Елена Акулинина
Проект «В стране геометрических фигур»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 5»
Проект
В стране геометрических фигур
Выполнил:
Акулинина Е. Ю.
2018
Актуальность проблемы.
Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Один из показателей интеллектуальной готовности ребёнка к школьному обучению - уровень развития математических и коммуникативных способностей.
Публикация «Проект „В стране геометрических фигур“» размещена в разделах
Среди учебных предметов, вызывающих повышенные трудности в усвоении, математика занимает повышенное место. Естественно, что основой познания является сенсорное развитие, приобретаемое посредством опыта и наблюдений. В процессе чувственного познания формируются представления – образы предметов, их свойств, отношений. На основе практических действий у детей формируются такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение.
Важной задачей является развитие мышления и речи (овладение математической терминологией). Следует значительно больше внимания уделять раскрытию начальных умений индуктивного и дедуктивного мышления, формированию у детей познавательных интересов и способностей. Необходимо отметить, что общие методы познания составляют основу любого научного мышления, в том числе и математического. Знакомство детей с геометрическими фигурами следует рассматривать в двух направлениях: сенсорное восприятие форм геометрических фигур и развитие элементарных математических представлений, элементарного геометрического мышления. Направления эти различны. Ознакомление с геометрическими фигурами в плане сенсорной культуры отличается от их изучения при формировании начальных математических представлений. Однако без чувственного восприятия формы невозможен переход к ее логическому осознанию.
Примерная программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой по образовательной области «Познавательное развитие» (формирование элементарных математических представлений) предусматривает развитие элементарных представлений о признаках предметов, форме, количестве, числе и т. д)
В предлагаемом проекте сделан акцент на то, как педагог может помочь ребенку реализовать творческие возможности в познании окружающего, ведя его от созерцания одиночных и разрозненных фактов к пониманию закономерностей, как содействовать развитию мышления дошкольника. Для этого использовать такие методы, когда знания не даются детям в готовом виде, а постигаются ими путем самостоятельного анализа, сопоставления существенных признаков предметов и явлений, установления взаимозависимостей.
Реализация проекта способствует тому, чтобы ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превратился в активного участника.
Паспорт проекта.
Тема: Познавательно-творческий проект для детей 5-6 лет по развитию элементарных математических представлений «В стране геометрических фигур» через дидактические игры и упражнения.
Тип проекта : Познавательный, творческий, игровой.
Продолжительность проекта : долгосрочный.
База проекта – МКДОУ «Д\с №5» Теремок.
Участники: дети старшей группы №4 «Фантазеры», родители, сотрудники детского сада.
Цель: Повышение уровня математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в организованной и самостоятельной деятельности детей, через дидактические игры и упражнения. - создать условия для усвоения дошкольниками геометрических форм и геометрических тел, обеспечить успешное развитие способностей и мышления детей; развитие свободной творческой личности ребёнка.
Задачи проекта.
Обучающие задачи:
Совершенствовать умения различать и называть плоские и объемные геометрические фигуры. Изображать их схематично. Способствовать формированию умения применять математические знания в нестандартных практических задачах.
-совершенствовать умение выделять совокупности предметов или фигур, обладающих общим свойством, выделять и выражать в речи признаки сходств и различия отдельных предметов и совокупностей.
Развивающие задачи:
Развивать смекалку, зрительную память, воображение, умение сравнивать и анализировать. Способствовать формированию мыслительных процессов, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания. Развить чувство коллективизма, создать эмоциональное настроение детей. Развивать мелкую моторику рук через практическую деятельность детей.
Воспитательные задачи:
Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Содействовать поддержанию интереса к математике, формированию умения трудиться в коллективе, доводить начатое дело до конца.
Формы работы:
Рассматривание, беседы, составление описательных характеристик фигур;
- просмотр презентаций для детей по теме с игровым материалом «Веселая геометрия», «Геометрические фигуры», «Фигуры Поиск на картинке»;
-Дидактические игры («Чем похожи, чем отличаются», «На что похоже», «Найди такую же», «Геометрическое лото», «Разложи в коробки», «Найди свой домик», «Найди свою пару», «Чудесный мешочек», «Политра», «Логические таблицы», «Малыш и краски», «Найди фигуре дом»
Развивающие игры: «Блоки Дьениша», «Танграм», «Пифагор», «Колумбово яйцо", "Монгольская игра".
-Изобразительная деятельность: рисование фигур, лепка, конструирование, моделирование объёмных тел, оригами (волшебный квадрат, штриховка, рисование по трафаретам, шнуровка.
-деление фигур на равные части;
-ориентировка на плане, составление плана;
-познавательно-эстетическое развлечение «Волшебный квадрат» (оригами, аппликация)
- домашние задания: изготовление совместно с родителями плана детской комнаты,
-изготовление дидактических карт «На что похожи фигуры»
Предполагаемый результат:
В процессе реализации проекта «В стране геометрических фигур» дети смогут:
-систематизировать и закрепить свои знания о геометрических фигурах, и геометрических телах. Научаться самостоятельно, планировать и реализовывать работу по моделированию и конструированию геометрических фигур и геометрических тел.
-развить в себе коммуникативные, познавательные и творческие способности.
Работа с родителями в рамках проекта.
Консультация для родителей: «Как помочь ребенку запомнить геометрические фигур»; Консультация для родителей «Сказочная геометрия» Выставка поделок «Геометрические фигуры из корзины» участие в создании книги сказок «Про геометрические фигуры»; консультации «Математика до школы»
Работа с воспитателями: консультация «Развитие познавательной деятельности детей в процессе игр математического содержания». Консультация для воспитателей «Форма и геометрические фигуры»
Продукт проектной деятельности : дидактическое пособие игры («Чем похожи, чем отличаются», «На что похоже», «Найди такую же», «Геометрическое лото», «Разложи в коробки», «Найди свой домик», «Найди свою пару», «Чудесный мешочек», «Политра», «Логические таблицы», и др
Картотека дидактических таблиц «На что похожи фигуры» Составление книга сказок «В стране геометрических фигур»
Практическая значимость
Раскрывается один из показателей подготовки ребёнка к школьному обучению.
Представлен систематизированный материал по развитию математических представлений, памяти, мышления, воображения, мелкой моторики кистей рук с выходом на развитие творческих способностей детей.
Предлагается система разработок игровых упражнений и ситуаций, которые педагоги могли бы использовать в индивидуальной работе с детьми или кружковой работе
Обеспечение:
-методическая литература по теме,
- презентации для детей по теме «Геометрические фигуры»
- наглядный материал (наборы геометрических фигур и геометрических тел, плакаты, карточки с заданиями,
-дидактические и развивающие игры с математическим содержанием (Блоки Дьениша, геометрическое лото, геометрическая мозаики, логические дорожки, -трафареты для свободного рисования фигур,
Наборы конструкторов и строителей из разных материалов (дерево, картон, пластик,
- карточки с заданиями для игр «Танграм», «Блоки Дьениша»
- логические задачи и упражнения,
- пеналы с набором геометрических фигур,
- магнитная доска с набором геометрических фигур,
- художественные средства для изготовления и моделирования геометрических фигур и объемных геометрических тел,
- Настольные игры («сложи узор», «сложи квадрат», «мозаика», «геометрическое лото», «Танграм»)
План реализации проекта :
1. Выбор темы проекта, его типа, количества участников.
2. Постановка проблемы.
3. Постановка цели.
4. Обдумывание шагов по достижению цели, форм и методов работы, распределение ролей.
5. Самостоятельная работа участников проекта по своим задачам.
6. Промежуточное обсуждение полученных данных.
7. Коллективное обсуждение, результаты внешней оценки, выводы.
Этапы реализации проекта
Проект, включает три этапа – подготовительный, исследовательский и заключительный (обобщающий).
Подбор методической, художественной литературы, иллюстративного материала по данной теме.
За основу была принята примерная программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
1. Подготовительный.
Проводились беседы, занятия, привлекались родители к участию в проекте. Через ФЭМП знакомили детей с геометрическими фигурами и телами, учили их давать описание. Через исследовательскую деятельность находили фигуры, тела, цифры и линии в окружающей действительности, в предметах ближайшего окружения, в природе. Через развитие речи составляли описательные рассказы, сочиняли сказки. Через ознакомление с художественной литературой знакомили с произведениями, в которых встречаются предметы круглой формы «Колобок», «Цветик-семицветик» и др. Через физическое воспитание закрепляли в подвижных играх и играх-соревновниях геометрические фигуры, тела. Прошло закрепление знаний детей через разнообразную игровую, продуктивную деятельности. Вместе с родителями дети сочиняли и иллюстрировали сказки.
Работа с детьми.
Перед началом работы по проекту мы провели с детьми беседу о геометрических фигурах, телах, цифрах и линиях. Выяснили их представления о них. Предложили детям схему знакомства:
1. Как называется геометрическая фигура?
2. Описание геометрической фигуры
3. На что они похожи?
4. Где встречается в окружающей действительности?
Создание развивающей среды в группе. Особое внимание уделялось подбору материала для предметно-практической деятельности, дидактических упражнений и игр. Чтобы воплотить идеи проекта, необходимо было организовать игровое пространство таким образом, чтобы дети имели возможность играть с материалом не только в процессе непосредственно образовательной деятельности, но и в самостоятельной деятельности:
- в группе организован уголок «Занимательная математика» с учетом возраста детей данной группы;
- сформирована методическая подборка дидактических игр математического содержания;
- подобран материал для развития мелкой моторики рук;
- пополнена картотека игр направленная на развитие всех видов восприятия, внимания, памяти.
2. Основной, (практический.)
Виды деятельности Задачи Сроки проведения
ОО «Познавательное развитие»
Показ презентации для детей - Рассматривание развивающей книжки «Формы» (подвижные картинки, «Веселая геометрия»
НОД по математическому развитию «Путешествие геометрических фигур» упражнять детей в узнавании и назывании геометрических фигур по двум признакам - цвет и форма; закрепить умение детей разбивать группы предметов по цвету, форме; умение различать и называть плоские и объемные геометрические фигуры, развивать слуховой анализатор; доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности. Сентябрь
НОД по математическому развитию «Геометрические фигуры»
«Деление геометрических фигур на части. Воссоздание целой фигуры из полученных частей, выкладывание предметных и сюжетных картин из полученных фигур по воображению детей.» Игра «Найди такой же», Игра «Кто больше увидит?»
закреплять знания о геометрических фигурах, учить выделять в силуэтах предметов знакомые геометрические фигуры, совершенствовать умение схематически изображать предметы, геометрические фигуры с помощью палочек. -создать условия для усвоения дошкольниками геометрических форм и геометрических тел, обеспечить успешное развитие способностей и мышления детей; развитие свободной творческой личности ребенка. Октябрь
Домашнее задание для совместной работы с родителями: изготовить мини-плакат (формат А 4) с изображением предметов заданной формы для дидактического альбома «Страна Геометрия» родителей в совместную работу с детьми, развитие партнерских отношений Дети, родители в семье
НОД по математическому развитию «"Остров геометрических фигур" рассмотрение таблиц, карточек и плакатов с изображением плоскостных и объемных геометрических тел. Д/И «Чем похожи и чем отличаются фигуры между собой?»
НОД Конструирование геометрических фигур из пластилина и счётных палочек. (Выкладывание фигур из счетных палочек на столе; моделирование фигур из счётных палочек с использование пластилина) Показ презентации с игровым содержанием «Фигуры. Поиск фигур в предметах окружающего мира
Совершенствовать знания о геометрических фигурах (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, ромб, овал); закрепить навыки порядкового счёта в пределах 10;
Развивать геометрическую зоркость : умение сравнивать предметы по форме, находить в ближайшем окружении предметы одинаковой и разной формы,
слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление, конструктивные и творческие способности. Воспитывать интерес к математическим занятиям, стремление оказывать помощь другим, которые оказались в трудной ситуации.
Ноябрь
НОД по познавательному развитию «Четырехугольник»
Игры, на развитие творчества: «Геометрическая мозаика»
Конструирование объемных геометрических тел из цветной бумаги.
Дать представление о четырехугольнике на основе квадрата и прямоугольника, закреплять умение определять пространственное направление относительно другого лица. Декабрь
НОД по познавательному развитию «Путешествие Незнайки в страну геометрии» Д\ и:«Раздели фигуру, используя соответствующую закономерность»… Игровое упражнение «Необычный конверт» (конверт от Незнайки с набором геометрических фигур)
Домашнее задание: составить совместно с родителями план своей комнаты. Изготовление геометрических фигур разной величины и разного цвета из цветного двухстороннего картона для игры в «геометрическую мозаику»
Продолжать учить видеть геометрические фигуры в формах окружающих предметов. Повышение уровня математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в организованной и самостоятельной деятельности детей, через дидактические игры и упражнения.
формировать умение распознавать фигуры независимо от их пространственного положения, изображать, располагать на плоскости, упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам;
Февраль
НОД по познавательному развитию «Математическое путешествие в сказку»
Показ презентации «Геометрические фигуры»
Закрепить знание геометрических фигур.
Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги. Март
ОО «Художественно - эстетическое развитие»
.
НОД по рисованию «Играем в прятки с фигурами» Рисование и штриховка фигур по заданию воспитателя и в свободной деятельности детей.
Обогащать словарь детей: использовать в речи прилагательные, согласовывать их с существительными. Упражнять в
изменении существительных по числам, в подборе слов с противоположным значением и по смыслу. Развивать память, мышление, воображение. Сентябрь
НОД по лепке «Грибы» Домашнее задание: Составление плана кукольной комнаты с использованием геометрических форм. Воспитывать активность и внимательность, эмоциональность на занятии. Закреплять умение лепить предметы или их части круглой, овальной дискообразной формы. Развивать интерес к лепке.
НОД по рисованию
«Рисование медведя с помощью кругов и овалов»
«Дорисуй», «Чем похожи, чем различаются»
«Расскажи про свой узор» расширять представления детей о методе рисования с помощью кругов и овалов. Уточнить представления детей о внешнем виде медведя. Закрепить умение рисовать геометрические фигуры «круг» и «овал»; умение выполнять изображение по образцу. Формировать способность располагать рисунок по центру листа, соблюдать пропорции изображения Октябрь
НОД по аппликации «Цветные домики»,НОД по лепка «Кошкин Дом» Закреплять умение лепить из глины плоские изделия методом барельефа. Учить самостоятельно оформлять поделку и доводить задуманное до конца. Закреплять умение лепить мелкие детали. Продолжать учить понимать и анализировать содержание потешки. Воспитывать отзывчивость и доброту. Ноябрь
НОД по рисованию «Сказочная избушка»Игра «Чудесные пуговки»
вырезанных элементов. НОД лепка «Грузовая машина (Нанесение пластилина на поверхность) «Дорисуй», «Чем похожи, чем различаются» Продолжать учить детей наносить пластилин тонким слоем на заданную поверхность, подбирая пластилин разных цветов. Развивать мышление, творчество. Воспитывать аккуратность. Декабрь
НОД аппликация «Ракета»
ЯнварьНОД по лепке «Стол и стул Учить детей лепить из глины предметы из знакомых форм (квадратных дисков и столбиков, соблюдая пропорции и соотношение частей по размеру. ФевральНОД рисование «Портрет папы»НОД по аппликация
«Поезд»Д\ и: «Что это может быть?» Игру можно повторять неоднократно, используя каждый раз новый материал. Закрепить умение работать с бумагой и клеем, создавать из элементов целостную композицию. Развивать любознательность, мышление, фонетический слух, мелкую моторику. Закреплять умение вырезывать основную часть предмета прямоугольной формы с характерными признаками (закругленные углы) вырезывать и наклеивать части разной формы. Упражнять в вырезывании предметов одинаковой формы из бумаги сложенной гармошкой.
НОД по аппликации «Парус»Март
ОО «Социально - коммуникативное развитие»
Сюжетно ролевые игры: «Почта», «Магазин», «Шоферы» и т. д
Дидактические игры:«Чудесный мешочек», «Домино фигур», «Что лишнее?», Дидактическая игра «Что где лежит?». «Мастерская форм»
Рассмотри все геометрические фигуры и картинки.
- Какие геометрические фигуры ты видишь?
Назови их.
-Чем отличаются круг и овал от других фигур?
- Соотнеси картинку с геометрической фигурой.
-Разложи фигуры в ряд, под каждой из них
положи картинку похожей формы
Настольно – печатные игры «Ассоциации: изучаем геометрические фигуры», Лото «Цвет и форма», «Фигуры» «Форма», блоки «Дьешыша» Развивать наглядно – образное и логическое мышление, операции сравнения и классификации, формировать умение выделять существенные связи между предметами и явлениями.
Игры, на развитие творчества: «Геометрическая мозаика», «Дорисуй», «Чем похожи, чем различаются»
Показ презентации с игровым содержанием «Фигуры.
Поиск фигур в предметах окружающего мира. Развивать творческое воображение, фантазию, умение видеть сходства и различия в предметах.
ОО «Физическое развитие»
Подвижные игры: «Займи свой домик», «Цветные автомобили», «Подбери пару», «Найди свой обруч» Учить детей передвигаться по всей игровой площадке, следить за сохранением правильной осанки во время бега, развивать быстроту реакции.
ОО «Речевое развитие»
Стихи и загадки о треугольнике, круге, квадрате, прямоугольнике.
Стихи и загадки об овале, полукруге.
и загадки о объемных фигурах
Игры с геометрическим театром
рассказов про геометрические фигуры
Закреплять знания о геометрических фигурах, учить называть предмет по его признакам, развивать речь детей. Познакомить детей с новой геометрической фигурой, учить видеть ее отличительные признаки. Сентябрь - март
Картотека дидактических таблиц «На что похожи фигуры»
Составление книга сказок «В стране геометрических фигур»
. Март
3. Заключительный
1. Используя диагностику, выявить уровень элементарных математических представлений у детей старшей группы.
2. Создание презентации по итогам реализации проекта.
3. Выставка поделок «Геометрические фигуры из корзины»
4. Картотека логических таблиц, картотека дидактических игр для математического развития детей.
сказок «В стране геометрических фигур»
Анализ проекта
В ходе реализации проекта удалось создать положительный эмоциональный фон, вызвать интерес к познавательной и мыслительной деятельности детей. Систематизированы и расширены знания детей о геометрических фигурах увлекательным способом- методом проектирования. Дети проявляли в работе самостоятельность, активность, инициативность, творчество.
В совместной продуктивной деятельности с педагогом и родителями были созданы: набор дидактических карт «На что похожи фигуры», набор фигур для геометрической мозаики. Были оформлены выставки моделей геометрических тел из различных материалов (картон, бумага, пластилин, счетные палочки). В последний день работы проекта было проведено познавательно-эстетическое развлечение «Волшебный квадрат». Закончился проект обсуждением с детьми того, что нового они узнали, чему научились, что сделали своими руками. Итог проекта – письмо Незнайке от детей, в котором дети рассказали Незнайке все, что они узнали про геометрические фигуры : какие бывают фигуры, для чего они нужны, где их можно встретить, и в какие игры можно с ними играть
С результатами проекта также были познакомлены родители детей.