Марина Ревина
Экологический проект «Вода вокруг нас!»
▼ Скачать + Заказать документы
(старшая разновозрастная группа)
Участники: дети, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
Срок проведения: 3 месяца.
Ожидаемый результат:
после завершения проекта дети смогут рассказать о свойствах воды, о том, что вода необходима для поддержания жизни и обеспечения здоровья людей;
самостоятельно показывать опыты;
придумать вместе с родителями "Сказку про капельку" и создать свою собственную книгу;
Публикация «Экологический проект „Вода вокруг нас!“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2017
участие в музыкальной постановке по авторской сказке.
Цель:
сформировать основы экологической культуры у детей
дошкольного возраста.
Задачи: Образовательные:
формировать знания детей о значении воды в жизни человека:
вода – источник жизни;
вода необходима для поддержания жизни и обеспечения здоровья человека;
источники питьевой воды;
познакомить со свойствами воды;
развивать навыки проведения лабораторных опытов, соблюдая при этом необходимые правила безопасности.
познакомить детей с круговоротом воды в природе;
помочь детям установить зависимость состояния снега от температуры воздуха.
Воспитательные:
развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера;
развивать умение отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту;
формировать бережное отношение к воде.
воспитывать у детей любовь, уважение и гордость к родному городу, как городу рек и каналов, как к городу порту.
Развивающие:
активизация и обогащение словаря детей существительными, прилагательными, глаголами;
активизировать речь детей за счёт слов «тает», «замерзает», «снежная крупа», «снежные хлопья»;
развивать у детей творческое воображение.
Этапы реализации:
Подготовительный этап:
Подбор материала для проведения занятий, бесед, игр, создание
картотеки опытов и экспериментов.
Подготовка материала и оборудования для опытов и экспериментов
с водой.
Художественная литература для детей (сказки, рассказы, стихи, загадки, пословицы, поговорки)
Информация по теме для родителей (наглядная, познавательная) .
Основной этап:
Познавательная деятельность:«Вода вокруг нас»
«Куда бежит река?»
«Какой бывает вода»
«Вода нужна всем»
«Почему воду нужно беречь»
«Ходит капелька по кругу»
«Кому нужна вода?»
«Кто живет в воде? Что растет в воде?»
«Круговорот воды в природе»
«Вода в жизни человека»
«Праздник волшебной воды»
Проведение опытов и экспериментов:
«Свойства воды»
«Что будет, если?»
Растворение в воде соли, сахара, кофе, сиропа и т. д.
«Почему лед не тонет?»
«Когда тает вода»
«Особенности соляной воды»
«Потери воды при дыхании»
«Дистиллированная вода»
«Испарение воды»
«Вытеснение воды»
«Куда девается вода?»
Проведение наблюдений:
Наблюдения за снегом
Наблюдения за льдом
Наблюдения за сосульками
Наблюдение «Можно ли пить талую воду?»
Наблюдение за облаками
Наблюдение за капелью
«Какая вода льется из крана?»
«Как из снега получить воду?»
«Снег – он какой?»
«Если воду размораживать…»
Беседы :
«Вода на земле»
«Вода в жизни человека»
«Беседа о снеге»
Совместная работа детей и родителей:
Придумать «Сказку про путешествие капельки» (итог занятия «Круговорот воды в природе»)
Творческая работа по оформлению сказки.
Рассматривание фотоиллюстраций, репродукций:
Источники воды.
Водоёмы Земли (реки, ручьи, озёра, моря, океаны, болота) .
Фотоиллюстрации с картин и репродукции русских и зарубежных художников: С. Щедрин «Набережная Санта Лючия в Неаполе»; Г. Сорока «Вид на плотину»; Ф. Васильев «Болото в лесу. Осень»; И. Левитан «Озеро», «Вечерний звон», «Над вечным покоем»; И. К. Айвазовский «Десятый вал», «Черное море»; В. М. Васнецов «Аленушка».
Чтение художественной литературы:
Загадки, пословицы и поговорки о воде (подборка)
Цикл наблюдений за водой, снегом, льдом.
Наблюдение 1.
«Какая вода льется из крана?»
Задача: познакомить с тем, что, открыв кран, мы выпускаем на волю воду, она из него льётся, течёт. Рассказать о свойствах воды (прозрачная, сквозь неё видны руки, мыло; вода смывает грязь; воду надо беречь)
Наблюдение 2.
«Как из снега получить воду?»
Задача: показать, что снег в тепле тает и становится водой. Талая вода грязная, в ней мусор. Значит, и снег грязный – в рот его брать нельзя.
Наблюдение 3.
«Снег – он какой?»
Задача: познакомить со свойствами снега (белый, холодный, тает в руках). Показать снежинки (их много, они разные, но все красивые). Учить любоваться снегом.
Наблюдение 4.
«Можно ли пить талую воду?»
Даже самый белый снег грязнее водопроводной воды. Проводится опыт: в две белые тарелки кладут снег и наливают воду. Через два часа дети рассматривают воду в тарелках, сравнивают ее, отгадывают, в которой из них был снег (по мусору на дне). Убеждаются, что чистый снег – это грязная талая вода, непригодная для питья человеку. Талой водой хорошо поливать растения, ее можно давать животным.
Наблюдение 5.
«Если воду размораживать…»
Воду можно заморозить на улице в мороз, в холодильнике (в морозильном отделении, она превращается в лед. Он твердый, холодный прозрачный, имеет форму сосуда; он хрупкий, как стекло, легко раскалывается от удара. Замораживая воду разной окраски в песочных формочках, можно сделать красивые цветные льдинки.
Эксперименты и опыты:
«Особенности соленой воды», «Почему лед не тонет?», «Испарение воды», «Вытеснение воды», «Куда девается вода?», «Потери воды при дыхании», «Дистиллированная вода».
Заключительный этап:
В настоящее время, как никогда, остро продолжает стоять вопрос экологического воспитания дошкольников. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных, будет беречь воду для себя и окружающих нас.
Природа полна необыкновенных чудес. Она никогда не повторяется, поэтому в проекте «Вода вокруг нас!» я попробовала научить детей видеть, чувствовать, искать и находить новое в уже известном.
Художественная литература и наблюдения, опыты и эксперименты послужили средством в экологическом воспитании детей и способствовали формированию первых понятий о единстве человека и природы, помогли развить творческое воображение, фантазию, полет мысли и дали возможность раскрыть огромный потенциал, заложенный в каждом ребёнке.
Подводя итоги работы, хочется отметить, что проводилась она не зря! Наблюдая за растениями и животными, птицами, работая с водой в группе, со снегом на улице, дети стали замечать то, на что раньше даже не обращали внимания: дождь бывает разный, при повышении температуры тает снег, вода приобретает разную форму.
Так постепенно в процессе работы, я постаралась воспитывать у детей доброту, отзывчивость, развивать детскую пытливость, любознательность, интерес, любовь к родной природе, желание заботиться о ней.
Этот творческий поиск закладывает начальные формы осознано правильного отношения к природе, интерес к ее познанию, сочувствие ко всему живому, умение видеть красоту природы в разных ее формах и проявлениях, выражать свое отношение к ней.
Очень важно, чтобы воспринимая весь материал, дети думали. Этому помогли такие методические приемы, как сравнение, индивидуальные задания, обращение к опыту детей; важно было научить детей задавать вопросы себе, товарищам, воспитателю.
Очень важно в школу экологического воспитания было вовлечь, не только детей, но и взрослых, что мы и сделали. Родители нам помогли в подборе материала, фотографий, придумывании «Сказки про капельку».