Папки-передвижки

Экспериментальный проект «Воздух» для детей старшего дошкольного возраста

Елена Панфёрова
Экспериментальный проект «Воздух» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Проекта : «Воздух»

Актуальность: воздух – это волшебник, который способен совершать много чудес. Он может поднять с морского дна затонувший корабль, сделать возможным плавный полет дирижабля и стремительное движение самолетов. Дошкольник прожил на свете уже несколько лет и привык встречаться с воздухом везде.

Но научиться самостоятельно, изучать его свойства, узнавать то, о чем раньше не задумывался или не догадывался ребенку еще не по силу.

Публикация «Экспериментальный проект „Воздух“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Взрослые привыкли передавать ребенку знания в основном через глаза и уши. А вот если они проходили через руки, через деятельность, то мы смогли бы подарить каждому ребенку радостное удивление, пытливый анализ, первый окрыляющий успех естествоиспытателя.

Развить у ребенка внимание, мышление, речь. Пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умение делать открытие и увлекаться наша задача.

В настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. А таким методом и является экспериментирование.

Развить у ребенка внимание, мышление, речь, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умение делать открытие и увлекаться – это наша задача.

В настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. А таким методом и является экспериментирование. Проект «Невидимка, который нужен всем» поможет выявить уровень сформированности представлений о воздухе у детей, обучить их исследовательской деятельности, развить познавательный интерес и любознательность

Тип проекта : экспериментальный

Длительность: долгосрочный сентябрь-май

Цель проекта : с помощью экспериментов (опытов) выявить уровень сформированности представлений о воздухе у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи проекта :

1. Обучать детей исследовательской (поисковой) деятельности, развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за реальными природными объектами и к практическому экспериментированию с ними.

2. Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.

3. Учить объяснять наблюдаемое и фиксировать результаты доступными методами, принимать и ставить перед собой цель эксперимента, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.

4. Расширять представления о значимости воздуха в жизни человека, сформировать представления детей о кислороде и углекислом газе. Развивать экологическое сознание.

Участники проекта : воспитатель, родители, дети старшей группы №1

Сроки реализации проекта : сентябрь-май

Результат: После завершения проекта дошкольники смогут :

• проявлять интерес к миру природы, самостоятельно формулировать вопросы и искать на них ответы (самостоятельно и совместно с взрослыми);

• осуществлять поиск информации (самостоятельно и совместно с взрослыми);

• собирать, обобщать и оценивать факты, формулировать и представлять собственную точку зрения (самостоятельно и совместно с взрослыми);

• проявлять элементарные навыки рационального природопользования.

Описание форм образовательной деятельности

Сентябрь - октябрь

1 – 2 неделя.

Проект начинается с обобщения и уточнения представление детей о функциях и свойствах воздуха (диагностика на начало проекта). Заложить в детях представления о том, что людям необходим воздух для жизни.

3 – 4 неделя.

Проведение анкетирования для родителей по теме «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми в центре реабилитации» и обобщение результатов.

5 - 6 неделя.

Воспитатель проводит консультацию для родителей «Эксперимент в центре реабилитации и дома», где уточняет важность проектной деятельности в работе с дошкольниками.

7 - 8 неделя.

Знакомство с материалом и оборудованием для исследовательской деятельности. Поддержать и развить интерес у ребёнка к исследованиям, опытам, открытиям.

Ноябрь - декабрь

1 – 2 неделя.

Расширить представление детей о свойствах воздуха : невидим, не имеет запаха, не имеет вес.

На первоначальном этапе работа начинается с того, что воспитатель ставит перед детьми задачу обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойства - невидимость. Дети проводят опыт и делают вывод.

• Для чего нам нужен воздух?

Воспитатель предлагает детям сделать глубокий вдох, и затем выдох. Воздух нам нужен, чтобы дышать. Мы вдыхаем и выдыхаем воздух.

• Имеет ли свой запах воздух?

Дидактическая игра «Узнай по запаху». Дети проводят игру и делают соответствующие выводы, что если в помещении ели апельсин, использовали духи или что-то еще, то воздух имеет запах этого вещества или продукта. Имеет ли свой запах воздух? (Нет.)

3 – 4 неделя.

Закрепить умение самостоятельно пользоваться чашечными весами. Предложить детям взвесить воздух и как это можно сделать при помощи весов. Воспитатель рассказывает детям, что воздух можно взвесить и другим методом…

Дети проверяют это на практике и делают вывод, что воздушные шарики без воздуха весят одинаково, так же, как и надутые.

5 - 6 неделя. Детям предлагается подумать, где можно найти много воздуха сразу? Отвечая на этот вопрос и проводя опыт, было установлено, что мы как бы ловим воздух и запираем его в воздушном шарике. Если шарик сильно надуть, он может лопнуть.

Рассказ воспитателя: «Первый воздушный шар». Первый воздушный шар построили братья Жозеф и Жак Монгольфье. Это было очень давно, в 1983 году. Шар был сделан из льняной ткани и бумаги. Братья наполнили его горячим воздухом, потому что горячий воздух легче холодного. Первыми пассажирами стали овца, утка и петух. Их полет продолжался восемь минут. После стали летать и люди, - первый человек летал двадцать пять минут. Теперь шары стали наполнять газами, так как они легче воздуха. Эти полеты стали популярным видом спорта. Воспитатель предлагает надуть шарик с помощью насоса.

7 - 8 неделя. Воспитатель интересуется у детей, в какой хорошо знакомой им игрушке много воздуха. Эта игрушка круглая, может прыгать, катиться, её можно бросать. А вот если в ней появится дырочка, даже очень маленькая, то воздух выйдет из неё и, она не сможет прыгать. Все ответы обобщаются и совместно с детьми делается вывод.

Январь - февраль

3 недели.

Взрослый помогает детям обнаружить воздух в предметах. После провидения опыта дети обсуждают, что это (воздух); откуда он взялся (вода вытеснила воздух). Рассматривают, что изменилось в предметах (намокли, стали тяжелее и пр.).

Предложить детям самостоятельно с помощью предметов доказать, что вокруг нас есть воздух. Дети выбирают любые предметы, показывают опыт самостоятельно. Делают вывод.

4 – 5 неделя. Предложить детям в помещении обнаружить атмосферное давление. Воспитатель показывает опыт, дети повторяют и делают вывод: вокруг нас воздух, и он давит на все предметы (это атмосферное давление).

6 - 7 неделя.

Обнаружить, что воздух при сжатии занимает меньше места. Сжатый воздух обладает силой, может двигать предметы. Воспитатель предлагает детям объяснить результаты опыта, рассказать о своих ощущениях при выполнении действий.

С помощью опытов закрепить у детей представление о том, что воздух может двигать предметы (парусные суда, воздушные шары и т. д.)

Март

1 неделя.

Обобщаются результаты исследований. Проводиться самостоятельная работа в уголке –лаборатории.

2 неделя.

• Познакомить детей с причинами возникновения ветра - движением воздушных масс;

• уточнить представления детей о свойствах воздуха : горячий поднимается вверх – он легкий, холодный опускается вниз – он тяжелый. Опытным путем доказать, что ветер- это движение воздуха.

Летит без крыльев и поет,

Прохожих задирает.

Одним прохода не дает,

Других он подгоняет. (Ветер)

Как вы догадались, что это ветер? Что такое ветер? Почему он дует? Дети делают опыт с помощью воспитателя и обобщают.

3 неделя.

• Как мы можем определить, есть ли на улице ветер? (По деревьям, с помощью вертушки, ленточки, флюгера на дому.)

• Какой бывает ветер? (Сильный, слабый, ураган, южный, северный.)

Дети на улице проводят опыт и делают соответствующие выводы. Дети предварительно на занятии по конструированию изготавливали вертушки.

4 неделя.

Ветер- это движение воздуха. Для этого опыта используются веера, сделанные заранее ребятами. Дети машут веером над водой. Почему появились волны? Веер движется и как бы подгоняет воздух. Воздух тоже начинает двигаться. Вывод: ветер - это движение воздуха.

Апрель

1 неделя.

Обобщаются результаты исследований. Открытое мини-занятие по экологии для родителей на тему: «Ветер».

2 неделя.

Предложить ребятам познакомиться с молнией, вернее, с ее родственницей. Опыт проводится в темной комнате. Шарики натирают шерстяной варежкой. Постепенно приближают один шарик к другому, оставляя небольшой промежуток. Между ними проскакивают искры (опыт выполняется в темной комнате совместно со взрослыми).

3 неделя.

Познакомить детей с таким явлением как цунами, рассказать что это, и чем цунами опасен для человека. Предложить детям опытным путем доказать это.

