Карташова Кристина
Познавательно-исследовательский проект в средней группе «Вода вокруг нас»
▼ Скачать + Заказать документы
«Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают
способность сами ставить вопросы и получать на них ответы,
оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне
в сравнении с теми, кто такой школы не прошел»
К. Е. Тимирязев
Актуальность.
В наше время многие люди живут в городах и потеряли связь с природой. В итоге изменилось и поведение. Люди стали брать от приро-ды всё, ничего не отдавая ей взамен. Человек не чувствует природы, не контактирует с ней. Поэтому в последнее время возрос интерес к эколо-гии и экологическому воспитанию в образовательных учреждениях. Эко-логическое воспитание дошкольников необходимо проводить с учетом возрастных особенностей по двум направлениям: формирование эколо-гических знаний и экологически правильного отношения к природным объектам. Для того чтобы научить детей правильно относиться к миру природы, необходимо дать им определенные знания о живой и не живой природе.
Публикация «Познавательно-исследовательский проект в средней группе „Вода вокруг нас“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Проекты
- Исследовательская деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2018
Педагогический процесс в детском саду в основном должен стро-иться на методах наглядных и практических, а для того чтобы педагоги-ческий процесс был эффективным, в работе с детьми необходимо уделять большое внимание развитию поисковой деятельности; проведению наблюдений и экспериментов с объектами живой и неживой природы, что помогает стать знаниям детей осознанными.
Тема проекта : «Вода вокруг нас».
Продолжительность проекта : долгосрочный.
Тип проекта : познавательно-исследовательский.
Участники проекта : воспитатели, дети и их родители.
Возраст детей: средняя группа.
Проблема проекта : вода - это бесценный дар природы, который нужно бережно сохранять!
Обоснование проблемы: научный прогресс постоянно расширяет ис-пользование природных ресурсов, способствует вовлечению все больших территорий в хозяйственную деятельность человека. Результатом этого процесса является все большее разрушение естественных экологических систем. В связи с этим вопросы бережного отношения к природе требует безотлагательного решения. В дошкольном возрасте происходит интен-сивное накопление знаний об окружающем мире, формируется отноше-ние к природе и людям. Первое вещество, с которым знакомится ребенок – вода. Она является живительной силой, источником жизни и чудом природы. Вода играет огромную роль в нашей жизни, она –постоянная спутница человека.
Цель проекта : расширить знания детей о свойствах воды, роли воды в жизни человека и других живых организмов, воспитывать бережное от-ношение к природным ресурсам нашей планеты.
Задачи:
• Активизация творческого мышления детей.
• Выявление свойств воды.
• Развитие наблюдательности, сообразительности, любознательности, усидчивости.
• Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей.
• Формирование в детях эмоционально-радостное ощущение от ак-тивного участия в совместной коллективной работе.
• Формирование системы элементарных научных экологических зна-ний, доступных пониманию ребенка-дошкольника по теме: «Значение и свойства воды».
• Развитие познавательного интереса к миру.
• Формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения.
Формы организации проекта :
• опыты;
• познавательные занятия (аппликация, рисование, лепка, музыка, развитие речи, природный и социальный мир);
• наблюдения;
• чтение художественной литературы по теме;
• беседы;
• дидактические, подвижные игры;
• трудовая деятельность.
Виды деятельности:
• речевая;
• игровая;
• трудовая;
• музыкальная;
• творческая;
• изобразительная;
• продуктивная;
• поисково-исследовательская;
• совместная и самостоятельная;
• просветительская;
• ознакомление с художественной литературой;
• ознакомление с окружающим;
• формирование временных понятий;
• развитие коммуникативных способностей.
Ожидаемый результат:
• У детей сформируются начальные представления о воде, как об ис-точнике жизни живых организмов.
• Дети приобретут экологически ценный опыт поведения и деятельно-сти в природе.
• У детей появятся исследовательские умения, соответствующие воз-расту.
• Повысится воспитательская компетентность родителей в экологиче-ском образовании дошкольников.
• Самоутверждение личности ребё нка: снятие зажима, скованности.
• Освоение умения изображать один предмет разными способами.
• Развитие у ребёнка фантазии, спонтанности, эмоциональности; ак-тивизация словарного запаса детей.
• Получение удовольствия от выполненной работы в коллективе.
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, фи-зическая культура, безопасность, здоровье, социализация, труд, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка.
Продукт проектной деятельности :
• фотовыставка «Мы - экспериментаторы»;
• разработка анкеты для родителей;
• открытое занятие.
Принципы реализации проекта :
• учет возрастных и индивидуальных особенностей;
• интеграция;
• совместная работа с родителями.
Этапы работы.
I. Подготовительный этап:
1. Изучение уровня знаний;
2. определение проблемы;
3. выбор цели; определение задач.
4. Составление перспективного плана.
II. Основной этап.
Перспективный план работы над проектом.
Виды детской деятельности Цель Сроки про-ведения
1. выбор цели; определе-ние задач;
2. составление плана дея-тельности;
3. разработка картотеки бесед, наблюдений, опытов по теме;
4. подбор источников ин-формации;
5. подбор материалов и оборудования. Сплочение через сов-местную интересную деятельность родителей, детей и воспитателей, выстраивание партнер-ских отношений между участниками образова-тельных отношений. Сентябрь
1. Физкультурная минутка «Капуста»
2. Опыт: «Пар - это тоже вода»
3. Чтение художественной литературы: «Капелька» Г. Люшнин
4. Дидактическая игра: «Моем наши ручки»
5. Прослушивание аудио-записи «Звуки природы»
6. Закаливающие процедуры: промывание носиков водой комнатной температуры
7. Беседа: «Волшебница во-да» Познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить их вни-мание на то, что даже такой привычный объ-ект, как вода, таит в се-бе много неизвестного; научить детей экономно использовать воду и беречь ее. Октябрь
1. Физкультурная минутка: «Зайка»
2. Пальчиковая гимнастика «Стирка»
3. Опыт: «Вода прозрач-ная»
4. Чтение художественной литературы: «Алешка и снежок» Е. Андреева
5. Дидактическая игра: «Прозрачность воды»
6. Беседа «Вода вокруг нас»
7. Просмотр мультфильма «Мойдодыр».
8. Мир природы. Занятия по теме «Волшебница – вода»
9. Прослушивание аудио-записи «Звуки дождя»
10. Наблюдение: за водой
11. Закаливающие проце-дуры: обтирание рук до локтей Расширить знания о во-де, её свойствах. При-вивать интерес к иссле-довательской деятель-ности. Приучать детей слушать текст и выпол-нять движения в соот-ветствии с текстом, до-ставить детям радость. Ноябрь
1. Физкультурная минутка: «Видят глазки все вокруг»
2. Закаливающие процеду-ры: промывание носиков водой комнатной темпера-туры, обтирание рук до локтей, полоскание рта ки-пячёной водой;
3. Опыт: «У воды нет вку-са, цвета, запаха»
4. Чтение художественной литературы: «Весенний разговор» С. Погорелов-ский
5. Дидактическая игра: «Окрашивание воды»
6. Наблюдение: за снегом
7. Прослушивание аудио-записи «Ручеек», «Шум воды»
8. Мир природы. Занятия по теме «Путешествие в царство Волшебницы Воды»
Повысить и сохранить умственную активность и работоспособность детей во время НОД. Декабрь
1. Физкультурная минутка «Пальчики»
2. Закаливающие процеду-ры: полоскание рта кипя-чёной водой
3. Опыт: «Горячая - хо-лодная»
4. Чтение художественной литературы: «Трудолюби-вая вода» В. Иванова
5. Дидактическая игра: «Вкус воды»
6. Наблюдение: за испаре-нием В игровой форме за-крепить знания о том, что вода нужна всему живому, развивать связную речь, воспиты-вать бережное отноше-ние к воде.
Январь
1. Физкультурная минутка «А в лесу растёт черника»
2. Опыт: «Разноцветная во-дичка»
3. Чтение художественной литературы: «Кто не умы-вается» П. Синявский
4. Дидактическая игра: «Какого цвета вода»
5. Закаливающие процеду-ры: обтирание рук до лок-тей
6. Прослушивание аудио-записи «Музыка дождя»
7. Наблюдение: за сосуль-ками Развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать; умение делать выводы;
воспитывать бережное отношение к воде; Февраль
1. Физкультурные минутки «А над морем»
2. Опыт: «Тонет – не - то-нет»
3. Чтение художественной литературы: «Ручеёк» Т. Жиброва
4. Дидактическая игра: «Лед в стакане с водой»
5. Беседа «Путешествие ка-пельки»
6. Закаливающие процеду-ры: промывание носиков водой комнатной темпера-туры,
7. Прослушивание аудио-записей «Звуки природы», «Шум моря»
8. Наблюдение: за облака-ми Обратить внимание де-тей на значение воды в нашей жизни, показать, где, в каком виде суще-ствует вода в окружа-ющей среде, рассказать, что капельки воды в природе «ходят», дви-жутся по кругу. Позна-комить детей с некото-рыми свойствами воды. Март
1. Физкультурная минутка «Кузнечики»
2. Опыты: «Вода - жид-кая», «Что растворяется в воде», «Вода не имеет формы», Вода, растворяя вещества, приобретает их вкус, цвет, запах.
3. Чтение художественной литературы: «Моряк» Е. Стеквашова, «Капля дож-девая…»Т. Маршалова, «Дождик» В. Минькова.
4. Дидактическая игра: «Капельки»
5. Беседа «Вода нужна всем»
6. Закаливающие процеду-ры: полоскание рта кипя-чёной водой
7. Прослушивание аудио-записей «Прибой»
8. Наблюдение: за таянием льда Способствовать накоп-лению представлений о свойствах воды. Разви-тие у детей познава-тельных интересов. Че-рез проведение опытов с водой. Апрель
1. Физкультурная минутка «Попрыгали на месте»,
2. Опыты: «Лед - твердая вода», «Лед легче воды»,
3. Чтение художественной литературы: «Что случи-лось с рекой» Б. Заходер, «Речка зимой» В. Фетисов
4. Дидактическая игра: «Разрезные картинки»
5. Беседа «Водный транс-порт»
6. Закаливающие процеду-ры: обтирание рук до лок-тей
7. Мир природы. Конспект занятия по теме «Вода во-круг нас».
8. Прослушивание аудио-записей «Гром», «Звонкий ручей»
9. Художественная деятель-ность: рисование губкой разными цветами
10. Наблюдение: за расте-ниями Ознакомить детей со свойствами воды: отсут-ствие собственной фор-мы; прозрачность; вода – это жидкость, без-вкусная, не имеет запа-ха; развивать познава-тельную актив-ность детей в процессе экспериментирования;
развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать; умение делать выводы;
Май
Решение поставленных задач с родителями:
1. Провести просветительскую работу с родителями по организации по-знавательно-исследовательской деятельности дошкольников. Познако-мить родителей с содержанием консультации «Как организовать опыты с водой дома»;
2. Знакомство с содержанием стендовой информации;
3. Совместная с воспитателями работа по пополнению уголка экспери-ментирования;
4. Проведение опытов с детьми дома по теме «Чудесные превращения во-ды»;
5. Совместно с воспитателями – создание фотоматериалов проекта.
Заключительный:
• итоговое занятие по теме «Вода вокруг нас»;
• оформление фотовыставки «Мы – экспериментаторы»;
• создание практического материала для родителей: памятки, реко-мендации, буклеты, консультации, беседы.
Подведение итогов.
Результат:
1. значительное повышение уровня знаний и представлений по вопросам проекта;
2. приобретение экологически ценного опыта поведения и деятельности в природе.
3. повышение воспитательской компетентности родителей в экологиче-ском образовании дошкольников;
4. трансляция результатов проектирования родителям (фотовыставка «Юные экспериментаторы»);
5. получение детьми удовольствия от выполненной работы в коллективе;
6. заинтересованность детей темой «Вода вокруг нас», проявление их по-знавательной активности: вместе с родителями находят информацию по теме, рассказывают и делятся своими знаниями с другими детьми в дет-ском саду.