Зоя Вагина
Проект «Вода, вода, вода кругом»
▼ Скачать + Заказать документы
МЕТОДИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Название проекта «Вода-вода, кругом вода!»
Автор Вагина Зульфия Гайфулловна
Участники проекта воспитатель, воспитанники младшего дошкольного возраста 3-4 лет, родители.
Тип проекта долгосрочный
групповой
познавательно-исследовательский
с привлечением родителей
Цель проекта
Темочки:
Развитие у детей представлений о природном объекте-воде, формирование наблюдательности посредством игр и опытов с водой.
Задачи проекта
• Познакомить детей младшего дошкольного возраста с водой, ее значением и свойствами.
• Развивать наблюдательность с помощью игр с во-дой.
• Научить детей выполнять простейшие опыты, по-следовательно выполняя указания воспитателя.
• Закладывать основы экологической культуры лич-ности, воспитывать бережное отношение к воде.
• Поощрять проявление инициативы и любознатель- ности с целью получения новых знаний.
Обоснование актуальности
Мир вокруг нас удивителен и разнообразен. Еже-дневно дети получают новые представления о живой и неживой природе, их взаимосвязях. Задача взрослых – расширять кругозор детей, развивать их познаватель-ную активность. Но им еще нужно помогать в этом, так как дети не могут заметить во всем разнообразии само-го главного, не могут найти точный ответ на заданный вопрос, не могут делать простейшие выводы.
Исследовательская, поисковая активность детей младшего дошкольного возраста – естественное состо-яние ребенка, потому что по природе своей они иссле-дователи. Именно эта активность лежит в основе появ-ления у детей исследовательского поведения, что в свою очередь влияет на его психическое развитие, процесс саморазвития.
Проблемы, решению кото-рых будет способствовать проект В современном мире проблемы окружающей среды приобрели первостепенное значение. Особо остро в сложившихся условиях встала задача экологического образования. Первостепенное значение при этом при-дается экологическому образованию подрастающего поколения дошкольников.
Методы и формы работы, направленные на реализа-цию задач проекта Проект реализовывается через систему индивидуаль-ных, подгрупповых и групповых форм совместной де-ятельности педагогов с детьми и родителями.
Ресурсное обеспечение про-екта Реализация проекта обеспечивается без дополнительного финансирования.
Предполагаемые продукты, результаты проекта У детей будут сформированы представления о при-родном объекте-воде; основы экологической куль-туры (бережное отношение к воде).
Выставка творческих работ «Волшебный мир во-ды»
Стенгазета «Как мы используем воду в нашей жиз-ни».
График работы над проек-том (этапы, сроки, продол-жительность реализации проекта) Продолжительность октябрь 2017 г. - апрель 2018 г
1 этап – организационный
2 этап – основной
3 этап – заключительный
Механизм реализации
Проект реализуется в рамках основной образователь-ной программы Муниципального бюджетного до-школьного образовательного учреждения «Дет-ский сад № 10 «Росинка» г. Куса»
Риски и пути преодоления риска при реализации про-екта Риски отсутствуют.
Перспективы дальнейшего развития проекта В дальнейшем знакомить детей с природой, водой и природными явлениями. Реализовывать проекты на различные темы.
Возможности его распро-странения в других образо-вательных учреждениях. Может быть реализован педагогом в любом МБДОУ.
Что такое вода?
Минерал не имеющий цвета,
Не имеющий запаха, формы, но ты оглянись –
Это главное таинство, главное чудо Планеты,
Это главный исток, из которого вылилась Жизнь.
Введение
Исследовательская, поисковая активность детей младшего дошкольного возраста – естественное состояние ребенка, потому что по природе своей они исследователи.
Вода – вещество привычное и необычное. Известный советский ученый академик И. В. Петрянов свою научно – популярную книгу о воде назвал “Самое необыкновенное вещество в мире”. А доктор биологических наук Б. Ф. Сергеев начал свою книгу “Занимательная физиология” с гла-вы о воде – “Вещество, которое создало нашу планету”.
Ученые правы: нет на Земле вещества более важного для нас, чем обыкновенная вода, и в то же время не существует другого такого же вещества, в свойствах которого было бы столько противоречий и ано-малий, сколько в её свойствах. ВОДА - одно из главных богатств чело-вечества на Земле.