Познакомить детей с природным явлением «Песчаная буря». Для проведения этого опыта воспитатель показывает иллюстрацию песчаной пустыни, на которой изображены барханы, предлагает рассмотреть её перед началом работы. Вопросы детям: Как вы думаете, откуда в пустыне появляются такие песчаные горки? (Ответы выслушиваются, но не комментируются, дети сами ответят на этот вопрос ещё раз после окончания опыта). 4 неделя.

Показ фильма «Ветер - «добрый и злой»

Май

1 неделя.

Сравнить с детьми свойства воды и воздуха. С помощью опытов найти сходство и различия. (Сходства – прозрачны, не имеют вкуса и запаха, принимают форму сосуда и т. д. Различия – вода тяжелее, льется, в ней растворяются некоторые вещества и застывают, принимая форму сосуда; воздух – невидим, невесом и т. д.).

2 неделя.

Обнаружить с детьми, что воздух легче воды; выяснить, как воздух вытесняет воду, как воздух выходит из воды. Дети проводят опыт и в конце делают выводы: стакан постепенно заполняется водой, пузыри воздуха выходят из него; воздух легче воды – попадая в стакан через трубочку, он вытесняет воду из-под стакана и поднимается вверх, выталкивая из воды стакан.

Воспитатель предлагает детям самостоятельно провести опыт с игрушками наполненными воздухом и еще раз доказать, что воздух легче воды.

3 неделя.

Выявить с детьми, что воздух легче воды, имеет силу. Воспитатель проводит опыт и определяет, что легче, что тяжелее, и предлагает детям сделать опыт самостоятельно.

4 неделя.

Обобщаются результаты исследований.

Презентация проекта «Невидимка, который нужен всем».

Итоговое занятие с детьми «Что мы знаем о воздухе»

Литература:

«Воздух» сост. Ю. И. Смирнов. – СПб: Сова, 1998.

Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию!» - СПб: Детство-Пресс, 2007.

Куликовская И. Э, Совгир Н. Н. «Детское экспериментирование» - М. : Педагогическое общество России, 2005.

Николаева С. Н. «Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду» - М. : Педагогическое общество России, 2003.

Павленко И. Н., Родюшкина Н. Г. «Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ: Интегрированные занятия. – М. : Т. Ц. Сфера, 2006.

Паркер С., Оливер К. «Человек и природа» (100 вопросов и ответов) / пер. с англ. М. М. Жуковой, С. А. Пылаевой. – М. : ЗАО «Росмен-Пресс», 2006.

«Научные ответы на детские «почему». Опыты и эксперименты для детей от 5 до 9 лет / Автор-составитель Зубкова Н. М. – СПб: Речь, 2009.

Ротенберг Р. «Расти здоровым» Детская энциклопедия здоровья.

«Тело человека. Как мы устроены»

Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста : Методическое пособие - СПб: Детство-Пресс, 2009.

Отчет о реализации проекта «Воздух»

Воздух – это волшебник, который способен совершать много чудес. Он может поднять с морского дна затонувший корабль, сделать возможным плавный полет дирижабля и стремительное движение самолетов. Дошкольник прожил на свете уже несколько лет и привык встречаться с воздухом везде. Но научиться самостоятельно, изучать его свойства, узнавать то, о чем раньше не задумывался или не догадывался ребенку еще не по силу. Взрослые привыкли передавать ребенку знания в основном через глаза и уши. А вот если они проходили через руки, через деятельность, то мы смогли бы подарить каждому ребенку радостное удивление, пытливый анализ, первый окрыляющий успех естествоиспытателя. Развить у ребенка внимание, мышление, речь. Пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умение делать открытие и увлекаться наша задача. В настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. А таким методом и является экспериментирование.

В результате проведенной работы у детей значительно вырос интерес к исследовательской деятельности, в познаниях в целом и в познании свойств воздуха в частности происходит формирование их различных знаний, умений и навыков.

Данная деятельность осуществлялось нами через организацию всех 5 областей образовательной деятельности.

Так же в реализации проекта мы знакомили детей с загадками, мы учили стихи, читали сказки, рассказы, разучивали физминутки о воздухе, что способствовало развитию их смекалки, памяти, внимания. Внимательно слушали сказки о ветре и узнали «почему же ветер воет в окна?».

Мы рассматривали иллюстрации, предметные картинки: «Что загрязняет воздух, «Где работает воздух с целью развития речи.

