Приложение МААМ

Проект «Воспитание любви к Родине средствами литературно-художественного наследия России»

Ольга Гуляк
Проект «Воспитание любви к Родине средствами литературно-художественного наследия России»
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность

Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки? Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя как личность любящую свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой. Русские народные танцы, в которых дети черпают русские нравы, обычаи; русский дух свободы творчества в русской пляске, или устный народный фольклор: считалки, стихи, потешки, прибаутки; пусть это будут народные игры, в которые дети очень любят играть.

Публикация «Проект „Воспитание любви к Родине средствами литературно-художественного наследия России“» размещена в разделах

К. Д. Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…» именно поэтому наши интересы обратились к нравственным ценностям, к национальной культуре нашего народа.

С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности.

Цель и задачи проекта :

• Создать систему работы, по приобщению детей к истокам русской народной культуры, через русские народные сказки, потешки и подвижные игры. прививать детям правила безопасного поведения на примере сказок.

• Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс, путём ознакомления их с русскими народными подвижными играми, с календарными праздниками их обычаями и традициями.

• Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми.

Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм и т. д.

• В воспитательно-образовательном процессе использовать все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы, так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

• Знакомство детей с народными праздниками и традициями, народными играми.

Методический проект на доступном детям уровне знакомит детей со всеми видами русского народного фольклора, народными играми, народным календарем, способствует развитию познавательных способностей у детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам, интерес к самобытной русской культуре.

Вид проекта : познавательно-игровой.

Продолжительность проекта : долгосрочный.

Срок реализации проекта : 7 месяцев.

Участники проекта : дети, родители и воспитатели второй младшей группы, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.

Форма работы: игровая, познавательная, продуктивная, работа с родителями.

Проблема: недостаточные знания у детей русских народных сказок, русского национального фольклора, русских народных игр.

Предмет изучения: формирование основ любви к Родине средствами литературно-художественного наследия России.

Возможные риски проекта : усвоение материала зависит от индивидуальных особенностей детей.

Гипотеза:

если детей с ранних лет знакомить с литературно-художественным наследием России, то у детей начнёт формироваться знание и понимание русских обычаев и традиций, знание русской культуры; сказки будут способствовать формированию у детей нравственных качеств.

Предполагаемый результат:

• Дети познакомятся со многими русскими народными сказками, будут знать их содержание, у детей начнут формироваться нравственные качества: доброта, отзывчивость, взаимопомощь, умение сопереживать героям сказки, разделять их чувства; повысится доля детей с развитой речью, увеличится словарный запас;

• Научатся в играх – драматизациях, кукольных театрах, настольных театрах передавать образ героя, разовьется интерес к совместной театрализованной деятельности.

Родители будут принимать в мероприятиях группы (конкурсы рисунков, поделок, пополнение развивающей среды и т. д.)

Проектная деятельность осуществляется через образовательные области:

• Социально-коммуникативное развитие

• Познавательное развитие

• Речевое развитие

• Художественно-эстетическое развитие

• Физическое развитие

Формы совместной деятельности

Проект представлен во всех формах совместной деятельности взрослого и ребёнка

Игровая - дидактические игры;

Двигательная - подвижные игры, прогулки, игровые упражнения, игры малой подвижности;

Коммуникативная –беседы, загадки, ситуативный разговор;

Познавательно-исследовательская – наблюдение, рассматривание иллюстраций, демонстрация фильмов;

Музыкально-художественная – слушание, исполнение ролей, развлечения, досуги, импровизация;

Восприятие художественной литературы – чтение произведений, обсуждение, разучивание;

Продуктивная – рисование, лепка, аппликация.

Содержание практической деятельности:

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА :

1 этап - подготовительный

• составление плана работы.

• изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

• создание необходимых условий для реализации проекта;

• обсуждение цели и задач с родителями;

• составление анкеты для родителей для выявления их знаний о народном творчестве, о значении привития знаний их детям.

• разработать цикл занятий, мероприятий, развлечений, игр-имитаций по теме проекта;

составить картотеки: русских народных хороводных, малоподвижных, подвижных игр; сказок, потешек, песен, колыбельных, закличек.

• создание уголка народного декоративно-прикладного искусства, с целью приобщения детей к народной культуре, народному искусству.

2 этап – основной

Внедрение в воспитательно образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний у дошкольников о литературно-художественном наследии России.

3 этап – заключительный

• выставка рисунков «Мой любимый сказочный герой»;

• инсценировка сказки «Репка» для просмотра детьми второй младшей группы;

• анализ полученных результатов.

• работа с родителями : совместный спортивный досуг детей и родителей младшей группы «Путешествие вместе с героями народных сказок»

• консультации по теме проекта : «Роль сказки в развитии и воспитании ребёнка», «Русские народные календарные игры»; «Роль музыкального фольклора в жизни детей раннего возраста»;

родительское собрание на тему : «Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к национальной культуре»

(консультация);

Методы и приёмы, используемые на проекте :

Наглядный метод: демонстрация и иллюстрация картин, показ способов действий.

Словесный метод: коллективное чтение, заучивание наизусть с детьми младшего возраста потешек.

Игровой метод: игры-драматизации, игры-инсценировки, дидактические игры, настольно-печатные игры.

1-й этап подготовительный

Направление и содержание работы

- Изучение литературы

Цель: пополнить знания о влиянии средств устного народного творчества на воспитание патриотических чувств детей;

- Работа с родителями.

Цель: донести до сведения родителей важность использования малых форм фольклора для воспитания патриотических чувств у детей (в течение учебного года).

Беседа с родителями по теме : «Роль сказки в развитии и воспитании ребёнка»

При помощи анкетирования выяснить мнение родителей, нужно ли использовать устное народное творчество в воспитании детей. (Приложение 2)

2-й этап основной

Содержание практической деятельности с детьми.

Перспективное планирование русских народных, хороводных, подвижных, малоподвижных игр (Приложение 3.)

Тематический план занятий (Приложение 4).

3-й этап заключительный

Работа с родителями

Реализация поставленных задач возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. Очень важно убедить родителей в значимости устного народного творчества как средства формирования ценностных личностных ориентиров, заручиться их поддержкой и помощью. Именно такое взаимодействие способствует приобщению родителей к проблемам детского сада, оказывает помощь в создании благоприятного микроклимата в семье, дает возможность для общения.

Родительское собрание на тему : «Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к национальной культуре» (консультация)

Консультации на тему: «Роль сказки в развитии и воспитании ребёнка», «Русские народные календарные игры»; «Роль музыкального фольклора в жизни детей раннего возраста»;

• совместный спортивный досуг детей и родителей младшей группы «Путешествие вместе с героями народных сказок»

• выставка творческих работ «В гостях у сказки»

Ожидаемые результаты:

Использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок.

Умеют играть в русские народные подвижные игры, используя считалки.

Знание сказок и сказочных героев, умение узнавать их в произведениях изобразительного искусства.

Вывод.

Проект ««Воспитание любви к Родине средствами литературно-художественного наследия России» позволяет решить проблему и реализовать поставленные задачи:

• у детей возрос интерес к чтению художественной литературы;

дети познакомились с русским национальным фольклором: народными сказками, потешками, закличками; с подвижными и хороводными играми;

• дети научились распознавать сказочных героев по иллюстрациям;

• отображать прочитанное в творческих работах;

• увеличилось число родителей, читающих детям вслух;

• повысился уровень мотивации семейного чтения; чтение художественной литературы занимает одно из ведущих мест в семейном досуге;

• создание папки-накопителя сценариев мероприятий, проведенных в ходе реализации проекта, консультаций, советов и анкет для родителей;

Использование сказок в познавательной деятельности помогает эффективно решать проблему воспитания интереса к художественной литературе, развивать нравственно-эстетические чувства, формировать позицию гражданина, воспитывать волевые качества. В результате совместной деятельности (воспитатель, родители, дети) дети получили возможность расширить кругозор о сказках, их героях, научились сами сочинять сказки, сопереживать героям, находить пути выхода из трудных ситуаций. Групповая библиотечка пополнилась новыми книгами сказок. На выставку творческих работ «В гостях у сказки» приглашались воспитатели дошкольного учреждения.

Литература

1. М. Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М. : Айрис-пресс, 2003.

2. О. Л. Князева, М. Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ. : Детство-Пресс,2004.

3. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/Авт. сост. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маханева, О. Н,Корепанова и др. –СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

4. Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками по государственному образовательному стандарту: План-программа. Конспекты занятий. Сценарии праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Николаева С. Р., Катышева И. Б., Комбарова Г. Н., и др. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

5. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. красна изба…Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

6. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив: Пугачева Н. В., Есаулова Н. А., Потапова Н. Н. учебное пособие. – М. : Педагогическое общество России, 2005.

