной варежкой. Постепенно приближают один шарик к другому, оставляя небольшой промежуток. Между ними проскакивают искры (опыт выполняется в темной комнате совместно со взрослыми).
3 неделя.
Познакомить детей с таким явлением как цунами, рассказать что это, и чем цунами опасен для человека. Предложить детям опытным путем доказать это.
Познакомить детей с природным явлением «Песчаная буря». Для проведения этого опыта воспитатель показывает иллюстрацию песчаной пустыни, на которой изображены барханы, предлагает рассмотреть её перед началом работы. Вопросы детям: Как вы думаете, откуда в пустыне появляются такие песчаные горки? (Ответы выслушиваются, но не комментируются, дети сами ответят на этот вопрос ещё раз после окончания опыта). 4 неделя.
Показ фильма «Ветер - «добрый и злой»
Май
1 неделя.
Сравнить с детьми свойства воды и воздуха. С помощью опытов найти сходство и различия. (Сходства – прозрачны, не имеют вкуса и запаха, принимают форму сосуда и т. д. Различия – вода тяжелее, льется, в ней растворяются некоторые вещества и застывают, принимая форму сосуда; воздух – невидим, невесом и т. д.).
2 неделя.
Обнаружить с детьми, что воздух легче воды; выяснить, как воздух вытесняет воду, как воздух выходит из воды. Дети проводят опыт и в конце делают выводы: стакан постепенно заполняется водой, пузыри воздуха выходят из него; воздух легче воды – попадая в стакан через трубочку, он вытесняет воду из-под стакана и поднимается вверх, выталкивая из воды стакан.
Воспитатель предлагает детям самостоятельно провести опыт с игрушками наполненными воздухом и еще раз доказать, что воздух легче воды.
3 неделя.
Выявить с детьми, что воздух легче воды, имеет силу. Воспитатель проводит опыт и определяет, что легче, что тяжелее, и предлагает детям сделать опыт самостоятельно.
4 неделя.
Обобщаются результаты исследований.
Презентация проекта «Невидимка, который нужен всем».
Итоговое занятие с детьми «Что мы знаем о воздухе»
Литература:
«Воздух» сост. Ю. И. Смирнов. – СПб: Сова, 1998.
Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию!» - СПб: Детство-Пресс, 2007.
Куликовская И. Э, Совгир Н. Н. «Детское экспериментирование» - М. : Педагогическое общество России, 2005.
Николаева С. Н. «Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду» - М. : Педагогическое общество России, 2003.
Павленко И. Н., Родюшкина Н. Г. «Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ: Интегрированные занятия. – М. : Т. Ц. Сфера, 2006.
Паркер С., Оливер К. «Человек и природа» (100 вопросов и ответов) / пер. с англ. М. М. Жуковой, С. А. Пылаевой. – М. : ЗАО «Росмен-Пресс», 2006.
«Научные ответы на детские «почему». Опыты и эксперименты для детей от 5 до 9 лет / Автор-составитель Зубкова Н. М. – СПб: Речь, 2009.
Ротенберг Р. «Расти здоровым» Детская энциклопедия здоровья.
«Тело человека. Как мы устроены»
Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста : Методическое пособие - СПб: Детство-Пресс, 2009.
Отчет о реализации проекта «Воздух»
Воздух – это волшебник, который способен совершать много чудес. Он может поднять с морского дна затонувший корабль, сделать возможным плавный полет дирижабля и стремительное движение самолетов. Дошкольник прожил на свете уже несколько лет и привык встречаться с воздухом везде. Но научиться самостоятельно, изучать его свойства, узнавать то, о чем раньше не задумывался или не догадывался ребенку еще не по силу. Взрослые привыкли передавать ребенку знания в основном через глаза и уши. А вот если они проходили через руки, через деятельность, то мы смогли бы подарить каждому ребенку радостное удивление, пытливый анализ, первый окрыляющий успех естествоиспытателя. Развить у ребенка внимание, мышление, речь. Пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умение делать открытие и увлекаться наша задача. В настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. А таким методом и является экспериментирование.
В результате проведенной работы у детей значительно вырос интерес к исследовательской деятельности, в познаниях в целом и в познании свойств воздуха в частности происходит формирование их различных знаний, умений и навыков.
Данная деятельность осуществлялось нами через организацию всех 5 областей образовательной деятельности.
Так же в реализации проекта мы знакомили детей с загадками, мы учили стихи, читали сказки, рассказы, разучивали физминутки о воздухе, что способствовало развитию их смекалки, памяти, внимания. Внимательно слушали сказки о ветре и узнали «почему же ветер воет в окна?».
Мы рассматривали иллюстрации, предметные картинки: «Что загрязняет воздух?», «Где работает воздух?» с целью развития речи.
На протяжении проекта мы занимались продуктивной деятельностью: занимались «кляксографией» (техника нетрадиционного рисования) - рисовали трубочками, применяя раннее приобретённые умения и навыки, по организованной деятельности «Аппликация» дети работают клейстером. Кроме того, конструировали бумажные самолетики и проводили опыт с целью выяснения влияния веса самолетика на время его полета, сделали бумажные вертушки и провели исследование «Движение воздуха». Таким образом, мы старались сформировать у детей желание заниматься творчеством самостоятельно.
К реализации проекта мы старалась привлечь родителей своих воспитанников. Дети совместно с родителями провели опыты дома (согласно тематике проекта) и принесли красивые веера, что так же способствовало развитию творческих способностей, умению работать совместно со взрослыми.
На занятиях физкультуры играли в подвижные игры с мячом «Ветер и снежинки?», «Чей мячик быстрее попадает в ворота?».
Дети, с большой охотой играя на духовых музыкальных инструментах, изучали свойство воздуха : «Воздух можно услышать».
К концу проекта у детей была развита мыслительные способности: память, воображение, любознательность, речь, интерес к познавательной деятельности. Ребята научились анализировать, сравнивать, обобщать и делать умозаключения, при помощи моделей-рисунков определять элементарные свойства воздух. Во время опытов научились работать в коллективе и индивидуально. Формировалось элементарное представление об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья, о некоторых правилах экологической безопасности.
В целом во время проведения проекта «Воздух-невидимка» были реализованы все цели и задачи, которые мы ставили перед собой.
Развитие познавательной активности, отражение полученных знаний о воздухе, и источниках его загрязнения;
Проявление инициативы и творчества в решении поставленных задач;
Развитие личностных качеств: эстетического отношения к миру, к природе;
Умение находить решение по устранению экологических проблем родного края;
Совершенствование уровня знаний, экологической компетентности родителей по теме проекта;
Понимание и осознание ценности человеческой жизни, ответственности за сохранение здоровья и ведение здорового образа жизни.
Привлечение детей и родителей к различным видам созидательной деятельности, направленной на формирование экологической культуры и активной жизненной позиции по отношению к экологическим проблемам.
Юдин Г. «Главное чудо света».