иванова марина
Среднесрочный проект «Волшебница бумага»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное
дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 13 «аленушка»
Проект «Волшебница бумага»
В рамках VIII муниципального конкурса детских проектных работ
«Мой проект» в 2016-2017 учебном году
Направление: естественно-научное
Вид: среднесрочный
Педагогическая проблема
В связи с изменениями, предъявляемыми ФГОС ДОк организации проектной
Публикация «Среднесрочный проект „Волшебница бумага“» размещена в разделах
деятельности в ДОУ как к одному из механизмов развития детской субъектности,
инициативы и самостоятельности, назрела реальная необходимость внесения корректив и
изменений в образовательный процесс.
Интеллектуально творческая одаренность ребенка является интегративным показателем
становления личности на начальных этапах ее развития и проявляется в различных видах
деятельности, в которых основным показателем является самостоятельность в организации
познавательного процесса. Объективность определения уровня интеллектуально —
творческой одаренности дошкольников возможно только в деятельности детей, одной из
которых является опытно-экспериментальная. Для того чтобы экспериментальная
деятельность была результативной, у детей должен быть познавательный интерес.
Взаимоотношения человека с природой актуальный вопрос современности. Дети мало
общаются с природой. Можно наблюдать небрежное, порой жестокое отношение детей к
природе, в частности, к деревьям. Деревья окружают нас постоянно, но дети, как правило,
почти не обращают на них внимания. Гораздо больший интерес они проявляют к цветущим
растениям. Кроме того, деревья и растения воспринимают как неживые объекты. Деревья
прекрасные объекты для наблюдений, так как имеют ярко выраженные сезонные изменения.
Таким образом, с одной стороны важность и необходимость ознакомления детей с
растительным миром, с деревьями, формирование у детей убеждения о необходимости
бережного и сознательного отношения к природе, и с другой – отсутствие целенаправленной,
систематической работы привели к выбору темы проекта.
Это заинтересовало не только детей, но и нас, взрослых (педагогов, родителей)
Детская проблема:
Однажды я смотрел мультфильм «Фиксики» и там я услышал, как Симка рассказывала, что
бумагу делают из дерева. Мне стало интересно, как это может быть. Ведь дерево же твердое,
а бумага нет?Я решил, во что бы то ни стало, все разузнать о бумаге
Цель взрослая:Создание педагогических условий для проявления у детей мотивации к
опытно-экспериментальной деятельности.
Детская цель: познакомиться со свойствами бумаги. Создать коллекцию видов
бумаги. Создать мини – музей «Волшебница бумага»
Задачи:
1. Узнать, как появилась бумага
2. Узнать, как делают бумагу;
3. Познакомиться с видами бумаги;
4. Изучить свойства бумаги, опытным путем;
5. Создать коллекцию видов бумаги;
6. Оформить мини-музей «Волшебница бумага
1. Развиватьтворческие способности, универсальные учебные действия во время
исследовательской деятельности: ставить цель, выбирать средства, доводить дело до
полученного результата.
2. Уточнить и расширить кругозор, уточнить используемые термины.
3. Сформировать у детей первичные представления о свойствах бумаги.
4. Способствовать развитию интереса к научно – исследовательской работе.
5. Подвести к пониманию того, что книги надо беречь, чтобы сохранить лес.
6. Способствовать развитию творческого воображения, инициативы.
Гипотеза:
Предположим, что организуя опытно-экспериментальную детей с бумагой,
мы сможем определить уровень интеллектуально-творческой
одаренности дошкольника.
Детская гипотеза: если мы будем наблюдать и проводить опыты с бумагой,
то мы много узнаем о ее свойствах.
Методы исследования:
подумать самостоятельно;
спросить родителей и воспитателя;
Провести эксперименты
Бумага – материал волокнистый?
Бумага легко мнется
Бумага при увлажнении увеличивается.
посмотреть познавательную литературу;
посмотреть в сети Интернет
видео-уроки –эксперименты
Условия применения
Средняя группа от 4-5 лет
Новизна проекта :изучение свойств бумаги, умение самостоятельно проводить
эксперименты с бумагойи применять на практике в различных видах деятельности.
Результативность проекта : создание положительного микроклимата в группе,
позитивного настроя.
Работа может быть интересна не только педагогам, она, несомненно, привлечет
пристальное внимание детей и их родителей. Тема может быть использована как для
решения задач социально – нравственного воспитания дошкольников, так и в познавательно
– экспериментальной деятельности.
Средства
Метод проекта – представляет способ достижения дидактической цели через
осязаемым,практическим результатом.
Морфологический анализ.
Решение проблемных ситуаций.
Метод исследования.
Метод наблюдения.
Метод экспериментирования.
Словесные методы (беседа, рассказ)
Наглядные пособия
Фотоматериалы «Фотодневник «Волшебница бумага» (опыты с бумагой)».
Коллекция бумаги.
Выставка поделок из бумаги
Картотека опытов и экспериментов.
Описание методики
Организация проектной деятельности опирается на модель.
Модель проектной деятельности :
• Копилка: различные образцы бумаги
• Решение творческих задач (опыты и эксперименты)
• Презентация
• Выход на новый проект
II этап – создание копилки
1. Была подобранаинформация изинтернет – ресурса о том, что такое бумага, где ее
применяют;были просмотрены различные видеоролики о том,как появилась бумага.
2. Приобретенение бумаги разной фактуры.
3. Создана картотека дидактических игр.
4. Приготовлено оборудование к проведению опытов.
5. Привлечение родителей к участию в проекте : проведение опытов и экспериментов в
домашних условиях.
Проведение опытов по
изучению свойств бумаги
Опыт №1.
Бумага легко воспламеняется. Внимание!
Опыт можно проводить только со
взрослыми!
Мы подожгли бумагу.
Наша гипотеза подтвердилась:
Бумага легко воспламеняется!
2. Бумага легко мнется.
Для того чтобы это определить, мы взяли
несколько видов бумаги. Салфеточная и
гофрированная бумага мялись легко.
Альбомную бумагу сложнее было смять.
Затем мы распрямили скомканную бумагу,
стараясь придать ей первоначальный вид. Но
этого сделать не удалось.
Таким образом, наша вторая
гипотеза подтвердилась –
бумага – материал, который легко
мнется. Смятой бумаге невозможно
вернуть прежний вид.
Опыт3. Бумага легко мажется.
Мы взяли ватную палочку,
обмакнули ее в растительное масло,
провели палочкой по бумаге, остался
жирный след.
Вывод: бумага легко мажется.
III этап - картотека
На этом этапе проводились:
Чтение познавательной литературы;
рассматривание разных видов бумаги;
просмотр презентации и видеофильма о возникновении бумаги
V этап – Презентация проекта
Форма презентации: доклад с показом эксперимента, с использованием
мультимедийного сопровождения.
В результате проектной деятельности дети научились экспериментировать с бумагой,
выявлять е свойства, делать разные поделки из бумаги. Навыки исследовательской
деятельности не прошли даром: желание работать с бумагой перешло на более высокий
уровень.
В процессе эксперимента дети получают представления о различных сторонах
изучаемого объекта, идет обогащение памяти ребенка, развивается речь ребенка, творческие
способности.
VI этап – постановка новой проблемы
Проект вызвал большой интерес детей к данной теме. Теперь они хотят узнать как
можно изготовить бумагу в домашних условиях, что для этого нужно. Это будет новая тема
для будущего проекта. Дальнейшая работа будет заключаться в продолжении проекта, где
предполагается продолжение исследовательской деятельности, нахождение ответа на вопрос.