Юлия Мителева
Проект в старшей группе «В стране музыкальных инструментов» как средство реализации самостоятельного творчества детей.
▼ Скачать + Заказать документы
Собственный опыт по использованию детских музыкальных инструментов-игрушек в работе с детьми у меня имеется, но не значительный. Поэтому в совместной работе с детьми старшего возраста, музыкальным руководителем и родителями воспитанников мы решили организовать свой музыкальный проект «В стране музыкальных инструментов».
Публикация «Проект в старшей группе „В стране музыкальных инструментов“ как средство реализации самостоятельного творчества детей,» размещена в разделах
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Музыкальные инструменты
- Музыкальные инструменты. Проекты
- Проекты
- Проекты творческие
- Работа музыкального руководителя
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2017
Тип проекта : педагогический, познавательно-творческий.
Участники проекта : воспитатели группы, дети старшей группы, родители воспитанников, музыкальный руководитель.
Возраст детей : 5-6 лет.
Продолжительность проекта : долгосрочный (3 месяца).
Сроки реализации проекта : с 1.10.2016г. - по 30.12.2016г.
Актуальность:
Из всех видов искусства музыка наиболее трудна для понимания ребёнка. Поэтому дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Рассматривая картины, дети учатся понимать живопись, слушая рассказы воспринимают художественное слово, а слушая песни или пьесы, сыгранные на каком- либо музыкальном инструменте, они учатся любить, понимать и осознавать музыку.
Поэтому, особая задача воспитателя и музыкального руководителя, это научить детей воспринимать музыку, и одним из средств восприятия музыки и развития музыкального слуха у детей является собственное музицирование, сюда входит пение, игра на детских музыкальных инструментах и музыкально- ритмические движения.
Играть на инструментах, танцевать и сами себе аккомпанировать? Придумывать музыкальную сказку? Озвучивать стихи? Все это вызывает у детей азарт и восторг, дает эмоциональный всплеск, без которого музыки нет вовсе. Дети любят веселье, смех, движение. Их привлекают необычные по виду музыкальные инструменты, они хотят творить и играть. У них есть свой собственный интерес к музыке, которым педагог не имеет права пренебрегать. Внешняя привлекательность и необычность инструментов - главное, что определяет интерес к нему и желание взять его в руки.
Хочется отметить, что игра на детских музыкальных инструментах в детском саду помогает активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, проявить инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, способность выбирать себе род занятий, способность договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться своим успехам и успехам других.
Для многих детей игра на детских музыкальных инструментах помогает передать чувства, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство не только музыкального развития, но и развития мышления, воображения, памяти, творческих способностей, формирования эмоциональной сферы, обогащение активного словаря, развитие речи, укрепление мелкой моторики пальцев рук.
Всё вышесказанное определяет актуальность моего проекта.
Проблема: Я обратила внимание, что в моей группе есть некоторые проблемы:
- у детей старшей группы имеются затруднения в проявлении инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности, в том числе музыкальной;
- дети в моей группе испытывают затруднения в овладении культурными способами деятельности; в способности выбирать себе род занятий и участников по совместной деятельности;
- обследовав наш музыкальный уголок, мы обнаружили, что у нас малое количество и однообразие музыкальных игрушек-инструментов;
- ограниченные возможности воспитателя в организации режимных моментов и самостоятельной творческой деятельности детей.
Планируемый результат проекта (в соответствии с ФГОС ДО) :
По социально-коммуникативному развитию:
- развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
- становление самостоятельности, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.
По познавательному развитию:
- формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе).
По речевому развитию:
- обогащение активного словаря;
- развитие речевого творчества.
По художественно-эстетическому развитию:
- развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания
музыкальных произведений;
- восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
- реализация самостоятельной творческой деятельности детей.
По физическому развитию:
- становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
- становление ценностей здорового образа жизни;
- овладение подвижными играми с правилами.
Разрабатывая проект «В стране музыкальных инструментов», я использовала «модель трех вопросов» :
Что мы знаем?
- Мы сами издаём звуки.
- Звук помогает нам слышать.
- Звуки есть громкие и тихие.
- Из нескольких звуков получается мелодия.
- Под музыку у нас появляется весёлое или грустное настроение.
- Разные музыкальные инструменты издают разные, непохожие звуки.
Что ещё хотим узнать и сделать?
- Что такое звук и откуда он появился?
- Кто придумал первый музыкальный инструмент?
- Для чего нам нужна музыка?
- Какие есть музыкальные инструменты?
- На чём ещё можно издавать звуки?
- Можно ли самим смастерить музыкальные инструменты?
- Из чего можно сделать музыкальные инструменты?
- Кто такие музыканты?
- Музыкальные профессии?
Как и где можем найти ответы на свои вопросы?
- В книгах.
- Задать вопросы папе, маме, дедушке, бабушке.
- В энциклопедии.
- Провести эксперименты.
- Спросить у старшего друга, брата, сестры.
- Поделиться опытом друг с другом.