Обоснование актуальности проекта
Одно из направлений Федерального Государственного Образова-тельного Стандарта дошкольного образования и Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» - сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой, то есть всесторонне гармонично разви-той личности.
Существует много путей всестороннего развития детей.
Опытно - экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдатель-ность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все по-знавательные способности, умение изобретать, использовать нестан-дартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.
Данная работа направлена на развитие поисково-познавательной дея-тельности детей 3-4 лет, т. к. ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функ-цию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.
Актуальность данной темы определяется социальной значимостью проблемы воспитания активной творческой личности. Исследователь-ская, поисковая активность детей младшего дошкольного возраста – естественное состояние ребенка, потому что по природе своей они ис-следователи. Именно эта активность лежит в основе появления у детей исследовательского поведения, что в свою очередь влияет на его психи-ческое развитие, процесс саморазвития.
Мир вокруг нас удивителен и разнообразен. Ежедневно дети получают новые представления о живой и неживой природе, их взаимосвязях. За-дача взрослых – расширять кругозор детей, развивать их познаватель-ную активность. Но им еще нужно помогать в этом, так как дети не мо-гут заметить во всем разнообразии самого главного, не могут найти точный ответ на заданный вопрос, не могут делать простейшие выводы.
«Вода - это чудо природы, самое драгоценное ископаемое» - говорил А. П. Карпененский.
Вода имеет свои уникальные и тонкие черты. Она бесцветна, без вкуса, без запаха, прозрачна, не имеет формы, текуча, обладает теплоемкостью и хороший растворитель. Туман, облака, роса, дождь, град, иней, снег, гололед, изморозь - все это вода в разных состояниях. Без нее не обхо-дятся ни в одном уголке нашей планеты. Ее влияние поистине огромно. Люди должны сохранить присутствие воды в нашей жизни.
«Ведь вода – это и есть жизнь» – писал А. Де Сент-Экзюпери.
В период дошкольного детства ребенок открывает мир природы, с по-мощью которого процесс познания у ребенка проходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя мир. Ребенок стремится к активной деятельности. Вот почему такой вид деятельности как наблюдение наиболее близкий и естественный для ребенка – дошкольни-ка. Видный отечественный психолог С. Л. Рубинштейн рассматривает наблюдение как результат осмысленного восприятия, в процессе кото-рого происходит развитие мыслительной деятельности. Развитие разных форм восприятия и наблюдения он связывает с содержанием. Важным является вопрос о содержания наблюдения что может и должен видеть ребенок, какие особенности объектов природы замечать. Эта проблема стала перед нами. Игры с водой благодатно действуют на детей. Поэто-му не случайно в теории и практике дошкольного воспитания этим иг-рам уделяется большое внимание. Первое вещество, с которым с удо-вольствием знакомиться ребенок, это вода. Она дает ребенку приятные ощущения, развивает различные рецепторы и предоставляет практиче-ски неограниченные возможности познавать мир и себя в нем. Игры с водой один из самых приятных способов обучения. Проблема проекта состоит в формировании реализации методов и форм наблюдения с по-мощью игр с водой у детей младшего дошкольного возраста. Предпола-гается, что влияние этих игр с водой можно объяснить именно стремле-нием к познанию их свойств. Все это делает игру особенно интересной и волнующей для детей младшего дошкольного возраста.
Инновационность проекта
Перед государством, школой, дошкольным учреждением и родителями встает задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждый ре-бенок вырос не только сознательным членом общества, не только здо-ровым и крепким человеком, но и инициативным, думающим, способ-ным на творческий подход к любому делу. Путь становления творче-ской личности сложен, труден. Но эти большие трудности могут дать и большие радости, причем радости высшего человеческого порядка - ра-дость преодоления, радость открытия, радость творчества.
Опытно - экспериментальная деятельность позволяет объединить все ви-ды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познава-тельные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.
Данная работа направлена на развитие поисково-познавательной дея-тельности детей 3-4 лет, т. к. ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функ-цию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.
Основные принципы
Принцип воспитывающего обучения.
Опытно - экспериментальная деятельность позволяет объединить все ви-ды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познава-тельные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.
Принцип доступности.
Заключается в том, что позволяет не только отобрать доступное для до-школьников содержание, но и использовать различные средства для усвоения сложного содержания в доступной для детей дошкольного возраста форме.
Принцип постепенности, последовательности и систематичности.
Постепенно переходим от усвоенного, знакомого к новому, незнакомо-му. Соблюдение этого принципа облегчает детям усвоение зна-ний и приобретения навыков, придаёт им уверенность в своих силах и способствует повышению интереса к занятиям.
Принцип прочности.
Закрепление знаний о воде должно быть не просто механическим повто-рением. От сознательного повторения знакомого материала зависит и прочность усвоения.
Принцип адаптивности, гибкости.
Принцип гибкости предполагает также соответствующую стратегию разрешения конфликтов. В каждом сообществе непременно возникают противоречия и конфликты, которые не могут быть разрешены в пользу той или другой стороны. Например, каждое сообщество нуждается в стабильности и переменах, порядке и свободе, традиции и инновации. Эти неизбежные конфликты гораздо эффективнее разрешаются динами-ческим уравновешиванием, чем жесткими решениями. Экологическая грамотность предполагает понимание того, что обе стороны конфликта могут быть важны в зависимости от ситуации и что противоречия внут-ри сообщества являются признаками его многообразия и здоровья и, следовательно, вносят свой вклад в жизнеспособность системы.
Принцип интеграции.
Соединение в единое воспитательное пространство воспитателя, воспи-танников.
Цель проекта :
Развитие у детей представлений о природном объекте-воде, формирова-ние наблюдательности посредством игр и опытов с водой.
Задачи проекта
• Познакомить детей младшего дошкольного возраста с водой, ее зна-чением и свойствами.
• Развивать наблюдательность с помощью игр с водой.
• Научить детей выполнять простейшие опыты, последовательно вы-полняя указания воспитателя.
• Закладывать основы экологической культуры личности, воспитывать бережное отношение к воде.
• Поощрять проявление инициативы и любознательности с целью по-лучения новых знаний.
Целевая аудитория
воспитатель
воспитанники
младшей группы
3-4 лет родители
воспитанников
Значимость проекта для всех его участников
Воспитанники: развивается наблюдательность с помощью игр с водой.
Научить детей выполнять простейшие опыты.
Педагоги: продолжают освоение метода проектирования.
Родители: расширяют возможности сотрудничества со своими детьми, участвуют в пополнении и обогащении развивающей опытно – экспери-ментальной деятельности.
Предполагаемое распределение ролей в проектной группе
Воспитатель: координирует работу всех участников проекта, а также организует образовательные, игровые ситуации для развития опытно – экспериментальной деятельности.
Воспитанники: участвуют в образовательной, игровой различных ви-дах опытно – экспериментальной деятельности.
Родители воспитанников: пополняют предметно пространственную развивающую среду опытно – экспериментальной деятельностью.
Ресурсное обеспечение реализации проекта :
Кадровое обеспечение
Воспитатель
Информационное обеспечение
Доступ к информационным ресурсам сети интернет
Материально- техническое обеспечение
Мультимедийный комплекс
Учебно-методическая литература
Подборка игр и опытов опытно – экспериментальной деятельности.
Предполагаемый результат:
Использование младшими дошкольниками усвоенных способов экспе-риментальных действий в различных видах деятельности.
Воспитатели, совместно с родителями, в доступной и игровой форме знакомят детей со свойствами этого прекрасного природного материала, о значении воды для человека, животных и растений
Участие родителей в опытно – экспериментальной деятельности.
Направления работы
Разработать систему мероприятий для развития творческих способ-ностей воспитанников через опытно-экспериментальную деятель-ность.
Пополнить детскую и методическую литературу по теме проекта, ил-люстрации и фотографии, видео и аудиозаписи, дидактические игры, атрибуты и др.
Ориентировать родителей на оказание помощи детям при реализации мероприятий проекта.
Механизм реализации проекта :
1. Изучение и анализ психолого-педагогической, методической литера-туры по развитию опытно-экспериментальной деятельности в млад-шем дошкольном возрасте.
2. Разработка системы мероприятий для развития творческих способно-стей воспитанников через опытно-экспериментальную деятельность.
3. Подобрать детскую и методическую литературу по теме проекта, ил-люстрации и фотографии, видео и аудиозаписи, дидактические игры, атрибуты и др.
4. Организационная и просветительская работа с родителями воспитан-ников, участвующими в проекте.
5. Пополнение развивающей среды опытно-экспериментальной деятель-ности.
Сроки и этапы реализации проекта
сроки этапы
октябрь – ноябрь 2017г. Организационный
декабрь 201г г – март2018 г. Основной
апрель 2018 г. Заключительный
Содержание проекта
1 этап: Организационный - октябрь – ноябрь 2017 г.
Проведение мероприятий, направленных на организацию и подготовку совместной деятельности по развитию опытно-экспериментальной дея-тельности дошкольников
Содержание
деятельности: Продукт деятельности: Предполагаемый
результат:
Изучение нормативной базы по данному направлению
Теоретическое осмыс-ление проекта
Тематическое планиро-вание работы Перспективно-тематический план.
Модель взаимодействия с родителями
Пополнение предметно-пространственной раз-вивающей среды
Осознание родителями и педагогами значимо-сти актуальности про-блемы
Оптимальное взаимо-действие всех участни-ков образовательного процесса
Модернизация пред-метно пространствен-ной среды ДОУ.
2 этап: Основной - декабрь 2017 г. – март 2018 г.
Содержание
деятельности: Продукт деятельности: Предполагаемый
результат:
Реализация системы развития творческих способностей детей с помощью опытно-экспериментальной де-ятельности:
Различные виды дея-тельности: занятия с использованием муль-тимедиа, игровые зада-ния;
Информационные ма-териалы для педагогов и родителей.
Проведение занятий, бесед, опытов. Конспекты игр, заня-тий, мероприятий.
Мультимедийные пре-зентации:
Стенгазета, тематиче-ские выставки, и др. ; Проявление самостоя-тельности и творческой инициативы у детей младшего дошкольного возраста.
Накопление методиче-ского материала для пе-дагогов по данному направлению.
Умение организовать эффективное взаимо-действие с родителями и детьми.
Тематическое планирование мероприятий
Мероприятие Цель Дата
Обыгрывание
потешки «Водичка-водичка» Знакомить детей со значением и содержа-нием потешки «Водичка, водичка; воспи-тывать интерес к малым фольклорным формам, желание использовать их в сво-ей речи; уточнить представления детей о значении воды в нашей жизни (нужна всем и животным, и людям, и растениям, потому что воду пьют, водой умываются, в воде купаются); Октябрь
1неделя
Наблюдение за
лужами
Формировать представление о состоянии воды в окружающей среде. Октябрь
2 неделя
Выставка детских работ «Дождик бо-сиком по земле про-шел» Познакомить с природным явлением дождь. Октябрь
3неделя
Обитатели воды Уточнение представления о том, что в аквариуме живут рыбки, улитки, расте-ния (рыбки плавают, улитки ползают, растения растут; все они живые). Воспи-тывать экологическую грамотность у де-тей;
Воспитывать бережное отношение к жи-вотным. Октябрь
3-4неделя
Игра «Пускаем ко-раблики»
Вызвать положительный эмоциональный настрой. Развивать желание играть с водой. Воспитывать желание играть вместе. Ноябрь
1неделя
Опыт «Окрашива-ние воды» Выяснить свойства воды (вода прозрач-ная, но может менять свою окраску, когда в ней растворяются окрашенные веще-ства) Ноябрь
2 неделя
Чтение художе-ственной литерату-ры Подобрать познавательную и художе-ственную литературу по теме проекта. Ноябрь
3-4неделя
Выставка детских работ «Снежинка»
-Закреплять знания детей о временах года.
Уточнить у детей представление о зиме через знакомство со снежинкой.
Выяснить, как образуются снежинки и узнать, какие же секреты таят они в себе. Декабрь
1неделя
Эксперимент «Воз-дух под водой»
Понаблюдать за тем, что происходит с водой, когда в нее поступает воздух (экс-перимент с трубочками). Январь,
1 неделя
Эксперимент «То-нет-не тонет»
Развивать познавательно – исследова-тельскую деятельность детей. Формиро-вать умение называть свойства, предме-тов (твердый, мягкий, тонет, не тонет в воде). Январь,
2 неделя
Театральная поста-новка «Кошкин дом» по мотивам сказки С. Маршака Познакомить детей с помощью театрали-зации с элементарными правила-ми пожарной безопасности;
дать детям необходимые знания о том, как вести себя, если начался пожар, что при тушении огня можно использовать воду и другие подручные средства. Январь,
3 неделя
Игра-эксперимент с водой «Поймай рыбку».
Знакомить детей со свойствами воды.
Учить детей пользоваться предметами-орудиями (удочкой, развивать моторику рук, развивать двигательные умения глаз-рука.
Февраль,
1 неделя
«Кабы не было зимы в городах и селах, никогда б не знали мы этих дней весе-лых!»
Продолжать знакомить с природным яв-лением снегом. Февраль,
2 неделя
Выставка детских работ «Снеговик», Снежные комочки» Продолжить знакомить детей со свой-ствами снега. Февраль
3 неделя
Наблюдение за све-жевыпавшим сне-гом.
«Какой пушистый снег»
Продолжать формировать представле-ния детей о зиме.
Февраль
4 неделя
«Ах, прогулка хо-роша, лепим мы сне-говика»!
Продолжить знакомить детей со свой-ствами снега. Февраль,
4 неделя
Наблюдение за со-сульками
Развивать кругозор, знакомить с природ-ными явлениями, воспитывать интерес к весенним наблюдениям.
Обратить внимание детей, что сосульки образуются на солнечной стороне дома. Сосульки растут или уменьшаются? Найти с детьми самую ма-ленькую и самую боль-шую сосульку. Понаблюдать с детьми, как в теплую погоду с сосулек стекают ка-пельки воды. Что при этом происходит с сосульками? Они растут или уменьша-ются?
Март,
1неделя
Комнатные цветы Познакомить детей с комнатными расте-ниями (фикусом, фиалкой, хлорофиту-мом.) Учить детей различать растения по внешнему виду. Совершенствовать навы-ки посадки растений и ухода за ними (по-лив растения, рыхление, протирание ли-сточков).
Март,
2 неделя
Выставка детских работ
«Цветок в горшке»
«Фиалка» Продолжать расширять кругозор и знания детей о природе. Учить создавать образы растений в нетрадиционной технике с использованием пластилина, картона и бросового материала, используя имеющи-еся навыки и умения.
Учить детей передавать в рисунке харак-терные особенности строения фиалки;
- закреплять навыки рисования нетради-ционным приемом-печаткой из кусочка бумаги, используя элементы аппликации.
Март,
2 неделя
Наблюдение «Весна в природе» Учить устанавливать взаимосвязи в при-роде. (использование мультимедийных технологий). Март,
3 неделя
Стенгазета «Как мы используем воду в нашей жизни»
Формировать представление о том, что вода является жизненно важным явлени-ем для человека, животных, растений. Март,
3 неделя
Работа с родителями
«Рисуем дома» Научить приемам совместной деятельно-сти, вовлекая в работу членов семьи.
Март,
4 неделя
Выставка «Волшеб-ный мир воды» Организовать выставку Март,
4 неделя
3 этап: Заключительный - апрель 2018 г.
Подведение итогов реализации проекта, отчетное мероприятие.
Содержание
деятельности: Продукт деятельности: Предполагаемый
результат:
Подведение итогов и анализ результатов ра-боты: консультация для родителей.
Систематизация мето-дов, приемов, форм, ре-комендаций по данной проблеме.
Определение перспек-тив. Информационный банк данных.
Фото с мероприятий. Проявление самостоя-тельности и творческой инициативы у детей младшего дошкольного возраста в опытно-экспериментальной де-ятельности.
Участие родителей.
Заключение
Опытно - экспериментальная деятельность позволяет объединить все ви-ды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познава-тельные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.
В целом проект с детьми и родителями, с моей точки зрения, имел про-грессивный характер и позволил не только познакомить детей со свой-ствами воды, но и дал толчок для развития наблюдательности, любозна-тельности, интереса к познавательной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
Журнал Дошкольное воспитание № 6, 2007.
И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир Детское экспериментирование, 2003.
Тугушева Г. П. Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей младшего дошкольного возраста, 2007.
Костюченко М. Экспериментируем! // Дошкольное воспитание. - №8 – 2006.
Поддъяков Н. Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного воз-раста. Концептуальный аспект. – Волгоград: Перемена, 1995.
Рыжова Н. А. Игры с водой и песком // Обруч, 1997г. -№ 2
Тугушева Г. П., Чистякова А. В. Игра – экспериментирование для де-тей младшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика, 2001. – №1.
Чехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой дея-тельности. // Дошкольное воспитание. - № 6 – 2007.