Сычёва Ольга Валерьевна
Проект по исследовательско-экспериментальной деятельности «Вода вокруг нас» (старший дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта.
Проект разработан в силу особой актуальности проблемы воспитания экологической культуры дошкольников. Кроме того, экологическое образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития. Воспитание экологической культуры – долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой. Понимание элементарных связей, существующих в природе, чувство сопереживания всему, действенная готовность его созидать, восприятие красоты природы – вот составляющие экологической культуры. Детям необходимо прививать навыки экологически грамотного отношения в быту, научить бережно и экономно относиться к воде. Обратить внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Все это подчеркивает актуальность данного проекта.
Публикация «Проект по исследовательско-экспериментальной деятельности „Вода вокруг нас“ (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Вода. Проекты
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты
- Старшая группа
- Темочки
Постановка проблемы: Развитие познавательной активности детей. Вовлечь детей в активное освоение окружающего мира, помочь им овладеть способами познания связей между предметами и явлениями. Развитие любознательности в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности. Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни человека, об основных источниках загрязнения воды, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения воды.
Миссия проекта : проект направлен на установление взаимодействия родителей, детей, педагогов в решении проблемы развития поисковой деятельности и познавательной активности дошкольников, через детское экспериментирование.
Типология проекта : проект носит комплексный характер – включает в себя исследовательскую, творческую, познавательную и практическую деятельность.
Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста, родители воспитанников, педагоги.
Сроки реализации: краткосрочный
Ожидаемые результаты.
Для детей.
- У детей сформируется представление о взаимосвязи природы и человека.
- Дети овладеют способами практического взаимодействия с окружающей средой.
- Сформируются личностные компетентности соответственно возрасту детей : познавательная активность и интерес, самостоятельность, креативность, инициатива.
Для педагогов.
- Обобщение педагогического опыта, внедрение инновационных технологий и новых форм работы по детскому экспериментированию.
- Повышение теоретического и профессионального уровня педагогов через овладение метода проекта в работе с детьми.
Цель: Формирование у детей осознанного, бережного отношения к воде, как важному природному ресурсу, то есть воспитание экологического сознания. Выявление утечки чистой воды и практических дел, направленных на сбережение запасов чистой воды.
Задачи:
1. Систематизировать и расширить представления детей о свойствах воды.
2. Способствовать формированию позитивного отношения к воде (познавательного, бережного, созидательного).
3. Развивать умение формулировать проблему, анализировать ситуации, планировать эксперимент, продумывать ход деятельности для получения желаемого результата, делать выводы на основе практического опыта.
4. Активизировать природоведческий словарь ребенка.
5. Воспитывать чувство взаимопомощи, аккуратности при проведении опытов.
Для формирования навыков самостоятельного экспериментирования детей, использовались следующие приемы:
• выполнение работы по указанию детей (обучая взрослого, дети проговаривают план и действия всей работы, самостоятельно подходят к выводу эксперимента, отражая его в речи);
• презентация ребенком своей деятельности (дети рассказывают и демонстрируют опыты, которые они провели дома, а этот момент повышает у них самосознание и самооценку).
Взаимодействие с родителями:
1. Посещение с ребенком городской библиотеки для накопления информации о воде.
2. Изготовление книжек – малышек.
3. Создание альбома «Мир воды»
4. Создание коллажа «Круговорот воды в природе»
5. Консультация по теме: «Мои первые опыты».
6. Консультация по теме: «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».
Взаимодействие с педагогами:
1. Методические рекомендации по теме.
2. Привлечение воспитателя по изодеятельности; педагога – психолога, музыкального руководителя.
3. Консультация по теме «Опытно – экспериментальная деятельность дошкольников».
4. Мастер – класс «Волшебница – вода».
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА (этапы).
Подготовительный этап проекта :
1. Подобрать и изучить методическую литературу по теме проекта.
2. Пополнить развивающую среду:
• Подбор художественной литературы по теме;
• Подбор энциклопедий, карт, схем;
• Составление картотек загадок, ребусов, стихов, поговорок;
• Составление картотеки опытов с водой;
• Подготовка оборудования для опытов с водой.
1. Разработать перспективный план занятий познавательного цикла.
2. Подготовить информацию для родителей по темам:
• Эксперимент в детском саду;
• Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников;
• Почему воду нужно беречь?
• Составление схемы «Круговорот воды в природе».
• Провести презентацию «Мир воды».
Совместная деятельность с детьми
1. Чтение художественной литературы о природе: Г. -Х. Андерсен «Русалочка», сказка «День рождения Дельфиненка», «Сказки и были о морях и океанах», стихи А. С. Пушкина «О море», Н. А. Рыжова Не просто сказки…Экологические рассказы, сказки», К. Чуковский «Мойдодыр» и др.
2. Использование фольклорных материалов.
3. Рассматривание энциклопедии «Жизнь в пресной воде», «Водоемы».
4. Беседы на темы:
• Какие водоемы на нашей планете ты знаешь?
• Чем отличается вода в морях и океанах от речной, озерной?
• Какие свойства воды ты знаешь?
• Зачем человеку нужна вода?
• А еще кому нужна вода?
• Что было бы, если бы с земли ушла вода?
5. Рассматривание иллюстраций с изображением реки, озера, моря; предметных картинок с сюжетами использования воды.
6. Составление кроссвордов, ребусов.
7. Отгадывание загадок.
8. Наблюдения за природными явлениями, связанными с водой (изморось, иней, сосульки, капель, ручейки и т. д.).
9. Экскурсии.
10. Просмотр диафильмов о природе.
11. Игры – эксперименты, игры – опыты.
12. Подвижные игры: «Караси и щука», «На болоте», «Ручеек», «Капельки».
13. Моделирование «Круговорот воды в природе»
14. Составление памятки «Правила поведения на воде».
15. Дидактические игры: «Отвечай быстро», «Четвертый лишний», «Да – нет», «Кто быстрее соберет». «Подскажи словечко», «Круги на воде», игры с водой, игры со снегом.
Совместная деятельность с родителями :
1. Создание альбома «Мир воды».
2. Посещение с ребенком городской библиотеки для накопления информации о воде.
3. Создание коллажа «Круговорот воды в природе»
4. Изготовление книжек – малышек о воде.
Совместная деятельность с педагогами ДОУ
1. Методические рекомендации по данной теме.
2. Поиск методической литературы.
Заключительный этап проекта :
1. Презентация коллажа «Мир природы» для детей старшей группы.
2. Развлечение «Что за чудесница – водица – волшебница» для детей.
3. Итоговое занятие «Волшебная капелька».
I этап. Начальный (констатирующий, информационно-накопительный) - предполагает обнаружение проблемы, подбор диагностического материала и выявление уровня практических знаний детей.
1. Подготовка к работе педагогов.
• Анализ методической литературы.
• Подборка рассказов, картин, иллюстраций по теме «Опыты, экспериментирование для дошкольников».
• Разработка перспективного тематического плана работы с детьми.
• Подготовка дидактического и практического материала для проведения опытов.
2. Подготовительная работа с детьми.
- Беседа и рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы.
- Формирование у детей представлений для чего нужны опыты и эксперименты.
- Проведение элементарных опытов.
Мотивация выбора темы. Модель трех вопросов.
1 вопрос. «Что мы знаем?»
2 вопрос. «Что мы хотим узнать?»
3 вопрос. «Что нужно сделать, чтобы узнать?»
Результаты начальной диагностики знаний у детей среднего возраста :
На начальном этапе мною обследовано 25 детей: высокий уровень – 36%; средний показатель – 38%; ниже среднего – 26%.
Для выявления у детей знаний я использовала систему специально отобранных вопросов и набор дидактических игр.
II этап. Основной (формирующий) - заключается в решении задач проблемы за счет применения цикла занятий по исследовательско – экспериментальной деятельности.
I БЛОК: «ВЗРОСЛЫЙ – РЕБЕНОК» (цикл практических дел)
Одними из требований к содержанию разрабатываемых мною занятий и игр является:
• ориентация на интересы и потребности детей;
• связь с жизненным опытом ребенка;
• учет возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников;
• субъективно – объектные отношения;
• создание проблемного поля, для активизации и мотивации деятельности детей.
В работе с детьми важно учитывать следующие основные правила проведения экспериментов (своего рода план) :
• Установить цель эксперимента: для чего мы проводим опыт.
• Подобрать все необходимые материалы для проведения опыта.
• Обсудить весь процесс эксперимента: как мы будем действовать, проговорить все шаги опыта (по схеме алгоритма, рисунка или модели).
• Подвести итог эксперимента: что получилось, произошло.
Занятия (НОД) проводятся с небольшими подгруппами (от 7 до 10 детей, что обеспечивает наибольшую познавательную и творческую активность каждого воспитанника, возможность установления обратной связи и учета продвижения каждого ребенка.
Во время совместного экспериментирования мы с детьми ставим цель, выдвигаем гипотезы, совместно определяем этапы работы, делаем выводы.
В процессе экспериментирования я прививаю детям навыки межличностного общения и сотрудничества:
• уметь договариваться,
• отстаивать свое мнение,
• рассуждать в диалоге с другими детьми;
• учитывать мнение других,
• слушать друг друга,
• более активным детям помочь застенчивым.
Для развития творческой исследовательской активности в процессе детского экспериментирования, я постоянно пополняю маленькую лабораторию, в соответствии с возрастом детей, их возможностями и интересами. Не все материалы находятся там одновременно. Предоставляемые в распоряжение детей новые предметы толкают их на экспериментирование с использованием этих материалов. Тем самым сохраняется интерес детей к данной деятельности и развивается любознательность.
II БЛОК: «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ ПО РАЗВИТИЮ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ»
Чтобы повысить педагогическую грамотность родителей систематически проводятся консультации по исследовательской деятельности дошкольников.
Для поддержания интереса у детей к экспериментированию родителям рекомендуется создать дома уголки экспериментирования. Для этого постоянно обновляю наглядную информацию по проведению исследовательской деятельности. Привлекаю родителей к оформлению уголка экспериментирования в группе. После проведения собраний, консультаций родители вместе с детьми стали проводить опыты дома.
Взаимодействие с родителями, увеличивает интерес детей к исследовательской деятельности своего ребенка.
III этап. Заключительный (контрольный) – осуществляется проверка успешности выбранной технологии для решения возникшего противоречия, анализ результатов работы, диагностику (выявление уровня полученных естественнонаучных знаний детей).
БЛОК – «ДИАГНОСТИКА» (продукты проекта)
Диагностика показала, что в результате работы по реализации проекта, у детей значительно повысился уровень знаний о свойствах воды.
На конечном этапе было обследовано 25 детей: высокий уровень – 76%; средний показатель – 24%; ниже среднего – 0%.
Реализация проекта «Мир воды» осуществлялась в процессе организации совместной деятельности взрослого и детей во второй половине дня по перспективному планированию 1раз в неделю. Во время занятия проводится 2-3 эксперимента в зависимости от сложности в форме игры – экспериментирования. Организация опытно – экспериментальной деятельности проходит в форме партнерства взрослого и ребенка, что способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умению принять решение, пробовать делать что – то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, способствует эмоциональному комфорту, развитию социальной и познавательной деятельности.
Дети стали активнее участвовать в предложенных экспериментах; более охотно и самостоятельно действовать с предметами, выявляя их особенности; проявлять желание экспериментировать дома самостоятельно и вместе с родителями.
Экспериментирование как метод обучения, может применятся для передачи детям новых знаний. Главное достоинство применения этого метода в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:
• Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта и его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
• Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы.
• Развивается речь.
• Происходит накопление фонда умственных умений.
• Формируется самостоятельность, целеполагание, способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.
• Развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.