- Сходить в музыкальную школу.
Этапы реализации проекта :
1 этап – подготовительный
2 этап – практический
3 этап – заключительный
1 этап - подготовительный:
1. Проведение в группе обсуждение идеи проекта с детьми и родителями:
- обсуждение темы;
- определение мотивов участия детей в предстоящей деятельности;
- составление тематического плана совместных действий с детьми;
- поиск и сбор информации по данной теме, изучение литературы;
- выявление у детей интересующих вопросов по теме проекта;
2. Создание развивающей среды по теме проекта :
- оформление музыкального уголка в группе;
- атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Музыкальная школа», «Музыкальный магазин».
- подбор книг по теме проекта ;
- подбор иллюстративного материала :
1) наглядный: картины, альбомы, фото, карточки с изображениями музыкальных инструментов и музыкантов, играющих на них соло и/или в оркестре;
2) дидактический: карты-схемы (опорные схемы для составления рассказа о музыкальном инструменте, таблица «Виды музыкальных инструментов»;
- раскрасок с изображением музыкальных инструментов;
- картотеки загадок о музыкальных инструментах;
- картотеки дидактических игр, пальчиковой гимнастики, песенного
репертуара о музыкальных инструментах;
- фонотеки с образцами звучания музыкальных инструментов;
- презентаций: «Какие бывают инструменты», «Каким был первый
инструмент», «Лесные музыканты», «Необыкновенный концерт»;
- видеоролики с музыкальными фрагментами;
2 этап - практический:
Реализуется в пяти образовательных областях: социально-коммуникативное,познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие.
Октябрь 1 - 2 неделя
Социально-коммуникативное развитие
- Рассматривание альбомов, фото с изображением музыкальных инструментов.
- Презентация «Какие бывают музыкальные инструменты?»
- Д\И «Третий лишний».
Познавательное развитие
- Знакомство с понятиями: «Звук», «Музыка», «Музыкальный инструмент».
- Беседа об истории возникновения первых музыкальных инструментов.
- Познавательно-исследовательская деятельность (опыты со звуком).
Речевое развитие
- Чтение поговорок, загадок, пословиц о музыкальных инструментах.
- Чтение сказки В. Катаева «Дудочка и кувшинчик».
- Просмотр мультфильма Б. Гримм «Бременские музыканты».
Художественно-эстетическое развитие
- Слушание аудиозаписей детских музыкальных произведений, исполненных на разных музыкальных инструментах.
Физическое развитие
- П\И «Жмурки с музыкальными инструментами».
Работа с родителями:
Информационный материал:
Консультация: «Музыкальное воспитание в семье».
- Обсуждение темы проекта.
- Помощь в сборе информации, музыкальных инструментов, художественной литературы, фотографий, иллюстраций по теме проекта.
- Участие в оформлении альбома «Музыкальная азбука».
3 - 4 неделя
Социально-коммуникативное развитие
- Использование детских музыкальных инструментов- игрушек во время утреннего круга с детьми.
- Экскурсия в музыкальную школу.
- Придумывание загадок про музыкальные инструменты.
Познавательное развитие
- Беседа: «Как появился первый духовой инструмент?»
- Знакомство с духовыми музыкальными инструментами, рассматривание фотоальбомов.
Речевое развитие
- Чтение сказки Ирис Ревю «Сказка про музыкальные инструменты», «Волшебная флейта».
Художественно-эстетическое развитие
- Рисование отгадок к придуманным загадкам (музыкальные инструменты).
- Исполнение попевок, прибауток, песен, аккомпанируя на каком-либо музыкальном инструменте.
Физическое развитие
- П\И «Соберись вокруг своего музыкального инструмента».
- Разучивание дыхательной гимнастики (по методике А. Н. Стрельниковой)
Работа с родителями:
Информационный материал:
Консультация: «Музыкальные инструменты своими руками»
- Помощь в организации экскурсии в музыкальную школу искусств.
- Участие совместно с детьми в домашней мастерской по изготовлению музыкальных инструментов-игрушек из бросового материала.
Ноябрь 1 – 2 неделя
Социально-коммуникативное развитие
- Чтение загадок об ударных и струнных музыкальных инструментах.
- Д\И «Угадай, на чём играю?»
Познавательное развитие
- Знакомство с ударными и струнными музыкальными инструментами, рассматривание фотоальбомов.
- Беседа: «Как появился первый ударный инструмент?», «Как появился первый струнный инструмент?»
Речевое развитие
- Чтение сказок с использованием детских музыкальных инструментов- игрушек : «Ударная семья», «Легенда о барабане», «Три музыкальных медведя и Машенька».
Художественно-эстетическое развитие
- Организация детского шумового оркестра.
- Разукрашивание музыкальных инструментов по трафаретам.
Физическое развитие
- Использование детских музыкальных инструментов- игрушек во время утренней гимнастики, физкультминуток, пробуждения после сна.
- Разучивание пальчиковой гимнастики «Весёлый оркестр».
Работа с родителями:
- Участие в организации детского мини- музея самодельных музыкальных инструментов «Веселый музыкант».
3 – 4 неделя
Социально-коммуникативное развитие
- Д\И «Найди похожий звук», «Подбери инструмент».
- С\Р игра «Музыкальная школа».
- Презентация «Лесные музыканты».
Познавательное развитие
- Рассматривание иллюстраций : «Русские народные музыкальные инструменты».
- Беседа «Для чего людям нужна музыка?»
Речевое развитие
- Чтение стихов о русских народных музыкальных инструментах (с использованием детских музыкальных инструментов-игрушек).
- Чтение сказки: «Бабушкин концерт».
Художественно-эстетическое развитие
- Конструирование из бросового материала «Погремушки».
- Лепка «Свистулька-птичка».
- Рисование «Бала-бала-балалайка, от души на ней сыграй-ка!»
Физическое развитие
- Русская народная подвижная игра «Гори, гори ясно…».
- П\ И: «Раз, два, три (барабан) ко мне беги!»
Работа с родителями:
- Участие в викторине загадок «Музыкальные загадки».
- Участие в конкурсе «Весёлый оркестр» (дети музицируют с мамой).
Информационный материал:
Сундучок идей: «Как организовать оркестр дома?»
Декабрь 1 – 2 неделя
Социально-коммуникативное развитие
- Д\И «Собери оркестр», «Повтори за дирижёром».
- Беседа о правилах поведения в общественных местах
(на концертах, в музее, в музыкальной школе).
Познавательное развитие
- Знакомство с симфоническим оркестром.
- Беседа «Кто такой дирижёр?»
- Беседа с рассматриванием фотографий «Музыкальные профессии».
Речевое развитие
- Составление творческого рассказа со слов «Если бы я учился в музыкальной школе», «Если бы я умел играть на…».
- Просмотр мультфильма р. н. сказки «Садко».
Художественно-эстетическое развитие
- Прослушивание фрагмента из альбома «Времена года» П. И. Чайковского
- Рисование-фантазия «Мы рисуем Музыку!»
- Импровизация сказки с детскими музыкальными инструментами-игрушками «Медведь и пчёлы».
Физическое развитие
- Использование классической музыки во время утренней гимнастики, минутки отдыха, физкультминуток, пальчиковой гимнастики в течение дня.
- П\И «Весёлая погремушка».
Работа с родителями:
Информационный материал:
Памятка: «Рисуем музыку!»
Разучивание стихотворений о музыкальных инструментах с детьми.
3 -4 неделя
Социально-коммуникативное развитие
- Д\И «Меня зовут (Ваня, я играю на (баяне)», «Музыкальный кубик».
- С\Р игра «Мы идём в музыкальный магазин».
Познавательное развитие
- Знакомство и рассматривание фотографий известных музыкантов, композиторов.
- Просмотр видеороликов с музыкальными фрагментами.
- Просмотр мультфильма И. А Крылова «Квартет».
Речевое развитие
- Разгадывание детского кроссворда: «В мире музыки».
- Чтение р. н. сказки «Гусли- самогуды», Т. Н. Дворецкой: «Сладкоголосая Гитарина».
Художественно-эстетическое развитие
- Рисование «Мой фантастический музыкальный инструмент».
- Разучивание новогодних частушек, с использованием детских музыкальных инструментов
- Выступление шумового оркестра на новогоднем празднике на самодельных музыкальных инструментах.
Физическое развитие
- Подвижные игры с музыкальными инструментами.
Работа сродителями:
Кроссворд для родителей:
«Музыкальная шкатулка».
- Помощь родителей в организации новогоднего утренника для детей.
3 этап - заключительный: (презентация проекта)
- выставка мини-музея самодельных музыкальных инструментов «Веселый музыкант» (родители, дети, воспитатели);
- оформление альбома «Музыкальная азбука» (родители, дети, воспитатели);
- выставка - фантазия рисунков «Мы рисуем Музыку!»
- выставка рисунков «Мой фантастический музыкальный инструмент»;
- организация детского шумового оркестра и выступление детей на новогоднем празднике на самодельных музыкальных инструментах;
Результаты реализации проекта : (в соответствии с ФГОС ДО)
- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности;
- проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности;
- способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных
играх;
- ребёнок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других,
сопереживать неудачам и радоваться успехам других;
- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах
деятельности, и прежде всего в игре;
- ребёнок может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний;
- у ребенка развита крупная и мелкая моторика, может контролировать свои движения и управлять ими;
- ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам
поведения и правилам в разных видах деятельности;
- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам;
- склонен наблюдать, экспериментировать;
- знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными
представлениями из области музыки;
- ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Перспектива развития проекта :
1. Данный проект может быть продолжен созданием проектов для детей 6-8 лет
по знакомству с народными музыкальными инструментами стран мира.
2. Создание концертной программы для детей других групп ДОО.
3. Использование опыта игры на музыкальных инструментах в детском саду при проведении
праздников, развлечений для родителей.