Миниханова Альфия
Формирование математических представлений у детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование математических представлений у детей среднего дошкольного
возраста в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
В тексте рассматриваются проблемы связанные с изменениями в дошкольном образовании и в познавательном развитии.
Ключевые слова: дошкольное образование, математические представления, ребенок как субъект познания.
Публикация «Формирование математических представлений у детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
Федеральный Закон об образовании в Российской Федерации обязывает дошкольные образовательные организации создавать условия для совместного обучения и воспитания детей.
Одним из важных направлений дошкольного образования, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО, является формирование математических представлений, включенное в образовательную область «Познавательное развитие».
Многие исследователи (как отечественные, так и зарубежные) формирование и развитие математических способностей связывают ее не с содержательной стороной предмета, а с процессом мыслительной деятельности.
Как говорил В. А. Крутецкий: «Математические способности — это специальные способности человека, определяющие успешность освоения и практического использования им разнообразных математических знаний».
Другие исследователи отмечают такие способности мыслительного процесса математически способного ребенка, как гибкость мышления, неординарность, умение варьировать способы решения познавательной проблемы, легкость перехода от одного пути решения к другому и умение находить новые способы решения проблемы.
Математические способности относятся к группе специальных способностей. Для того, чтобы они могли проявиться и развиваться требуется усвоение человеком определенного запаса математических знаний, наличие умений оперировать абстрактными объектами, изучающими в математике, в том числе и умение применять знания в мыслительной деятельности.
В средней группе перечень освоенных детьми умений по формированию математических представлений расширяется. В этом возрасте дети умеют выстраивать предметы от короткого до длинного, от узкого до широкого, от низкого до высокого и наоборот в группе из 3 - 4 предметов, а потом из 5 - 7.
При рассмотрении величин предметов (линейных размеров – длина, ширина, высота) показывать движением рук размер предмета, в процессе формирования представлений о величине поверхности (площади, о вместимости сосудов и объёме жидких и сыпучих тел, о массе (тяжелее – легче) опираться на опыт предметных действий детей и сопровождении этих действий речью взрослого, а затем и самих маленьких «исследователей». Большое значение нужно придать соединению математического развития с познанием окружающей среды, овладением соответствующей лексикой и речевыми конструкциями. Так, при познании детьми формы предметов, овладении способами ее обозначения с помощью моделей геометрических фигур и соответствующих слов, словосочетаний и речевых высказываний полезно использовать мебель, которая находится в группе, игрушки, предметы интерьера, посуды, как из игрушечных наборов, так и из комплектов, используемых за завтраком, обедом и т. п.
В познавательной деятельности у детей дошкольного возраста значительное место занимает чувственное познание и речь, потому как познавательная деятельность дошкольника строится на основе чувственного восприятия. Ее результат — знание, представленное образами. Оно проявляется в поведении, практических действиях и частично — речи. Знание, в том числе познание, средствами и объектами которого являются математические объекты, невозможны вне языка, вне включения простейших элементов математического языка в речь детей, реализующую не только когнитивную функцию, но и коммуникативную и обобщающую.
Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержанию дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьезных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является формирование математических представлений.
Современные требования к развивающему обучению в период дошкольного детства ставят необходимость создания новых форм игровой деятельности, при которых сохранялись бы элементы познавательного и игрового общения для формирования математических представлений.