Наталия Путря
Формирование межличностных отношений в процессе трудовой деятельности детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование межличностных отношений в процессе трудовой деятельности.
Целью коррекционно-воспитательной работы с детьми инвалидами является социальная адаптация, реабилитация и дальнейшее приспособление к жизни в условиях окружающей социальной среды. Необходимо, используя все познавательные возможности детей, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту простую работу, жить по возможности в семье и коллективе. Это становится возможным лишь при создании специального реабилитационного пространства.
Публикация «Формирование межличностных отношений в процессе трудовой деятельности детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Межличностные отношения и взаимодействия дошкольников
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Трудовое воспитание. Конспекты занятий
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
При социализации детей с умственной отсталостью проблемой является отсутствие навыков межличностного общения в среде нормальных людей, несформированность потребности в таком общении, неадекватная самооценка, негативное восприятие других людей, склонность к социальному иждивенчеству. Жизнедеятельность ребенка с умственной отсталостью не предусматривает широкого контакта со сверстниками.
Поэтому особое внимание необходимо уделять умению детей общаться. Далеко не всегда отношения с другими детьми складываются легко. Зачастую в группе детей существует множество конфликтов, являющихся результатом «искаженного пути развития межличностных отношений», когда другой ребенок воспринимается исключительно как конкурент, которого надо превзойти. Воспитателю необходимо четко ориентироваться в этих тенденциях, чтобы вовремя их распознать и помочь ребенку преодолеть их.
Спецификой межличностных отношений является тот факт, что другой ребенок не является объектом отстраненного наблюдения. Для адекватного поведения нам всегда важно знать, как к нам относится другой, реагирует ли другой ребенок на действия партнера. Нередко дети не обращают внимания на реакцию другого, что приводит к искаженному пути формирования межличностных отношений.
Роль детского коллектива в доме-интернате, весьма значительна, ведь именно через коллективную деятельность умственно отсталые дети на практике овладевают нравственными нормами поведения. Приобретенные в коллективе формы сотрудничества переходят в индивидуальные нормы поведения ребенка. Умение управлять своим поведением, сдерживать непосредственные импульсы действия, заменять их другими, вытекающими из непосредственно воздействующей внешней ситуации, умение координировать свои действия с действиями товарищей. Все элементы первичного управления собой, которые заслуживают названия волевых процессов все они первоначально возникают и проявляются в какой-нибудь коллективной форме деятельности. Коллективная деятельность создает условия для нравственного развития детей. В коллективе обеспечивается равноправное положение детей в межличностных отношениях, возможность самоутверждения.
Воспитатели, прежде всего организуют между детьми деловые и личные взаимоотношения. Успех этой работы зависит от того, насколько глубоко воспитатели знают особенности и возможности каждого ребенка, и учитывают их в работе. Личные и деловые отношения между умственно отсталыми детьми складываются трудно и медленно. Этим детям присущи неадекватность реакций, неспособность глубоко осознать характер своих отношений с окружающими. Характерным в поведении умственно отсталых детей является неумение понять интересы партнера по общению, соотнести свои личные интересы с общими. В формировании коллектива одним из важных факторов является правильная организация трудовой деятельности.
Подростковый возраст, является именно тем этапом, в ходе которого закладывается основа межличностных отношений. Именно эта основа на протяжении всей жизни будет определять поведение человека в отношении окружающих людей. И особое значение на данном этапе имеет сфера общения, эмоциональные контакты, происходит ориентировка подростка на выработку групповых норм и ценностей.
Ребенок с нарушениями интеллекта имеет те же проблемы направленности в межличностных отношениях, что и нормально развивающийся ребенок, но имеет свои особенности в развитии физических функций, что сказывается и на формирование межличностных отношений. И по тому такие дети должны иметь иной подход.
Формирование коллектива, а в ходе трудовой деятельности это всегда работа коллектива, имеет свои особенности. Межличностные отношения определяют работоспособность группы, а групповая сплоченность- чрезвычайно важный параметр, показывающий сплоченность группы в единое целое. По моему мнению, нужно обратить особое внимание на эмпатию (сопереживание, т. е умение ставить себя на место другого человека, и способность к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания других людей. Эмпатия способствует сбалансированности межличностных отношений. Она делает поведение детей социально обусловленным, эмпатия- ключевой фактор успеха во всех видах деятельности, в том числе и трудовой.
Метод коррекции через труд чрезвычайно важен, как для общего социального воспитания ребенка, так и для коррекции отдельных форм его поведения, так и для общего формирования межличностных отношений.
Трудовое воспитание развивает и укрепляет мотивацию социального самоутверждения ребенка. В условиях коллективного труда он научается себя ценить и других, приучается относиться к другим так же как и к себе, начинает сознавать свои преимущества совместных форм деятельности и правила их осуществления. Одним словом в трудовой деятельности приобретается прообраз своего будущего трудового и социального бытия. Здесь закладывается основа его наиболее ценных личностных качеств, навыков взаимодействия с людьми.
Хочется сказать о некоторых этапах коррекционной работы (по КащенкоВ. П.) в труде, которые несомненно оказывают большое влияние на формирование поведения в коллективе и формирование межличностных отношений.
1. Вызывание и развитие общей работоспособности. Работу приходится давать интересную и связанную с необходимостью проявлять свою инициативу. Ребенок переживает удовольствие от творческой активности, и будучи оценен стремится проявить личную инициативу.
2. Выработка систематичности и выдержки в работе. Нужно использовать длительные задания, которые требуют систематичности последовательности выполнения ими трудового задания. Этот прием ценен т. к заставляет ребенка довести начатое дело до конца.
3. Развитие общей активности, особенно у пассивных детей. Всякий ребенок, попав в среду детей, которые активно, радостно, с настроением выполняют работу и сам заражается общим настроением, возрастает потребность в общении. Поскольку активность связана с приятными переживаниями, она переносится и за пределы трудовой деятельности.
Коллектив способен оказать положительное влияние на формирование навыков общения. Попав в атмосферу коллектива ребенок сталкивается с личностями товарищей, предъявляющих к нему требования взаимного уважения и взаимной помощи.
Застенчивым детям надо помочь влиться- необходимо давать поручения, которые подразумевают контакт с другими, организовать коллективную деятельность, где все дети должны одинаково проявить себя. Создание моментов, при которых самооценка повысится. Способ положительного одобрения обучаемых к таким детям. Необходимо научить сдерживать и обуздывать свой гнев.
Формирование межличностных отношений очень трудоемкий процесс, который за раз не охватить, этот процесс занимает довольно много времени, который так же организуется поэтапно.
Межличностные отношения играют важнейшую роль в развитии и становлении личности подростка. Отношения со сверстниками- основа интересов подростка. Именно на эту деятельность направлено его внимание. Работа по привитию коммуникативных качеств не может быть одноразовой, она требует постоянного внимания.