Марина Рыжова
Детский среднесрочный познавательно-исследовательский проект «Мы изучаем воздух»
▼ Скачать + Заказать документы
Детский среднесрочный познавательно-исследовательский проект
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка – «Детский сад № 34 «Золотой ключик»
познавательно-исследовательский проект
«Мы изучаем воздух»
Публикация «Детский среднесрочный познавательно-исследовательский проект „Мы изучаем воздух“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Детские проекты, исследовательная деятельность
- Исследовательская деятельность
- Проекты
- Темочки
Руководитель проекта
Рыжова Марина Владимировна,
воспитатель I квалификационной категории
2017год
Наименование проекта :
«Исследовательская работа: «Мы изучаем воздух»
1. Участники исследовательской работы: воспитатель, дети группы, родители.
2. Актуальность исследовательской работы:
На современном этапе проблема загрязнения окружающей среды становится актуальна для человечества. Дети старшего дошкольного возраста могут понять данную проблему через исследовательскую деятельность.
3. Постановка проблемы
Дети не понимают значения чистого воздуха для здоровья человека и экологической обстановки окружающей среды.
4. Причины существования проблемы
Дети не проявляют интереса к проблеме загрязнения воздуха. У большинства детей уровень познавательной инициативы невысок.
5. Цель исследовательской работы:
- Вызвать у детей интерес к исследовательской работе
- Заинтересовать детей проблемой чистоты воздуха
6. Задачи исследовательской работы
Воспитывать желание сохранить чистоту воздуха.
Раскрытие основных причин и последствий загрязнения воздуха, указать важнейшие меры по его охране.
Обогатить представление детей о значимости воздуха в окружающей среде. Формировать интерес к экспериментальной деятельности и моделированию.
Познакомить детей с простейшими с доступными для понимания детей опытами и экспериментами по вопросу данной исследовательской работы.
7. Действия исследовательской работы
- Подбор литературы, фотоиллюстраций;
- целевые прогулки, обзорные экскурсии;
- проведение опытов и экспериментов;
- решение проблемных ситуаций;
- образовательная деятельность;
- итоговые беседы.
8. Сроки реализации исследовательской работы:
с октября по апрель в течение учебного года.
9. Этапы реализации проекта
Подготовительный этап
- подбор справочного и познавательного материала по вопросам проекта;
- подбор методической литературы;
- сбор фотоматериалов для оформления альбома;
- оформление фотовыставки «Что загрязняет окружающую среду?» - совместная работа с родителями.
Основной этап
- в пятницу вечером предложить детям проблемную ситуацию - «Каким воздухом мы дышим» : собираем ватными дисками пылинки с мебели, игрушек и задаем детям вопрос «Почему ватный диск стал грязным?»
Дать детям домашнее задание: подумать над данным вопросом.
- Беседа с детьми по итогам выполненного домашнего задания.
Вывод: В воздухе находятся разные вещества, в том числе и вредные. Необходимо постоянно делать влажную приборку, мыть игрушки, соблюдать чистоту.
- Родителям предложить маршрут выходного дня: во время прогулки вместе с детьми обратить внимание на то, что загрязняет воздух в городе? Ответ изобразить в детских рисунках.
- Проведение серии опытов и экспериментов «Что такое воздух?» (Описание опытов и экспериментов в приложении.)
- Проведение серии опытов и экспериментов «Зачем нам нужен воздух?»
Исследование Вывод исследовательской работы
Проведем опыт по задержки дыхания: вдохнем и закроем ладошками рот и нос, сосчитаем сколько можем продержаться без воздуха. Какое было желание? Сделать вдох. Воздух нужен для жизнедеятельности человеческого организма и роста.
Взять два растения одно со свободным доступом воздуха, а другое накроем банкой. После длительного времени нахождения под банкой растение стало вянуть (желтеть). Мы дышим воздухом, он необходим для жизни человека, а также всех представителей царства животных, большинства растений, грибов и бактерий.
Рассказать, как плавательный пузырь, заполненный воздухом, помогает рыбам плавать. Нальем в стакан газированную воду. Почему она так называется? В ней много маленьких воздушных пузырьков. Воздух – газообразное вещество, поэтому вода – газированная. Пузырьки воздуха быстро поднимаются вверх, они легче воды. Бросим в воду виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее сразу начнут садиться пузырьки, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет. На поверхности воды пузырьки лопнут, и воздух улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками воздуха и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока воздух из воды не "выдохнется". По такому же принципу плавают рыбы при помощи плавательного пузыря. Пузырьки воздуха могут поднимать в воде предметы. Рыбы плавают в воде при помощи плавательного пузыря, заполненного воздухом.
- Предложить родителям вместе с детьми поэкспериментировать дома. (Опыты и эксперименты собраны в картотеку и предложены родителям в помощь.)
Результат данной работы – беседа с детьми в группе детского сада. Цель: вызвать у детей познавательную активность, способствовать формированию познавательного интереса; развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность.
- Проведение серии опытов и экспериментов «Воздух на службе у человека» (описание опытов и экспериментов в приложении).
Заключительный этап
- Беседа с детьми «Воздух нам необходим?»
Цель: подвести детей к итоговому выводу значимости воздуха для жизни человека, а также для всех представителей царства животных, большинства растений, грибов и бактерий;
формировать и обогащать знания детей о важности чистого воздуха для человека и окружающей среды.
- Создание фотоальбома «Мы изучаем воздух»
9. Методы исследования: изучение печатного материала о воздухе;
Поиск материала в интернете; наблюдение, сравнение, опыты, выводы.
10. Оценка результатов исследовательской работы:
Изучив вопрос и проведя исследования, напрашивается вывод: воздух необходим для жизни. Влияние транспорта на загрязнение воздуха в районе детского сада среднее, зеленых насаждений не достаточно для выработки кислорода на отдельно взятом участке. Предлагаем для улучшения экологической обстановки произвести на территории детского сада посадку деревьев и кустарников. Не ездить часто на автомобиле без крайней необходимости, убеждать в этом родителей. Не гулять у проезжей части, чаще бывать в лесу. Пожелания для взрослых: придумать экологически чистое топливо для автомобилей; организовать частый полив улиц и тротуаров города в летний период.
11. Перечень отчетной и рабочей документации по исследовательской работе:
Фотоотчет.
12. Ограничения исследовательской работы: дети старшей группа.
Список литературы
1. Колпачникова О. В. Метод проектов в экологическом воспитании дошкольников // журнал Воспитатель ДОУ, 2009г, №3, с. 126.
2. Лукьянова Т. Г. Походы по экологической тропе // журнал Воспитатель ДОУ, 2008, №8, с. 39
3. Лычева А. А., Цвиль В. С. Люблю тебя, мой Край родной! Сборник экологический занятий, сюжетных игр, сценариев экологических праздников. - Архангельск, 2001г.
4. Молодова Л. П. Игровые экологические занятия с детьми: Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов и учителей. - Мн. : ООО «АСАР», 2001г.
5. Николаева С. Н. Эколог в детских садах : Программа повышения квалификации дошкольных работников. - М. : Мозаика-синтез, 2004г.
6. Николаева С. Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников – М. : Мозаика-синтез, 2004г.
7. Николаева С. Н. Любовь к природе воспитываем с детства. Рекомендации педагогам, родителям и гувернерам – М. : Мозаика-синтез, 2004г.
8. Н. А. Рыжова «Воздух — невидимка» Москва, 1998г.
9. Е. В. Марудова «Ознакомление дошкольников с окружающим миром» Санкт- Петербург. «Детство — Пресс», 2011г
10. https://vtorothodi.ru/ecology/atmosfernyj-vozdux
ПРИЛОЖЕНИЯ
СВОЙСТВА ВОЗДУХА
1. бесцветен;
2. Прозрачен;
3. Легче воды;
4. Без запаха;
5. Упругий;
6. Всегда движется.
СОСТАВ ВОЗДУХА
1. Азот;
2. Кислород;
3. Углекислый газ.
ВОЗДУХ
Он – прозрачный невидимка,
Легкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.
Он в лесу – густой, душистый,
Как целительный настой,
Пахнет свежестью смолистой,
Пахнет дубом и сосной.
Летом он бывает теплым,
Веет холодом зимой,
Когда иней красит стекла
И лежит на них каймой.
Мы его не замечаем,
Мы о нем не говорим.
Просто мы его вдыхаем –
Он ведь нам необходим
Серия опытов и экспериментов «ЧТО ТАКОЕ ВОЗДУХ?»
Опыт. «Где спрятался воздух?»
Оборудование: целлофановые пакеты, зубочистки.
Скажите, вы видите воздух вокруг нас? (нет, не видим)
Значит, воздух, какой? (невидимый).
Давайте поймаем воздух.
Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух.
Закрутите пакеты.
Что произошло с пакетами? (они надулись, приобрели форму)
Попробуйте сдавить пакет. Почему не получается? (внутри находится воздух)
Где можно использовать это свойство воздуха? (надувной матрац, спасательный круг).
Давайте сделаем вывод: Воздух не имеет формы, он приобретает форму того предмета в который он попадает.
А теперь посмотрите на свою руку через пакет. Вы видите руку? (видим).
Значит, воздух, какой? (он прозрачный, бесцветный, невидимый).
Давайте проверим, действительно внутри находится воздух?
Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками.
Что вы чувствуете? (шипение).
Так выходит воздух. Мы его не видим, но чувствуем.
Какой сейчас можно сделать вывод? Воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать.
Вывод: Воздух прозрачный, невидимый, бесцветный, не имеет формы.
Опыт «Как увидеть воздух?»
Оборудование: трубочки для коктейля, стаканы с водой.
Подуйте через трубочку на свою ладошку.
Что почувствовала ладошка? (движение воздуха – ветерок).
Воздухом мы дышим через рот или через нос, а потом его выдыхаем.
Можно ли увидеть воздух, которым мы дышим?
Давайте попробуем. Погрузите трубочку в стакан с водой и подуйте.
На воде появились пузырьки.
Откуда взялись пузырьки? (Это воздух, который мы выдыхали).
Куда плывут пузырьки – поднимаются вверх или опускаются на дно? (Воздушные пузырьки поднимаются вверх).
Потому что воздух легкий, он легче воды. Когда весь воздух выйдет, пузырьков не будет.
Вывод: Воздух легче воды.
Опыт «Движение воздуха»
Оборудование: Заранее сделанные из цветной бумаги веера.
Ребята, а мы можем почувствовать движение воздуха? А увидеть?
На прогулке мы часто наблюдаем движение воздуха (качаются деревья, бегут облака, крутится вертушка, пар изо рта).
А в комнате мы можем почувствовать движение воздуха? Как? (вентилятор).
Воздух не видим, зато мы его можем ощутить.
Возьмите веера и помашите им в лицо.
Что вы чувствуете? (Чувствуем, как воздух движется).
Вывод: Воздух движется.
Серия опытов и экспериментов
«ВОЗДУХ НА СЛУЖБЕ У ЧЕЛОВЕКА»
Опыт «Воздух всегда в движении»
Цель: Доказать, что воздух всегда в движении.
Оборудование:
1. Полоски легкой бумаги (1,0 х 10,0 см) в количестве, соответствующем числу детей.
2. Иллюстрации: ветряная мельница, парусник, ураган и т. д.
3. Герметично закрытая банка со свежими апельсиновыми или лимонными корками (можно использовать флакон с духами).
Опыт: Аккуратно возьмем за краешек полоску бумаги и подуем на нее. Она отклонилась. Почему? Мы выдыхаем воздух, он движется и двигает бумажную полоску. Подуем на ладошки. Можно дуть сильнее или слабее. Мы чувствуем сильное или слабое движение воздуха. В природе такое ощутимое передвижение воздуха называется - ветер. Люди научились его использовать (показ иллюстраций, но иногда он бывает слишком сильным и приносит много бед (показ иллюстраций). Но ветер есть не всегда. Иногда бывает безветренная погода. Если мы ощущаем движение воздуха в помещении, это называется – сквозняк, и тогда мы знаем, что наверняка открыто окно или форточка. Сейчас в нашей группе окна закрыты, мы не ощущаем движения воздуха. Интересно, если нет ветра и нет сквозняка, то воздух неподвижен? Рассмотрим герметично закрытую банку. В ней апельсиновые корочки. Понюхаем банку. Мы не чувствуем запах, потому что банка закрыта и мы не можем вдохнуть воздух из нее (из закрытого пространства воздух не перемещается). А сможем ли мы вдохнуть запах, если банка будет открыта, но далеко от нас? Воспитатель уносит банку в сторону от детей (приблизительно на 5 метров) и открывает крышку. Запаха нет! Но через некоторое время все ощущают запах апельсинов. Почему? Воздух из банки переместился по комнате.
Вывод: Воздух всегда в движении, даже если мы не чувствуем ветер или сквозняк.
Опыт «Воздух содержится в различных предметах»
Цель: Доказать, что воздух находится не только вокруг нас, но и в разных предметах.
Оборудование:
1. Стаканы с водой в количестве, соответствующем числу детей.
2. Коктейльные соломинки в количестве, соответствующем числу детей.
3. Стеклянная кастрюля с водой.
4. Губка, кусочки кирпича, комки сухой земли, сахар-рафинад.
Опыт: Возьмем стакан с водой и выдохнем в воду через соломинку. В стакане появились пузырьки. Это выдыхаемый нами воздух. В воде мы видим воздух в виде пузырьков. Воздух легче воды, поэтому пузырьки поднимаются вверх. Интересно, есть ли воздух в разных предметах? Предлагаем детям рассмотреть губку. В ней есть отверстия. Можно догадаться, что в них воздух. Проверим это, опустив губку в воду и слегка надавив на нее. В воде появляются пузырьки. Это – воздух. Рассмотрим кирпич, землю, сахар. Есть ли в них воздух? Опускаем поочередно эти предметы в воду. Через некоторое время в воде появляются пузырьки. Это воздух выходит из предметов, его вытеснила вода.
Вывод: Воздух находится не только в невидимом состоянии вокруг нас, но и в различных предметах.