Надежда Антропова
Педагогический проект «Пальчики танцуют — пальчики рисуют»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №78»
Педагогический проект
«ПАЛЬЧИКИ ТАНЦУЮТ - ПАЛЬЧИКИ РИСУЮТ!»
(развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста)
Воспитатели:
Антропова Н. А.
Новоселова С. М.
г. Каменск-Уральский, 2019
Паспорт проекта
Публикация «Педагогический проект „Пальчики танцуют — пальчики рисуют“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Пальчиковая живопись. Рисование пальцами и ладошками
- Пальчиковые игры. Проекты
- Проекты
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Темочки
«ПАЛЬЧИКИ ТАНЦУЮТ - ПАЛЬЧИКИ РИСУЮТ!»
Руководитель проекта : Антропова Надежда Александровна - воспитатель, 1 квалификационная категория; Новоселова Светлана Маулявиевна - воспитатель.
Участники проекта : педагоги, воспитанники группы раннего возраста, родители
Возраст детей: 1,5-2 года
Проблемный вопрос: создание условий для развития мелкой моторики рук детей раннего возраста.
Актуальность проблемы состоит в том, что изобразительная деятельность зарождается в раннем возрасте. Если вовремя создать условия для ее появления и совершенствования, она станет ярким и благодатным средством самовыражения и развития ребенка. Выбор нетрадиционных техник рисования в качестве одного из факторов развития детского творчества не случаен. Нетрадиционное рисование имеет огромное значение в формировании личности ребенка. Рисование развивает интеллектуальные способности детей, внимание, память, мелкую моторику. Чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию, развивать мелкую моторику и интеллектуальные способности, начиная с раннего возраста необходимо использовать нетрадиционные техники изображения.
Для занятий с детьми раннего возраста наиболее эффективными и доступными являются следующие нетрадиционные техники рисования: рисование поролоном, ватными палочками, ладошкой, пальчиками, печатание штампами, рисование оттиском бумаги.
Термин «мелкая моторика» включает в себя комплекс координированных движений мелких мышц пальцев и кистей рук. Эти мышцы отвечают не только за умения ребенка делать что-то руками, но и стимуляцию активного развития головного мозга ребенка.
В настоящее время учеными доказано, что кисть руки является таким же органом речи, как и артикуляционный аппарат, именно в виду своего анатомического расположения на коре головного мозга. Развитие двигательной активности кистей рук, а также тонких движений пальцев оказывает стимуляционное воздействие на речевую зону. Кроме того, работа пальчиками, разнообразные увлекательные и интересные игры с мелкими предметами оказывают положительное влияние на память, внимание и словарный запас ребенка.
Цель проекта : создание условий, необходимых для развития мелкой моторики рук детей раннего возраста.
Задачи проекта :
1. Стимуляция развития детского мозга через обучение навыкам координирования движений мелких мышц пальцев и кистей рук (мелкой моторики).
2. Знакомство с нетрадиционными техниками рисования.
3. Применение нетрадиционных техник рисования для развития мелкой моторики рук детей раннего возраста.
4. Повышение уровня педагогической компетенции по вопросу развития мелкой моторики рук детей раннего возраста.
5. Взаимодействие с родителями, повышение их компетенции по вопросу развития мелкой моторики рук детей раннего возраста через нетрадиционные техники рисования.
Проект рассчитан на 5 месяцев (декабрь 2018 года – апрель 2019 года).
Предполагаемый результат:
1. Повышение уровня развития мелкой моторики рук детей раннего возраста, через использование нетрадиционных техник рисования.
2. Повышение уровня педагогической компетенции по вопросу развития мелкой моторики рук детей раннего возраста.
3. Повышение уровня компетенции родителей по вопросу развития мелкой моторики рук детей раннего возраста.
Этапы проекта :
Этап 1 – подготовительный (декабрь 2018г.)
Цель:
1. Изучение методической литературы, подготовка демонстрационного материала, стендовой и консультативной информации для родителей (Приложение 1).
2. Разработка перспективного планирования совместной организованной деятельности с детьми в рамках проекта (Приложение 2).
3. Составление плана взаимодействия с семьями воспитанников в рамках проекта (Приложение 3).
4. Пополнение картотеки игрового самомассажа; разработка картотеки игр с массажными мячами для детей раннего возраста.
Этап 2 – практический (январь 2019г. – апрель 2019г.)
Цель:
1. Реализация перспективного планирования совместной организованной деятельности с детьми по теме проекта.
2. Организация взаимодействия с семьями воспитанников в рамках проекта.
Этап 3 – заключительный (апрель 2019г.)
Цель: оформление результатов и продуктов деятельности участников проекта :
- фотоотчет по практической части реализации проекта;
- фотовыставка «Рисуем дома».
Приложение 4
Конспект родительского собрания в форме мастер-класса
Тема: «Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста через нетрадиционные техники рисования»
Автор: Антропова Надежда Александровна.
