Екатерина Сенченкова
Проект во второй младшей группе «В гостях у сказки»
Проект во второй младшей группе «В гостях у сказки»
МБДОУ «Детский сад № 47» г. Смоленск
Воспитатель1 квалификационной категории Е. В. Сенченкова
Продолжительность проекта : краткосрочный (14.01 – 28.01.2019г.)
Тема проекта : Русские народные и авторские сказки для младшего дошкольного возраста
Вид проекта : творческий.
Публикация «Проект во второй младшей группе „В гостях у сказки“» размещена в разделах
Участники проекта : дети младшего дошкольного возраста и их родители, воспитатель.
Цель: формирование у детей младшего дошкольного возраста устойчивого интереса к русским народным и авторским сказкам, книгам.
Задачи:
• Приобщать детей к наследию русской народной культуры посредством русских народных сказок и сказок классиков детской русской литературы;
• Формировать умение внимательно слушать или смотреть сказку, интерес к сказкам, сказочным героям, книгам;
• Формировать грамматический строй речи детей младшего дошкольного возраста на примере речевого образца;
• Стимулировать активное речевое общение у застенчивых детей в игровых ситуациях;
• Развивать артистические способности, воображение, способствовать развитию элементов детского творчества в продуктивной деятельности, а именно совместно со взрослым создавать сказочный сюжет в рисунке, лепке, учить наклеивать готовые формы;
• Воспитывать доброжелательное отношение, стремление к общению со сверстниками и взрослыми;
• Содействовать творческой проектной деятельности по развитию речи у детей совместно с родителями.
Введение
Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Сказки вводят детей в круг необыкновенных событий, происходящих с их героями, и выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. Встреча детей с героями сказок не оставляет их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность, развивает познавательный интерес, коммуникативные способности ребенка. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям.
Актуальность проекта
К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются на сказках и мультфильмах других стран с такими персонажами, как «черепашки Ниндзя», «Трансформеры», «волшебницы Винкс» и др., духовная и воспитательная ценность которых оставляет желать лучшего. Современные русские мультфильмы, несомненно развивающие и поучительные, больше направлены на обучение, чем на духовный мир ребенка. А к книгам, к сожалению, современные дети испытывают все меньший интерес. У большинства родителей нет желания, а порой и возможности почитать книгу со сказками или хотя бы показать мультфильм по мотивам русских сказок и место книг занимают компьютерные игры.
Гипотеза:
В процессе работы естественным образом в результате восприятия художественной литературы, речевой тренировки, игровой и театрализованной деятельности будет происходить развитие речевых процессов детей младшего дошкольного возраста, артистических способностей, воображения, элементов детского творчества. Особую значимость будут играть коммуникативные навыки, направленные не только на бесконфликтное общение детей друг с другом, но и на приобщение детей к наследию русской культуры.
Участие родителей в проекте позволит более глубоко и продуктивно организовать работу по формированию умения внимательно слушать или смотреть сказку, возникновению интереса к сказкам, сказочным героям, книгам у воспитанников.
Объект исследования:
Дети младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования:
Восприятие детьми 3-4 лет художественного произведения (сказки) через игровую и творческую деятельность.
Ожидаемые результаты по проекту :
Предполагаю, что данный проект позволит детям :
- познакомиться с большим количеством русских народных и авторских сказок, будет формировать умение выделять и называть характерные признаки персонажей;
- научит эмоционально и активно воспринимать сказку, участвовать в рассказывании, находить средства выражения образа в мимике, жестах, интонациях;
- научит чувствовать и понимать эмоциональное состояние героев, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами, интонационно выразительно воспроизводить слова и фразы из текста в процессе игр – драматизаций;
- позволит отображать свои впечатления в творческой деятельности: совместно со взрослым создавать сказочный сюжет в рисунке, наклеивать готовые формы, лепить элементарные сказочные персонажи.
Этапы реализации проекта :
Подготовительный
- поиск и изучение литературы по теме проекта;
-формулировка проблемы, планирование, прогнозирование результатов проекта;
- поиск информации в литературе, в интернете, а также в беседе с родителями о проблемах развития речевых процессов детей младшего дошкольного возраста, артистических способностей, воображения, элементов детского творчества;
- подбор наглядного и игрового материала;
- подбор сказок классиков детской русской литературы, сказок русского народа по теме проекта, оформление выставки книг со сказками в группе;
- изготовление дидактических игр, на основе сказок, словесных и подвижных игр с использованием сказочных персонажей;
- подбор статей для родителей по актуальным вопросам гармоничного нравственно-духовного развития личности детей.
Основной - непосредственная деятельность по проекту
- чтение, слушание, театрализация сказок и просмотр мультфильмов по сказкам;
- разучивание повторяющихся в сказке отрывков с детьми;
- использование сказочных сюжетов в игровой и театральной деятельности и ситуативном общении;
- привлечение родителей к активному участию в проекте (чтение сказок, посещение кукольного театра, творчество).
Завершающий
- Изготовление родителями совместно с детьми кукольного театра.
- Развлечение «В гостях у сказки»
Виды детской деятельности:
- познавательная;
- речевая;
- театрализованная;
- игровая;
- художественное творчество.
Формы и методы работы:
- восприятие художественной литературы;
- просмотр мультфильмов по мотивам сказок;
- беседы;
- рассматривание книг со сказками;
- художественная мастерская;
- дидактические настольные игры;
- сюжетно – ролевые игры, игры драматизации;
- тематические выставки.
Составляющие проекта :
Восприятие художественной литературы, просмотр мультфильмов, рассматривание иллюстраций.
Русские народные сказки :
- «Волк и семеро козлят»
- «Теремок»
- «Гуси-лебеди»
- «Петушок – золотой гребешок»
- «Лисичка со скалочкой»
- «Лиса и дрозд»
- «Маша и медведь»
Авторские сказки :
- «Три медведя» Л. Н. Толстой
- «Петух да собака» К. Д. Ушинский
- «Сказка о глупом мышонке» С. Я. Маршак
- «Муха-цокотуха» К. Чуковский
Игры – драматизации, инсценировки, театрализованная деятельность:
- «Колобок»
- «Репка»
- «Курочка Ряба»
- «Маша и медведь»
- «Коза – дереза»
Творческая деятельность:
- Рисование «Колобок катится по дорожке»; «В некотором царстве» (по замыслу)
- Аппликация «Сказочные домики» «Колобок на окошке»
- Лепка «Сказочные герои»
- Конструирование «Сказочный домик с забором» «Сказочные ворота» «Кровати для трех медведей»
Разучивание песенок, танцевальных движений:
- «Антошка»
- «Веселые гуси»;
- «Приходи, сказка!» Ю. Ким.
Игровая деятельность.
Дидактические игры:
- «Угадай, какая сказка» (загадки);
- Лото «Сказки»;
- Кубики «Сказки»;
- «Кто-кто в теремочке живет?»;
- «Угадай героя сказки»;
- «Найди знакомого героя»;
- «Угадай по описанию»;
- «Чудесный мешочек».
Сюжетно-ролевые игры:
- «В театре»;
- «В гости к сказке»;
- «Теремок»
Подвижные игры:
- «У медведя во бору»;
- «Мыши водят хоровод»;
- «Лисонька-лиса»;
- «Зайка серенький сидит»;
- «Лиса и курочки»
Взаимодействие с родителями:
- информирование родителей о содержании и задачах проекта «В гостях у сказки»;
- консультации «Сказка – ложь, да в ней намек», «Воспитание сказкой»;
- папка – передвижка «Что почитать ребенку дома»;
- изготовление кукольного театра своими руками (родители с детьми);
- оформление выставки книг со сказками.
Используемая литература:
1. Куцакова, Л. В. Художественное творчество и конструирование. Авторская парциальная программа. Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. – М, : Мозаика-Синтез
, 2017. – 128с.
2. Петрова, Т. И. Игры и занятия по развитию речи дошкольников / Т. И. Петрова, Е. С. Петрова. - М. : Школьная Пресса, 2004.
3. Теплюк, С. Н. Занятия на прогулке с малышами: пособие для педагогов дошкольных учреждений для работы с детьми 2—4 лет / С. Н. Теплюк. - М., 2006.
4. Интернет- ресурсы