МААМ-картинки

Формирование межличностных отношений в процессе трудовой деятельности детей с ОВЗ

Наталия Путря
Формирование межличностных отношений в процессе трудовой деятельности детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы

Формирование межличностных отношений в процессе трудовой деятельности.

Целью коррекционно-воспитательной работы с детьми инвалидами является социальная адаптация, реабилитация и дальнейшее приспособление к жизни в условиях окружающей социальной среды. Необходимо, используя все познавательные возможности детей, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту простую работу, жить по возможности в семье и коллективе. Это становится возможным лишь при создании специального реабилитационного пространства.

Публикация «Формирование межличностных отношений в процессе трудовой деятельности детей с ОВЗ» размещена в разделах

При социализации детей с умственной отсталостью проблемой является отсутствие навыков межличностного общения в среде нормальных людей, несформированность потребности в таком общении, неадекватная самооценка, негативное восприятие других людей, склонность к социальному иждивенчеству. Жизнедеятельность ребенка с умственной отсталостью не предусматривает широкого контакта со сверстниками.

Поэтому особое внимание необходимо уделять умению детей общаться. Далеко не всегда отношения с другими детьми складываются легко. Зачастую в группе детей существует множество конфликтов, являющихся результатом «искаженного пути развития межличностных отношений», когда другой ребенок воспринимается исключительно как конкурент, которого надо превзойти. Воспитателю необходимо четко ориентироваться в этих тенденциях, чтобы вовремя их распознать и помочь ребенку преодолеть их.

Спецификой межличностных отношений является тот факт, что другой ребенок не является объектом отстраненного наблюдения. Для адекватного поведения нам всегда важно знать, как к нам относится другой, реагирует ли другой ребенок на действия партнера. Нередко дети не обращают внимания на реакцию другого, что приводит к искаженному пути формирования межличностных отношений.

Роль детского коллектива в доме-интернате, весьма значительна, ведь именно через коллективную деятельность умственно отсталые дети на практике овладевают нравственными нормами поведения. Приобретенные в коллективе формы сотрудничества переходят в индивидуальные нормы поведения ребенка. Умение управлять своим поведением, сдерживать непосредственные импульсы действия, заменять их другими, вытекающими из непосредственно воздействующей внешней ситуации, умение координировать свои действия с действиями товарищей. Все элементы первичного управления собой, которые заслуживают названия волевых процессов все они первоначально возникают и проявляются в какой-нибудь коллективной форме деятельности. Коллективная деятельность создает условия для нравственного развития детей. В коллективе обеспечивается равноправное положение детей в межличностных отношениях, возможность самоутверждения.

Воспитатели, прежде всего организуют между детьми деловые и личные взаимоотношения. Успех этой работы зависит от того, насколько глубоко воспитатели знают особенности и возможности каждого ребенка, и учитывают их в работе. Личные и деловые отношения между умственно отсталыми детьми складываются трудно и медленно. Этим детям присущи неадекватность реакций, неспособность глубоко осознать характер своих отношений с окружающими. Характерным в поведении умственно отсталых детей является неумение понять интересы партнера по общению, соотнести свои личные интересы с общими. В формировании коллектива одним из важных факторов является правильная организация трудовой деятельности.

Подростковый возраст, является именно тем этапом, в ходе которого закладывается основа межличностных отношений. Именно эта основа на протяжении всей жизни будет определять поведение человека в отношении окружающих людей. И особое значение на данном этапе имеет сфера общения, эмоциональные контакты, происходит ориентировка подростка на выработку групповых норм и ценностей.

Ребенок с нарушениями интеллекта имеет те же проблемы направленности в межличностных отношениях, что и нормально развивающийся ребенок, но имеет свои особенности в развитии физических функций, что сказывается и на формирование межличностных отношений. И по тому такие дети должны иметь иной подход.

Формирование коллектива, а в ходе трудовой деятельности это всегда работа коллектива, имеет свои особенности. Межличностные отношения определяют работоспособность группы, а групповая сплоченность- чрезвычайно важный параметр, показывающий сплоченность группы в единое целое. По моему мнению, нужно обратить особое внимание на эмпатию (сопереживание, т. е умение ставить себя на место другого человека, и способность к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания других людей. Эмпатия способствует сбалансированности межличностных отношений. Она делает поведение детей социально обусловленным, эмпатия- ключевой фактор успеха во всех видах деятельности, в том числе и трудовой.

Метод коррекции через труд чрезвычайно важен, как для общего социального воспитания ребенка, так и для коррекции отдельных форм его поведения, так и для общего формирования межличностных отношений.

Трудовое воспитание развивает и укрепляет мотивацию социального самоутверждения ребенка. В условиях коллективного труда он научается себя ценить и других, приучается относиться к другим так же как и к себе, начинает сознавать свои преимущества совместных форм деятельности и правила их осуществления. Одним словом в трудовой деятельности приобретается прообраз своего будущего трудового и социального бытия. Здесь закладывается основа его наиболее ценных личностных качеств, навыков взаимодействия с людьми.

Хочется сказать о некоторых этапах коррекционной работы (по КащенкоВ. П.) в труде, которые несомненно оказывают большое влияние на формирование поведения в коллективе и формирование межличностных отношений.

1. Вызывание и развитие общей работоспособности. Работу приходится давать интересную и связанную с необходимостью проявлять свою инициативу. Ребенок переживает удовольствие от творческой активности, и будучи оценен стремится проявить личную инициативу.

2. Выработка систематичности и выдержки в работе. Нужно использовать длительные задания, которые требуют систематичности последовательности выполнения ими трудового задания. Этот прием ценен т. к заставляет ребенка довести начатое дело до конца.

3. Развитие общей активности, особенно у пассивных детей. Всякий ребенок, попав в среду детей, которые активно, радостно, с настроением выполняют работу и сам заражается общим настроением, возрастает потребность в общении. Поскольку активность связана с приятными переживаниями, она переносится и за пределы трудовой деятельности.

Коллектив способен оказать положительное влияние на формирование навыков общения. Попав в атмосферу коллектива ребенок сталкивается с личностями товарищей, предъявляющих к нему требования взаимного уважения и взаимной помощи.

Застенчивым детям надо помочь влиться- необходимо давать поручения, которые подразумевают контакт с другими, организовать коллективную деятельность, где все дети должны одинаково проявить себя. Создание моментов, при которых самооценка повысится. Способ положительного одобрения обучаемых к таким детям. Необходимо научить сдерживать и обуздывать свой гнев.

Формирование межличностных отношений очень трудоемкий процесс, который за раз не охватить, этот процесс занимает довольно много времени, который так же организуется поэтапно.

Межличностные отношения играют важнейшую роль в развитии и становлении личности подростка. Отношения со сверстниками- основа интересов подростка. Именно на эту деятельность направлено его внимание. Работа по привитию коммуникативных качеств не может быть одноразовой, она требует постоянного внимания.

Публикации по теме:

Особенности межличностных отношений дошкольников «Особенности межличностных отношений дошкольников». Примерный план изучения темы. Понятие о личности. Понятие о группах и коллективе. Развитие.

Анкета для воспитателей «Совместная продуктивная деятельность как фактор формирования межличностных отношений детей» Анкета для воспитателей "Совместная продуктивная деятельность как фактор формирования межличностных отношений детей" Уважаемый педагог.

Формирование межличностных отношений дошкольников. Статья: «Формирование межличностных отношений дошкольников». Проблема формирования коллективных взаимоотношений дошкольников проблема важная.

Формирование патриотических чувств детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности Формирование патриотических чувств детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности В. А. Сухомлинский писал: «Сердцевина человека.

Формирование позитивных отношений между старшими дошкольниками в процессе освоения музыкального фольклора народов Урала «ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗИТИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ДЕТСКОГО ФОЛЬКЛОРА НАРОДОВ УРАЛА» Изучение человеческих.

Формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельностиФормирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности «Расскажи - и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Китайская пословица Одним из эффективных методов познания.

Формирование приемов самоконтроля у детей шестилетнего возраста в процессе организованной образовательной деятельности Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает.

Исследование детских межличностных отношений Природа межличностных отношений в любых общностях достаточно сложна. В них проявляются как сугубо индивидуальные качества личности – её.

План по самообразованию на тему: «Сюжетно — ролевая игра как средство формирования межличностных отношений дошкольников» ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ 1. Воспитатель – Орешкина Анна Викторовна; 2. Образование: высшее; 3. Тема самообразования: «Сюжетно – ролевая игра.

Презентация проекта «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования межличностных отношений дошкольников» Данная тема выбрана мною не случайно, т. к. проблема межличностных отношений дошкольников является актуальной, особенно в наше время. По.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование межличностных отношений в процессе трудовой деятельности детей с ОВЗ
Опубликовано: 4 августа 2017 в 12:24
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование межличностных отношений в процессе трудовой деятельности детей с ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем Наталия Путря в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД