Светлана Рыжкова
Проект «Волшебные камешки Марблс», для детей подготовительной к школе группы (от 6 до 7 лет), посещающих логопункт
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта «Волшебные камешки Марблс»
Пояснительная записка.
«Ум есть драгоценный камень, который,
более красиво играет в оправе скромности».
Максим Горький
Вся жизнь ребенка – это игра. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. Вы замечали, с каким увлечением дети играют с камешками : перекладывают, подбрасывают, собирают и т. д. Кристаллы и камни – это дар нашей планеты, который мы можем использовать для развития ребенка в XXI веке. Одной из нетрадиционных методик, в основе, которой лежит лечение с помощью камней и минералов является литотерапия.
Публикация «Проект „Волшебные камешки Марблс“, для детей подготовительной к школе группы (от 6 до 7 лет), посещающих логопункт» размещена в разделах
- Марблс. Игры с камешками
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» декабрь 2019
Литотерапия – (от греческого lithos – камень, terapia – терапия) – лечение с помощью натуральных камней, нетрадиционная методика, ставшая популярной в последнее время. В более широком понимании, литотерапия, это любое использование природных минеральных веществ (песок, камни, глина и пр.) с целью воздействия на организм человека. Литотерапия с успехом применяется в современной медицине, косметологии и даже коррекционной педагогике. Известно, что у детей с речевыми нарушениями, в частности с тяжелыми нарушениями речи, наблюдаются нарушения эмоционально – волевой сферы, нарушения координации движений, низкий уровень развития мелкой моторики рук. В настоящее время в системе традиционных и нетрадиционных методов коррекции, использующихся в коррекционно – образовательном процессе, все больше места занимают специальные техники, относящиеся скорее к области психологии или медицины. Одной из таких специальных техник и является литотерапия (применение камешков Марблс).
Камешки Марблс, универсальное пособие представляет собой готовые наборы стеклянных камешков разного цвета и различные задания с ними. Работа с камешками создает условия для совершенствования мелкой моторики пальцев, движений рук - отрабатываются щипковый, пинцетный, кулачковый захваты, что способствует развитию различных мышц рук. При использовании на занятии разнообразных шаблонов, где необходимо наложить камешки на рисунок, совершенствуется зрительно-моторная координация. В результате использования данного материала через игры на нахождение объектов на ощупь и вербализацию представлений формируются знания о форме, величине, пространственном расположении предметов, развивается тактильная чувственность, что в дальнейшем способствует повышению уровня развития навыков письма и чтения.
Игры с использованием камешков Марблс :
- стимулируют речевое развитие путем тренировки пальцев рук;
- увеличивают на 100% активность, интерес детей на занятии;
- улучшают результат коррекции речи;
- вариативны и удобны в применении.
Использование речевых игр с элементами литотерапии является совершенно новой идеей в логопедии.
Цель проекта : коррекция речи детей, посещающих логопункт, через применение игр и упражнений с камешками Марблс.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- формирование познавательной активности у детей;
- формирование правильного захвата шарика кистью руки;
- обогащение словарного запаса с упражнениями в употреблении предлогов, наречий, прилагательных, глаголов;
- развитие коммуникативной функции речи.
Коррекционно-развивающие:
- развитие мелкой моторики пальцев и кистей рук;
- развитие тактильной чувствительности рук;
- развитие ориентировки на плоскости;
- формирование пространственных представлений;
- развитие внимания, памяти, логики, мышления;
- формирование навыков звуко-буквенного анализа слов;
Коррекционно-воспитательные:
- воспитание усидчивости, умения доводить начатое дело до конца;
- обучение игре в совместной деятельности, формирование дружеских взаимоотношений;
- воспитание и развитие у ребенка эстетического вкуса и творческого подхода к выполнению заданий и упражнений с камешками Марблс.
Тип проекта : долгосрочный (7 месяцев).
Участники проекта : дети подготовительной к школе группы, посещающие логопункт, учитель – логопед, родители (законные представители) детей.
Время реализации проекта : с 1 ноября 2019 г. по 31 мая 2020 года.
Планируемый результат:
- правильное речевое дыхание у детей;
- сформированные движения пальцев рук, общая моторика;
- положительная динамика в развитии всех сторон речи воспитанника;
- отсутствие напряжения и скованности;
- использование родителями (законными представителями) детей посещающих логопункт метода литотерапии в домашних условиях.
Реализация проекта проходит в 3 этапа :
1 этап – подготовительный.
Задачи: раскрытие смысла содержания предстоящей работы, выработка необходимых педагогических условий для реализации проекта с учетом современных требований и речевых возможностей детей.
Формы работы:
1. Изучение методической литературы и интернет-ресурсов.
2. Выявление проблемы.
3. Разработка системы игр и упражнений с камешками Марблс.
4. Изучение уровня компетентности родителей по проблеме.
2 этап – основной (практический).
Задачи: апробирование системы игр и упражнений с камешками Марблс, в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи, посещающими логопункт.
Формы работы:
1. Проведение пальчиковой гимнастики с элементами литотерапии в сочетании с песочной терапией (выкладывание дорожек, узоров на песке).
2. Массажирование рук и пальцев камешками (сжимание камней в кулачках, перекатывание по ладони, по руке).
3. Проведение игр и выполнение упражнений с камешками Марблс с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи.
Сроки Игры и упражнения
Ноябрь
1 неделя Упражнение «Знакомство». Задание: педагог обращает внимание на камушки и предлагает по перебирать камушки руками. Выкладывать их из емкости, двигать в ней руками по очереди и одновременно. При этом педагог знакомит с текстурой - стеклянные, гладкие; качеством - хрупкое, прозрачное; цветом - красный, синий, зеленый.
Затем дается время для самостоятельного манипулирования.
2 неделя Игра «Археолог». Ребёнку предлагается сундучок, наполненный горохом, (фасолью, рисом и т. п.) с закрытыми глазами он должен выбрать камешки Марблс (сокровища пиратов).
3 неделя Игра «Муха в клетке». В центре квадрата из девяти клеток сидит "муха". По инструкции взрослого ребёнок двигает камешек по квадратам. Усложнение: дается многоступенчатая инструкция, ребёнок «передвигает» глазами камешек и ставит "муху" в нужный квадрат.
4 неделя Упражнение «Гласная или согласная?» Задание: Определить первый звук в слове и поставить фишку-камешек необходимого цвета (гласный - красный, согласный - синий).
Дополнительные вопросы и задания: произвести звукобуквенный анализ слова.
Декабрь
1 неделя Упражнение «Помоги». Задание: педагог обращает внимание, что все камушки разных цветов перемешались. Необходимо рассортировать их по цветам.
Предъявляется эталон цвета и предлагается отсортировать сначала предъявленный цвет. Дети называют цвет - зеленый и отбирают, и складывают в свои баночки только зеленые камушки. При повторении упражнения количество предъявляемых цветов увеличивается.
Усложнение: Цвет не предъявляется карточкой, а называется словом.
2 неделя Игра «Весёлый счёт».
Выложить столько камешков на столе, сколько:
- У человека носов?
- Сколько пальцев на одной руке? на двух?
- Сколько ушей у собаки?
- Сколько глаз у кошки?
- Сколько крыльев у птицы?
- Сколько ножек у стола? и т. д.
3 неделя Упражнение «Гласная или согласная?» Задание: Определить первый звук в слове и поставить фишку-камешек необходимого цвета (гласный - красный, согласный - синий).
Дополнительные вопросы и задания:
1. Произвести звукобуквенный анализ слова.
2. С какого звука начинается слово? Гласный он или согласный? Какие еще слова можно придумать с этим звуком?
3. На каком мест находится звук (в начале, середине, конце)
4. Сколько в слове гласных, сколько согласных?
4 неделя Игра «Волшебный мешочек». 1 вариант. Ребёнок достаёт из мешочка камешек (зелёного, синего или красного цвета) и придумывает слово на соответствующий звук (синий цвет - твёрдый согласный звук, красный-гласный звук, зелёный - мягкий согласный звук).
Январь
1 неделя Игра «Волшебный мешочек». 2 вариант. Ребёнок достаёт камешек любого цвета из мешочка и соотносит цвет с предметом, учась при этом правильно согласовывать слово-предмет и слово-признак:
- зелёный камешек - зелёный огурец, лук, крокодил и т. д.
- жёлтый камешек - жёлтая репка, жёлтое солнце, и т. д.
2 неделя Упражнение «Золушка» тактильного восприятия.
Собиралась Золушка на бал,
Хоть ее туда никто не звал.
Ей велела мачеха: "Давай
Гречку и горох перебирай!"
Задание: Перед детьми подносы с камешками разной формы, величины, цвета. Детям предлагается рассортировать камешки по всем признакам.
3 неделя Игра «Гусеничка - модница». Взрослый называет ряд слов, а ребёнок определяет первый (последний) звук в каждом слове и последовательно выкладывает соответствующий камешек (синий цвет - твёрдый согласный звук, красный-гласный звук, зелёный - мягкий согласный звук).
4 неделя Упражнение «Золушка» тактильного восприятия.
Собиралась Золушка на бал,
Хоть ее туда никто не звал.
Ей велела мачеха: "Давай
Гречку и горох перебирай!"
Задание: Перед детьми подносы с разными камешками. Детям завязывают глаза и предлагают рассортировать камешки по признакам, определяемым осязательно.
Февраль
1 неделя Игра «Угости Петушка». Ребёнок передвигает Петушка по ступенькам вверх, одновременно называет слова с твёрдым (мягким) звуком.
2 неделя Упражнение «Золушка» тактильного восприятия.
Собиралась Золушка на бал,
Хоть ее туда никто не звал.
Ей велела мачеха: "Давай
Гречку и горох перебирай!"
Задание: Два ребенка подходят к столу. Закрывают глаза. Перед каждым из них поднос с двумя видами перемешанных камней. По команде оба начинают разбирать камешки - кто быстрее.
3 неделя Игра «Напиши слово». Ребёнку предлагается выполнить звуковой анализ слова с помощью камешков Марблс.
4 неделя Упражнение «Найдем предмет». Задание: педагог предлагает найти игрушки, спрятанные в камушках с открытыми глазами, сначала одной, затем другой рукой.
Март
1 неделя Игра «Звуковая мозаика». Взрослый называет слова, например с мягким (твёрдым) звуком [c], ребёнок кладёт соответствующий камешек (зелёный, синий, выкладывая мозаику).
2 неделя Упражнение «Найдем предмет». Задание: педагог предлагает найти игрушки, спрятанные в камушках с открытыми глазами, сначала одной, затем другой рукой.
Усложнение: поиск игрушек закрытыми глазами, определить что это.
3 неделя Игра «Помощь идёт». Поможем Дюймовочке выбраться из болота, построив дорожку из камешков, называя при этом слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом ИК. Например: мячик, столик, фантик и т. д.
4 неделя Упражнение «Тропинки».
Протянулся поясок
Через поле и лесок,
Да не взять его руками,
Не смотать его в клубок. (Тропинка)
Задание: Дети выкладывают ряды - "тропинки" разной протяженности из камешков, соотносят протяженность с количеством камешков, сравнивая, что длиннее, что короче. Необходимо выложить несколько рядов из камешков по убывающей величине и по возрастающей.
Апрель
1 неделя Упражнение «Змейка». Задание: Педагог предлагает выложить длинную змейку так, чтобы все камушки лежали друг за другом без промежутка. Можно использовать разные цвета.
Усложнение: Педагог предлагает выложить змейку, используя один цвет, два цвета чередуя их, используя количественный показатель (Возьми 5 камушков одного цвета и 4 камушка другого цвета).
2 неделя Упражнение «Выложи по заданию». Задание: Педагог предлагает разложить камешки, накладывая их на образец - карточку, на которой нанесен рисунок.
3 неделя Упражнение «Цифра». Задание: Педагог уточняет название цифры и закрепляет ее образ путем наложения камешков на ее контур.
4 неделя Упражнение «Выложи по заданию». Задание: Педагог предлагает разложить камешки, накладывая их на образец - карточку, на которой нанесен рисунок.
Усложнение: Выкладывание камушков, ориентируясь на образец на свободном пространстве. Запомнить узор на карточке и выложить по памяти.
Май
1 неделя Упражнение на развитие пространственной ориентации.
Задание:
- возьми зеленый камень правой рукой и положи слева от себя;
- возьми красный камень левой рукой и положи справа от себя;
- возьми оранжевый камень и положи перед собой.
2 неделя Игра «Выложи букву». Задание: Педагог уточняет название букв и закрепляет ее образ путем наложения камушков на ее контур.
3 неделя Упражнение «Расскажи сказку». Детям дается задание рассказать сказку о волшебстве камешков Марблс.
3 неделя Игры и упражнение по желанию детей.
4 неделя Игры и упражнение по желанию детей.
4. Использование методов литотерапии как на коррекционно-развивающих занятиях, так и на подгрупповых и индивидуальных занятиях с детьми с тяжелыми нарушениями речи.
5. Проведение мастер-класса для воспитателей и родителей (законных представителей) детей на тему «Камешки Марблс, как средство развития речи детей дошкольного возраста».
6. Изготовление буклета для родителей «Литотерапия в работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста».
7. Изготовление картотек игр и комплексов упражнений с камешками Марблс.
3 этап – заключительный
Задачи: презентация продукта деятельности.
Форма работы:
1. Подведение итогов проекта.
2. Оформление презентации проекта, показ презентации на педсовете.
3. Практический материал по реализации проекта (картотеки).