Вероника Хоменко
Занятие ООД «В стране музыкальных инструментов»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект музыкальной организованной образовательной деятельности
«Путешествие в страну музыкальных инструментов»
Цель: Введение ребенка в мир искусства через творчество. Используя разные виды деятельности закрепить знания о музыкальных инструментах. Формировать основы культурного наследия народов.
Задачи:
Публикация «Занятие ООД „В стране музыкальных инструментов“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Музыкальные инструменты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2016
• Учить различать музыкальные инструменты по тембру, способу извлечения звука, по национальному колориту, внимательно слушать музыку.
• Формировать певческие навыки народных песен-потешек, прививая интерес и бережное отношение к музыкальному фольклору, использовать их в музыкально-игровой деятельности.
• Развивать умение отгадывать загадки о музыкальных инструментах, двигаться в соответствии с музыкой, развивать чувство ритма, координацию движений.
• Развивать познавательную активность через использование ИКТ.
• Закрепить в речи названия музыкальных инструментов. Побуждать высказываться, делиться личными впечатлениями.
• Воспитывать интерес к игре на детских музыкальных инструментах, желание играть на инструментах, беречь их.
• Способствовать эмоциональному отклику на происходящее, создать хорошее настроение.
Оборудование: Мультимедиа аппаратура, музыкальные инструменты.
Планируемый результат.
Систематизация знаний детей о музыкальных инструментах. Развитие памяти, мышления, речи, слуха, воображения. Развитие мелкой моторики рук, коммуникативных умений и навыков.
Ход музыкальной организованной образовательной деятельности с детьми.
Звучит музыка. В группу входят дети, встают полукругом перед мультимедиа экраном
Приветствие – распевка:
Солнышко ясное, здравствуй! (правая рука вверх- вниз)
Небо прекрасное, здравствуй! (левая рука вверх-вниз)
Все мои подружки (правая рука вправо-вниз)
Все мои друзья (левая рука влево-вниз)
Здравствуйте, ребята! (обе руки в стороны)
Как люблю вас я! (руками рисуют в воздухе силуэт сердца)
Музыкальный руководитель :
Тихо, тихо сядем рядом, входит музыка в наш дом.
Но чтобы она скорее зазвучала, нам нужны музыкальные помощники. Вы догадались, кто они? Правильно, чтобы мы слышали музыку, ее должны исполнять музыкальные инструменты.
Слайд 1. А вы хотите отправиться в страну, где живут музыкальные инструменты? Чтобы узнать про музыкальные инструменты, надо отгадать загадки.
«У него рубашка в складку, любит он плясать вприсядку,
Он и пляшет, и поет — если в руки попадет.
Сорок пуговиц на нем с перламутровым огнем.
Весельчак, а не буян голосистый наш.
Дети: Баян
Слайд 2 – Баян
За обедом суп едят, к вечеру «заговорят»
Деревянные девчонки, музыкальные сестренки.
Поиграй и ты немножко на красивых ярких. (ложках)
Слайд 3 – Ложки
Три струны, а звук какой! С переливами, живой.
Узнаю его в момент самый русский инструмент.
Дети: Балалайка
Слайд 4 – Балалайка
В симфоническом оркестре её голос самый главный,
Самый нежный и певучий, коль смычком проводишь плавно.
Голос трепетный, высокий узнаём мы без ошибки.
Назовите-ка, ребята, инструмент волшебный…
Дети: Скрипка
Слайд 5 – Скрипка
А вы знаете загадки про скрипку?
Дети загадывают загадки про скрипку:
• В лесу вырезана, гладко вытесана, поет-заливается, как называется?
(Скрипка)
• В лесу росла, домой пришла, на печи высохла, без слез заплакала.
(Скрипка)
• Как будто девушка запела, и в зале словно посветлело.
Скользит мелодия так гибко. Затихло все: играет… (Скрипка)
• В руках неумелых скрипит, о мастере старом грустит.
Чарует, волнует, искрится, поет волшебница (Скрипка)
Давайте посмотрим и послушаем, как звучит скрипка.
Слайд 6 – Видео игры на скрипке
Внимательно посмотрите, и скажите, с помощью чего музыкант воспроизводит музыку? (есть смычок) Давайте покажем движениями, как играть на скрипке. А как называется музыкант, который играет на скрипке? (скрипач) Что вы почувствовали, когда звучала скрипка? Что хорошего рассказала вам песня скрипки? (обмен впечатлениями)
Давайте еще раз послушаем это чудесное звучание.
Повторный просмотр видеоролика, на его фоне ребенок читает стихотворение:
«Движенья плавные смычка приводят в трепет струны.
Мотив звучит издалека, поет про вечер лунный.
Как ясен звуков перелив, в них радость и улыбка.
Звучит мечтательный мотив. Спасибо тебе, скрипка!»
Вам понравилось звучание скрипки? А вы знаете, что…
• Скрипки Страдивари, изготовленные в 18 веке, самые дорогие в мире. Считается, что они звучат лучше других скрипок благодаря неразгаданному секрету мастера-изготовителя.
• Альберт Эйнштейн был не только ученым, но и любил играть на скрипке. Однажды он принял участие в концерте в Германии, где поразил зрителей своей игрой.
• Впервые прототип скрипки появился в Индии в 3 веке, далее он попал к персам, арабам, в Северную Африку, Европу. И в Средневековье скрипка обрела привычный для нас вид и звучание.
А теперь послушайте следующую загадку:
«Со скрипкой инструмент похожий, на нем смычком играют тоже.
Звучит он, вызывая добрый дух, и называется…»
Дети: Нин-юх.