Цель: знакомство родителей с методами развития мелкой моторики рук детей раннего возраста.
Задачи:
1. Повышение компетенции родителей в способах и методах развития мелкой моторики рук детей раннего возраста.
2. Установление доброжелательных взаимоотношений педагогов с родителями.
3. Сплочение родителей между собой.
Предполагаемый результат:
1. Создание коллективной работы с использованием способов и методов развития мелкой моторики.
2. Благоприятный микроклимат во взаимодействии педагогов и родителей.
3. Установление доброжелательных взаимоотношений между родителями.
Материалы и оборудование: краски, палитра, ватные палочки, штампы, деревянные кубики, листы бумаги, ватман, пробки.
Ход мероприятия:
1. Вступительная часть.
Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы рады приветствовать вас на мастер-классе «Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста через нетрадиционные техники рисования».
Рисование – это вид изобразительной деятельности, где с использованием разнообразнейших материалов создаются графические или живописные изображения. Рисование в раннем возрасте помогает ребенку воспринимать окружающий мир ярче, развивает эстетический вкус, формирует творческое начало личности. Рисование в нетрадиционных техниках позволяет ребенку раскрыть себя, способствует развитию мелкой моторики, воображения, координации движений рук. В рисовании с детьми раннего возраста необходимо учитывать их возрастные особенности, а также особенности имеющихся навыков изобразительной деятельности.
Для занятий с детьми раннего возраста наиболее эффективными и доступными являются следующие нетрадиционные техники рисования:
1. Рисование ватными палочками. Ватные палочки прекрасно подходят для использования в качестве «орудия труда» маленьких художников, при их знакомстве с нетрадиционной техникой пуантилизм (точечное рисование). Такие творческие занятия способствуют не только развитию мелкой моторики и творческой фантазии, но и успокоению, расслаблению ребенка.
2. Рисование ладошкой, ребром, пальчиками. Для рисования в данной технике можно использовать специальные пальчиковые краски или гуашь, разведенную до консистенции сметаны. Ребенок опускает в краску ладошку или окрашивает ее кисточкой и оставляет отпечаток на бумаге.
3. Печатание штампами. Эта техника рисования требует более тщательной подготовки, так как помимо красок и организации рабочего места, необходимо подготовить и сами штампы. В качестве готовых штампов можно использовать деревянные кубики, пробки от бутылок, листья растений, овощи и фрукты.
4. Рисование оттиском бумаги – проводится просто, сочетает в себе массаж ладони. Ребенку предлагается смять лист бумаги в комок, прижать его к штемпельной подушке с краской и оставить оттиск на чистом листе.
5. Рисование оттиском поролона. Поролоновая губка – прекрасное средство для детского рисования, которое доступно даже малышам. Использование оттиска губкой позволяет быстро получить необычное изображение, что нельзя выполнить только кистью. Рисование в данной технике прекрасно развивает мелкую моторику и творческие способности детей.
Все игровые занятия с использованием техник нетрадиционного рисования мы начинаем с самомассажа. Самомассаж – это один из видов пассивной гимнастики. Он оказывает тонизирующее воздействие на ЦНС, улучшает функции рецепторов. Самомассаж мы проводим с различными предметами (карандашами с ребристой поверхностью, бельевыми прищепками, шариками, ковриком «травка», шариками «Су-джок», массажными мячами и т. д.).
2. Основная (практическая) часть.
А сейчас мы переходим к практической части. Начнем с игрового самомассажа бельевыми прищепками. Возьмите, пожалуйста, по одной прищепке в левую руку и выполняйте движения в соответствии с текстом:
Мы веселые прищепки,
Коль поймаем держим крепко!
Раз, два, три, четыре, пять!
Прищепки будем мы катать!
Большой пальчик мы поймаем
И немного покачаем!
Указательный поймаем
И немного покачаем!
Средний пальчик мы поймаем
И немного покачаем!
Безымянный мы поймаем
И немного покачаем!
И мизинец мы поймаем
И немного покачаем!
Раз, два, три, четыре, пять!
Прищепки будем мы катать!
Раз, два, три, четыре, пять!
Мы закончили играть!
Пальчики свои встряхни
И немного отдохни!
Замечательно, все справились!
А сейчас, следуя теме мастер-класса, мы предлагаем вам создать коллективную композицию на тему «Весна-красна!», с помощью предложенных атрибутов и нетрадиционных техник рисования.
Родители подходят к столам, на которых разложен ватман и атрибуты для рисования. Создают коллективную композицию с помощью педагога. Родители характеризуют нетрадиционные техники рисования, опробованные на практике.
3. Заключительная часть (рефлексия).
«Творческая палитра эмоций и настроения»
На макет палитры необходимо поместить цветовые обозначения ваших эмоций и настроения, полученных на сегодняшнем мероприятии:
- «Меня удивило, все для меня ново, буду использовать» (красный цвет).
- «Было интересно, очень полезно» (желтый цвет).
- «Познавательно, частично знакомо» (зеленый цвет).
- «Знакомо все» (синий цвет).
Итог
Подводя итоги, хочется отметить, что в раннем возрасте рисование является не самоцелью, а средством познания окружающего мира. Рисуя, ребенок развивает определенные способности: зрительную оценку формы, умение ориентироваться в пространстве, чувствовать цвета. Развиваются также специальные умения и навыки: зрительно-моторная координация, свободное владение кистью руки. Кроме того, занятия по рисованию доставляют детям радость, создают положительный настрой.
На этом наш мастер-класс окончен! Спасибо за внимание!
Приложение 1
Консультация для родителей
Тема: «Нетрадиционные техники рисования в совместной деятельности детей и родителей»
Известно, что рисование – одно из самых любимых детских занятий, которое воспитывает в ребенке много положительных качеств, таких как усидчивость, внимательность, воображение, способность мыслить и многое другое. Все они пригодятся малышу в дальнейшей жизни.
Чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию можно, начиная с раннего возраста, использовать нетрадиционные способы изображения. Такое нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов, развивает мелкую моторику, удивляет своей непредсказуемостью.
Для занятий с детьми раннего возраста наиболее эффективными и доступными являются следующие нетрадиционные техники рисования:
1. Рисование ладошкой, пальчиками – ребенок опускает в гуашь ладошку или окрашивает ее с помощью кисточки и делает опечаток на бумаге.
2. Рисование оттиском бумаги – проводится просто, сочетает в себе массаж ладони. Ребенку предлагается смять лист бумаги в комок, прижать его к штемпельной подушке с краской и нанести оттиск на бумагу.
3. Печатание штампами – ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. В качестве готовых штампов (печаток) можно использовать деревянные кубики, пробки от бутылок.
4. Рисование ватными палочками. Ватные палочки прекрасно подходят для использования в качестве «орудия труда» маленьких художников. Такие творческие занятия способствуют развитию мелкой моторики и творческой фантазии малышей.
5. Рисование оттиском поролона. Использование оттиска губкой позволяет получить необычное изображение. Рисование в данной технике прекрасно развивает мелкую моторику.
Любят дети рисовать и мыльными пузырями, и зубной щеткой, и ватой, и ступнями, и чем только можно – всем, что попадется под руки. Дерзайте, фантазируйте! И к вам придет радость творчества и единения с вашими детьми.
Желаем вам творческих успехов!
Приложение 2
Перспективное планирование совместной организованной деятельности с детьми в рамках педагогического проекта
«Пальчики танцуют – пальчики рисуют!»
Январь Рисование пальчиками :
- «Снежок»
- «Шаги на бумаге»
Рисование ладошкой:
- «Цветные ладошки»
- «Елочка пушистая» Игровой самомассаж массажными мячами
Игровой самомассаж сосновыми шишками
Февраль Рисование ватными палочками:
- «Следы на снегу»
- «Звездочки на небе»
Рисование штампами:
- «Цветные кубики»
- «Любимые игрушки» Игровой самомассаж шариком «Су-Джок»
Игровой самомассаж пружинками
Март Рисование оттиском бумаги:
- «Волшебные узоры»
- «Цветы для мамочки»
Рисование оттиском поролона:
- «Облака летят по небу…»
- «Мягкие игрушки» Игровой самомассаж шестигранными карандашами
Игровой самомассаж бельевыми прищепками
Апрель Создание коллективной композиции с использованием знакомых техник рисования: «Ручейки бегут, птички поют!» Игровой самомассаж с использованием коврика «Травка»
Приложение 3
План взаимодействия с семьями воспитанников в рамках проекта «Пальчики танцуют – пальчики рисуют!»
Январь
1. Консультация для родителей «Нетрадиционные техники рисования в совместной деятельности детей и родителей»
2. Игровые сеансы с детско-родительскими парами:
- «Мишка по лесу ходил» (игровой самомассаж шишками).
- «Наш волшебный мудрый ежик» (игровой самомассаж массажными мячами).
Февраль
1. Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста через нетрадиционные техники рисования»
2. Игровые сеансы с детско-родительскими парами:
- «Этот шарик не простой» (игровой самомассаж колючим шариком «Су-Джок»).
- «Раз! Два! Три! Четыре! Пять!» (игровой самомассаж пружинками).
Март
1. Фотовыставка «Рисует дома!»
2. Игровые сеансы с детско-родительскими парами:
- «Мы, лягушки-попрыгушки!» (игровой самомассаж шестигранными карандашами).
- «Мы веселые прищепки!» (игровой самомассаж бельевыми прищепками).
Апрель
Памятка для родителей «Весело играем – пальчики развиваем!»