Приложение 1

Анкета для родителей

Приобщение детей к истокам русской культуры

1. Можете ли Вы рассказать ребё нку о традициях русского народа:

a) как жили наши предки? Да___ Нет___

b) какими занимались ремёслами? Да___ Нет___

в) как сеяли хлеб? Да___ Нет___

г) какую на Руси носили одежду? Да___ Нет___

2. Знаете ли Вы русские праздники

Да___ Нет___

3. Нужно ли ребёнку давать толкования старославянских слов?

Да___ Нет___

4. Нужно ли соблюдать обряды, традиции? Да___ Нет___

5. Необходимо ли сохранять уважение к предметам старины?

Да___ Нет___

6. Надо ли знать народные сказки и былины? Да___ Нет___

7. Должны ли рассказывать об истоках русской культуры в детском саду?

Да___ Нет___

8. Есть ли у Вас старинные вещи дедушек и прабабушек?

Да___ Нет___ Знает ли об этом малыш? Да___ Нет___

9. Какие народные игры Вам известны? ___

___

10. Играете ли Вы в них с ребёнком? Да___ Нет___

11. Ходите ли Вы в музеи (исторический, краеведческий?

Да___ Нет___

.

Приложение 2

Перспективный план (подвижные игры) II младшая группа

Месяц Вид игры Название игры

Сентябрь Подвижные Трамвай

Наседка и цыплята

Кто бросит дальше

Птички и птенчики

Малоподвижные Найди и промолчи

Хороводные Ходит Ваня

Народные Охотники и собаки

У медведя во бору

Октябрь Подвижные Воробушки и кот

Птички в гнездышках

Поймай комара

Попади в круг

Малоподвижные Найди свой цвет

Хороводные Мыши водят хоровод

Народные Летят не летят

Гуси – гуси

Ноябрь Подвижные Лохматый пес

С кочки на кочку

Поезд

Береги предмет

Малоподвижные Найди зайчонка

Хороводные Карусель

Народные Салки – догонялки

Утица

Декабрь Подвижные Бегите ко мне

Мыши и кот

Кролики

Птичка и птенчики

Малоподвижные Сбей кеглю

Хороводные Каравай

Народные Бабка Ежка

Птички

Январь Подвижные По ровненькой дорожке

Мыши в кладовой

Бегите к флажку

Воробушки и автомобиль

Малоподвижные Угадай, кто, как кричит

Хороводные Колпачок

Народные Лошадки

Жмурки

Февраль Подвижные Самолеты

Кто бросит дальше мешочек

Лохматый пес

Птички в гнездышках

Малоподвижные Угадай, кто позвал

Узнай по голосу

Хороводные Васька – кот

Народные Салки

Лошадки

Март Подвижные Наседка и цыплята

Попади в круг

Кто дальше бросит

Трамвай

Малоподвижные Найди свой домик

Хороводные Греет солнышко теплее

Народные Солнышко-ведрышко

Лиса в курятнике

Апрель Подвижные Солнышко и дождик

Самолеты

С кочки на кочку

Воробушки и автомобиль

Малоподвижные Найди и промолчи

Хороводные Веснянка

Народные Пчелы и ласточка

Гуси - гуси

Май Подвижные Цветные автомобили

Кегли

По ровненькой дорожке

Поезд

Малоподвижные Кто ушел

Хороводные Летал, летал воробей

Народные Пастух и стадо

Летят не летят

Приложение 3

Тематический план занятий II младшая группа

Вид деятельности Содержание

Подготовительный этап

Октябрь

Колыбельные Знакомство с колыбельной (люлькой, зыбкой) и колыбельными песнями «Ходит сон близ окон».

Сказка Знакомство со сказкой «Репка».

Загадки Знакомство с сундучком, в котором живут загадки. Загадывание загадок об овощах.

Беседа Знакомство детей с обитателем «избы» - котом Васькой.

Потешки Заучивание потешки «Как у нашего кота»

Дидактическое упражнение «Похвали котика».

Рисование «Как у котика усы»

ООД «Курочка Ряба»

Ноябрь

Беседа Знакомство детей с рукомойником.

Потешки Разучивание потешки «Водичка, водичка умой мое личико».

Сказка Знакомство со сказкой «Теремок».

Потешки Разучивание потешки «Идет коза рогатая».

Сказка Знакомство со сказкой «Волк и семеро козлят».

Сказка Знакомство со сказкой «Колобок».

Дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку».

Загадки Загадывание загадок о зиме, о зимней одежде. «Сундучок Деда Мороза»

Лепка «Колобок»

Рисование «Колобок покатился по дорожке»

ОООД Сказка «Репка»

ОООД Путешествие по сказке «Колобок»

Декабрь Сказка Знакомство со сказкой «Снегурочка и лиса».

Дидактическая игра «Кто позвал?» (угадывание по голосу)

Аппликация «Терем-теремок»

Физкультурный досуг «Волк и козлята»

Театрализованная деятельность «Теремок»

Январь «Пришла коляда – отворяй ворота» Знакомство детей с Рождеством.

Беседа «Фока воду кипятит и как зеркало блестит». Знакомство детей с самоваром.

ООД «Любимые сказки».

Дидактическая игра «Напоим куклу чаем».

Сказка Знакомство со сказкой «Три медведя»

Лепка Тарелочки для трёх медведей

Февраль

Сказка Знакомство со сказкой «Маша и медведь»

Потешки «Пошёл котик на Торжок».

Загадки Загадывание загадок о домашних животных.

Беседа Знакомство детей с масленицей. «Масленица дорогая - наша гостьюшка годовая»

Аппликация «Медведь»

Лепка «Пирожки для бабушки и дедушки»

Беседа «Моя любимая мама»

Театрализованная деятельность «Три медведя»

Март

Закличка Разучивание заклички «Весна, весна красная!»

«Петушок - золотой гребешок» Знакомство детей с новым персонажем – Петушком.

Потешка Разучивание потешки о петушке.

Сказка Знакомство со сказкой «Заюшкина избушка».

Пластилинография Зайчик и лиса

«Трень–брень, гусельки» Знакомство с русским народным инструментом – гуслями.

Совместный спортивный досуг детей и родителей «Путешествие вместе с героями народных сказок»

Апрель Сказка Знакомство со сказкой «Кот, лиса и петух»

Сказка «Курочка ряба»

Аппликация «Золотое яичко»

Потешка Разучивание потешки про солнышко. «Здравствуй, солнышко – колоколнышко!»

Театрализованная деятельность «В гостях у сказки «Репка»»

Май

«Сорока – белобока, кашу варила» Знакомство с предметами обихода – глиняным горшком

Аппликация Петушок-золотой гребешок

ООД «Путешествие по сказкам»

Публикации по теме:

Опыт работы детского сада по воспитанию любви к малой Родине Дошкольное воспитание Знать и любить свое село Первое чувство патриотизма. Доступно ли оно малышам? Исходя из опыта работы в данном направлении,.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством формирования любви к малой Родине «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством формирования любви к малой Родине» Кочеткова Елена Александровна воспитатель.

Формирование любви к малой РодинеФормирование любви к малой Родине Ничто на земле не может быть ближе, милее, чем малая родина. У каждого человека есть своя родина. Для детей старшего дошкольного возраста.

Презентация «Воспитание любви к родному краю средствами физического воспитания» Сопровождение презентации «Воспитание любви к родному краю средствами физического воспитания». Слайд 2 Актуальность. Период дошкольного.

Проект для старшей группы «Воспитание гражданско-патриотических чувств через любовь к малой Родине» Проект «Воспитание у дошкольников гражданско-патриотических чувств через любовь к малой родине, родному посёлку Приморье.» Старшая группа.

Проект «Горделиво над страною реет флаг родной Земли, триколор моей России, знак свободы и любви» В последнее время очень много говорят о воспитании патриотических чувств у детей. И кто, как не мы – взрослые, должны привить нашим детям.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Воспитание любви к Родине с помощью литературных произведений» .

Воспитание патриотических чувств и любви к Родине через музыкальную деятельность дошкольников Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №50 Приморского района Санкт-Петербурга Воспитание патриотических.

Воспитание любви к малой Родине посредством традиционной культуры хакасского народа В последние годы возросло внимание к духовному богатству культурного наследия народа. В этом следует видеть стремление народов к национальному.

Воспитание любви к Родине как необходимое условие патриотического воспитания дошкольников На современном этапе произошли общественно-политические изменения в нашей стране, которые выдвинули новые требования к воспитанию и образованию.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Воспитание любви к Родине средствами литературно-художественного наследия России»
Опубликовано: 3 июля 2019 в 19:07
+23Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Воспитание любви к Родине средствами литературно-художественного наследия России»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Гуляк (УИ 629131) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД