Елена Панковец
Проект «Музыкальная страна творчества». Презентация проекта «Оркестр русских народных инструментов»
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкальная страна творчества.
Детская любознательность,
если ее удается сохранить,
дает постоянный стимул к развитию.
Н. С. Лейтес
Дошкольное детство – это главный и самый ответственный этап, когда закладываются основы личностного развития: физического, творческого, интеллектуального, эмоционального, коммуникативного. Это период, когда ребёнок начинает осознавать себя и своё место в этом мире, когда он учится общаться, взаимодействовать с другими детьми и с взрослыми.
Публикация «Проект „Музыкальная страна творчества“, Презентация проекта „Оркестр русских народных инструментов“» размещена в разделах
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Народная культура, фольклор
- Оркестр для детей
- Проекты
- Проекты творческие
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2016
Дошкольный период для ребенка- это как маленький волшебный островок, где он готов сразу пуститься в таинственный мир познания, где каждое путешествие наполнено необычными тайнами, загадками, сюрпризами, кладами; и это увлекает ребенка и он готов пройти любые испытания-задания и достичь цели. Психологами доказано, что знания, полученные с интересом, с получением положительных эмоций, с преодолением трудностей, преград и затем достижением результата надолго запоминаются ребенком и развивают все его психические процессы (память, мышление, воображение, внимание).
Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Ведь ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде исследовательской деятельности, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать причинно – следственными, родо–видовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.
Педагог постоянно должен стимулировать детское любопытство, быть готовым к вопросам детей, не сообщать знания в готовом виде, а помочь в ответ на вопрос ребенка получить их самостоятельно, поставив небольшой опыт. Желательно проверить все предложения детей, позволить им в действии убедиться в верности или неверности своих предположений.
В нашем дошкольном учреждении педагоги широко используют метод проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-исследовательская деятельность, решение кроссвордов, шарад, головоломок и т. д. Создаются условия для детской исследовательской деятельности, что позволяет педагогам естественно создать атмосферу творческого единодушия, рождающую радость создания нового, где каждый ребенок может найти себе дело по силам, интересам и способностям.
Проектирование во всех сферах человеческой деятельности становится универсальным инструментарием, позволяющим обеспечить ее системность, целеориентированность и результативность.
Метод проектов - совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся, с обязательной презентацией этих результатов. Проектное обучение можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии с окружающей средой, поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели. В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определенной практической проблемой (темой). Решить проблему или работать над проектом в данном случае значит - применить необходимые знания и умения из различных разделов образовательной программы дошкольников и получить ощутимый результат.
Проекты, вне зависимости от вида нуждаются в постоянном внимании, помощи и сопровождении со стороны взрослых на каждом этапе реализации. Проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.
Трудность внедрения проектной деятельности в образовательный процесс ДОУ заключается в следующем: от педагога требуются большие организационные усилия, активная аналитическая и рефлексивная работа. Работа в ситуации неопределенности (ведь исследование по проекту, вероятнее всего, пойдет по незапланированному педагогом маршруту, поскольку интерес ребенка к вопросу не совпадает с интересом педагога, отказ от привычных схем деятельности требуют от педагога переосмысления собственной деятельности и собственной роли в организации совместной деятельности с детьми. Однако, создание системы продуктивного взаимодействия между участниками образовательного процесса (дети и педагог вовлекают в проект родителей, общаются между собой) в ходе проектной деятельности позволяет развивать у детей такие качества, как социализированность и активность, и создавать продукты, которые можно предъявлять социуму (соответственно, возрастает их социальная значимость для ребенка).
Предлагаем вариант проекта, реализованного с детьми старшего дошкольного возраста. Организация деятельности по данному проекту осуществлялась на основе методики организации проектной деятельности Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. Этот проект направлен на повышение музыкальной компетентности педагогов, родителей и детей по музыкальному воспитанию среди участников образовательного процесса. Проект «Оркестр русских народных инструментов» представляет собой целенаправленную поэтапную работу, имеющую теоретическую, информационную и практическую направленность для знакомства с русскими народными инструментами.
Проект «Оркестр русских народных инструментов».
Вид проекта : исследовательский.
По числу участников: подгрупповой.
Участники проекта : подгруппа детей подготовительной к школе группы Маша А., Юля Д., Кирилл П., Андрей Р., коллектив педагогов ДОУ, родители.
Руководители проекта : Панковец Е. В., музыкальный руководитель, Чернышова Е. А., музыкальный руководитель.
Вид проекта : исследовательский.
Продолжительность проекта : долгосрочный – март - май 2015 года.
Место проведения: МБДОУ г. Иркутска детский сад №122.
Проблема: Почему оркестр называется народным? Какие инструменты нужны для создания оркестра народных инструментов?
Задачи музыкальных руководителей ДОУ :
• Познакомить с русскими народными музыкальными инструментами, с их значимостью для оркестра.
• Познакомить с внешним видом и звучанием русских народных музыкальных инструментов.
• Формировать навыки исследовательской деятельности.
• Развить исследовательский интерес к русским народным музыкальным инструментам.
• Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения за музыкальными инструментами.
• Развивать умение свободно общаться с взрослыми и сверстниками в ходе реализации проекта.
• Обогащать словарный запас детей (оркестр, дирижер, названия русских народных инструментов (трещотка, ложки, балалайка, гусли и т. д).
• Организовать взаимодействие родителей, педагогов и детей ДОУ в ходе реализации проекта.
• Организовать концерт детского коллектива музыкальной школы.
Задачи детей:
• Узнать, почему оркестр называется народным?
• Узнать, какие инструменты есть в народном оркестре?
• Узнать, почему получается громкий звук, когда стучишь ложками? Узнать, как и из чего делают ложки для оркестра? И почему они с таким рисунком?
• Узнать, с помощью каких инструментов можно сыграть частушку?
Задачи родителей:
1. Подготовить загадки, стихи, рисунки о народных инструментах, составить с детьми ребусы о музыкальных инструментах.
2. Посетить концерт оркестра народных инструментов в Иркутской областной филармонии или в детской музыкальной школе.
3. Послушать народную музыку на CD-диске.
4. Поддерживать познавательный интерес ребёнка.
Ресурсное обеспечение:
• Информационные ресурсы:
o Мельникова Л. И., Зимина А. Н. «Детский музыкальный фольклор в ДОУ»,2000 г.
o сборник «Музыка в детском саду» (образовательное пространство ДОУ, статья: Е. Поплянова «А мы на уроке играем!»; 2013 г.
o журнал «Музыкальный руководитель» №1, 2004 год (статья «На дворе у нас играют»;
o сборник «Обучение дошкольников игре на музыкальных инструментах» ( статья: Н. Г. Кононова «Оркестр ложкарей в ДОУ») 1990 г.
o музыкальный уголок в группе : (русские народные инструменты; иллюстрации инструментов, предметные картинки инструментов).
• Материальные ресурсы: детские русские народные музыкальные инструменты, репродукции картин оркестра народных инструментов, CD-диске, проектор, ноутбук.
Реализация проекта :
1. Создание ситуации, в которой ребенок самостоятельно или с помощью педагога приходит к формулировке исследовательской задачи.
Педагог рассказывает, что по радио услышала, как звучали частушки в сопровождении оркестра народных инструментов, было очень красиво. Педагог провоцирует детей к рассуждению, почему этот оркестр называется народным.
Кирилл: оркестр народный, потому что там играет народ.
Андрей: там еще есть народные инструменты.
Педагог предлагает выяснить, почему оркестр называется народным, создать в детском саду оркестр народных инструментов и спеть частушки на выпускном вечере в сопровождении этого оркестра. В ходе беседы формулируется проблема: Почему оркестр называется народным?
Далее педагог говорит, что затрудняется выбрать инструменты для народного оркестра и обращается к детям с просьбой подобрать инструменты для этого оркестра.
1.2. Формулирование исследовательской задачи.
В ходе беседы формулируется задача – узнать, почему оркестр называется народным, какие инструменты нужны для создания оркестра народных инструментов?
Выдвигается гипотеза: оркестр будет народным, если в нем будут звучать народные инструменты.
Маша: Чтобы спеть частушки, нужны русские народные инструменты. Частушки – весёлые песни, и когда играешь на инструментах, всегда весело!
Кирилл: Наверное, надо взять ложки и трещотки. И петь частушки громко.
Андрей: Надо с мамой включить интернет и посмотреть, как выступает оркестр русских народных инструментов.
Юля: Чтобы получился оркестр, надо уметь играть на разных инструментах.
2. Оформление проекта.
2.1. Основной вопрос исследования: Почему оркестр называется народным?
2.2. Проведение опроса, оформление результатов опроса.
Модель трех вопросов:
Что мы знаем?
Что мы хотим узнать? Как мы сможем узнать?
Кирилл:
оркестр народный, потому что там играет народ.
Есть много русских народных инструментов, но для частушек подходят ложки, трещотки и балалайка. Кирилл: Почему балалайка и ложки называются русскими народными инструментами? Может их сделал народ?
Кирилл: Можно спросить у папы или мамы. Надо взять ложки в руки и попробовать сыграть мелодию. Только у нас не получится. Зато удобно стучать ритм.
Маша:
В оркестре есть народные инструменты. Я знаю, что с инструментами надо обращаться бережно. Не бросать, не ломать, не оставлять на солнце. Маша:
Как работает дирижер? Какие инструменты есть в народном оркестре? Маша:Надо ходить в музыкальную школу, там учат детей играть на музыкальных инструментах. Мой друг Серёжа учится играть на балалайке.
Чтобы лучше узнать о музыкальных инструментах, надо ходить на концерт и смотреть на дирижёра.
Андрей: Русские инструменты сделаны из дерева, и потому называются «деревянные». Андрей:
Я хочу узнать, почему получается громкий звук, когда стучишь ложками. Как и из чего сделали ложки?
И почему они с таким рисунком?
Андрей: Надо с бабушкой или мамой сходить на концерт. Там для ребят проходят специальные детские программы, где ведущий рассказывает об инструментах и показывает, как они звучат.
Юля: В оркестре есть инструменты, которые давно придумали наши бабушки и дедушки. Юля:
Как сделали инструмент «трещотка»? Юля:
Посмотреть с папой передачу по телевизору или в интернете.
В ходе опроса выявляются источники информации с точки зрения детей: родители, музыкальная школа, интернет. Предлагаем провести опрос родителей, педагогов, посмотреть информацию в интернете.
Формулируем совместно с детьми вопросы для опроса:
• Почему оркестр называется народным?
• Какие инструменты входят в оркестр народных инструментов?
Результаты опроса выбранных детьми людей:
Вопросы/
Источники информации Какие инструменты входят в оркестр народных инструментов?
Почему оркестр называется «народным»?
1. Бабушка Кирилла Много есть русских народных инструментов : жалейка, рожок, гусли. Балалайка, ложки, трещотки, и многие другие инструменты называются русскими народными, потому что их сделал народ.
2. Мама Маши Даже трещотки, ложки деревянные, бубенцы и баян всегда звучат в оркестре. Это значит, что любой человек, который любит и ценит русскую музыку, может сыграть на любых инструментах.
3. Воспитатель Ольга Владимировна
Я видела в оркестре баян, маленькую гармонику, много бубенцов и домру. Ещё со времён Древней Руси люди сами изготавливали любые деревянные инструменты, чтобы выступать с ними на праздниках.
4. Музыкальный руководитель Елена Владимировна Я знаю, что в народном оркестре есть ксилофон, он похож на металлофон, только планочки у него сделаны из дерева.
Ещё я знаю один из самых древних инструментов на Руси – гусли. О нём упоминается в знакомых нам сказках «Марья-искусница» и «Садко». Потому что они были созданы русскими мастерами, имена которых до нас не дошли, а играли на них простые люди.
В энциклопедии прочитали следующую информацию:
В оркестре русских народных инструментов три группы инструментов : струнные, духовые и ударные. Сама природа как бы разделила инструменты на группы. Ударные - от камня, струнные - от поющей тетивы, медные – от морской раковины, деревянные – от тростинки.
2.3. Выбор наиболее правильного ответа с точки зрения авторов проекта, объяснения правильности.
В ходе беседы после опроса и чтения информации в энциклопедии выяснили: практически все считают, в оркестре русских народных инструментов звучат только русские народные инструменты.
2.4. Обсуждение способов проверки правильного с точки зрения детей ответа, возможности – невозможности проверки.
Рассуждаем, как можно проверить, кто прав, можно ли вообще проверить, кто прав?
Кирилл: Можно попробовать сыграть частушку и на скрипке, только это не будет очень весело. Скрипка играет нежную, плавную мелодию.
Маша: для каждого инструмента нужно взять свои ноты и только по ним играть.
Софья: на гитаре не получится веселье, а с трещотками и ложками – получится.
Муз. руководитель Елена Владимировна предлагает посмотреть в энциклопедии, какие инструменты входят в состав оркестра народных инструментов.
В ходе беседы приходим к выводу: чтобы сыграть частушку, надо взять шумовые инструменты : трещотки, ложки, тарелки, и многие другие русские народные инструменты.
2.5. Экспериментальная деятельность:
Подобрать нужный инструмент (выложить разные детские муз. инструменты : металлофон, погремушку, колокольчики, трещотки, бубен, гитару, арфу, баян, балалайку, дудочку и др.) :
• предложить детям выбрать инструменты для народного оркестра;
• узнать, на каком инструменте можно сыграть мелодию, а на каком – нет;
• попробовать спеть частушки под детскую арфу (Почему не получается).
2.6. Создание лэпбука «Музыкальные инструменты».
2.7. Оформление фото-выставки «Наш оркестр русских народных инструментов».
3. Защита проекта.
• Презентация лэпбука «Музыкальные инструменты» в группах «Аистята», «Котята»».
4. Выступление оркестра на празднике «До свиданья, детский сад!»
5. Рефлексия.
Кирилл: Труднее всего было репетировать, это долго, зато интересно придумывать задания для книги.
Софья: Я потом и в музыкальной школе буду в оркестре играть, только он может быть и не народным.
Маша: Мне понравилось рассказывать про инструменты по книге.
Проектный метод может проходить через все виды детской деятельности в ДОУ, в том числе и музыкальной. Он побуждает педагогов повышать свой профессионально-творческий уровень, что, несомненно, сказывается на качестве образовательного процесса. Подталкивает к активному взаимодействию всех специалистов ДОУ, родителей воспитанников и организации социума. Формирует у дошкольников умение планировать и самостоятельность в решении поставленной проблемы, способствует развитию музыкальной, познавательной и творческой активности.