Галина Уварова
Проект «Воспитание маленького уваровца — большого гражданина России»
▼ Скачать + Заказать документы
«Человеку никак нельзя жить без Родины,
как нельзя жить без сердца».
К. Паустовский
Актуальность темы
Родина, Отечество. … В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
Публикация «Проект „Воспитание маленького уваровца — большого гражданина России“» размещена в разделах
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Родина, Россия. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» август 2019
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания : идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Поэт Симонов в стихотворении «Родина» пишет:
«Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал»
И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.
Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие закона РФ «Об образовании» произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.
Основные задачи нравственно-патриотического воспитания в системе образования:
• обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
• воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества;
• формирование мира и межличностных отношений и т. д.
Из национальной доктрины образования в РФ
Результаты подготовительного этапа показали, необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с историей родного края, его особенностями. На мой взгляд, решением данной проблемы стала реализация проекта : «Воспитание маленького уваровца – большого гражданина России».
Я считаю, что метод проекта позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.
Цель проекта :
Воспитание гражданских чувств, чувства любви к Родине, родному краю; развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию, речевому планированию, логическим операциям.
Задачи проекта :
• Дать знания детям о родном городе: история, символика, достопримечательности, промышленные объекты, их вред и польза, экологическая ситуация в городе.
• Познакомить с именами тех, кто основал и прославил город.
• Расширить знания детей о флоре и фауне Тамбовского края.
• Воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.
• Познакомить с культурой и традициями Тамбовского края.
• Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.
Предполагаемый результат:
• активное участие детей в выставках, конкурсах, спортивно-патриотических мероприятиях, дискуссиях, других видах деятельности.
• Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь.
• Освоение доступных знаний об истории родного Отечества.
• Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми.
• Проявление внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, оказание посильной помощи.
Гипотеза:
Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному городу, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил город, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.
Направления проектной деятельности :
Информационный блок: Переработка теоретических материалов, написание познавательных рассказов
Технологический блок: Разработка конспектов занятий с использованием развивающего обучения
Организационный блок: Создание предметно – развивающей среды
Вид проекта : познавательный, групповой.
Участники: дети подготовительной к школе группы «Почемучки», родители воспитанников, педагоги группы, музыкальный руководитель.
Сроки реализации: май – ноябрь 2018г.
Обеспечение проектной деятельности :
Методическое:
1. Е. С. Евдокимова «Проектирование модели гражданского воспитания в ДОУ». //Управление ДОУ - 2002 - №6.
2. И. В. Штанько «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста». // Управление ДОУ -2004 - № 4.
3. Л. Н. Коротовских «Методическое сопровождение краеведения в ДОУ».// Управление ДОУ- 2006 - № 8.
4. Т. И. Доможакова «Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста». //Управление ДОУ - 2006 - № 8.
5. М. Д. Маханева «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников». //Управление ДОУ- 2005 -№1.
6. Н. Г. Комратова, Л. Ф. Грибова «Моя малая Родина». //Управление ДОУ- 2005 -№1.
7. И. В. Жирякова «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику». //Управление ДОУ- 2008 -№ 4.
8. З. А. Ершова, Н. А. Краскина «Никто не забыт, ничто не забыто…»
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта :
подбор исторической литературы;
подбор произведений русского народного творчества;
подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки);
подготовка разного вида бросового материала;
подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности;
дидактические игры;
выставки книг, рисунков, поделок;
создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление групповой комнаты, музыкального зала).
Этапы проведения и реализации проекта :
I. Информационно-накопительный:
Изучение интереса детей для определения целей проекта.
Сбор и анализ литературы для взрослых и детей.
Обращение к специалистам.
II. Организационно-практический этап:
Проведение цикла познавательных занятий на темы: «Уварово – Тамбовщины вишневая столица!», «Моя город – моя Россия!»», «Край родной, земля тамбовская!»
Оформление фотоальбомов «Достопримечательности города Уварово», «Красная книга Тамбовской области», «Птицы нашего края»
Лепка «Животные и птицы Тамбовского края»
Экскурсии и фотоэкскурсии по городу
Разучивание стихов, песен о родном городе.
Оформление уголка краеведения в русских традициях
Оформление стенда «Есть на карте тамбовской Уварово…»
Данный проект предполагает, что включение родителей в единый с педагогом процесс воспитания у детей дошкольного возраста любви к малой Родине создаст предпосылки эффективной работы с детьми нашей группы по данной проблеме. Чтобы помочь родителям приобрести новые знания в области истории родного края, запланированы следующие мероприятия:
Консультация для родителей «Воспитание у детей любви к родному краю»
Оформление фотоальбома «Земляки-уваровцы – Герои Советского Союза»
Вернисаж рисунков родителей и детей «Наш город – наш дом!»
Совместная экскурсия в краеведческий музей г. Уварово
Конкурс семейного творчества «Военная техника», посвященный 73-ой годовщине победы в ВОВ
Изготовление группового Ковра мира к 73-ой годовщине победы в ВОВ
Конкурс поделок семейного творчества «Вишневый калейдоскоп» в честь празднования 52-летия г. Уварово
III. Презентационно – завершающий этап
Надеюсь, что проводимая работа поможет детям испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, городу, краю; испытывать гордость и уважение за свою нацию, русскую культуру, язык, традиции, гордиться своим народом, его достижениями, научит любоваться природой, бережно относиться к ней. И своё выступление мне хочется закончить словами нашего поэта-земляка Ю. Иващенко:
«Верю, что возродится с державою
Город мой на Вороне-реке.
Вы любите, любите Уварово
И скучайте о нем вдалеке».