Анна Назарикова
Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшего возраста на тему «Воздух»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создание условий для формирования первичных элементарных представлений детей о воздухе через познавательно-исследовательскую, экспериментальную и игровую деятельность.
Задачи образовательной области «Познавательное развитие» :
1. Развивать познавательную активность в процессе элементарного экспериментирования.
Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшего возраста на тему „Воздух“» размещена в разделах
2. Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами, (прозрачный, невидимый, теплый воздух легче холодного, воздух передвигает предметы, воздух во круг нас, в нас, воздухом дышим,способами обнаружения в окружающей обстановке, ролью в жизни человека.
3. Развивать у детей умение решать вопросы познавательного характера и проблемные ситуации в рамках темы.
Задачи образовательной области «Речевое развитие» :
1. Научить детей делать несложные выводы в ходе наблюдений и экспериментирования, фиксировать их с помощью карточек - символов на доске.
2. Научить детей рассказывать о воздухе с помощью карточек - символов.
Задачи образовательной области «Физическое развитие» :
1. Укреплять мышцы дыхательной системы, носоглотки и верхних дыхательных путей, путём выполнения упражнений дыхательной гимнастики.
Задачи образовательной области «Социально - коммуникативное развитие» :
1. Содействовать развитию эмоциональной отзывчивости.
2. Воспитание культуры поведения и общения.
Интеграция образовательных областей :
Познавательное, социально-коммуникативное, речевое, физическое развитие.
Мотивация: Найти ответ проблемной ситуации, помочь кукле Незнайке, узнать секреты воздуха.
Игровая сюжетная линия: общение с куклой Незнайкой.
Материал и оборудование: полиэтиленовые пакеты, трубочки, стаканы с водой, бумажные кораблики, бутылки с песком, маленькие игрушки, тазики с с водой, карточки-символы, халаты.
Методы, приёмы, формы:
Словесные: беседа, рассказ, объяснение, вопросы (основные, вспомогательные, поисковые, пояснения, педагогическая оценка.
Наглядные : показ способа действий, карточки – символы.
Практические: опыты и эксперименты.
Игровые: игровая ситуация, проблема.
Виды деятельности : познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая, продуктивная.
Ход занятия:
Дети сидят в группе на ковре.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! К нам в гости должен придти герой вашего любимого мультфильма (стук в дверь).
Ой, кто-то стучит.
Ребята, вы узнали кто это?
Ответы детей : Незнайка.
Воспитатель: (держит в руках куклу Незнайку) (говорит от имени Незнайки) Незнайка! Почему ты такой грустный? Что у тебя в руках?
Незнайка: Я расскажу. Я увлёкся путешествиями, прочитал много книг о странах. Хотел для своих друзей из Солнечного города сделать подарок – отправиться с ними в путешествие на воздушном шаре. Взял воздушный шар, надул, но не взлетел. Думаю, я тяжёлый, не поднимает меня один шарик. Надул 2-ой. снова не поднялся в небо. Взял, надул шар и просто его отпустил, но он не улетел. Что такое? Почему?
Воспитатель: Ребята, поможем Незнайке разобраться, как поднять шар в небо, чтобы отправиться в путешествие?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда давайте вместе с Незнайкой отправимся в нашу лабораторию, проведём несколько экспериментов, чтобы узнать свойства воздуха и понять, как воздушный шар поднимает людей в небо.
Давайте станем в круг и возьмемся за руки, произнесем наш девиз.
Незнайка, а ты смотри и все запоминай.
(речёвка, дети шагают по кругу и повторяют слова)
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научиться наблюдать,
Будем вместе развивать качество – внимательность,
А поможет всё узнать
Наша наблюдательность!
Воспитатель: Для работы в нашей лаборатории нам необходимо вспомнить правила.
Незнайка, будь внимателен и запоминай!
Давайте подойдем к доске.
Становитесь полукругом.
(повторяем правила по плакату).
Что можно делать, исследуя вещества в лаборатории?
Рассказываем по цепочке начиная с. (одного края)
(думать, слушать, смотреть, с осторожностью трогать, с осторожностью нюхать)
Правильно! Молодцы!
Что в лаборатории категорически запрещено?
Рассказывайте по цепочке, начиная с. (с другого края)
(пробовать на вкус, ломать, кричать и громко разговаривать)
Молодцы! Незнайка, ты запомнил?
Незнайка: Да.
Воспитатель: Давайте наденем халаты. (Надеваем халаты, лежащие на столе перед зоной лаборатории)
Воспитатель: Незнайка, дети, пойдемте со мной. Становитесь вокруг стола.
1. Эксперимент: «Обнаружение воздуха»
Воспитатель: На столе перед вами лежат мешочки.
Возьмите их.
Мешочки пустые или полные?
Дети: Пустые.
Воспитатель: Наполните их. Можете взять игрушки из коробки. (Дети наполняют мешки игрушками).
Воспитатель: Мешочки пустые или полные?
Дети: Полные.
Воспитатель: Вы видите, чем они наполнены? Незнайка, а ты видишь?
Дети: Да видим, игрушками.
Незнайка: Да.
Воспитатель: Сложите игрушки обратно в коробку.
Расширьте края мешочка, как я (показывает).
A теперь возьмите верхнюю часть мешочка в кулак. Вот так (показывает).
Что стало с мешочком?
Дети: Он раздулся.
Воспитатель: Значит, мешочек не пустой, a…. (полный).
Хорошо! Молодцы!
Чем он наполнен?
Что его заполняет? (воздух).
Вы его видите? (нет)
Значит, воздух какой?
Дети: Невидимый…
Воспитатель: Правильно.
Незнайка: Здорово, а я и не знал, что воздух можно потрогать через мешочек.
Воспитатель: Друзья, давайте «карточками- символами» будем обозначать все, что мы узнаем о воздухе.
Обозначим воздух вот этим символом (показывает карточку).
Артем, закрепи его на доске.
Воздух занимает все пространство вокруг нас, он в нас, мы им дышим.
2. Эксперимент «Выдыхаем воздух»
Незнайка: А как же увидеть, что воздух в нас?
Воспитатель: Давайте сядем вот за этот стол (показывает на стол).
Воспитатель: Возьмите каждый по 1-ой трубочке, опустите в стакан с водой. Вдохните и медленно выдыхайте в трубочку.
Что вы видите?
Что происходит в стакане?
Дети: В стакане появились пузырьки.
Воспитатель: Как вы думаете, что это за пузырьки? Незнайка, ты тоже подумай…
Дети: Ответы.
Воспитатель: Это выдыхаемый нами воздух. Воздух содержит много веществ, полезных для сердца, головного мозга и других органов человека.
Ребята, скажите, а мы вдыхаем и выдыхаем воздух, мы его видим? (нет).
Значит, какой воздух?
Дети: Он невидимый.
Давайте обозначим карточкой – символом (показывает карточку, что воздух невидимый.
Илья, закрепи символ на доске.
3. Эксперимент «Воздух может перемещать предметы».
Воспитатель: Дети, Незнайка, давайте перейдем вот на эти стулья (показывает куда пройти)
Скажите, воздух может двигаться? (ответы детей)
Давайте проверим?
Воспитатель: Поднесите ладони к лицу (делает вместе с детьми, показывает, как поднести руки к лицу, подуйте на ладони, можно дуть сильнее или слабее.
Что вы ощущаете?
Ответы детей : Ветерок.
Воспитатель: Правильно!
Незнайка: Друзья, скажите, а воздух может передвигать предметы?
Воспитатель: Давайте посмотрим? И ты, Незнайка, смотри.
Берите кораблики, которые вы делали на прошлом занятии. (Подносит коробку с корабликами)
Мальчики опустят свои кораблики на воду в синий таз, а девочки в красный, подуйте на кораблики (дети дуют)
Что происходит с корабликами?
Ответы детей : Они плывут
Воспитатель:
Что их перемещает?
Ответы детей : Воздух, ветер.
Педагог:
Правильно. Молодцы!
Садитесь на стулья. Я раздам вам бутылочки с песком. Представьте, что песок в банке - это ваша личная пустыня. Подуйте в бутылку, через трубочку несильно, но довольно долго (дети выполняют)
Что происходит с песком?
Ответы детей : Он перемещается, летает.
Воспитатель:
Молодцы! Правильно.
Что поднимает песок?
Ответы детей : Ветер.
Педагог:
Правильно! Поставьте бутылочки на стол. Садитесь.
Это были маленькие колебания воздуха (лёгкие).
В природе такое ощутимое движение воздуха называется – ветер.
Посмотрите на монитор. И ты, Незнайка, смотри.
Слайд 1 «Дерево, гнущееся от ветра»
Люди научились использовать ветер.
Слайд 2 «Ветряная мельница». Что это? (ответы). Как на мельнице используют ветер? (рассказы детей).
Молодцы!
Слайд 3 «Парусник». Что это? (ответы). Как на паруснике используется ветер?
Молодцы!
Но иногда ветер бывает слишком сильным и приносит много бед. Посмотрите, этот ветер называется ураган.
Слайд 4 «С ураганом»
Он сметает все на своем пути, дoма, деревья, после такого ветра остается развалины.
Давaйте обозначим карточкой-символом (показывает карточку, что воздух (ветер) передвигает предметы.
Даниил, закрепи карточку на доске.
Динамическая пауза – игра «Ветерок»
Педагог: Дети, я предлагаю поиграть. Игра называется «Ветерок». А ты, Незнайка, посмотри, кaк дети отдохнут минутку.
Выходите на ковёр, берите ленты (разноцветные ленты лежат на столике…
Вы будете изображать тихий ласковый тёплый ветерок, который будет играть с лентой. Музыка будет вам помогать подбирать интересные разнообразные движения.
Слайд 5 с музыкой и анимацией (Звучит музыка, дети двигаются с лентaми. Музыка становится всё тише и тише, и замолкает).
Все молодцы, очень красивo изображали ветерок. Кладите ленты на стол.
Садитесь на стулья, около монитора.
4. Эксперимент «Надувание воздушного шара тёплым воздухом».
Незнайка: Я уже понял, что воздух есть, он вокруг нас и в нас, он поднимает предметы, может он поднимет мой шар.
Воспитатель: Незнайка, давай свой шарик (педагог забирает шарик). (Подносит стол с атрибутами для опыта)
На холодную пластиковую бутылку я надену этот шарик, налью в таз горячей воды и опущу в таз бутылку.
Что происходит с шариком? (он надувается).
Как вы думаете, почему шарик надулся?
Ответы детей.
Воспитатель: Это происходит потому, что воздух, который был в бутылке, нагрелся и стал легче. А тёплый воздух, легче холодного и расширяясь, он поднимается вверх.
Незнайка, давай с тобой нарисуем стрелками на карточке –символе движение воздуха, синий стрелкой, движение холодного воздуха, а красной стрелкой движение теплого воздуха.
Незнайка: Я не понял. Друзья, помогите.
Воспитатель: Дети куда поднимется теплый воздух при нагревании? (вверх)
Носик красной стрелочки куда будет смотреть? (Вверх)
А где будет находиться холодный воздух?
Куда будет направлен носик синей стрелочки? (вниз)
Молодцы! Спасибо, ребята.
Зная это свойства воздуха, человек, создал летательный аппарат – воздушный шар. Это большая сфера, наполненная подогретым воздухом, поднимается высоко в небо и способна выдерживать вес нескольких человек.
Слайд 6 «Шар на слайд».
Воспитатель: Незнайка, так должен выглядеть шар, на котором ты сможешь отправиться с друзьями в путешествие.
Я помогу прикрепить карточку –символ на доску.
Ребята, давайте подойдем к доске на ковер. Становитесь полукругом.
О каких свойствах воздуха вы сегодня узнали, расскажите по символам –карточкам (воздух есть, воздух невидимый, воздух в нас, вокруг нас, воздух передвигает предметы, теплый воздух легче холодного и понимается вверх)
Молодцы дети! Запоминай, Незнайка!
А теперь пора возвращаться в группу.
Давайте станем в круг и возьмемся за руки, произнесем наш девиз.
Незнайка, запоминай с нами.
(речёвка, дети шагают по кругу и повторяют слова)
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научиться наблюдать,
Будем вместе развивать качество – внимательность,
А поможет всё узнать
Наша наблюдательность!
Снимайте халаты.
Воспитатель: Незнайка, понравилось тебе проводить эксперименты с детьми?
Незнайка: Спасибо, друзья. Мне понравилась ваша лаборатория. Я узнал много нового, многому научился. Теперь я смогу отправиться со своими друзьями в путешествие на воздушном шаре. Ура!
Воспитатель: Спасибо, Незнайка, что обратился к нам за помощью, если у тебя снова появятся вопросы, затруднения, дети с радостью тебе помогут.
Незнайка: Спасибо! До свиданья, друзья! (уходит).
Воспитатель и дети: До свиданья, Незнайка.
Воспитатель: Дети, понравилось вам наше занятие? Кому мы сегодня помогли? Чем запомнилось наше занятие? Что нового мы узнали сегодня?
Воспитатель благодарит детей за интересное занятие и гостей.