Ольга Гуляк
Проект «Воспитание любви к Родине средствами литературно-художественного наследия России»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки? Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя как личность любящую свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой. Русские народные танцы, в которых дети черпают русские нравы, обычаи; русский дух свободы творчества в русской пляске, или устный народный фольклор: считалки, стихи, потешки, прибаутки; пусть это будут народные игры, в которые дети очень любят играть.
Публикация «Проект „Воспитание любви к Родине средствами литературно-художественного наследия России“» размещена в разделах
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты
- Родина, Россия. Проекты
- Темочки
К. Д. Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…» именно поэтому наши интересы обратились к нравственным ценностям, к национальной культуре нашего народа.
С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности.
Цель и задачи проекта :
• Создать систему работы, по приобщению детей к истокам русской народной культуры, через русские народные сказки, потешки и подвижные игры. прививать детям правила безопасного поведения на примере сказок.
• Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс, путём ознакомления их с русскими народными подвижными играми, с календарными праздниками их обычаями и традициями.
• Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми.
• Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм и т. д.
• В воспитательно-образовательном процессе использовать все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы, так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
• Знакомство детей с народными праздниками и традициями, народными играми.
Методический проект на доступном детям уровне знакомит детей со всеми видами русского народного фольклора, народными играми, народным календарем, способствует развитию познавательных способностей у детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам, интерес к самобытной русской культуре.
Вид проекта : познавательно-игровой.
Продолжительность проекта : долгосрочный.
Срок реализации проекта : 7 месяцев.
Участники проекта : дети, родители и воспитатели второй младшей группы, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.
Форма работы: игровая, познавательная, продуктивная, работа с родителями.
Проблема: недостаточные знания у детей русских народных сказок, русского национального фольклора, русских народных игр.
Предмет изучения: формирование основ любви к Родине средствами литературно-художественного наследия России.
Возможные риски проекта : усвоение материала зависит от индивидуальных особенностей детей.
Гипотеза:
если детей с ранних лет знакомить с литературно-художественным наследием России, то у детей начнёт формироваться знание и понимание русских обычаев и традиций, знание русской культуры; сказки будут способствовать формированию у детей нравственных качеств.
Предполагаемый результат:
• Дети познакомятся со многими русскими народными сказками, будут знать их содержание, у детей начнут формироваться нравственные качества: доброта, отзывчивость, взаимопомощь, умение сопереживать героям сказки, разделять их чувства; повысится доля детей с развитой речью, увеличится словарный запас;
• Научатся в играх – драматизациях, кукольных театрах, настольных театрах передавать образ героя, разовьется интерес к совместной театрализованной деятельности.
• Родители будут принимать в мероприятиях группы (конкурсы рисунков, поделок, пополнение развивающей среды и т. д.)
Проектная деятельность осуществляется через образовательные области:
• Социально-коммуникативное развитие
• Познавательное развитие
• Речевое развитие
• Художественно-эстетическое развитие
• Физическое развитие
Формы совместной деятельности
Проект представлен во всех формах совместной деятельности взрослого и ребёнка
Игровая - дидактические игры;
Двигательная - подвижные игры, прогулки, игровые упражнения, игры малой подвижности;
Коммуникативная –беседы, загадки, ситуативный разговор;
Познавательно-исследовательская – наблюдение, рассматривание иллюстраций, демонстрация фильмов;
Музыкально-художественная – слушание, исполнение ролей, развлечения, досуги, импровизация;
Восприятие художественной литературы – чтение произведений, обсуждение, разучивание;
Продуктивная – рисование, лепка, аппликация.
Содержание практической деятельности:
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА :
1 этап - подготовительный
• составление плана работы.
• изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
• создание необходимых условий для реализации проекта;
• обсуждение цели и задач с родителями;
• составление анкеты для родителей для выявления их знаний о народном творчестве, о значении привития знаний их детям.
