Екатерина Кикоть
Проект «Волшебный мир звуков» для старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 65 города Тюмени.
Проект «Волшебный мир звуков»
Подготовила и реализовала:
Кикоть Екатерина Юрьевна
Г. Тюмень 2023
Паспорт проекта
Тип проекта : Музыкально –исследовательский, творческий
Сроки проведения: 16.06.2023- 30.06.2023
Участники проекта : Дети старшего дошкольного возраста, воспитатель, родители
Публикация «Проект „Волшебный мир звуков“ для старших дошкольников» размещена в разделах
Актуальность проекта : Детям для развития и поддержки познавательной активности необходимы новые, необычные, разнообразные впечатления, что не всегда в полной мере осуществимо в условиях ДОУ, особенно при большой наполняемости групп. У детей недостаточно сформирована потребность в самостоятельном познании окружающей действительности. Одним из методов в арсенале музыкального руководителя, на мой взгляд, является совместное с детьми исследование свойств музыкального и немузыкального звука. Для этого,наряду с исследованием звуков окружающего мира, необходимо также и использование шумовых музыкальных инструментов,как традиционных, так и необычных. Важнейшей особенностью работы с детскими музыкальными инструментами является то, что освоение их не требует специальной подготовки и того времени, которые необходимы при обучении игре на инструменте в специальных музыкальных школах. Благодаря этому ребёнок почти сразу начинает играть на музыкальном инструменте и самостоятельно приобретать опыт в процессе практической работы. В результате игры на шумовых инструментах у детей развивается любознательность, воображение, речевая и общая инициатива, преодолевается застенчивость, повышается уровень познавательных и творческих способностей. Элементарное музицирование способствует реализации потребности детей в движении. Некоторые шумовые музыкальные инструменты можно сделать своими руками. Именно они вызывают особый интерес к музыке и желание познавать, исследовать и музицировать.
Цель проекта : Развитие слуховой сосредоточенности, музыкальной отзывчивости детей, развитие творческих способностей
Задачи проекта : • Обогащение музыкально-слухового опыта детей.
• Знакомство с разновидностями детских элементарных музыкальных инструментов, овладение приемами игры на них.
• Развитие метроритмического слуха, мелкой моторики.
• Развитие у детей воображения, фантазии, творческих способностей. -Пробуждение интереса к исследованию свойств звука, творческому музицированию.
Ожидаемые результаты: • Повышение эмоциональной отзывчивости, заинтересованности детей творческим процессом, усиление познавательной активности.
• Закрепление навыка игры на простых шумовых музыкальных инструментах на доступном детям уровне.
• Улучшение диагностических показателей по всем видам музыкальной деятельности
План реализации проекта
Подготовительный этап
• Констатация проблемы и необходимости ее решения, определение целей и задач проекта, методов и приемов.
• Составление плана занятий,
• Подбор нотно-музыкального материала и аудиоматериалов, выбор игр
• Изготовление шумовых инструментов
Основной, организационно-практический
Совместная деятельность педагога и детей:
-Исследование звуков окружающего мира.
- Игра на знакомых инструментах под фонограмму, подбор ритмического аккомпанемента к детским стихам и песенкам.
- Звуковая иллюстрация стихов.
- Прослушивание «Сказок-шумелок»(Малыгина М. П.)
Работа с родителями:
-Изготовление необычных шумовых инструментов, исследование свойств их звука.
Заключительный этап:
Развлечение «Музыкальное путешествие»
План проекта
«Волшебный мир звуков»
№ Содержание Цель Ответственные
1 - Беседа «Звуки во круг нас»
- Слушание песни «Песенка дождя» А. Соболевой
Аудиозапись «На бабушкином дворе», «Пение соловья», «Гуси», «Кузнечики», «Улетают журавли», «Котик мурлычет», «Осенний дождик». Акцентирование внимания детей на многообразии окружающих нас звуков, побуждение творчески мыслить и формирование умения рассуждать об услышанном. Воспитание слуховой сосредоточенности, внимательности, эмоциональной отзывчивости.