На протяжении проекта мы занимались продуктивной деятельностью: занимались «кляксографией» (техника нетрадиционного рисования) - рисовали трубочками, применяя раннее приобретённые умения и навыки, по организованной деятельности «Аппликация» дети работают клейстером. Кроме того, конструировали бумажные самолетики и проводили опыт с целью выяснения влияния веса самолетика на время его полета, сделали бумажные вертушки и провели исследование «Движение воздуха». Таким образом, мы старались сформировать у детей желание заниматься творчеством самостоятельно.

К реализации проекта мы старалась привлечь родителей своих воспитанников. Дети совместно с родителями провели опыты дома (согласно тематике проекта) и принесли красивые веера, что так же способствовало развитию творческих способностей, умению работать совместно со взрослыми.

На занятиях физкультуры играли в подвижные игры с мячом «Ветер и снежинки?», «Чей мячик быстрее попадает в ворота?».

Дети, с большой охотой играя на духовых музыкальных инструментах, изучали свойство воздуха : «Воздух можно услышать».

К концу проекта у детей была развита мыслительные способности: память, воображение, любознательность, речь, интерес к познавательной деятельности. Ребята научились анализировать, сравнивать, обобщать и делать умозаключения, при помощи моделей-рисунков определять элементарные свойства воздух. Во время опытов научились работать в коллективе и индивидуально. Формировалось элементарное представление об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья, о некоторых правилах экологической безопасности.

В целом во время проведения проекта «Воздух-невидимка» были реализованы все цели и задачи, которые мы ставили перед собой.

Развитие познавательной активности, отражение полученных знаний о воздухе, и источниках его загрязнения;

Проявление инициативы и творчества в решении поставленных задач;

Развитие личностных качеств: эстетического отношения к миру, к природе;

Умение находить решение по устранению экологических проблем родного края;

Совершенствование уровня знаний, экологической компетентности родителей по теме проекта;

Понимание и осознание ценности человеческой жизни, ответственности за сохранение здоровья и ведение здорового образа жизни.

Привлечение детей и родителей к различным видам созидательной деятельности, направленной на формирование экологической культуры и активной жизненной позиции по отношению к экологическим проблемам.

Юдин Г. «Главное чудо света».

Публикации по теме:

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшего возраста на тему «Воздух» Цель: создание условий для формирования первичных элементарных представлений детей о воздухе через познавательно-исследовательскую, экспериментальную.

Конспект занятия для старшего дошкольного возраста «Где прячется воздух?» Цель: формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей. Задачи:.

Конспект занятия-экспериментирования по экологии с детьми старшего дошкольного возраста «Воздух» Конспект занятия-экспериментирования по окружающему миру для детей средней группы «Воздух» Цель: систематизировать знания детей о свойствах.

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Доброта спасет мир» Выполнила воспитатель: Цховребова Д. Х Описание: материал может быть интересен воспитателям старшего дошкольного возраста, педагогам дополнительного.

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Мир профессий»Проект для детей старшего дошкольного возраста «Мир профессий» Проект для детей старшего дошкольного возраста «Мир профессий» Актуальность Среди воспитательно-образовательных задач, выдвигаемых.

Проект «Театр сказок» для детей старшего дошкольного возрастаПроект «Театр сказок» для детей старшего дошкольного возраста Тип проекта: педагогический, творческий, краткосрочный. Подготовила: Звигольская И. В. Участники: -дети старшего дошкольного возраста;.

Проект «Удивительный мир космоса» для детей старшего дошкольного возрастаПроект «Удивительный мир космоса» для детей старшего дошкольного возраста ТЕМА: «УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР КОСМОСА» Плохой учитель преподаёт истину, Хороший учит её находить. А. Дистервег ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПОЛЕ: Формирование.

Проект «Здоровей-ка» для детей старшего дошкольного возраста Описание проекта. Тип проекта: педагогический. Образовательные области: физическое развитие, социально- коммуникативное, познавательное.

Занимательные опыты «Вода и воздух» для детей старшего дошкольного возраста Опыт №1. Способ обнаружения воздуха, воздух невидим Цель: Доказать, что банка не пустая, в ней находится невидимый воздух. Оборудование:.

Конспект занятия «Воздух-невидимка» для детей старшего дошкольного возраста Занятие на тему : "Воздух невидимка" Занятие на тему: «Воздух – невидимка» (Для детей старшего возраста) Задачи: • Дать детям представления.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экспериментальный проект «Воздух» для детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 2 мая 2019 в 14:07
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Экспериментальный проект «Воздух» для детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Елена Панфёрова (УИ 1437620) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД