Лариса Баранова
Проект «Мойдодыр» по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей первой младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Мойдодыр» по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей 1 младшей группы.
Актуальность: С раннего детства нужно прививать ребёнку навыки, которые впоследствии превратятся в привычку культурного поведения. Если ребёнка постоянно приучают к определённым действиям, связанным с заботой о его чистоте, здоровье, у него легко выработать привычку следить за чистотой своего лица, рук, тела, одежды, предметов домашнего обихода, игрушек. Приобретённые в детстве гигиенические навыки становятся второй натурой человека, потребностью к чистоте.
Публикация «Проект „Мойдодыр“ по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей первой младшей группы» размещена в разделах
- КГН, гигиена. Проекты
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Проекты
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- «Мойдодыр», Чуковский К.И.
- Темочки
Ожидаемый результат:
• Дети должны самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки полотенцем.
• Пользоваться индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком).
• Во время еды дети должны правильно держать ложку.
• При небольшой помощи взрослого снимать одежду, обувь (расстегивают пуговицы спереди, застежки на липучках); в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду; правильно надевать одежду и обувь.
Цель: охрана здоровья детей и формирование основы культуры здоровья.
Задачи:
1. сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей,
2. воспитание культурно-гигиенических навыков;
3. формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
При поступлении детей в детский был выявлен уровень освоения детьми культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания (навыки культуры поведения за столом, навыки самообслуживания, навык пользования носовым платком, гигиенические навыки)
Для успешного формирования культурно – гигиенических навыков в моей группе созданы все условия
В этой каждодневной деятельности совершенствуются культурно-гигиенические навыки у детей, формируются привычки : мытьё рук перед едой, после пользования горшком, и после занятий с использованием красок и пластилина. Все действия постоянно проводятся под контролем взрослых.
Дети учатся на примере взрослых и с их помощью последовательно одеваться, следить за своим внешним видом.
Наблюдая за каждым ребёнком, видно, кто из детей, в какой степени уже овладел тем или иным навыком. Таким детям предлагается помочь, другим. Дети, владеющие приобретенными навыками более самостоятельны. С детьми постепенно можно переходить от прямых указаний к напоминанию, от показа к совету. Детей необходимо хвалить, давать положительные оценки их действиям: одобрять, поощрять, хвалить, чем поддерживали в детях желание в дальнейшем поступать так же, сделать лучше. Ребята с большим желание выполняют правила, легче запоминают их.
Так же необходим индивидуальный подход к каждому малышу. При приеме пищи дети учатся, как правильно держать ложку, как откусывать хлеб, кушать аккуратно, пользоваться салфетками, не торопится, и не разговаривать за столом во время еды. Благодарить после еды, говорить «спасибо».
При одевании и раздевании детей, так же можно использовать различные приемы: наглядные картинки, показ, помощь. Индивидуальный подход обязателен. Хороший результат дает использование художественного слова: народного фольклора (потешки, прибаутки, песенки, сказок, стихов.
В процессе работы применяются наглядные приемы обучения навыкам – показ, пример, которые занимают особенно большое место в работе с маленькими детьми. Показы нужно сопровождать пояснениями.
Важно, чтобы выполнение требований взрослого стало нормой поведения, потребностью ребенка.
В некоторых случаях приходится использовать порицание, но делаю это в косвенной форме, не называя имен детей.
Одним из приемов, который используется для освоения навыков - это прием повторения действий, упражнений. Объяснение нового действия сначала дается очень подробно, потом постепенно сужается и сводится к напоминанию правила. Особенно удачной является косвенная форма, когда заранее выражается уверенность в том, что дети правильно выполнят мои указания. Например, «Сейчас я посмотрю, как дети уберут все игрушки. У нас в группе будет порядок».
Таким образом, детям не только указывается на их действия, но и предполагаемый результат.
Хорошей формой упражнения детей в освоении культурно-гигиенических навыков являются дидактические игры.
Существенной частью педагогического процесса по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста являются игры-занятия с куклой: «Купаем Таню», «Таня идет гулять», «Чаепитие в гостях».
Знание особенностей состояния нервной системы каждого ребенка позволяет использовать наиболее адекватные педагогические приемы индивидуальной работы, как на занятиях, так и в свободное время, в процессе игры.
Формирование культурно-гигиенических навыков осуществляется в тесном контакте с семьей, т. к. культурно-гигиеническое воспитание, осуществляемое в дошкольном учреждении, должно не прерываться и в домашних условиях. В приемной группы красиво оформлены консультации и рекомендации для родителей по формированию данных навыков. Необходимо проводить индивидуальные беседы с родителями, консультации для родителей, чтобы родители знали и поддерживали требования, предъявляемые к детям и дома.
Если в детском саду педагог приучает каждого воспитанника к самостоятельности при одевании, раздевании, приеме пищи, во время других бытовых процессов, а дома все это за ребенка делают взрослые, то у ребенка не вырабатываются устойчивые привычки, навыки, умения, он часто оказывается беспомощным при необходимости выполнить даже самые простые действия.
К концу года учебного года, при переходе детей в другую группу, нужно провести повторное наблюдение за детьми с целью выявления сформированности культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания. По результатам диагностики разрабатывается план работы на следующий учебный год.