• разработать цикл занятий, мероприятий, развлечений, игр-имитаций по теме проекта;
• составить картотеки: русских народных хороводных, малоподвижных, подвижных игр; сказок, потешек, песен, колыбельных, закличек.
• создание уголка народного декоративно-прикладного искусства, с целью приобщения детей к народной культуре, народному искусству.
2 этап – основной
Внедрение в воспитательно образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний у дошкольников о литературно-художественном наследии России.
3 этап – заключительный
• выставка рисунков «Мой любимый сказочный герой»;
• инсценировка сказки «Репка» для просмотра детьми второй младшей группы;
• анализ полученных результатов.
• работа с родителями : совместный спортивный досуг детей и родителей младшей группы «Путешествие вместе с героями народных сказок»
• консультации по теме проекта : «Роль сказки в развитии и воспитании ребёнка», «Русские народные календарные игры»; «Роль музыкального фольклора в жизни детей раннего возраста»;
• родительское собрание на тему : «Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к национальной культуре»
(консультация);
Методы и приёмы, используемые на проекте :
Наглядный метод: демонстрация и иллюстрация картин, показ способов действий.
Словесный метод: коллективное чтение, заучивание наизусть с детьми младшего возраста потешек.
Игровой метод: игры-драматизации, игры-инсценировки, дидактические игры, настольно-печатные игры.
1-й этап подготовительный
Направление и содержание работы
- Изучение литературы
Цель: пополнить знания о влиянии средств устного народного творчества на воспитание патриотических чувств детей;
- Работа с родителями.
Цель: донести до сведения родителей важность использования малых форм фольклора для воспитания патриотических чувств у детей (в течение учебного года).
Беседа с родителями по теме : «Роль сказки в развитии и воспитании ребёнка»
При помощи анкетирования выяснить мнение родителей, нужно ли использовать устное народное творчество в воспитании детей. (Приложение 2)
2-й этап основной
Содержание практической деятельности с детьми.
Перспективное планирование русских народных, хороводных, подвижных, малоподвижных игр (Приложение 3.)
Тематический план занятий (Приложение 4).
3-й этап заключительный
Работа с родителями
Реализация поставленных задач возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. Очень важно убедить родителей в значимости устного народного творчества как средства формирования ценностных личностных ориентиров, заручиться их поддержкой и помощью. Именно такое взаимодействие способствует приобщению родителей к проблемам детского сада, оказывает помощь в создании благоприятного микроклимата в семье, дает возможность для общения.
• Родительское собрание на тему : «Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к национальной культуре» (консультация)
• Консультации на тему: «Роль сказки в развитии и воспитании ребёнка», «Русские народные календарные игры»; «Роль музыкального фольклора в жизни детей раннего возраста»;
• совместный спортивный досуг детей и родителей младшей группы «Путешествие вместе с героями народных сказок»
• выставка творческих работ «В гостях у сказки»
Ожидаемые результаты:
Использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок.
Умеют играть в русские народные подвижные игры, используя считалки.
Знание сказок и сказочных героев, умение узнавать их в произведениях изобразительного искусства.
Вывод.
Проект ««Воспитание любви к Родине средствами литературно-художественного наследия России» позволяет решить проблему и реализовать поставленные задачи:
• у детей возрос интерес к чтению художественной литературы;
• дети познакомились с русским национальным фольклором: народными сказками, потешками, закличками; с подвижными и хороводными играми;
• дети научились распознавать сказочных героев по иллюстрациям;
• отображать прочитанное в творческих работах;
• увеличилось число родителей, читающих детям вслух;
• повысился уровень мотивации семейного чтения; чтение художественной литературы занимает одно из ведущих мест в семейном досуге;
• создание папки-накопителя сценариев мероприятий, проведенных в ходе реализации проекта, консультаций, советов и анкет для родителей;
Использование сказок в познавательной деятельности помогает эффективно решать проблему воспитания интереса к художественной литературе, развивать нравственно-эстетические чувства, формировать позицию гражданина, воспитывать волевые качества. В результате совместной деятельности (воспитатель, родители, дети) дети получили возможность расширить кругозор о сказках, их героях, научились сами сочинять сказки, сопереживать героям, находить пути выхода из трудных ситуаций. Групповая библиотечка пополнилась новыми книгами сказок. На выставку творческих работ «В гостях у сказки» приглашались воспитатели дошкольного учреждения.