Слайд 7-8 – Нин - юх
Мы с вами живет в ХМАО, где живут народы ханты и манси. И конечно, они тоже играют на разных музыкальных инструментах. Один из них называется Нин-юх, что в переводе означает «голос Бога», и называют хантыйской скрипкой.
Слайд 9. Есть много разновидностей этого инструмента.
Нин-юх (нинг-юх) – мужской струнный смычковый музыкальный инструмент, разновидность нерыпи только меньшего размера. Распространён у народов ханты и манси. Нин-юх (нинг-юх) имеет деревянный овальный корпус с двумя или тремя струнами, сделанными из сухожилий оленя (лося) или конского волоса. По внешнему виду и звучанию струн напоминает обычную скрипку. Считается камерным музыкальным инструментом, на котором играли в небольшом обществе по вечерам, поэтому широко применяется на домашних праздниках.
Сейчас мы можем увидеть и услышать, как играют на нин-юхе, и как она звучит, эта хантыйская скрипка. Внимание на экран.
Слайд 10-11 – Видеоролик игры на Нин-юхе.
Вам понравилось звучание на нин-юхе? Конечно, это звучание своеобразное. Зато, по преданию, звучание Нин-юха отгоняло злых духов, потому что ханты и манси считают это звучание голосом Бога. Если вы внимательно смотрели фильм, то могли заметить, с помощью чего играли на этом инструменте? (смычком) В каком положении находился музыкант на нин-юхе? Теперь вы согласны, что нин-юх правильно называют хантыйской скрипкой?
А вот по каким признакам похожи, и чем различаются скрипка классическая и хантыйская, нам поможет игра. Если вы будете правильно называть признаки отличия и сходства, эти инструменты будут двигаться, а значит, отвечать вам. Внимание на экран.
Слайды 12-15 - Дидактическая мультимедиа игра «Найди сходство и отличие»
А сейчас мы с вами немножко отдохнем и поиграем с пальчиками.
Пальчиковая гимнастика «Музыканты»
(дети показывают движения в соответствии с текстом)
Балалайка, балалайка нам сегодня поиграй — ка.
Разверни бока баян. Барабань наш барабан.
Ты рояль, сыграй нам песни, чтобы стало интересней.
Бубен звонкий и тугой, ты звени, стучи и пой.
Заиграй-ка скрипка в лад, всех развесели ребят!
Мы продолжаем наше путешествие по стране музыкальных инструментов. И слушайте следующую загадку.
«Есть бубенчики на нем, по нему мы громко бьем.
С ним сейчас играть мы будем, дайте в руки звонкий … (Бубен)
Слайд 16 – Шаманский бубен.
Но этот бубен не простой. У народов ханты и манси – это шаманский бубен.
Шаманский бубен - это мощнейший ударный музыкальный инструмент неопределённой высоты звучания, состоящий из кожаной мембраны, натянутой на деревянный обод. Бубен был магическим инструментом сибирских и хантыйских шаманов. В шаманских верованиях бубен представлялся ездовым животным шамана - конем или оленем. Он животное, шкура которого использовалась для изготовления кожаного покрытия. В борьбе со злыми силами, бубен становился непробиваемым щитом или луком, и защищал своего хозяина. Если вы хотите проникнуться духом леса, тайги, ветра, тогда, давайте увидим и услышим настоящего хантыйского шамана. Внимание, на экран.
Слайд 17 – Видео игры на шаманском бубне.
А вы знаете, что игрой на этом шаманском бубне народы ханты и манси еще и зазывали тепло. Есть такая хантыйская загадка, слушайте ее внимательно:
«Небесное дерево с тысячей ветвей» Что это?
Дети: Солнце
Слайд 18-19 - Солнце
Как зазывают солнце русские люди?
Исполнение потешки «Солнышко, покажись»
Как зазывают солнце народы ханты и манси?
Исполнение потешки «Ясно, солнышко»
«Ясно солнышко, вставай, нашу тундру согревай.
Сосны, кедры, ели, согревай скорее»
Давайте исполним эту потешку в хороводе с настоящим хантыйским шаманским бубном. (Показ бубна)
Игра «Хэйро» с музицированием на бубне сначала педагогом, затем по выбору ребенком.
В этой стране мы увидели и услышали много разных музыкальных инструментов. Здесь мы встречали русские народные инструменты. Назовите их. (дети называют русские народные инструменты) Мы слушали инструменты хантов и манси. Назовите их. (дети называют хантыйские музыкальные инструменты)
Теперь вы знаете, как много разных музыкальных инструментов нас окружает. И поэтому вы сможете угадать, какой инструмент лишний.
Слайд 20 – Дидактическая мультимедиа игра «Что лишнее» (дети называют лишним инструмент Нин –юх, потому что он хантыйский)
Чтобы в этой стране музыкальных инструментов звучала музыка, мы можем сыграть на музыкальных инструментах. Как называется человек, который играет на музыкальном инструменте? Как называется группа музыкантов?
Слайд 21 – Оркестр
Дети берут на выбор музыкальные инструменты и исполняют ритм вместе с педагогом. Затем этот ритм исполняют в музыкальном произведении.
Игра «Оркестр» (исполняют народную мелодию в аудиозаписи)
Наше путешествие по стране музыкальных инструментов завершается. Давайте вспомним, какие музыкальные инструменты вы слышали? Что интересного вы узнали о музыкальных инструментах? На каких инструментах вы играли? Вам понравилось играть на музыкальных инструментах? Вот и закончилось наше путешествие в страну музыкальных инструментов. Быть может, когда-нибудь вы станете настоящими музыкантами, и мы будем вами гордиться. До скорой встречи!