Кузнецова Светлана
Проект «Ловкие пальчики» для детей 2–3 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательный творческий проект по развитию мелкой моторики рук у детей 2-3 лет "Ловкие пальчики"
Тип проекта : познавательный, творческий.
Продолжительность проекта : долгосрочный
Участники проекта : дети первой младшей группы, воспитатели, родители.
Актуальность:
Публикация «Проект „Ловкие пальчики“ для детей 2–3 лет» размещена в разделах
Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.
Итак, формируя и совершенствуя тонкую моторику пальцев рук, мы усложняем строение мозга, развиваем психику и интеллект ребенка. Через развитие мелкой моторики мы совершенствуем психические процессы и речевую функцию ребенка.
Совместная деятельность по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.
Проблема
Современные дети начинают говорить значительно позже своих сверстников 10-20 летней давности, дети позже осваивают навыки самообслуживания из-за слабого развития мелкой моторики рук.
Цель проекта : Развивать пальчиковую моторику рук через различные виды деятельности, используя традиционные и нетрадиционные методы.
Задачи проекта :
1. Улучшать моторику, координацию движений кистей, пальцев рук детей младшего дошкольного возраста.
2. Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр, гимнастик и упражнений.
3. Развивать внимание, воображение и творческие способности, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.
4. Совершенствовать предметно-пространственную развивающую среду группы.
5. Способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в детском коллективе и общении со взрослыми.
6. Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов.
Ожидаемые результаты проекта :
- дети проявляют интерес к пальчиковой гимнастике и пальчиковым играм;
- увеличился словарный запас детей, речь стала более эмоциональной и выразительной;
- возросла речевая активность детей в различных видах деятельности;
- родители заинтересовались актуальностью данной темы, стали единомышленниками в осуществлении данного проекта;
- у детей более развита мимика, моторика пальцев рук, внимание, память, воображение, речь.
Методы и приемы работы:
Массаж кистей рук (массажные шарики, карандаши) пальчиковая гимнастика, физкультминутки пальчиковые игры со стихами пальчиковый театр лепка из пластилина с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т. д.) нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, ватными палочками, губкой и т. д. конструирование (работа с конструктором ЛЕГО, кубиками). дидактические игры шнуровка игры с мелкими предметами (пуговицы, камушки и т. д) пазлы, мозаика.
Содержание практической деятельности по реализации проекта
Этапы проведения проекта :
Организационный этап:
- подбор и изучение литературы по теме;
- составление картотеки пальчиковых игр со словами для развития мелкой моторики;
- Разработка перспективного плана работы по развитию мелкой моторики на текущий учебный год;
- Подбор наглядно – информационного и консультативного материала для родителей.
2-й – практический: Работа по плану.
План работы по реализации проекта
Направления Форма работы с детьми Участники
Познавательное развитие -Экспериментальная деятельность: Познание свойств: предметов быта, природного материала (орехи, фасоль, мука, прищепки, пластиковые крышки, бумага);
- д/и с песком и водой;
- д/и с предметами дом. обихода;
-Д/и «Чудесный мешочек»,
- Д/и «Нарядные бусы»,
- конструирование построек из кубиков разной величины Воспитатели, воспитанники
Речевое развитие заучивание потешек, сопровождающихся пальчиковыми играми «Замок», «Дружная семья», «Части тела», «Капуста», «Ботиночки», «Веселая мышка», «Мышь полезла», «Есть в лесу из бревен дом» Воспитатели, воспитанники
Социально-коммуникативное развитие - коллективное творчество – рисование пальчиками «Нарисуем солнышку лучики»,
- игры с застежками, прищепками, крупой, пуговицами, крышками;
- мозаика,
- шнуровка,
- коллективные игры на развитие мелкой моторики «Веселая ложка», «Найди сюрприз», «Переложи игрушки» Воспитатели, воспитанники
Художественно-эстетическое развитие - рисование ладошками «Веселые картины»,
- рисование пальчиками на крупе «Узоры на подносе»;
-рисование ватными палочками «Покормим цыплят»;
- рисование губкой «Одуванчики»
- лепка «Веселые ежата»;
- пальчиковый и кукольный театр по сказкам «Репка», «Колобок», «Теремок»
- народные игры с ладошками Воспитатели, воспитанники, музыкальный руководитель
Физическое развитие - Пальчиковая гимнастика с использованием стихов, песенок, потешек и народных сказок (Репка, мышка, моя семья, зайчик, апельсин, счет, тесто, сороконожки, котик, дружба, пальчики здороваются, дождик, ушки – рожки)
- Массаж с растиранием пальчиков;
- Подвижные игры «Петушок», «Мишка косолапый», «Лягушата», «Аисты»;
- игры с массажным мячиком
Форма работы с родителями: Воспитатели, воспитанники, инструктор по физической культуре
- консультация для родителей «Ловкие пальчики – правильная речь»;
- привлечение родителей к участию в конкурсе «Театральная игрушка» : изготовление театра для детей любого вида;
- помощь в подготовке к презентации проекта – показу детьми кукольного театра по сказке «Репка»;
- папка – передвижка «Играем пальчиками» Воспитатели, воспитанники, родители
3-й – заключительный: обобщение результатов работы.
Показ для родителей кукольного театра по сказке «Репка»
ЛИТЕРАТУРА
1. Н. Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности детей : вторая группа раннего возраста – М:МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016 – 128 с. ;
2. Н. С. Голицына «Конспекты комплексно-тематических занятий: первая младшая группа. Интегрированный подход, - М: Изд-во Скрипторий, 2003, 2017 – 152 с. 3. Интернет- ресурсы.