Получи документы

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшего возраста на тему «Воздух»

Анна Назарикова
Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшего возраста на тему «Воздух»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: создание условий для формирования первичных элементарных представлений детей о воздухе через познавательно-исследовательскую, экспериментальную и игровую деятельность.

Задачи образовательной области «Познавательное развитие» :

1. Развивать познавательную активность в процессе элементарного экспериментирования.

Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшего возраста на тему „Воздух“» размещена в разделах

2. Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами, (прозрачный, невидимый, теплый воздух легче холодного, воздух передвигает предметы, воздух во круг нас, в нас, воздухом дышим,способами обнаружения в окружающей обстановке, ролью в жизни человека.

3. Развивать у детей умение решать вопросы познавательного характера и проблемные ситуации в рамках темы.

Задачи образовательной области «Речевое развитие» :

1. Научить детей делать несложные выводы в ходе наблюдений и экспериментирования, фиксировать их с помощью карточек - символов на доске.

2. Научить детей рассказывать о воздухе с помощью карточек - символов.

Задачи образовательной области «Физическое развитие» :

1. Укреплять мышцы дыхательной системы, носоглотки и верхних дыхательных путей, путём выполнения упражнений дыхательной гимнастики.

Задачи образовательной области «Социально - коммуникативное развитие» :

1. Содействовать развитию эмоциональной отзывчивости.

2. Воспитание культуры поведения и общения.

Интеграция образовательных областей :

Познавательное, социально-коммуникативное, речевое, физическое развитие.

Мотивация: Найти ответ проблемной ситуации, помочь кукле Незнайке, узнать секреты воздуха.

Игровая сюжетная линия: общение с куклой Незнайкой.

Материал и оборудование: полиэтиленовые пакеты, трубочки, стаканы с водой, бумажные кораблики, бутылки с песком, маленькие игрушки, тазики с с водой, карточки-символы, халаты.

Методы, приёмы, формы:

Словесные: беседа, рассказ, объяснение, вопросы (основные, вспомогательные, поисковые, пояснения, педагогическая оценка.

Наглядные : показ способа действий, карточки – символы.

Практические: опыты и эксперименты.

Игровые: игровая ситуация, проблема.

Виды деятельности : познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая, продуктивная.

Ход занятия:

Дети сидят в группе на ковре.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! К нам в гости должен придти герой вашего любимого мультфильма (стук в дверь).

Ой, кто-то стучит.

Ребята, вы узнали кто это?

Ответы детей : Незнайка.

Воспитатель: (держит в руках куклу Незнайку) (говорит от имени Незнайки) Незнайка! Почему ты такой грустный? Что у тебя в руках?

Незнайка: Я расскажу. Я увлёкся путешествиями, прочитал много книг о странах. Хотел для своих друзей из Солнечного города сделать подарок – отправиться с ними в путешествие на воздушном шаре. Взял воздушный шар, надул, но не взлетел. Думаю, я тяжёлый, не поднимает меня один шарик. Надул 2-ой. снова не поднялся в небо. Взял, надул шар и просто его отпустил, но он не улетел. Что такое? Почему?

Воспитатель: Ребята, поможем Незнайке разобраться, как поднять шар в небо, чтобы отправиться в путешествие?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда давайте вместе с Незнайкой отправимся в нашу лабораторию, проведём несколько экспериментов, чтобы узнать свойства воздуха и понять, как воздушный шар поднимает людей в небо.

Давайте станем в круг и возьмемся за руки, произнесем наш девиз.

Незнайка, а ты смотри и все запоминай.

(речёвка, дети шагают по кругу и повторяют слова)

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать,

Научиться наблюдать,

Будем вместе развивать качество – внимательность,

А поможет всё узнать

Наша наблюдательность!

Воспитатель: Для работы в нашей лаборатории нам необходимо вспомнить правила.

Незнайка, будь внимателен и запоминай!

Давайте подойдем к доске.