Литература
1. М. Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М. : Айрис-пресс, 2003.
2. О. Л. Князева, М. Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ. : Детство-Пресс,2004.
3. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/Авт. сост. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маханева, О. Н,Корепанова и др. –СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
4. Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками по государственному образовательному стандарту: План-программа. Конспекты занятий. Сценарии праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Николаева С. Р., Катышева И. Б., Комбарова Г. Н., и др. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
5. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. красна изба…Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
6. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив: Пугачева Н. В., Есаулова Н. А., Потапова Н. Н. учебное пособие. – М. : Педагогическое общество России, 2005.
Приложение 1
Анкета для родителей
Приобщение детей к истокам русской культуры
1. Можете ли Вы рассказать ребё нку о традициях русского народа:
a) как жили наши предки? Да___ Нет___
b) какими занимались ремёслами? Да___ Нет___
в) как сеяли хлеб? Да___ Нет___
г) какую на Руси носили одежду? Да___ Нет___
2. Знаете ли Вы русские праздники
Да___ Нет___
3. Нужно ли ребёнку давать толкования старославянских слов?
Да___ Нет___
4. Нужно ли соблюдать обряды, традиции? Да___ Нет___
5. Необходимо ли сохранять уважение к предметам старины?
Да___ Нет___
6. Надо ли знать народные сказки и былины? Да___ Нет___
7. Должны ли рассказывать об истоках русской культуры в детском саду?
Да___ Нет___
8. Есть ли у Вас старинные вещи дедушек и прабабушек?
Да___ Нет___ Знает ли об этом малыш? Да___ Нет___
9. Какие народные игры Вам известны? ___
___
10. Играете ли Вы в них с ребёнком? Да___ Нет___
11. Ходите ли Вы в музеи (исторический, краеведческий?
Да___ Нет___
.
Приложение 2
Перспективный план (подвижные игры) II младшая группа
Месяц Вид игры Название игры
Сентябрь Подвижные Трамвай
Наседка и цыплята
Кто бросит дальше
Птички и птенчики
Малоподвижные Найди и промолчи
Хороводные Ходит Ваня
Народные Охотники и собаки
У медведя во бору
Октябрь Подвижные Воробушки и кот
Птички в гнездышках
Поймай комара
Попади в круг
Малоподвижные Найди свой цвет
Хороводные Мыши водят хоровод
Народные Летят не летят
Гуси – гуси
Ноябрь Подвижные Лохматый пес
С кочки на кочку
Поезд
Береги предмет
Малоподвижные Найди зайчонка
Хороводные Карусель
Народные Салки – догонялки
Утица
Декабрь Подвижные Бегите ко мне
Мыши и кот
Кролики
Птичка и птенчики
Малоподвижные Сбей кеглю
Хороводные Каравай
Народные Бабка Ежка
Птички
Январь Подвижные По ровненькой дорожке
Мыши в кладовой
Бегите к флажку
Воробушки и автомобиль
Малоподвижные Угадай, кто, как кричит
Хороводные Колпачок
Народные Лошадки
Жмурки
Февраль Подвижные Самолеты
Кто бросит дальше мешочек
Лохматый пес
Птички в гнездышках
Малоподвижные Угадай, кто позвал
Узнай по голосу
Хороводные Васька – кот
Народные Салки
Лошадки
Март Подвижные Наседка и цыплята
Попади в круг
Кто дальше бросит
Трамвай
Малоподвижные Найди свой домик
Хороводные Греет солнышко теплее
Народные Солнышко-ведрышко
Лиса в курятнике
Апрель Подвижные Солнышко и дождик
Самолеты
С кочки на кочку
Воробушки и автомобиль
Малоподвижные Найди и промолчи
Хороводные Веснянка
Народные Пчелы и ласточка
Гуси - гуси
Май Подвижные Цветные автомобили
Кегли
По ровненькой дорожке
Поезд
Малоподвижные Кто ушел
Хороводные Летал, летал воробей
Народные Пастух и стадо
Летят не летят
Приложение 3
Тематический план занятий II младшая группа
Вид деятельности Содержание
Подготовительный этап
Октябрь
Колыбельные Знакомство с колыбельной (люлькой, зыбкой) и колыбельными песнями «Ходит сон близ окон».
