Старостина Ольга
Проект «Волшебная астрономия». Формирование у детей с ОВЗ представлений о космосе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема проекта: «Волшебная астрономия».
Актуальность:
На протяжении всего детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого.
Формирование познавательной активности у детей можно видеть в разных видах деятельности, в том числе в играх, экспериментировании, наблюдениях за объектами и явлениями живой и неживой природы, социальной действительности.
Публикация «Проект „Волшебная астрономия“, Формирование у детей с ОВЗ представлений о космосе» размещена в разделах
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Проекты
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Проекты
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Важным средством познания ребенком мира является не только окружающая его природа, но и мир Вселенной. Он привлекает его внимание, заставляет включать в процесс наблюдения различные органы чувств, а значит, активизирует начальные моменты познания – ощущение и восприятие.
В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения детей в осмысленную деятельность в процессе которой они сами могли бы обнаружить все новые и новые свойства предметов, их сходства и различия.
Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Реализуя программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида можно заметить, что в недостаточной степени раскрывается тема «Космос», поэтому возникла необходимость работы над проектом «Волшебная астрономия».
Тип проекта:
информационно-практико-ориентированный.
Вид проекта:
групповой.
Участники проекта:
- дети с ограниченными возможностями,
- воспитатели,
- родители.
Масштаб проекта:
краткосрочный.
Сроки реализации проекта:
сентябрь – январь.
Цель проекта:
формирование у детей с ограниченными возможностями элементарных представлений о космосе, астрономии, развитие предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.
Задачи работы:
С детьми:
• Формировать представления с ОВЗ детей о космосе, космических полетах, планетах, звездах и созвездиях.
• Формировать умение делать умозаключения и выводы на основе опытно-экспериментальной деятельности.
• Развивать умственные способности, речь, поисково-познавательные способности.
• Развивать интерес к научному познанию космического пространства.
• Воспитывать гордость за свою страну и свой народ.
• Побуждать к творчеству, развивать фантазию, конструктивные способности.
С родителями:
• Расширять педагогическую грамотность родителей по вопросам познавательного развития детей с ОВЗ.
• Привлечь родителей к активной позиции участника проекта.
С педагогами:
• Создать методическую копилку передового опыта по теме «Космос».
Этапы работы над проектом:
1 этап подготовительный
1. Выявление первоначальных знаний детей о космосе.
2. Информация родителей о предстоящей деятельности.
3. Подбор литературы о космосе, фотографий, плакатов.
2 этап основной
1. Реализация проекта, использование различных форм работы с детьми.
2. Работа с родителями по заданной теме.
3 этап заключительный
1. Организация выставки работ о космосе.
2. Коллективное панно «Космический коллаж».
3. Конкурс чтецов «Стихи о космосе».
4. Презентация проекта.
План работы проекта «Веселая астрономия»
1 этап подготовительный
Сентябрь
- Изучение проблемы и постановка цели проекта
- Анализ литературы по теме
- Составление плана проекта «Веселая астрономия».
2 этап основной
Октябрь
- Беседа «Астрономия – занимательная наука».
- Чтение сказки «У солнышка в гостях».
- Просмотр мультфильма «Приключение Альки».
- Беседа «Кого принимают в космонавты?»
Цель: закрепить представление о необходимости заботиться о своем здоровье с детства, уточнить, какие физические качества необходимы будущим космонавтам.
- Развлечение «Тренировка будущих космонавтов».
Ноябрь
- Беседа: «Планеты солнечной системы».
Цель: дать знания о планетах солнечной системы, их названиях, месте во Вселенной).
- Рисование на тему: «Моя планета».
Цель: развивать интерес у детей к изображению планет.
- Изготовление макета «Солнечная система».
Цель: наглядно показать расположение планет относительно солнца, закреплять названия планет. Развивать любознательность
- Сюжетно-ролевая игра «Путешествие на Луну».
- Дидактические игры «Подбери правильную одежду для космонавта», «Что ближе, что дальше?» (определять расстояние между планетой и космическим кораблем с помощью условной мерки).
Декабрь
- Опыт «Как тучи мешают проводить астрономические наблюдения. Что к нам ближе солнце или тучи?».
- Подвижная игра «Обитатели космоса».
- Чтение Е. П. Левитан «Твоя Вселенная».
- Опыт «Шарики на ниточках».
- Настольная игра «От Плутона до Меркурия».
- Чтение Е. П. Левитан «Звёздные сказки».
- Опыт с электрической лампочкой.
- Конструктивная игра (складываний созвездий из мозаики) «Космический корабль».
- Чтение сказки Н. Носова «Незнайка на Луне».
- Опыт с лучом света.
- Опыт «Почему день сменяется ночью?».
- Чтение Л. Талимонова «Сказки о созвездиях».
3 этап заключительный
Январь
- Организация выставки работ о космосе.
- Коллективное панно «Космический коллаж».
- Конкурс чтецов «Стихи о космосе».
- Презентация проекта.