Музыкальный руководитель
2 Образовательная деятельность «Звучащее дерево.» Деревянные кубики, карандаши, коробочки разных размеров, деревянная посуда. Музыкальные инструменты: ложки, трещотки, ксилофон, рубель.
- Беседа-демонстрация «Деревянные звуки»
- Аудиозапись «Ложкари»
-Дидактическая игра «На чем играет кукла Катя» Н. Кононовой
-Игра «Бусинки» Т. Тютюнниковой
- Игра «Хомячок» А. Соболевой
Сосредоточить внимание детей на звуках, издаваемых деревянными предметами.
Развитие чувства ритма, творческих и исполнительских навыков.
Учить различать тембры разных деревянных инструментов.
Развитие чувства ритма, внимательности, эмоциональной отзывчивости, укрепление чувства коллектива.
3 Образовательная деятельность «Погремушки». Маракасы, погремушки из подручных материалов (баночек из-под йогурта, коробочек из киндер-сюрприза, пластиковых бутылочек, жестяных коробок и. т. д.) с использованием разных наполнителей: крупы, гороха, фасоли, камушков, песка и. т. д.)
1. Беседа-демонстрация «Такие разные погремушки»
2. Игра «Хохотушки-тарахтушки» Т. Тютюнниковой
3. Ритмический аккомпанемент к русским народным песням «Ах вы, сени», «Светит месяц».
4. Дидактическая игра «Найди щенка» Н. Кононовой (вместо пения используется игра на погремушках)
Продемонстрировать разное звучание разных погремушек.
Развитие ритмического слуха, внимательности, слуховой концентрации,
исполнительских навыков, желания творить, импровизировать.
Развитие эмоциональной отзывчивости, коммуникативных качеств, укрепление чувства коллектива.
4 Образовательная деятельность «Бумажный карнавал.» Бумажные листы разной текстуры: газета, тетрадь, гофре, упаковочная; целлофан и полиэтилен, бумажные бабочки и. т. д.
1. Беседа-демонстрация «Шуршащее королевство»
2. Игры «Бумажное шествие», «Шуршащее приветствие» Т. Тютюнниковой
3. «Танец
бумажных бабочек» Познакомить с шуршащими звуками и предметами, их издающими, развивать тонкости тембрового слуха.
Развитие творческого мышления и навыков свободной импровизации.
Развитие ритмического чувства, двигательно-слуховой координации, эмоциональной отзывчивости.
5 Образовательная деятельность «Звуки дружат». Использование всех вышеперечесленных атрибутов и музыкальных инструментов.
1.«Солнышко- золотое донышко» (песенка-игра) Т. Тютюнниковой (муз. А. Соболевой)
2. Звуковые иллюстрации стихов : «Зарядка» В. Данько, «Утренние звуки» Э. Фарджен, «Весна» Г. Сапгира»
3. «Мышиная история» Е. Железновой
4. Песни «Лунный кораблик» Т. Тютюнниковой, «Звездный вальс» А. Филиппенко. Обобщение пройденного материала, развитие тонкостей тембрового слуха, ритмического чувства, навыков элементарного музицирования, желания и способности познавать, исследовать, творить, импровизировать, развитие коммуникативных качеств, уверенности в своих силах и возможностях, укрепление чувства коллектива.
6 Заключительное развлечение: «В мире Звуков» Закрепить весь пройденный материал
Список используемой литературы:
1. Т. Э. Тютюнникова «Бим,бам,бом» выпуск 1 (СП 2003г) 2. И. С. Штепина «Особенности развития познавательной активности дошкольников» [Текст] / И. С. Штепина // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 89-91.
3. А. Усачев «Если бросить камень вверх» (М. 2008г)
4. М. П. Малыгина «Сказки-шумелки» (сайт https://www.m-w-m.)
5. Гогоберидзе А. Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста (М. 2005г)
6. Журнал «Музыкальный руководитель» №6 2008г.