Татьяна Куцина
Проект «Волгоград-наш любимый город!» для детей среднего и старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Автор- разработчик:
Куцина Татьяна Николаевна-воспитатель первой квалификационной категории;
Участники проекта:
Воспитатели, дети среднего и старшего дошкольного возраста, музыкальный руководитель, инструктор по физвоспитанию.
Тип проекта: информационно-творческий.
Продолжительность проекта: долгосрочный
Материал проекта предназначен для детей дошкольного возраста и рассчитан на три года:
с 4 до 5 лет – средняя группа,
Публикация «Проект „Волгоград-наш любимый город!“ для детей среднего и старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Волгоградская область, Волгоград
- Проекты
- Родной край, город. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2016
с 5 до 6 лет– старшая группа,
с 6 до 7 лет – подготовительная к школе группа.
Количество участников от 15 - 25 человек.
Цель проекта:
• Познакомить детей с историей и достопримечательностями города Волгограда;
• Воспитывать интерес, любовь и уважение к родному городу, чувство патриотизма и гражданственности.
Задачи проекта:
1. Расширить знания детей о родном городе, его достопримечательностях;
2. Изучить историю родного города, познакомить детей с улицами,
Достопримечательностями;
3. Познакомить детей с героями города, его исторической значимостью в
судьбе страны;
4. Организовать сотрудничество с родителями в процессе реализации проекта;
5. Воспитывать чувство любви и патриотизма к родному городу, уважение к
ветеранам города;
6. Дать детям представление о флоре и фауне Волгоградской области;
7. Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание
принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды
родного города.
Проблемные вопросы проекта:
- Что мы знаем о своей малой Родине?
- Какова история возникновения города Волгограда?
- Кем и чем прославился наш город?
Материально-технические ресурсы, необходимые для реализации проекта:
• подбор исторической литературы;
• подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки);
• подбор дидактических игр по теме проекта;
• выставки книг, рисунков, стенгазет;
• создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление групповой комнаты, музыкального зала);
• создание уголков патриотического воспитания в группах ДОУ;
• создание презентаций к проекту.
Пояснительная записка
«Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца».
К. Паустовский
Актуальность
Родина, Отечество. … В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально- региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного города, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
К. Симонов в стихотворении «Родина» писал:
«Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал,
ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал».
И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.
Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. Среди подростков чаще и в крайних формах стали проявляться жестокость, агрессивность, увеличивается число несовершеннолетних преступников, отвергаются нравственные ценности, такие как патриотизм, любовь к Родине, честность, недооценивается необходимость сохранения и развития культурного, исторического, художественного наследия, передача опыта старшего поколения в процессе сотрудничества.
С введением в действие закона РФ «Об образовании» произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей города, края, страны.
Задачи воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в ДОУ, но результаты исследования показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями города и края. На наш взгляд, решением данной проблемы стала реализация проекта:
«Волгоград – наш любимый город»
Мы считаем, что метод проекта позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.
Технология проекта:
Планирование деятельности осуществлялось по основным направлениям дошкольного образования:
• Познавательно-речевое развитие;
• Художественно-эстетическое развитие;
• Физическое развитие;
• Социально - личностное развитие.
Принципы организации проекта:
• наглядность;
• доступность;
• научность;
• учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;
• системность и последовательность.
Проект состоит из трёх взаимосвязанных разделов:
1. «Мой дом, моя семья, мой детский сад»;
2. «Моя улица, район»
3. «Мой город - Волгоград»
Этапы проекта:
1-ый этап - подготовительный
• Выбор темы проекта, обоснование его актуальности;
• Изучение методической, справочной, энциклопедической литературы;
• Составление перспективного плана проекта по трём возрастным группам;
• Разработка конспектов занятий;
• Подбор художественной литературы по тематике проекта;
• Создание развивающей среды;
• Подбор дидактических игр и оборудования.
2-ой этап – основной (практический):
• НОД на темы: «Мой родной район», «Улицы нашего города», «История возникновения родного города», «Памятники защитникам Отечества», «Их помнит вся Россия, их помнит родной Волгоград», «Они защищали Родину», «Музеи родного города», «Заповедные места Волгоградской области».
• Беседы с детьми: «Улицы родного города», «Царицын – Сталинград – Волгоград»; «Моя Родина – Россия, моя Родина – Волгоград!», «Герб Волгограда»;
• Чтение и разучивание стихов и песен о Волгограде;
• Занятия-путешествия, викторины, КВН;
• Дидактические игры «Угадай, где я нахожусь?», «Герб города», «Заколдованный город»; «Достопримечательности города Волгограда», «По истории Сталинградской битвы»; «Памятники защитникам Отечества»;
• Изготовление макета микрорайона города;
• Экскурсия в парк «Памяти»;
• Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны;
• Праздник, посвящённый годовщине битвы под Сталинградом;
• Праздник, посвящённый Дню Победы;
• Выставка детских рисунков на темы: «Нарисуй свой герб Волгограда», «Моё любимое место в городе», «Моя любимая улица», «Мамаев Курган», «Мы не хотим войны».
• Фотоэкскурсии по городу; видеофильм о Волгограде.
• Презентации «Флора и фауна Волгоградской области», «Заповедные места Волгоградской области».
3-ий этап - подведение итогов:
• Анализ деятельности по реализации проекта;
• Презентация результатов деятельности.
Формы взаимодействия с детьми:
• Непосредственно-образовательная деятельность;
• Совместная деятельность воспитателя и детей;
• Выставки рисунков и поделок;
• Экскурсии и наблюдения;
• Чтение художественной литературы;
• Беседы, ситуативные разговоры;
• Слушание музыки;
• Игры (дидактические, коммуникативные, ролевые, подвижные);
• Изготовление фотоальбомов: «Мой город-Волгоград», «Профессии наших родителей», «Царицын-Сталинград-Волгоград».
• Презентации «Достопримечательности города Волгограда», «Природные парки Волгоградской области», «Флора и фауна Волгоградской области».
Формы взаимодействия с родителями:
• Консультации «История района в названиях улиц»; «Нравственно-патриотическое воспитание детей»;
• Сотворчество детей и родителей;
• Выставки стенгазет и фотовыставки «Волгоград – наш любимый город»; «Никто не забыт и ничто не забыто»; «Волгограду -425 лет», «Царицын-Сталинград-Волгоград»
• Анкетирование «Люби и знай свой край родной»; «Что вы знаете о районе, где проживаете»;
• Дни открытых дверей;
• Папки-передвижки стихов волгоградских писателей: М. Агашиной, Е. Иванниковой; В. Текутова;
• Конкурс семейных газет «Наша дружная семья»;
• Посещение родителей с детьми памятных мест города;
• Презентация «Волгоград – город- герой» ко Дню Победы.
Необходимые условия для реализации проекта:
• интерес детей и родителей;
• методические разработки;
• интеграция со специалистами детского сада;
• активное участие детей и родителей в выставках, конкурсах, спортивно-патриотических мероприятиях, дискуссиях, других видах деятельности.
Ожидаемый результат:
• Приобретение детьми знаний об истории города, символике, достопримечательностях, о тех людях, кто основал и прославил город;
• Активное участие детей и родителей в выставках, конкурсах, спортивно-патриотических мероприятиях;
• Проявление внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям.