Раиля Яфарова
Проект «Водный мир Оренбуржья» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад комбинированного типа №143»
ПРОЕКТ «ВОДНЫЙ МИР ОРЕНБУРЖЬЯ»
(ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА)
ВЫПОЛНИЛА:
ЯФАРОВА РАИЛЯ ХАЙДАРОВНА
Оренбург, 2022г.
Паспорт проекта
Наименование проекта : «Водный мир Оренбуржья»
Публикация «Проект „Водный мир Оренбуржья“ в подготовительной группе» размещена в разделах
Цель: формирование целостной картины водного мира Оренбургского края у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1) Повысить интерес к изучению родного края.
2) Формировать Знания детей о водном мире Оренбуржья.
3) Формировать представление об экосистеме водного мира Оренбуржья.
4) Формировать гуманно - ценностное отношение к природе, к водному миру родного края.
Конечный результат:
- сформировать представление о целостной картине водного мира Оренбуржья.
- сформировать гуманно - ценностное отношение к природе родного края.
Промежуточный результат:
- сформировать знание детей о реках, озерах и искусственных водоемах Оренбуржья об экосистеме водоёмов.
Сроки выполнения проекта :
Проект рассчитан на один учебный год.
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕКТА
В настоящее время экологические проблемы, как известно, являются общими для всего населения Земли. И в нашей стране появился ряд официальных документов, в которых подчеркивается необходимость формирования непрерывного экологического образования и воспитания необходимо уделять самое пристальное внимание, начиная с дошкольного возраста.
Анализ экологической обстановки показывает, что уровень загрязнения окружающей природной среды Оренбургской области продолжает оставаться высоким. Он характеризуется в основном выбросами и сбросами предприятий энергетической, нефтехимической, химической, машиностроительной промышленности. При эксплуатации водоемов речным транспортом происходит значительное их загрязнение. Все перечисленные виды загрязнений наносят невосполнимый ущерб водоемам. Наблюдается массовая гибель рыбы, резко уменьшается биомасса бентоса и планктона.
В наше время наблюдается процесс отчуждения ребенка от природы, которое проявляется в разных формах. Быстрый рост городов, численность городского населения привели к тому, что многие дети практически живут в искусственной среде, не имеют возможности общаться с природой, природными объектами. Чаще всего видят серые здания, чувствуют под ногами асфальт, дышат выхлопными газами автомашин. Многие родители ограничивают места для прогулок с детьми двором, хотя невдалеке от дома находится роща, родник, река Урал, ручейки - великолепные условия для общения ребенка с природой для его познавательного развития. Современный ребенок все больше времени проводит за телевизором, компьютером. Никакой, даже самый красивый фильм о природе не заменит живого общения с ней. Психологи отмечают, что в лесу, на берегу реки, на пляже человек воспринимает природу комплексно: видит, слышит, чувствует запахи. Только такое восприятие эффективно. Ребенок должен побегать босиком, понаблюдать за живыми существами (насекомыми, птицами, рыбами и тд., самостоятельно открыть тайны природы. Общение с природой имеет не только познавательную, но и оздоровительную релаксационное значение. Современные городские дети нередко испытывают страх перед природой, для них она незнакомая и чужая. Да и можно ли любить то, чего боишься? Не случайно процент болеющих детей в городах намного выше, чем в сельской местности. Городские дети имеют весьма ограниченные возможности для общения с природой.
В результате анализа внешней стороны проблемы была проведена диагностика детей подготовительной группы. Оказалось, что знаний детей о водном мире Оренбурга недостаточно. Выявлено: у 13% воспитанников - высокий уровень, у 39% воспитанников - средний уровень, у 48% воспитанников - низкий уровень.
У детей слабо сформированы знания о водном мире Оренбурга, обитателях и растительном мире водоемов, их специфике и закономерностях жизни.
С целью формирования у детей целостной картины о водном мире Оренбургской области решено было разработать проект на тему «Водный мир Оренбуржья».
Для достижения поставленной цели были намечены следующие задачи:
1) Повышать у детей интерес к изучению родного края.
2) Формировать знания детей о водном мире Оренбуржья.
3) Формировать представление об экосистеме водного мира Оренбуржья.
4) Формировать гуманно - ценностное отношение к природе родного края.
Были определены задачи воспитательной деятельности:
1) Совместно с родителями расширить сферу познавательных интересов детей о водном мире Оренбуржья.
2) Систематически обогащать знания детей о родном крае.
3) Создавать условия в ДОУ (в группе) для эмоционального - эстетического восприятия информации о водном мире Оренбуржья с целью углубления у воспитанников любви к малой Родине.
Проект по формированию целостной картины водного мира Оренбуржья представлен в 3-х разделах:
1 Раздел: Водный мир Оренбуржья. Включает в себя следующие подразделы:
1.1. Реки Оренбуржья.
1.2. Озёра Оренбуржья.
1.3. Ириклинское водохранилище.
1.4. Правила поведения на воде.
Задача данного раздела - формирование знаний детей о водном мире Оренбуржья, её реках, озерах и искусственных водоемах.
2 Раздел: Экосистема водного мира Оренбуржья. В неё входят следующие подразделы:
2.1. Царство водного мира рек Оренбуржья.
2.2. Царство водного мира озёр Оренбуржья.
2.3. Пищевая цепочка водного мира.
Задачи раздела: Познакомить детей с природным сообществом водоёмов. Формировать знания о флоре и фауне водного мира, понимание связи растений и животных с внешними условиями, их приспособленности к среде обитания.
3 Раздел: В природе все взаимосвязано. Включает в себя следующие подразделы:
3.1. Роль водного мира в жизни человека.
3.2. Природные богатства водного мира Оренбуржья.
3.3. Бережное отношение к водному миру.
3.4. Красная книга Оренбуржья.
Задачи раздела: Воспитывать бережное отношение к природе родного края. Формировать понимание взаимосвязи состояния водного мира от деятельности человека, знания детей о природных богатствах водного мира Оренбуржья.
Сроки выполнения проекта :
Проект рассчитан на один учебный год.
Реализация проекта основана на следующих принципах:
1. Создание оптимальных условий для формирования целостной картины водного мира Оренбуржья;
2. Системность педагогического процесса;
3. Принцип сезонности;
4. Принцип формирования ценностного отношения детей к объектам природы;
5. Принцип преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и в семье;
6. Принцип краеведения (изучения природы родного края, формирование понятия на основе непосредственного наблюдения и изучения предметов и явлений окружающей природы);
7. Личностный принцип;
8. Деятельностный принцип;
9. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка;
10. Принцип гуманизации и системности педагогического процесса.
Этапы реализации проекта
1. Организационный этап - включает в себя изучение научно - методической литературы по проблеме;
2. Этап практических действий:
- разработка проекта для старшей группы,
- создание предметно - развивающей среды для ознакомления детей с водным миром Оренбуржья,
- подбор детской художественной литературы,
- разработка перспективного плана, занятия, экскурсий, бесед, викторин.
3. Заключительный этап:
- диагностика детей,
- презентация проекта.
Условия реализации проекта :
Мотивационные: отсутствие у детей достаточных знаний о водном мире Оренбуржья.
Кадровые: исполнитель проекта (воспитатель) для эффективного решения задач должен обладать знаниями о водном мире Оренбуржья.
Материально - технические: имеющиеся в наличии ДОУ.
Учитывая принцип дошкольного образования, были разработаны модели ознакомления детей с водным миром Оренбуржья во всех блоках педагогического процесса.
МОДЕЛЬ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ВОДНЫМ МИРОМ ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ
МОДЕЛЬ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ВОДНЫМ МИРОМ СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
МОДЕЛЬ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С МИРОМ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Для реализации проекта был разработан перспективный план по ознакомлению детей с водным миром Оренбуржья
№
п/п Содержание работы Цель
1 Беседа «Водоемы оренбургской области». Вызвать интерес к обитателям водного мира. Закрепить представление о строении рыб.
2 Занятие «Природное разнообразие в реке». Ребенок должен понять, что в реке (в воде, на берегу) живёт множество разнообразных живых существ. Река - их общий дом.
3 Д/и «Что есть у рыбки?». Закрепить представления о строении рыб и их предназначении.
4 Беседа «Что мы знаем о родниках». Знакомить детей с водоёмом, воспитывать бережное отношение к питьевой воде.
5 Природное разнообразие в озере. Ребёнок должен понять, что в озере живёт множество разнообразных живых существ. Жизнь каждого из них связана с водой.
6 Развлечение «Путешествие по реке». Закрепить знания детей об обитателях рек.
7 Занятие «Что мы знаем о растениях водоёма и прибрежной зоны». Расширить знания и растениях, их названии, условиях жизни и роли человека.
8 Рисование «Рыбки в пруду». Воспитывать наблюдательность, интерес к рыбам и растениям.
9 Занятие «Лягушка». Показать все стадии развития лягушки. Поговорить о пользе лягушек в природе.
10 Заочная экскурсия на Урал. Дать детям представление, что река - сообщество водных обитателей.
11 Работа в лаборатории (опыты с водой). Очистка воды через фильтровальную бумагу. Сравнение её с питьевой водой.
12 Показ фильмов, слайдов об обитателях рек и озёр. Вызвать интерес детей к обитателям водного мира.
13 Д/и «Что такое хорошо и что такое плохо». Закрепить правила поведения на природе, воспитывать бережное отношение к её обитателям.
14 Акция на тему «Береги воду!». Бережное отношение к водоёмам и её обитателям.
15 Чтение рассказов «У речки», «У озера» и обсуждение по прочитанным произведениям. Сделать вывод и оценить положительные и отрицательные стороны героев рассказа.
16 Занятие «Приспособление к условиям жизни в реке». Дать представление о том, кто где живёт, чем питается и как защищается.
17 Коллективная аппликация «Обитателей водоёма». Воспитывать умение работать в коллективе, видеть красоту своего труда.
18 Беседа «Вода - источник жизни». Показать значение воды в жизни живой природы, о том, как человек её использует.
19 Д/и «Помоги им». Расширить знания детей об условиях жизни рыб, лягушек.
20 -O- -O- -O- -O- -O- -O- -O- -O- -O-? Показ фильмов, слайдов о живой природе и водоёмах Оренбуржья.
21 Викторина «Что, где, когда?». Закрепить знания детей о водном мире Оренбуржья.
22 Экологическая игра «Чем похожи, чем отличаются?». Формировать умение обследовать предметы, умение доказывать принадлежность объекта к живому миру.
23 Занятие «Отношение человека к природе». Показать, как люди вредят природе, и объяснить, почему это опасно для обитателей рек и озёр.
24 Работа с моделями. Какому животному подходит. Соединить модели животных со средой их обитания.
25 Рисование «Мое любимое место отдыха». Видеть красоту природы и выразить свои чувства в рисунках.
26 Знакомство детей с Красной книгой Оренбуржья. Формировать бережное отношение ко всему живому.
27 Совместный выезд с родителями на водоём. Продолжить знакомить детей с водоёмами Оренбуржья, воспитывать бережное отношение к природе.
Экологическое образование можно рассматривать, как процесс непрерывного воспитания родителей. Г. А. Ягодин неоднократно подчёркивал, что работа с родителями не менее важна и более трудна, чем с детьми. Одной из первостепенных задач, автор считает привлечение взрослых членов семьи к совместной работе.
Родители дошкольника наиболее восприимчивы к советам педагогов, многие их них сами стремятся к контакту с воспитателем. Особенность родителей, как объекта экологического образования, заключается в том, что у них самих уже сформировано определенное мировоззрение, как правило, базирующееся на потребительском отношении к окружающему миру. Кроме того, интерес современных родителей в основном сконцентрирован на обучении, а не на развитии ребёнка.
Отдыхая на природе, родители оставляют мусор, рвут редкие цветы и т. д. Ребёнок объясняет им, что нам говорили в детском саду, так делать нельзя, но взрослые не всегда реагируют на замечания детей. Разрыв между требованиями, предъявляемыми к ребёнку в детском саду и требованиям родителей, делают экологическое воспитание крайне неэффективным, отрицательно влияет на мотивацию детских поступков. Работа с родителями должна быть постепенным и непрерывным процессом, а экологическая информация для обсуждения - лично значимой. С этой целью были разработаны и проведены беседы на темы:
- Зависимость состояния ребёнка от качества окружающей среды;
- Экологическая ситуация нашего города;
- Правила безопасности на воде;
- Оказание первой медицинской помощи в экстренных случаях.
С родителями проведены консультации в виде рекомендаций и коротких заметок на следующие темы:
- «Игра помогает воспитывать интерес детей к природе»;
- «Экологическое образование в ДОУ - что это такое»;
- «Знай, люби и береги»;
- «Знакомство с Красной книгой Оренбуржья».
С целью выявления эффективности проекта была проведена диагностика знаний детей о водном мире Оренбуржья. Были получены следующие данные:
- 65% дошкольников - с высоким уровнем,
- 35% дошкольников - со средним уровнем.
До реализации проекта детей с высоким уровнем знаний было только 3, теперь 12 воспитанников улучшили уровень знаний до высокого. Дети с низкого уровня все перешли на средний. На данный момент дошкольники знают названия не только рек Оренбуржья, но и других водоёмов. Имеют представлений об экосистеме рек и озёр. Знают правила поведения в природе, на воде.
Ожидаемый результат: сформированное представление о целостной картине водного мира Оренбуржья. Сформированное гуманно-ценностное отношение к природе родного края.
Обогащение экологического центра группы макетами, схемами, дидактическими играми и пособиями по ознакомлению детей с водным миром Оренбуржья.
1. Концептуальный (октябрь 2015г.). Обоснование актуальности темы, мотивации её выбора. Формирование задач и цели проекта.
2. Исходно - диагностический (ноябрь 2015г.) Разработка диагностического инструментария (критериев показателей, дидактического материала) для определения уровня знаний детей о водном мире Оренбуржья. Организация и проведение диагностического исследования.
3. Коррекционно - технологический (декабрь 2015г.) Формирующий этап. Разработка перспективного плана. Деятельность в соответствии с перспективным планированием.
4. Технологический (февраль 2016г.) Промежуточная диагностика.
5. Уточняющий (февраль - март 2016г.) Внесение изменений в проект деятельности воспитанников в соответствии с их потенциальными возможностями, данными промежуточной диагностики.
6. Итогово - диагностический (апрель 2016г.) Заключительная оценка уровня сформированного представления о целостной картине водного мира Оренбуржья. Формирование гуманно - ценностного отношения к природе родного края.
7. Катамнестический (май 2016г.) Сбор данных после реализации проекта.
Имеющиеся ресурсы
Художественная литература:
Я. Колас «Рак - усач»,
А. Яшин «Журавли»,
Л. Муур «Крошка енот и то кто сидит в пруду»,
В. Бундин «Город и река»,
Г. Харлампьев «Танец журавлей»,
Р. Сарби «Выходи на улицу»,
В. Гаршин «Лягушка - путешественница»,
С. Маршак «Плывёт, плывёт кораблик»
Карта Оренбургской области;
Карта водного мира Оренбуржья;
Д/ и: «Пресноводные рыбы»,
«Угадай, чей хвост?»,
«Кто где живёт?»,
«Что где растёт?»,
«Кто в озере живёт?»,
«Кто чем питается?»,
«Угадай чем питается»,
«Угадай по описанию»,
«Стадии развития рыбы, лягушки»,
«Цепочка питания в озере»,
«Напоминающие знаки - о правилах поведения в природе»,
«Водводный «лес»» - растения водного мира,
Загадки об обитателях рек и озёр,
Стихи, потешки об обитателях водного мира;
О. В. Глушенков. Книга для чтения по природоведению. «Природа Оренбуржья».
Анкета для родителей
Уважаемые родители, просим Вас ответить на следующие вопросы.
1. Какие реки и озёра Оренбуржья Вы знаете?
2. Знакомите ли Вы детей с обитателями водоёмов?
3. Знает ли Ваш ребенок названия обитателей водоемов?
4. Какую роль играют растения в водоемах?
5. Обсуждаете ли Вы с детьми вопросы влияния времени года на жизнь обитателей водоемов (рыб, земноводных, насекомых?
6. Беседуете ли Вы с ребенком о том, какую опасность таят в себе водоемы?
7. Как Вы думаете, кто виноват в загрязнении окружающей среды в природе?
8. Как Вы поступаете с мусором, что остается после походов, экскурсий на Урал?
9. Какую помощь можете оказать в организации экскурсий, для пополнения предметно-развивающей среды группы?
Опросник для детей
1. Названия каких рек, протекающих в Оренбуржье, ты знаешь?
2. Как ты представляешь, что такое водоём?
3. Назови водоемы Оренбуржья.
4. Какие растения населяют водоём?
5. Что растёт около водоёмов? Назови их?
6. Кто живет в воде?
7. Чем питаются обитатели водоёмов?
8. Какие животные обитают около воды?
9. Как называется водоём, который разрастает мхом?
10. Что извлекают из глубины болот?
11. Какие растения и животные водоёмов Оренбуржья занесены в Красную книгу?
12. Какую роль играют водоёмы в жизни человека?
13. Как нужно вести себя на реке?
14. Как вы думаете, что означает: «бережно относиться к водным богатствам»?
ЛИТЕРАТУРА:
1. «Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования»/Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова и др. - СПб., 2011 г.
2. О. В. Глушенков. Книга для чтения по природоведению. «Природа Чувашии». - Чебоксары, 2007г.