Становитесь полукругом.

(повторяем правила по плакату).

Что можно делать, исследуя вещества в лаборатории?

Рассказываем по цепочке начиная с. (одного края)

(думать, слушать, смотреть, с осторожностью трогать, с осторожностью нюхать)

Правильно! Молодцы!

Что в лаборатории категорически запрещено?

Рассказывайте по цепочке, начиная с. (с другого края)

(пробовать на вкус, ломать, кричать и громко разговаривать)

Молодцы! Незнайка, ты запомнил?

Незнайка: Да.

Воспитатель: Давайте наденем халаты. (Надеваем халаты, лежащие на столе перед зоной лаборатории)

Воспитатель: Незнайка, дети, пойдемте со мной. Становитесь вокруг стола.

1. Эксперимент: «Обнаружение воздуха»

Воспитатель: На столе перед вами лежат мешочки.

Возьмите их.

Мешочки пустые или полные?

Дети: Пустые.

Воспитатель: Наполните их. Можете взять игрушки из коробки. (Дети наполняют мешки игрушками).

Воспитатель: Мешочки пустые или полные?

Дети: Полные.

Воспитатель: Вы видите, чем они наполнены? Незнайка, а ты видишь?

Дети: Да видим, игрушками.

Незнайка: Да.

Воспитатель: Сложите игрушки обратно в коробку.

Расширьте края мешочка, как я (показывает).

A теперь возьмите верхнюю часть мешочка в кулак. Вот так (показывает).

Что стало с мешочком?

Дети: Он раздулся.

Воспитатель: Значит, мешочек не пустой, a…. (полный).

Хорошо! Молодцы!

Чем он наполнен?

Что его заполняет? (воздух).

Вы его видите? (нет)

Значит, воздух какой?

Дети: Невидимый…

Воспитатель: Правильно.

Незнайка: Здорово, а я и не знал, что воздух можно потрогать через мешочек.

Воспитатель: Друзья, давайте «карточками- символами» будем обозначать все, что мы узнаем о воздухе.

Обозначим воздух вот этим символом (показывает карточку).

Артем, закрепи его на доске.

Воздух занимает все пространство вокруг нас, он в нас, мы им дышим.

2. Эксперимент «Выдыхаем воздух»

Незнайка: А как же увидеть, что воздух в нас?

Воспитатель: Давайте сядем вот за этот стол (показывает на стол).

Воспитатель: Возьмите каждый по 1-ой трубочке, опустите в стакан с водой. Вдохните и медленно выдыхайте в трубочку.

Что вы видите?

Что происходит в стакане?

Дети: В стакане появились пузырьки.

Воспитатель: Как вы думаете, что это за пузырьки? Незнайка, ты тоже подумай…

Дети: Ответы.

Воспитатель: Это выдыхаемый нами воздух. Воздух содержит много веществ, полезных для сердца, головного мозга и других органов человека.

Ребята, скажите, а мы вдыхаем и выдыхаем воздух, мы его видим? (нет).

Значит, какой воздух?

Дети: Он невидимый.

Давайте обозначим карточкой – символом (показывает карточку, что воздух невидимый.

Илья, закрепи символ на доске.

3. Эксперимент «Воздух может перемещать предметы».

Воспитатель: Дети, Незнайка, давайте перейдем вот на эти стулья (показывает куда пройти)

Скажите, воздух может двигаться? (ответы детей)

Давайте проверим?

Воспитатель: Поднесите ладони к лицу (делает вместе с детьми, показывает, как поднести руки к лицу, подуйте на ладони, можно дуть сильнее или слабее.

Что вы ощущаете?

Ответы детей : Ветерок.

Воспитатель: Правильно!

Незнайка: Друзья, скажите, а воздух может передвигать предметы?

Воспитатель: Давайте посмотрим? И ты, Незнайка, смотри.

Берите кораблики, которые вы делали на прошлом занятии. (Подносит коробку с корабликами)

Мальчики опустят свои кораблики на воду в синий таз, а девочки в красный, подуйте на кораблики (дети дуют)

Что происходит с корабликами?

Ответы детей : Они плывут

Воспитатель:

Что их перемещает?

Ответы детей : Воздух, ветер.

Педагог:

Правильно. Молодцы!

Садитесь на стулья. Я раздам вам бутылочки с песком. Представьте, что песок в банке - это ваша личная пустыня. Подуйте в бутылку, через трубочку несильно, но довольно долго (дети выполняют)

Что происходит с песком?

Ответы детей : Он перемещается, летает.

Воспитатель:

Молодцы! Правильно.

Что поднимает песок?

Ответы детей : Ветер.

Педагог:

Правильно! Поставьте бутылочки на стол. Садитесь.

Это были маленькие колебания воздуха (лёгкие).

В природе такое ощутимое движение воздуха называется – ветер.

Посмотрите на монитор. И ты, Незнайка, смотри.

Слайд 1 «Дерево, гнущееся от ветра»

Люди научились использовать ветер.

Слайд 2 «Ветряная мельница». Что это? (ответы). Как на мельнице используют ветер? (рассказы детей).

Молодцы!

Слайд 3 «Парусник». Что это? (ответы). Как на паруснике используется ветер?

Молодцы!

Но иногда ветер бывает слишком сильным и приносит много бед. Посмотрите, этот ветер называется ураган.

Слайд 4 «С ураганом»

Он сметает все на своем пути, дoма, деревья, после такого ветра остается развалины.

Давaйте обозначим карточкой-символом (показывает карточку, что воздух (ветер) передвигает предметы.

Даниил, закрепи карточку на доске.

Динамическая пауза – игра «Ветерок»

Педагог: Дети, я предлагаю поиграть. Игра называется «Ветерок». А ты, Незнайка, посмотри, кaк дети отдохнут минутку.

Выходите на ковёр, берите ленты (разноцветные ленты лежат на столике…

Вы будете изображать тихий ласковый тёплый ветерок, который будет играть с лентой. Музыка будет вам помогать подбирать интересные разнообразные движения.

Слайд 5 с музыкой и анимацией (Звучит музыка, дети двигаются с лентaми. Музыка становится всё тише и тише, и замолкает).

Все молодцы, очень красивo изображали ветерок. Кладите ленты на стол.

Садитесь на стулья, около монитора.

4. Эксперимент «Надувание воздушного шара тёплым воздухом».

Незнайка: Я уже понял, что воздух есть, он вокруг нас и в нас, он поднимает предметы, может он поднимет мой шар.

Воспитатель: Незнайка, давай свой шарик (педагог забирает шарик). (Подносит стол с атрибутами для опыта)

На холодную пластиковую бутылку я надену этот шарик, налью в таз горячей воды и опущу в таз бутылку.

Что происходит с шариком? (он надувается).

Как вы думаете, почему шарик надулся?

Ответы детей.

Воспитатель: Это происходит потому, что воздух, который был в бутылке, нагрелся и стал легче. А тёплый воздух, легче холодного и расширяясь, он поднимается вверх.

Незнайка, давай с тобой нарисуем стрелками на карточке –символе движение воздуха, синий стрелкой, движение холодного воздуха, а красной стрелкой движение теплого воздуха.

Незнайка: Я не понял. Друзья, помогите.

Воспитатель: Дети куда поднимется теплый воздух при нагревании? (вверх)

Носик красной стрелочки куда будет смотреть? (Вверх)

А где будет находиться холодный воздух?

Куда будет направлен носик синей стрелочки? (вниз)

Молодцы! Спасибо, ребята.

Зная это свойства воздуха, человек, создал летательный аппарат – воздушный шар. Это большая сфера, наполненная подогретым воздухом, поднимается высоко в небо и способна выдерживать вес нескольких человек.

