Людмила Муняева
Проект «Волшебные пальчики» по развитию мелкомоторных навыков у детей 3–4 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Волшебные пальчики».
Руки дают человеку голову, затем поумневшая голова учит руки,
а умелые руки снова способствуют развитию мозга
И. И. Павлов
«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев.
Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки
с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума.
А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…»
В. А. Сухомлинский
Актуальность проекта
Публикация «Проект „Волшебные пальчики“ по развитию мелкомоторных навыков у детей 3–4 лет» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Младшая группа
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Пальчиковые игры. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
На всех этапах жизни ребенка, движения пальцев рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития речи - до 7 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать все психические процессы, в том числе и речь ребёнка.
Исследованиями ученых (М. М. Кольцова, Е. Н. Исенина, Л. В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь речевого развития ребёнка и мелкой моторики рук. Все ученые, изучавшие психику детей, подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для развития речи детей и оказывают большое влияние на развитие головного мозга.
Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, по мнению М. М. Кольцовой, являются «мощным средством» повышения работоспособности головного мозга. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Понимание педагогами и родителями значимости и сущности мелкой моторики рук помогут развить речь ребёнка, оградят его от дополнительных трудностей обучения.
Статистика свидетельствует, что в последние десятилетия число детей, имеющих речевые нарушения, значительно увеличилось. Если во второй половине XX века было около 17% детей с проблемами в речевом развитии, то в конце XX начале XXI века их стало 55,5% (данные М. Е. Хватцева). Что же делать? Как помочь нашим детям?
Пальчиковая гимнастика способствует развитию речевых центров коры головного мозга. Методика и смысл пальчиковой гимнастики заключается в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка и мозговая деятельность активизируется. Другими словами, формирование речи ребёнка совершается под влиянием импульсов идущих от рук.
Занятия пальчиковой гимнастикой помогут ребенку научиться быть настоящим хозяином своих пальчиков, совершать сложные манипуляции с предметами, а значит, подняться еще на одну ступеньку крутой лестницы, ведущей к вершинам знаний и умений.
Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?
1. Выполнение упражнений индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и стимулирует развитие речи.
2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат понимать смысл речи. Повышают речевую активность ребёнка.
3. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой. Ритмичной, яркой.
4. Ребёнок учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.
5. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.
6. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Итак, речь ребёнка совершенствуется под влиянием импульсов от рук, точнее от – пальцев. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты такие психические функции, речь.
Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена и возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей : в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Воспитателю, организуя разнообразную деятельность детей с предметами, игрушками и природными объектами, важно активизировать у детей сенсорные основы познания, учить малышей использовать разные органы чувств для получения информации об окружающем мире: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения.
Занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.
На разработку проекта повлияла необходимость ориентировать родителей на правильный выбор пальчиковой гимнастики и упражнений для детей младшего дошкольного возраста, взаимодействие с ребёнком в процессе этих упражнений.
Цель: создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук.
Задачи:
• Развитие умения производить точные движения кистью и пальцами рук.
• Развитие способности координированной работы рук со зрительным восприятием.
• Развитие творческой активности, пространственного мышления, фантазии.
• Формирование умения воплощать свои идеи в художественный образ.
• Воспитание уважительного отношения к своему и чужому труду
Вид проекта : творческо- информационный
Продолжительность:
Проект рассчитан на 1 года и включает следующие этапы:
1. Подготовительный этап (включает в себя диагностику детей).
2. Планирование деятельности всех участников программы.
3. Реализация проекта (создание предметно-развивающей среды в группе, изготовление пособий, проведение занятий)
4. Анализ результатов проделанной работы, подведение итогов реализации проекта
Участники проекта : дети младшей группы, родители воспитанников.
Перечень основных мероприятий:
1. Упражнения без речевого сопровождения.
2. Пальчиковые игры.
3. Упражнения- игры: манипуляция с мелкими предметами, крупой, бусинками….
4. Игры с мелким конструктором.
5. Графические упражнения.
Ожидаемые конечные результаты реализации проекта :
1. уважение к ребенку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
2. комплексный подход при разработке занятий;
3. систематичность и последовательность занятий;
4. вариативность содержания и форм проведения занятий;
5. наглядность;
6. адекватность требований и нагрузок, предъявляемых к ребенку в процессе занятий;
7. индивидуализация темпа работы - переход к новому этапу обучения только после полного освоения материала предыдущего этапа;
8. повторность (цикличность повторения) материала, позволяющая формировать и закреплять механизмы реализации функции.
Приложение 1
Диагностика Для детей 3-4 лет
Цель: выявить уровень развития мелкой моторики пальцев рук, усидчивость, творческие и коммуникативные навыки, работу с различными материалами.
1."Бусы для мамы". Методические рекомендации: нарисуйте на листе бумаги круг или плавную линию (ниточка для бус). Пусть малыш обмакнет пальчики в гуашь разных цветов: один пальчик – в красную краску, другой – в желтую, третий – в зеленую. Поочередно прикладывая пальчики правой и левой рук к бумаге, где нарисована "ниточка", малыш подарит Вам красивые разноцветные бусы.
2."Веселые лягушки". Методические рекомендации: на картинке нарисованы лягушки и цветы. Нужно ребенку показать, как помочь лягушке перепрыгнуть с цветка на цветок: "прыгает" всеми пятью пальчиками правой руки по цветкам одновременно с произношением стихотворения: Прыг-скок, прыг-скок, Я с цветка на цветок, Я – веселая лягушка, Ваша милая подружка.
3. "Пластилиновый салат" – лепка разноцветных шариков (красных – "помидоров", зеленых "колбасок" – "лука"). (скатывать шарики и "колбаски" между ладонями, отрезать стекой маленькие кусочки от большого куска пластилина; формировать координацию движений; развивать умение регулировать силу нажатия на стеку, правильно держать стеку; развивать воображение). Это лук зеленый – я его сорвал… Этот помидорчик в руки мне попал. Режем быстро,- Лук – кусочками, А помидорчик – круглыми колечками.
4. "Оденем Маню на прогулку". Материал: контурный трафарет из картона (шапочка, руковички); пластилин (разноцветный, картинка с зимним пейзажем и кукла, вырезанная из бумаги. Методические рекомендации: рассмотреть картинку, обратить внимание, что ручки у куклы голые, на голове нет шапки. Дать ребенку трафарет шапочки и рукавиц, предложить размазать пластилин внутри трафарета. Полюбоваться своим творчеством и дать ребенку одеть на куклу.
5. "Зима". Материал: "зимняя" картинка с изображением играющих детей. Раз, два, три, четыре, пять (по очереди разгибайте пальцы, сжатые в кулак) Собираемся гулять. (покажите растопыренные пальцы правой руки) Катя саночки везет (проведите указательным и средним пальцами правой руки по столу) От крылечка до ворот, А Сережа на дорожке (сложив пальцы "щепоточкой", делайте бросаю- щие движения) Голубям бросает крошки. Девочки и мальчики Прыгают, как мячики. (помашите кистями правой и левой руки)
6. "Домик" – пальчиковая игра. Раз, два, три, четыре, пять, (разжимаем пальцы из кулака по одному, начиная с большого) Вышли пальчики гулять. (ритмично разжимаем все пальцы вместе) Раз, два, три, четыре, пять, (сжимаем по очереди широко расставленные пальцы в кулак, начиная с мизинца) В домик спрятались опять. (ритмично сжимаем все пальцы вместе)
7."Это что за теремок?" Материал: пирамидка с ровным стержнем и тремя колечками одинаковой величины; пирамидка с пятью кольцами, но разными по величине. Методические рекомендации: читается стихотворение: Это что за теремок? Из трубы идет дымок… (предложить ребенку нанизать колечки на стержень (показать, как надо держать пирамидку) Усложнение: пирамидка из 5 колец. "Посмотри, какой красивый получился теремок, из трубы идет дымок".
8."Шнуровки"
9."Догадайся, что спрятано в комочке?"
10."Цветок"
Вырос высокий цветок на поляне, (руки в вертикальном положении, ладони друг к другу, развести пальцы и слегка округлить их)
Утром весенним раскрыл лепестки. (развести пальцы рук)
Всем лепесткам красоту и питанье (ритмичные движения пальцами вместе – врозь)
Дружно дают под землей корешки. (ладони опустить вниз и тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести)
Оценка развития уровня общей и мелкой моторики детей на занятиях и в повседневной жизни.
Низкий уровень
Навык в начальной стадии или не сформирован. Помощь со стороны взрослого не дает положительных результатов. Наличие некоординированных движений, моторная неловкость, нарушение темпа, переключаемости движений, зависимость моторики от эмоциональных переживаний. Ребенок не может выполнять движения в соответствии с произносимым текстом, даже после неоднократного показа взрослого.
Средний уровень 2
Навык нахожится в развитии, требуется значительная помощь со стороны взрослого. Движения становятся более координированными, более точными, уменьшается количество синкинезий, значительно уменьшается зависимость моторики от эмоциональных переживаний Ребенок может выполнять 1-2 движения после показа и при словесном сопровождении взрослого, может (хотя и кратковременно) концентрировать внимание на части тела, выполняющей то или иное движение.
Хороший уровень
Навык развит, ребенок пользуется своими знаниями при умеренной поддержке взрослого. Движения достаточно точные и целенаправленные. Вполне сформированы мелкие движения кисти и пальцев рук. Встречаются трудности при выполнении движений в сочетании с речью (не всегда соблюдается ритмический рисунок, иногда нарушается темп, требуется небольшая помощь взрослого. Могут разучивать сценки и упражнения с использованием пальцев обеих рук, но еще не могут самостоятельно воспроизводить их в повседневных играх (только при поддержке со стороны взрослого.
Высокий уровень
Ребенок самостоятельно способен реализовывать свое умение. Пользуется своими знаниями, навык устойчиво развивается. Полностью сформирована статическая и динамическая координация движений: движения четкие, уверенные, Могут выполнять синхронно движения правой и левой рукой. Вполне сформированы мелкие движения кисти и пальцев рук. Без труда выполняют движения в сочетании с речью Разученные сценки и упражнения без труда воспроизводят в самостоятельных играх. Самостоятельно придумывают движения к различным текстам
Приложение 2
Перспективное планирование работы с детьми 3 – 4 лет.
Дата. Тематика недели. Содержание работы.
сентябрь 1-2 недели Педагогические наблюдения. Выявление проблемы. Составление плана работы компонентов образовательного процесса. Составление прогноза относительно дальнейшего развития ребенка.
3 неделя Я расту здоровым. 1. П/И «Здравствуй пальчик».
2. Массаж рук «Стряпаем» - имитируем скатывание колобков, по 4 раза влево и вправо.
Раскатаем колобок,
Колобок – румяный бок.
Будем сильно тесто мять,
Будем няне (маме) помогать.
3. Рисуем дорожки широкие и узкие.
4. манипуляции с пуговицами – разложить по размеру.
4 неделя Детский сад. 1. П/И «Игрушки»
2. «Умывание» (массаж пальцев)
3. Д/И «Что в комочке» - разглаживание бумаги (контур игрушек)
4. Спичечная мозаика – дорожка к детскому саду.
Октябрь 1 неделя Осенины: сад - фрукты, огород – овощи. 1. П/И «У Зиночки в корзиночке».
2. Д/И «Что в комочке» - овощи, фрукты.
3. Загадки и отгадки – раскраски (овощи, фрукты)
4. Развивающий коврик «Фруктовый сад»
5. Спичечная мозаика «Забор в огороде»
2 неделя Животные и птицы родного края. 1. П/И «Воробышек».
2. Манипуляция с крупой «Покормим животных и птиц»
(рис – птичкам, фасоль – животным).
3. Картинки – половинки «Животные и птицы».
4. Коллективная аппликация «птицы на деревьях».
3 неделя Краски осени. 1. П/И «Осенние листья».
2. раскраски «Осенние листья».
3. Развивающий планшет с резинками : «Деревья в лесу» - по образцу воспитателя.
4. Игра со скрепками «Дождик кап-кап-кап» - нанизывание скрепок на тучки.
5. «Что в комочке» - осенние листочки.
4 неделя Все профессии нужны. 1. П/И «Много есть профессий знатных».
2. Спичечная мозаика «Лопата, метла» - поможем дворнику.
3. Раскраска «орудия труда».
4. СРИ «Поможем прачке - постираем платочки, развесим их сушить». «Поможем повару – разберем крупу».
Ноябрь 1 неделя День народного единства. 1. П/И «Здравствуй»
2. Спичечная мозаика – флаги на нашей улице.
3. Разрезные картинки – из цветных полосок складываем флаг России.
4. Н/И «Одень куклу в костюм народов России»
5. Раскраска «Красивый кафтан»
6. Рисование ладошками «Веселый хоровод».
2 неделя Одежда, обувь. 1. П/И «Одежда»
2. Загадки и отгадки – в бумажном комочке одежда, обувь.
3. С/М «Рубашка, брюки.
4. Игры с прищепками «Сушим одежду»
5. Поможем Тане застегнуть сандалии.
6. Упражнение с массажными мячиками «Весёлые ножки».
7. Шнуровки
3 неделя Мебель, посуда. 1. П/И «Мебель».
2. Мелкий строительный материал, спичечная мозаика – «Строим мебель».
3. Раскраска «Посуда»
4. Д/И «Украсим посуду» - выкладывание узора по контуру.
5. П/И «Чайник»
4 неделя Я и моя семья. 1. «Дружная семья».
2. С/М «Дом, в котором я живу».
3. Загадки и отгадки «Кто живет в моей квартире»- отгадывают загадку о членах семьи, обводят картинку отгадку.
4. Раскраски «Девочки и мальчики»
5. Самомассаж «Ушки»
Декабрь 1 неделя Наземный транспорт. 1. П/И «Транспорт».
2. С/М «Автобус».
3. Развивающий планшет с резинками «Грузовая машина» - по образцу воспитателя.
4. Раскраска «Транспорт»
5. Графические задания: «Дорогая короткая и длинная»
6. развивающий коврик «Машины на дороге»
2 неделя Водный и воздушный транспорт. 1. П/И «Лодочка»
2. СРИ «Путешествие».
3. С/М «Ракета, лодочка, самолет».
4. Картинки обводилки «Транспорт».
5. Д/И «Собери по контуру» - с помощью крышек определенного цвета собирают разный транспорт.
3 неделя Педагогические наблюдения. Выявление проблемы, положительной динамики. Составление плана работы компонентов образовательного процесса. Составление прогноза относительно дальнейшего развития ребенка.
4 неделя
Январь 3 неделя Мир природы. 1. П/И «Прогулка»
2. Развивающий коврик «В зимнем лесу».
3. Аппликация ватными шариками «Снег идет».
4. С/М «Снежинки».
5. Картинки – половинки «Соберем снеговика».
6. П/И «Наши ручки замерзают».
4 неделя Зимние виды спорта. 1. П/И «Зимняя прогулка».
2. Игра с имитацией движений «Зимние забавы».
3. «Что в комочке?» - лыжи, санки, коньки.
4. Самомассаж «Греем ручки».
5. С/М «Санки»
Февраль 1 неделя Дикие животные. 1. П/И «Ёжик».
2. Д/И «Хвосты» - подбери животному нужный хвост.
3. С/М «Норка для ежика, берлога для медведя»
4. Развивающий коврик «Зимний лес».
5. Коллективная аппликация «Шубка для белочки» - кусочки салфеток скомкать и наклеить по контуру.
2 неделя Домашние животные. 1. П/И «Домашние животные»
2. Графический диктант «Покормим животным – проводим линии от животных к пище.
3.. Д/У «Кто спрятался в комочке»
4. С/М «Строим кормушку для животных»
5. Раскраски на тему «Домашние животные».
3 неделя Армия России. 1. П/И «Самолет»
2. Развивающий коврик «Самолеты в небе»
3. Настольная игра «Геометрик» - самолет, танк по образцу.
4. Раскраска «Военная техника».
4 неделя Птицы зимой. 1. П/И «Птичья кормушка»
2. Д/И «Покормим птиц» - плоскостная кормушка из пластилина, дети вдавливают семена подсолнуха.
3. Раскраска «Птицы»
4. Прищепки «Повесим на дерево кормушки»
5. Приготовим корм для птичек – разбираем горох и семена подсолнуха.
Март 1 неделя Всемирный день писателя. 1. П/И «Здравствуй пальчик»
2. Пальчиковый театр по сказке «Репка» - учимся показывать самостоятельно по рассказу воспитателя.
3. Раскраска «Книжкины странички»
4. Шнуровки «ракета», «Ёжик».
5. Д/И «Помоги Алёнушке застегнуть все пуговицы».
2 неделя Международный женский день. 1. Открытка маме к празднику – составление композиции из готовых цветов.
2. П/И «Наши мамы».
3. Обводилки, щтриховки – цветок для мамы.
4. Развивающий коврик – картина для сестренки.
5. Работа с соленым тестом – пирожки для бабушки.
3 неделя Весна – красна. 1. Работа с прищепками: одень дереву листочки.
2. П/И «К нам весна лишь заглянула».
3. С/М «ручейки широкие и узкие»
4 неделя Международный день театра. 1. П/И «Репка»
2. Манипуляции с крупой «Угостим петушка»
3. С/М «Теремок» - выкладывание спичечная мозаика домика.
4. Игры с прищепками, манипуляции с пуговицами
Апрель 1 неделя Комнатные растения. 1. Д/И «Что в комочке» - цветок.
2. Первая штриховка – рисуем кактусу иголочки.
3. П/И «Цветы»
4. Развивающий коврик – «Цветочная поляна»
5. Картинки – половинки «Цветы»
2 неделя День космонавтики. 1. С/М «Ракета»
2. П/И «Пилот»
3. Разрезные картинки «Собери ракету»
4. Игра с пуговицами «Ракета»
5. Д/И «Выложи по контуру»
3 неделя Всемирный день здоровья. 1. П/И «Солнышко»
2. Шнуровки.
3. Игра с прищепками «Разноцветные лучики»
4. С/М «Дом. В котором я живу»
5. Д/И «Что в комочке» - девочка, мальчик.
4 неделя Домашний труд. 1. П/И «Помощники»
2. Д/У «Поможем маме» - сортировка фасоли и гороха.
3. Шнуровка «Приведем в порядок свои вещи»
4. Раскраски «Красивое платье для Тани».
5. Игры с прищепками «Развесим сушить белье»
Май 1 неделя Мир! Труд! Май! 1. П/И «Здравствуй».
2. С/М «Красивые флаги»
3. Раскраски «Воздушные шары»
4. Игры с прищепками «Разноцветные лучики»
5. Шнуровки.
6. Игры со скрепками «Веселые тучки»
2 неделя День Победы! 1. Д/И «Что в комочке» -
самолет, танк».
2. П/И «Самолет».
3. Плоскостной конструктор «самолет»
4. Развивающий коврик «Самолеты в небе»
5. Раскраски: самолет, вертолет, танк.
3-4 недели Педагогические наблюдения. Выявление положительных результатов. Коррекция компонентов образовательного процесса. Составление прогноза относительно дальнейшего развития ребенка.
Литература
1. Алябьева, Е. А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения/ Е. А. Алябьева - М. : ТЦ Сфера, 2006. – 64 с.
2. Борисенко, М. Г. Наши пальчики играют (Развитие мелкой моторики)/ М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина -СПб. : "Паритет", 2003. – 144 с. – (Серия "Рождаюсь. Расту. Развиваюсь.)
3. Галкина, Г. Г. Пальцы помогают говорить/ Г. Г. Галкина, Т. И. Дубинина – М. :Издательство "Гном и Д", 2006. – 40 с.
4. Стребелева, Е. А. Игры и занятия с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в психофизическом развитии : Книга для педагогов/ Е. А. Стребелевой, Г. А. Мишиной. М. : Полиграф сервис, 2002. – 128 с.
5. Картушина, М. Ю. Логоритмика для малышей/ М. Ю. Картушина – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 144 с. (Программа развития)
6. Картушина, М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду/ М. Ю. Картушина. – М. : ТЦ Сфера, 2004. – 192 с.
7. Пожиленко, Е. А. Артикуляционная гимнастика: Методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста/ Е. А. Пожиленко – СПб. : КАРО, 2006. – 92 с. : ил. – (Популярная логопедия)
8. Романов, А. А. Игры с указательным пальцем для детей. Карточки с игровыми задачами: Пособие для детских психологов, педагогов, дефектологов, родителей. / А. А. Романов – М. : "Плэйт"; 2005. – 48 л. : ил.
9. Тимофеева, Е. Ю. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики/ Е. Ю. Тимофеева, Е. И. Чернова– СПб. : Корона принт; М. : Бином – Пресс, 2006. – 32 с. ; ил.
10. Узорова, О. В. Пальчиковая гимнастика/ О. В. Узорова – М. : ООО "Издательство Астрель" : ООО "Издательство АСТ", 2003. – 127, [1] с.
11. Цвынтарный, В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. / В. В. Цвынтарный – СПб. : Лань, 1996. – 32 с.
Интернет ресурсы:
Жуланова, В. А. Развитие мелкой и крупной моторики на основе телесно- ориентированного подхода» для детей 2-4лет Электронный ресурс, - https://nsportal.ru/blog/detskii-sad/all/2012/10/18/razvitie-melkoy-i-krupnoy-motoriki-na-osnove-telesno
Кудряшова, А. Развитие мелкой моторики у детей с ОНР Электронный ресурс, - https://www.maam.ru/detskijsad/proekt-razvitie-melkoi-motoriki-u-detei-s-onr.html
Бурлакова, Е. В. Развитие мелкой моторики, как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста при помощи пуговиц ОНР Электронный ресурс, https://infourok.ru/proekt-razvitie-melkoy-motoriki-kak-sredstvo-korrekcii-rechevih-narusheniy-u-detey-doshkolnogo-vozrasta-pri-pomoschi-pugovic-375006.html
Конышина, Е. В. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста средствами театральной деятельности Электронный ресурс, - https://www.detsadclub.ru/13-vospitatelu/proektnaya-deyatelnost/2577-pedagogicheskij-proekt-razvitie-melkoj-motoriki-u-detej-doshkolnogo-vozrasta-sredstvami-teatralnoj-deyatelnosti
Галкина, Е. И. Проект «Ловкие пальчики» Электронный ресурс, - https://dohcolonoc.ru/proektnaya-deyatelnost-v-detskom-sadu/3110-proekt-lovkie-palchiki-razvitie-melkoj-motoriki-ruk.html