Сказка Знакомство со сказкой «Репка».
Загадки Знакомство с сундучком, в котором живут загадки. Загадывание загадок об овощах.
Беседа Знакомство детей с обитателем «избы» - котом Васькой.
Потешки Заучивание потешки «Как у нашего кота»
Дидактическое упражнение «Похвали котика».
Рисование «Как у котика усы»
ООД «Курочка Ряба»
Ноябрь
Беседа Знакомство детей с рукомойником.
Потешки Разучивание потешки «Водичка, водичка умой мое личико».
Сказка Знакомство со сказкой «Теремок».
Потешки Разучивание потешки «Идет коза рогатая».
Сказка Знакомство со сказкой «Волк и семеро козлят».
Сказка Знакомство со сказкой «Колобок».
Дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку».
Загадки Загадывание загадок о зиме, о зимней одежде. «Сундучок Деда Мороза»
Лепка «Колобок»
Рисование «Колобок покатился по дорожке»
ОООД Сказка «Репка»
ОООД Путешествие по сказке «Колобок»
Декабрь Сказка Знакомство со сказкой «Снегурочка и лиса».
Дидактическая игра «Кто позвал?» (угадывание по голосу)
Аппликация «Терем-теремок»
Физкультурный досуг «Волк и козлята»
Театрализованная деятельность «Теремок»
Январь «Пришла коляда – отворяй ворота» Знакомство детей с Рождеством.
Беседа «Фока воду кипятит и как зеркало блестит». Знакомство детей с самоваром.
ООД «Любимые сказки».
Дидактическая игра «Напоим куклу чаем».
Сказка Знакомство со сказкой «Три медведя»
Лепка Тарелочки для трёх медведей
Февраль
Сказка Знакомство со сказкой «Маша и медведь»
Потешки «Пошёл котик на Торжок».
Загадки Загадывание загадок о домашних животных.
Беседа Знакомство детей с масленицей. «Масленица дорогая - наша гостьюшка годовая»
Аппликация «Медведь»
Лепка «Пирожки для бабушки и дедушки»
Беседа «Моя любимая мама»
Театрализованная деятельность «Три медведя»
Март
Закличка Разучивание заклички «Весна, весна красная!»
«Петушок - золотой гребешок» Знакомство детей с новым персонажем – Петушком.
Потешка Разучивание потешки о петушке.
Сказка Знакомство со сказкой «Заюшкина избушка».
Пластилинография Зайчик и лиса
«Трень–брень, гусельки» Знакомство с русским народным инструментом – гуслями.
Совместный спортивный досуг детей и родителей «Путешествие вместе с героями народных сказок»
Апрель Сказка Знакомство со сказкой «Кот, лиса и петух»
Сказка «Курочка ряба»
Аппликация «Золотое яичко»
Потешка Разучивание потешки про солнышко. «Здравствуй, солнышко – колоколнышко!»
Театрализованная деятельность «В гостях у сказки «Репка»»
Май
«Сорока – белобока, кашу варила» Знакомство с предметами обихода – глиняным горшком
Аппликация Петушок-золотой гребешок
ООД «Путешествие по сказкам»