Слайд 6 «Шар на слайд».

Воспитатель: Незнайка, так должен выглядеть шар, на котором ты сможешь отправиться с друзьями в путешествие.

Я помогу прикрепить карточку –символ на доску.

Ребята, давайте подойдем к доске на ковер. Становитесь полукругом.

О каких свойствах воздуха вы сегодня узнали, расскажите по символам –карточкам (воздух есть, воздух невидимый, воздух в нас, вокруг нас, воздух передвигает предметы, теплый воздух легче холодного и понимается вверх)

Молодцы дети! Запоминай, Незнайка!

А теперь пора возвращаться в группу.

Давайте станем в круг и возьмемся за руки, произнесем наш девиз.

Незнайка, запоминай с нами.

(речёвка, дети шагают по кругу и повторяют слова)

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать,

Научиться наблюдать,

Будем вместе развивать качество – внимательность,

А поможет всё узнать

Наша наблюдательность!

Снимайте халаты.

Воспитатель: Незнайка, понравилось тебе проводить эксперименты с детьми?

Незнайка: Спасибо, друзья. Мне понравилась ваша лаборатория. Я узнал много нового, многому научился. Теперь я смогу отправиться со своими друзьями в путешествие на воздушном шаре. Ура!

Воспитатель: Спасибо, Незнайка, что обратился к нам за помощью, если у тебя снова появятся вопросы, затруднения, дети с радостью тебе помогут.

Незнайка: Спасибо! До свиданья, друзья! (уходит).

Воспитатель и дети: До свиданья, Незнайка.

Воспитатель: Дети, понравилось вам наше занятие? Кому мы сегодня помогли? Чем запомнилось наше занятие? Что нового мы узнали сегодня?

Воспитатель благодарит детей за интересное занятие и гостей.

Публикации по теме:

Конспект непосредственной образовательной деятельности детей раннего дошкольного возраста «Большой и маленькие мячики» Конспект НОД детей раннего дошкольного возраста (1,5 - 2 года) Воспитатель: Захарова Ольга ВалерьевнаТема: «Большой и маленькие мячики».

Конспект непосредственной образовательной деятельности детей в старшей группе на тему «Урожай» Цель: Закрепить количественный и порядковый счёт в пределах 5. Состав числа 5. Задачи: Закрепить количественный и порядковый счёт в пределах.

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей дошкольного возраста «Свойства воды» Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей дошкольного возраста Тема: «Свойства воды» Цель: развитие познавательной.

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей среднего дошкольного возраста «Зимняя сказка» Цель: Учить детей передавать в рисунке образ зимнего дерева, упорядочить накопленные детьми знания и представления о зиме. Задачи: I.1.

Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему «Ознакомление с гражданской символикой» для детей 6–7 лет Конспект занятия по ознакомлению с гражданской символикой. Интеграция образовательных областей: «познавательное развитие», «коммуникация»,.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по рисованию на тему «Осенний листопад» Конспект непосредственной образовательной деятельности по изобразительной деятельности (рисование) на тему: Осенний листопад Тема: Осенний.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по математическому развитию детей среднего дошкольного возраста. Конспект непосредственной образовательной деятельности по математическому развитию детей среднего дошкольного возраста. ГБДОУ детский сад.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по рисованию для детей второй младшей группы на тему «Светофор»Конспект непосредственной образовательной деятельности по рисованию для детей второй младшей группы на тему «Светофор» Цель: изучение сигналов светофора Задачи: - учить различать и называть красный, жёлтый, зелёный сигналы светофора; - учить правильным приёмам.

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе на тему «Весна» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка - детский сад «Золушка» КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО.

План-конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Светлая Пасха» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшего возраста на тему «Воздух»
Опубликовано: 3 февраля 2019 в 20:11
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшего возраста на тему «Воздух»» (включая файлы) размещена пользователем Анна Назарикова (УИ 1301380) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД