Оксана Александровна Хаткина
Конспект занятия-экспериментирования по экологии с детьми старшего дошкольного возраста «Воздух»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия-экспериментирования по окружающему миру для детей средней группы «Воздух»
Цель: систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.
Задачи:
- развивать познавательную активность, побуждать детей мыслить, рассуждать, искать ответ самостоятельно, внимательно слушать вопросы; отвечать, не перебивая друг друга.
- пополнять словарный запас.
Публикация «Конспект занятия-экспериментирования по экологии с детьми старшего дошкольного возраста „Воздух“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- формировать представления о свойствах воздуха : воздух прозрачный и невидимый, воздух есть внутри каждого человека, воздух можно поймать и запереть, воздух легкий, воздух есть везде, воздух может двигаться, а когда воздух движется, то получается ветер
Предварительная работа:
- беседа о воздухе, его роли в жизни человека
- загадывание загадок
- наблюдение за воздухом (теплый, холодный, сильный, слабый и т. д)
- наблюдение за облаками (плывут, стоят на месте)
Материалы для занятия :
- чистый лист бумаги, воздушный шар, пакеты, камешки, трубочки для коктейля, веера, кораблики, мыльные пузыри.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, я вам сегодня загадаю очень интересную загадку. Попробуйте ее отгадать:
Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь.
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не можем.
Каждый день бежим гулять,
Чтобы свежим подышать….
(Ответы детей, верный ответ- воздух.)
1. Что же интересного в воздухе? Где он?
(выслушиваются ответы детей)
Правильно! Воздух- невидимка, как волшебник! Воздух прозрачный! Значит, открыли первый секрет воздуха- он прозрачный, невидимый.
2. Для чего нам нужен воздух?
(Выслушиваем ответы детей. Подводим итог.)
Мы вдыхаем и выдыхаем воздух. Человек постоянно дышит. Он не может жить без воздуха. Второй секрет раскрыли- воздух есть внутри у каждого человека.
Дыхательная гимнастика с султанчиками:
Покажите, как вы дышите. (Вместе с детьми выполняем упражнения на развитие дыхания.)
3. Ребята как вы думаете, воздух можно поймать? А как?
(Рассуждения детей.)
У меня есть шарик. Если я в него подую, то передам свой воздух шарику. Теперь воздух в воздушном шаре. Потрогайте, какой он упругий! Но, если хоть одна дырочка появится, то воздух обязательно вырвется наружу, потому что он не любит когда его запирают!
А еще я могу поймать воздух вот этим пакетом, смотрите!
А вы можете? Давайте попробуем!
(Каждый ребенок берет пакет и выполняет то же движение.)
Пакет надувается! Быстро закрутите нижнюю часть пакета! Смотрите, надулся, как шарик!
А что внутри?
(Дети обязательно скажут, что в пакете воздух.)
Почему же нам кажется, что внутри ничего нет? (Воздух прозрачный.)
Значит, мы открыли третий секрет – воздух можно поймать и запереть!
Физминутка «Воздушные шары»
Воспитатель: А сейчас мы с вами превратимся в воздушные шары.
ФИЗМИНУТКА:
Встаем прямо.
Надуваем шары «ф-ф-ф-ф ф-ф-ф-ф ф-ф-ф-ф»
А теперь насос включаем,
Воздух в шарик мы качаем.
«ш-ш-ш-ш ш-ш-ш-ш ш-ш-ш-ш»
Влево- раз, вправо- два,
Влево- раз, вправо- два,
Раз- два- три- четыре (2 раза)
Хорошо мы потрудились.
Мы летим под облаками,
А земля плывет под нами.
Роща, поле, сад и речка
И дома, и человечки.
(Махи руками, как крыльями)
Мы летать устали что-то,
Приземлились на болото.
(Приседания)
Сдулись шарики «с-с-с-с с-с-с-с с-с-с-с».
4. А сейчас мы поговорим о том, как воздух дружит с водой.
Возьмите камешек и опустите его в воду. Что случилось с камешком? Почему он утонул? (Ответы детей)
Ну- ка давайте попробуем воздух утопить! Возьмите стакан с водой, трубочку, опустите трубочку в воду и подуйте в нее! Что происходить с воздухом? (Ответы детей.)
Это воздух! Он легкий и потому не тонет!
И это еще один секрет- воздух легкий и не тонет в воде.
5. Ребята, воздух может двигаться, а когда воздух движется, то получается ветер.
Возьмите в руки веер и помашите на свое лицо, потом друг на друга. Что вы чувствуете, расскажите?
Да, когда человеку жарко, то он может помахать на себя веером или включить вентилятор, и сразу станет прохладней.
Ребята, ветры бывают разные. Если ветер слабенький, то мы его называем? (Ветерок)
Если ветер не очень сильный, то мы его называем просто (ветер) И если сильный ветер, то про него мы скажем? Не ветер, а (ветрище.)
Давайте с вами посмотрим, какие еще бывают ветры?
Этот ветер дует с моря, значит он какой? (Морской.)
Этот дует с гор, значит он (Горный.)
Этот дует с юга, значит он (Южный.)
Этот дует с Севера, значит он (Северный.)
Давайте поиграем! Отправим наши корабли в плавание (раздаем каждому ребенку бумажный кораблик.) Мы будем с вами легкими ветерками и подуем на кораблики сначала потихоньку, а потом посильнее, потом сильно.
Какие вы молодцы! Сколько дел переделали!
Заключительная часть:
Итак, какие секреты природы мы сегодня с вами раскрыли?
Мы выяснили: что воздух прозрачный, есть внутри каждого человека;
Воздух можно поймать и запереть;
Воздух легкий, не тонет в воде;
Воздух есть везде;
Воздух может двигаться, а когда воздух движется, то получается ветер.
Ребята, отгадайте еще одну загадку и тогда вы узнаете, что мы с вами будем сегодня рисовать:
Ты знаком с веселым пузырьком?
В нем внутри есть палочка с кружком,
Если я в нее подую,
Дети просто обожают дуть на них,
Ловить, хватать…
Если знаешь, помоги!
Как называют пузыри?
(Ответ- мыльные пузыри). Вот молодцы, угадали! А ведь мыльный пузырь- это тоже воздух, пойманный в тонкую мыльную оболочку. Давайте покажем, как мы умеем рисовать мыльные пузыри!
Звучит детская песенка «Мыльные пузыри»